Положение
об аттестации контрольного пункта (отделения) по ремонту автосцепного устройства
(Приложение N 11 к Протоколу шестьдесят первого заседания Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества (Баку, 21-22 октября 2014 г.))
введено в действие с 1 января 2015 г.
Вводится взамен действующего Положения
об аттестации контрольного пункта (отделения)
по ремонту автосцепного устройства,
утвержденного на 57 заседании Совета по
железнодорожному транспорту государств-участников
Содружества 16-17 октября 2012 г.
1. Область применения
1.1. Настоящее Положение разработано для руководства при проведении аттестации контрольных пунктов (отделений) по ремонту автосцепного устройства (далее - КПА) согласно требованиям пункта 1.1 "Инструкции по ремонту и обслуживанию автосцепного устройства подвижного состава железных дорог" (утверждена протоколом Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества от 20-21 октября 2010 года N 53).
1.2. Положение распространяется на контрольные пункты (отделения) по ремонту автосцепного устройства ремонтных предприятий, расположенных на территории государств-участников СНГ, Грузии, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики.
1.3. Предприятия, расположенные на территории государств, не попадающих под требования пункта 1.2 настоящего Положения, осуществляющие ремонт и обслуживание автосцепного устройства подвижного состава железных дорог для нужд железнодорожного транспорта государств-участников СНГ, Грузии, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики, обязаны выполнять требования настоящего Положения.
Работы по проведению аттестации проводятся железнодорожной администрацией, заинтересованной в работе данных предприятий.
2. Термины и определения
2.1. Аттестация - проверка соответствия применяемого на предприятии технологического оборудования, технологической оснастки требованиям ремонтной документации, а также возможностей предприятия гарантированно и качественно осуществлять ремонт.
2.2. Держатель подлинника конструкторской документации - организация (предприятие), обладающая подлинником технической документации, осуществляющая их хранение, распространение и имеющая право на внесение изменений в них.
2.3. КПА - контрольные пункты автосцепки депо, отделения по ремонту автосцепки вагоно- и локомотиворемонтных заводов, а также специализированные подразделения предприятий по ремонту подвижного состава любой формы собственности согласно "Инструкции по ремонту и обслуживанию автосцепного устройства подвижного состава железных дорог" (утверждена протоколом Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества от 20-21 октября 2010 года N 53).
2.4. Удостоверение - удостоверение, подтверждающего, что КПА располагает всеми необходимыми условиями для осуществления работ по проверке и ремонту автосцепного устройства подвижного состава.
3. Общие положения
3.1. Аттестация проводится железнодорожной администрацией или другой организацией ею уполномоченной.
3.2. Аттестация проводится на соответствие требованиям:
- нормативной документации, утвержденной железнодорожной администрацией;
- ремонтной документации, утвержденной Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества;
- ремонтной документации в соответствии с ГОСТ 2.602-95.
3.3. Аттестация участков неразрушающего контроля и средств диагностики проводится в соответствии с "Правилами по неразрушающему контролю вагонов, их деталей и составных частей при ремонте. Общие положения", утвержденными Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества (протокол от 16-17 октября 2012 г. N 57).
3.4. Устанавливаются следующие виды аттестации КПА:
- первичная аттестация;
- аттестация при расширении области деятельности КПА;
- периодическая (плановая) аттестация;
- внеочередная (внеплановая) аттестация.
3.4.1. Первичная аттестация проводится при вводе в эксплуатацию вновь организованного КПА или при смене юридического лица.
3.4.2. Аттестация при расширении области деятельности КПА проводится в случае расширении области деятельности (освоения новых видов работ, дооснащения и т.д.).
3.4.3. Периодическая (плановая) аттестация проводится не реже одного раза в 5 лет.
3.4.4. Внеочередная (внеплановая) аттестация проводится:
3.4.4.1. в случае возобновления действия ранее выданного Удостоверения, действие которого было приостановлено по решению органов государственного контроля и надзора и (или) судебного решения;
3.4.4.2. в целях определения необходимости приостановления действия или изъятия ранее выданного Удостоверения при получении железнодорожной администрацией достаточной (обоснованной) информации от органов государственного контроля и надзора, заказчика (потребителя) продукции и (или) владельца железнодорожной инфраструктуры о низком качестве ремонта.
4. Требования к кпа при проведении аттестации
4.1. Наличие в КПА производственных участков в соответствии с перечнем, приведенным в Приложении А к настоящему Положению.
4.2. Состояние КПА оценивается по следующим критериям:
- технологическая оснащенность;
- наличие нормативной и технологической документации;
- легитимность используемых запасных частей и комплектующих;
- состав рабочего персонала;
- уровень профессиональной подготовки персонала.
4.2.1. Технологическая оснащенность включает в себя наличие:
- не менее 2-х комплектов проверочных шаблонов и других средств измерений, поверенных (калиброванных) в соответствии с действующим на территории государства законодательством, перечень которых приведен в Приложении Б к настоящему Положению;
- испытательного оборудования для проверки энергоемкости всех типов поглощающих аппаратов;
- работоспособного станочного, сварочного, грузоподъемного оборудования, технологической оснастки и средств неразрушающего контроля, примерный перечень которых приведен в Приложении В к настоящему Положению;
- запасных частей и расходных материалов, необходимых для выполнения ремонта, применение которых предусмотрено ремонтными документами, указанными в пункте 3.2 настоящего Положения;
- выписок из технологических процессов и плакатов по конструкции и ремонту деталей автосцепного устройства.
4.2.2. Перечень нормативной и технологической документации должен включать:
- ремонтную документацию, утвержденную Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества;
- ремонтную документацию в соответствии с ГОСТ 2.602-95;
- учтенный экземпляр типового технологического процесса на ремонт автосцепного устройства;
- комплект документов на технологический процесс ремонта автосцепного устройства, утвержденный руководителем предприятия;
- ремонтную документация на детали и узлы автосцепного устройства заводов-изготовителей в соответствии с пунктом 1.15 "Инструкции по ремонту и обслуживанию автосцепного устройства подвижного состава железных дорог" (утверждена протоколом Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества от 20-21 октября 2010 года N 53);
- в случае ремонта деталей и узлов автосцепного устройства, не представленных в "Инструкции по ремонту и обслуживанию автосцепного устройства подвижного состава железных дорог" - ремонтную документацию в соответствии с ГОСТ 2.602-95, разработанную держателем подлинника конструкторской документации или организацией им уполномоченной.
При оценке применяемого технологического процесса и его соблюдения при проверке и ремонте автосцепного устройств учитывается соответствие технологического процесса нормативным документам по ремонту автосцепного устройства и соблюдение персоналом его технологических операций.
4.2.3. Легитимность используемых запасных частей и комплектующих подтверждается наличием:
- документов на поставку, сопроводительных документов;
- сертификатов соответствия (деклараций), в случае если запасные части и комплектующие подлежат обязательному подтверждению соответствия;
- необходимой маркировки на запасных частях и комплектующих, а также клейм условного номера предприятия-изготовителя, в случаях, если запасные части и комплектующие подлежат клеймению условным номером.
4.2.4. Оценка уровня профессиональной подготовки кадров КПА производится по следующим параметрам:
- наличие у руководителя КПА (мастера), бригадиров, сварщиков, дефектоскопистов и других работников КПА документов (удостоверений, сертификатов и т.д.), подтверждающих их квалификацию (квалификационный разряд, уровень и т.д.);
- состояние и наличие базы для проведения технической учебы, а также документы, подтверждающие ее периодическое проведение.
5. Порядок аттестации
5.1. Проведение первичной аттестации
5.1.1. Для подготовки к проведению первичной аттестации руководитель ремонтного предприятия, имеющего в своей структуре КПА, своим распоряжением назначает рабочую аттестационную комиссию, в состав которой входят:
- главный инженер (технический директор) или руководитель, отвечающий за техническое развитие ремонтного предприятия - председатель комиссии;
- начальник или специалист подразделения ремонтного предприятия, ведающий вопросами технического развития, разработки и соблюдения технологии полного осмотра и ремонта автосцепного устройства;
- представитель метрологической службы;
- должностное лицо, осуществляющее приемку подвижного состава из ремонта;
- руководитель подразделения (мастер), ответственный за КПА.
5.1.2. Рабочая аттестационная комиссия проводит предварительную аттестацию производственных участков КПА, указанных в Приложении А к настоящему Положению, составляет акт о соответствии КПА требованиям, указанным в разделе 4 настоящего Положения, и в случае положительных результатов готовит представление на аттестацию КПА железнодорожной администрацией.
5.1.3. Представление на аттестацию должно быть подписано руководителем предприятия и иметь в качестве приложений следующие документы:
- акт в соответствии с пунктом 5.1.2 настоящего Положения, подписанный председателем и членами комиссии;
- перечень нормативной и технической документации, регламентирующий работу КПА, с указанием объема ремонта в одну смену;
- перечень технологического оборудования, оснастки, испытательного оборудования, средств измерений и допускового контроля, средств неразрушающего контроля (с указанием сроков их последней аттестации или калибровки (поверки) и ее периодичности), составленные в соответствии с Приложениями Б и В к настоящему Положению;
- список исполнителей работ в КПА с указанием номеров удостоверений (сертификатов), сроков их действий, квалификации;
- копии титульных листов технологических процессов ремонта автосцепного устройства, утвержденные руководителем предприятия;
- копия свидетельства об аттестации (аттестата аккредитации) подразделения (лаборатории) неразрушающего контроля или договора об оказании услуг аккредитованной (аттестованной) лабораторией НК.
5.1.4. Представление на аттестацию КПА, оформленное с учетом требований пункта 5.1.3 настоящего Положения, подписывается руководителем ремонтного предприятия и направляется в железнодорожную администрацию.
Документы рабочей аттестационной комиссии являются основой для проведения аттестации КПА железнодорожной администрацией или уполномоченной ею организацией.
5.1.5. Первичную аттестацию КПА проводит аттестационная комиссия, в состав которой должны входить:
- представители железнодорожной администрации или уполномоченной ею организации (председатель комиссии);
- руководитель аттестуемого ремонтного предприятия;
- представители других организаций, рекомендованных железнодорожной администрацией.
5.1.6. Аттестационная комиссия на ремонтном предприятии рассматривает документы, осматривает производственные участки, оформляет соответствующий акт с предложением по рекомендуемым видам работ. Рекомендуемая форма акта приведена в Приложении Г к настоящему Положению.
5.1.7. При положительных результатах аттестации железнодорожная администрация выдает предприятию Удостоверение. Форма Удостоверения приведена в Приложении Д к настоящему Положению. Удостоверение выдается на срок, не превышающий 5 (пять) лет.
При первичной аттестации одновременно проводятся работы по присвоению условного номера клеймения в соответствии с "Положением об условных номерах клеймения железнодорожного подвижного состава и его составных частей", утвержденным на 55-ом заседании Совета по железнодорожному транспорту.
5.1.8. При отрицательных результатах аттестации Удостоверение не выдается, а деятельность КПА приостанавливается до приведения в соответствие с требованиями настоящего Положения.
5.2. Проведение аттестации при расширении области деятельности контрольного пункта (отделения) по ремонту автосцепного устройства
5.2.1. Аттестация при расширении области деятельности КПА проводится в соответствии с пунктами раздела 5.1 настоящего Положения.
5.2.2. При положительных результатах аттестации железнодорожная администрация выдает предприятию новое Удостоверение с указанием в нем дополнительных работ, расширяющих область деятельности КПА. Форма Удостоверения приведена в Приложении Д к настоящему Положению. Удостоверение выдается на срок, не превышающий 5 (пять) лет.
5.2.3. При отрицательных результатах аттестации, новое Удостоверение на расширение деятельности КПА не выдается до приведения в соответствие с требованиями настоящего Положения с назначением внеочередной аттестации.
5.3. Проведение периодической (плановой) аттестации
5.3.1. Периодическая (плановая) аттестация проводится в соответствии с пунктами раздела 5.1 настоящего Положения.
5.3.2. При положительных результатах аттестации железнодорожная администрация выдает предприятию новое Удостоверение. Форма Удостоверения приведена в Приложении Д к настоящему Положению. Удостоверение выдается на срок, не превышающий 5 (пять) лет.
5.3.3. При отрицательных результатах аттестации, новое Удостоверение не выдается, а деятельность КПА и действие ранее выданного Удостоверения приостанавливается до приведения в соответствие с требованиями настоящего Положения с назначением внеочередной аттестации.
5.4. Проведение внеочередной (внеплановой) аттестации
5.4.1. Внеочередная (внеплановая) аттестация в случае возобновления деятельности КПА и действия ранее выданного Удостоверения, действие которого было приостановлено по решению органов государственного контроля и надзора и (или) судебного решения проводится в соответствии с пунктами раздела 5.1 настоящего Положения.
5.4.2. Внеочередная (внеплановая) аттестация в целях определения необходимости приостановления действия деятельности КПА и действия или изъятия ранее выданного Удостоверения при получении железнодорожной администрацией достаточной (обоснованной) информации от органов государственного контроля и надзора, заказчика (потребителя) продукции и (или) владельца железнодорожной инфраструктуры о низком качестве ремонта проводится в соответствии с пунктами раздела 5.1 настоящего Положения.
5.4.3. При положительных результатах аттестации железнодорожная администрация дает разрешение на возобновление деятельности КПА и сохраняет действие ранее выданного Удостоверения.
5.4.4. При отрицательных результатах аттестации имеющееся Удостоверение изымается и деятельность КПА приостанавливается до приведения в соответствие с требованиями настоящего Положения с назначением внеочередной аттестации.
6. Порядок приостановления действия или изъятия удостоверения
При получении информации в соответствии с пунктом 3.4.4.2 настоящего Положения железнодорожная администрация для принятия решения о приостановлении деятельности КПА и действия или изъятии Удостоверения руководствуется результатами внеочередной (внеплановой) аттестации, проведенной железнодорожной администрацией или организацией ею уполномоченной в соответствии с пунктами раздела 5.4 настоящего Положения.
7. Порядок информирования о приостановленении, изъятии или возобновлении действия удостоверения
В случаях приостановления действия, изъятия или возобновления действия Удостоверения железнодорожная администрация информирует предприятие и Дирекцию Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества.
Дирекция Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества в кратчайший срок информирует железнодорожные администрации и ИВЦ ЖА о приостановке (возобновлении) действия условного номера предприятия .
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Положение об аттестации контрольного пункта (отделения) по ремонту автосцепного устройства (Приложение N 11 к Протоколу шестьдесят первого заседания Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества (Баку, 21-22 октября 2014 г.))
Текст Положения опубликован в газете "Транспорт России" от 6-12 марта 2017 г. N 10
1. Разработано: Федеральным агентством железнодорожного транспорта Российской Федерации
2. Внесено: Федеральным агентством железнодорожного транспорта Российской Федерации
3. Утверждено и введено в действие с 1 января 2015 г.
4. Вводится взамен действующего Положения об аттестации контрольного пункта (отделения) по ремонту автосцепного устройства, утвержденного на 57 заседании Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества 16-17 октября 2012 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Протокол семьдесят шестого заседания Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества (Москва, 15 июня 2022 г.)
Изменения вступают в силу с 1 января 2023 г.