Введен впервые
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет порядок служебного расследования обстоятельств дорожно-транспортных происшествий и разбора их в предприятиях, организациях и учреждениях Минавтотранса РСФСР.
1.2. Целью служебного расследования является установление обстоятельств, условий и причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, выявление нарушений установленных норм и правил, регламентирующих безопасность дорожного движения, а также разработка мероприятий по устранению причин происшествий.
1.3. Служебному расследованию подлежат все без исключения дорожно-транспортные происшествия с участием подвижного состава Минавтотранса РСФСР.
1.4. Служебное расследование, как правило, должно производиться во взаимодействии с органами дознания, следствия, ГАИ и организациями, несущими ответственность за состояние автомобильной (железной) дороги, речных переправ и других сооружений, а в некоторых случаях в установленном порядке с техническими инспекторами профсоюза.
1.5. Должностные лица, прибывшие на место происшествия раньше органов ГАИ, должны принять меры к оказанию помощи пострадавшим, доставке их в ближайшее медицинское учреждение, к охране места происшествия, транспортного средства и груза. Принять меры к предотвращению "вторичных" происшествий* и выявлению свидетелей происшествия.
Если невозможно движение других транспортных средств, необходимо освободить проезжую часть, предварительно зафиксировав положение транспортных средств и относящихся к происшествию предметов и следов.
2. Порядок и сроки проведения служебного расследования дорожно-транспортных происшествий. Основные вопросы, подлежащие выяснению
2.1 Служебное расследование проводится:
2.1.1. Руководителем транспортного предприятия - всех дорожно-транспорных происшествий, происшедших с принадлежащими предприятию транспортными средствами в срок до 5 суток.
2.1.2. Руководителем территориального объединения - дорожно-транспортных происшествий, повлекших причинение телесных повреждений пяти и более человекам или гибели двух и более человек, а также случаев совершения происшествий водителями в нетрезвом состоянии или на железнодорожных переездах независимо от наличия пострадавших - в срок до 7 суток.
2.1.3. Руководителем республиканского объединения - дорожно-транспортных происшествий (катастроф), повлекших причинение телесных повреждений группе людей (из 8 и более человек) или гибель группы людей (из 4 и более человек) - в течение 7 суток.
2.1.4. Министров или лицом им на то уполномоченным - дорожно-транспортных происшествий с особо тяжкими последствиями.
Срок проведения служебного расследования для предприятий в особых случаях может быть продлен по разрешению начальника Управления главного ревизора по безопасности движения.
2.2. Руководитель, возглавляющий служебное расследование, для его проведения создает комиссию, привлекая к работе в ней необходимых должностных лиц.
2.3. Если возникновение происшествия связано с неудовлетворительным состоянием дороги или несоответствием ее обустройства требованиям действующих нормативных документов, для участия в служебном расследовании приглашаются представители дорожных, коммунальных и других организаций, в ведении которых находятся участки дорог, на которых произошло дорожно-транспортное происшествие.
2.4. Должностные лица, производящие служебное расследование должны:
осмотреть место происшествия и поврежденные транспортные средства; зафиксировать (при необходимости сфотографировать) общий вид места происшествия, положение транспортных средств, участвовавших в происшествии, следы торможения или качения автомобиля, а также предметы, которые могли повлиять на возникновение происшествия;
уточнить необходимые данные у водителей и других лиц, объяснения которых могут иметь значение для выяснения обстоятельств происшествия.
С разрешения работников органов дознания или следствия необходимо:
ознакомиться с протоколами осмотра места происшествия, осмотра транспорта и схемой дорожно-транспортного происшествия и снять с них копии;
осмотреть документы, в частности, удостоверение на право управления транспортным средством, талон технического паспорта, путевой или маршрутный лист, товарно-транспортные документы на перевозимый груз.
Установить:
дату и точное время (местное) происшествия;
место происшествия: в городе - улица, район; на дороге - категорию дороги и в случаях, когда происшествие связано с неудовлетворительными дорожными условиями, - принадлежность и наименование организации, эксплуатирующей дорогу;
модель и номерной знак транспортных средств;
число погибших и раненых (в том числе водителей, пассажиров, пешеходов);
техническое состояние транспортного средства;
характер и степень повреждения транспортного средства и перевозимого груза;
кто управлял транспортным средством - фамилия, имя, отчество, класс, год присвоения квалификации, стаж работы (общий водительский стаж, стаж в данном предприятии, на данном транспортном средстве; по возможности те же сведения о других водителях - участниках происшествия;
состояние водителя - здоров, трезв, утомлен (только по заключению врача);
на каком часу работы водителя произошло происшествие;
цель поездки (по наряду); вид перевозок - международные, междугородные, городские, пригородные. По назначению ли использовалось транспортное средство, нет ли отклонений от маршрута;
вид дорожно-транспортного происшествия;
погодные условия (дождь, снег, туман и т.д.);
условия видимости (на каком расстоянии просматривается дорога, освещенность: темное, светлое время суток, сумерки);
дорожные условия (вид покрытия, состояние проезжей части, подъем, кривая, наличие дорожных знаков и сигналов);
очевидные причины происшествия.
Выяснить:
обстоятельства происшествия;
все нарушения, повлекшие за собой происшествие или способствующие его возникновению;
в отношении водителя, находившегося во время происшествия в нетрезвом состоянии, кроме того необходимо выяснить: при каких обстоятельствах он оказался за рулем в нетрезвом состоянии, явился ли водитель пьяным на работу или употреблял спиртные напитки на работе; кто из должностных лиц проверял его состояние перед выездом на линию; исключает ли система допуска водителей к управлению автомобилями в автотранспортном предприятии возможность выезда в рейс в нетрезвом состоянии, не связано ли употребление спиртных напитков с использованием автомобиля в личных целях.
Выявить:
лиц, в результате нарушений которыми требований, правил, инструкций, приказов, возникло происшествие, и конкретные нарушения каждого из них.
Оценить:
действие водителя и их соответствие Правилам дорожного движения;
дорожные условия и их возможное влияние на возникновение происшествия;
имеется ли связь между причинами возникновения происшествия и упущениями в работе по обеспечению безопасности движения службами предприятия, для чего необходимо проверить:
налажен ли контроль за работой водителей на линии и контроль за правильным оформлением путевых листов и товарно-транспортных документов, исключающий самовольное использование транспорта (отмечается ли время выезда и возвращения в гараж, показания спидометра и т.д.);
принимает ли служба эксплуатации автотранспортного предприятия меры по пресечению нарушений порядка оформления путевых листов и товарно-транспортных документов;
принимаются ли меры к установлению места нахождения водителей, не прибывших своевременно в гараж;
режим работы и отдыха водителя транспортного средства в предшествующий происшествию период;
имелись ли до этого у водителя случаи дорожно-транспортных происшествий и нарушений трудовой и транспортной дисциплины и каким взысканиям он подвергался;
как организовано в предприятии обучение водителей по повышению их профессионального мастерства;
какие меры принимаются к водителям, нарушившим Правила дорожного движения, нормативные документы (перегруз автомобиля, перевозка пассажиров грузовыми автомобилями);
обследовались ли дорожные условия на маршрутах работы автомобилей данного предприятия и принимались ли меры по устранению выявленных недостатков;
проверялось ли нормирование скоростей движения на маршрутах;
выполнялись ли правила перевозки людей на грузовых автомобилях;
техническое состояние автомобиля перед выездом в рейс, кто осуществлял технический контроль и инструктаж водителей, когда и кем производилось техническое обслуживание автомобиля последний раз, какие дефекты были обнаружены и были ли заявки со стороны водителя данного автомобиля на устранение каких-либо дефектов, как эти дефекты были устранены;
как в предприятии организовано техническое обслуживание и ремонт автомобилей; соблюдается ли периодичность технического обслуживания автомобилей;
как работает в предприятии комиссия общественного контроля за безопасностью движения;
соблюдение порядка стажировки водителей.
3. Составление акта служебного расследования дорожно-транспортного происшествия
Акт, как правило, должен состоять из пяти основных разделов:
В первом разделе указывается состав комиссии, проводящей служебное расследование, марки модели и номера транспортных средств, участвовавших в происшествии, их принадлежность; вид перевозок; фамилия, инициалы водителей, место происшествия, последствия, обстоятельства происшествия.
Второй раздел акта "Сведения о дорожных условиях" должен содержать данные о ширине дороги, обочин, покрытии дороги и его состоянии в момент совершения дорожно-транспортного происшествия, условия видимости, наличие дефектов в обустройстве дороги и несоответствие дорожных элементов требованиям СНиПа (если таковое имеется), наличие дорожных знаков и т.д.
В третьем разделе "Сведения о водителе" указывается возраст водителя, классность, разрешающие отметки, стаж работы водителем в данном предприятии, какое время работает на данной марке транспортного средства, когда проходил переподготовку; состояние здоровья в момент совершения происшествия, проходил ли перед выездом медосмотр, на каком часу работы произошло происшествие; были ли ранее у него взыскания администрации и ГАИ (если были - за что), участвовал ли ранее в дорожно-транспортных происшествиях и т.д.
В четвертом разделе "Сведения о транспортном(ых) средстве(ах)" отражаются сведения о техническом состоянии транспортного средства, участвовавшего в ДТП, в частности: его тип, марка, модель, год выпуска, пробег общий и после ТО с указанием даты его проведения, своевременно ли выполнялись заявочные ремонты и т.д. Сведения о другом транспортном средстве(ах)" участвовавших в ДТП.
В пятом разделе "Заключение" или "Выводы" указываются причины происшествия по мнению комиссии и предлагаются меры по устранению недостатков, выявленных в результате проверки. Возбуждено ли уголовное дело.
Дата проведения разбора, количество и категория работников, присутствовавших на разборе.
К акту прилагаются:
копия протокола осмотра места дорожно-транспортного происшествия и осмотра транспорта;
копия схемы дорожно-транспортного происшествия;
объяснения водителей и должностных лиц предприятия, организации, имеющих отношение к возникновению происшествия;
справка о состоянии профилактической работы в предприятии, в которой указываются недостатки, обнаруженные в результате проверки предприятия комиссией, и оценивается их связь с возникновением дорожно-транспортного происшествия;
приказы по предприятию, территориальному объединению, организации с выводами и конкретными мероприятиями по предупреждению дорожно-транспортных происшествий; дисциплинарными воздействиями в отношении должностных лиц, допустивших нарушения;
список погибших и пострадавших с указанием: фамилии, инициалов, года рождения, пола, диагноза (по заключению врача) и других данных.
Акт служебного расследования направляется в организации, проводящие или участвующие в проведении служебного расследования и в вышестоящие организации по подчиненности;
в территориальное объединение - по всем происшествиям с пострадавшими;
в республиканское объединение и Управление Главного ревизора по безопасности движения - с тремя и более погибшими или пятью и более ранеными.
При необходимости акт служебного расследования происшествия представляется органам следствия.
4. Разбор дорожно-транспортных происшествий в предприятии, территориальном объединении
4.1. Руководитель предприятия должен обеспечить контроль за доведением до сведения каждого водителя и других работников предприятия причин и обстоятельств происшествия.
Руководитель предприятия в 5-суточный срок должен лично провести разбор всех происшествий с участием водителей предприятия, в которых есть пострадавшие, или материальный ущерб не менее 450 руб. за исключением случаев, в которых водители предприятия явно невиновны.
4.2. Руководитель территориального объединения по каждому происшествию, при котором погибло два или пострадало пять и более человек, проводит разбор с аппаратом объединения в 7-дневный срок, а также с руководителями подведомственных предприятий - на ближайшем совещании.
______________________________
* Под "вторичным" происшествием понимается происшествие, причины которого связаны с изменениями на дороге в результате данного ДТП
Заместитель Министра |
А.С. Пантелеев |
Согласовано
Директор НИИАТ, к.т.н. |
Г.И. Кузнецов |
19 декабря 1985 г.
Начальник Управления |
И.И. Талицкий |
14 января 1986 г.
Начальник Технического |
А.М. Пешков |
24 февраля 1986 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Руководящий документ РД-200-РСФСР-12-0071-86-15 "Положение о порядке проведения служебного расследования и разбора дорожно-транспортных происшедствий" (утв. Минавтотрансом РСФСР 11 марта 1986 г.)
Текст документа официально опубликован не был
Введен впервые
Разработан: Государственным научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта совместно с Управлением Главного ревизора по безопасности движения Минавтотранса РСФСР
Исполнители: Талицкий И.И. (руководитель разработки), Корнеев А.И. (научный руководитель), Лончинский Б.Ф., Казаков В.Г., Кавцевич К.Ю.
Настоящий руководящий документ разработан на основе приказа Министра автомобильного транспорта от 5.08.75 г. N 13. Регламентирует основные задачи, порядок и сроки проведения служебного расследования дорожно-транспортного происшествия
Работа выполнена в соответствии с Комплексным планом важнейших научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на 1985 г., утверкденным протоколом заседания Коллегии Минавтотранса РСФСР от 20.12.84 г., а также Планом работ по стандартизации и метрологии Минавтотранса РСФСР на 1985 год