Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 19 ноября 2014 г. N 51-АПГ14-3
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Анишиной В.И.,
судей Абакумовой И.Д. и Александрова В.Н.
при секретаре Акулове Д.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело
по заявлению закрытого акционерного общества "Гея"
о признании недействующим подпункта 7 графы 3 Списка земельных участков, расположенных в границах Алтайского района Алтайского края, переводимых из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда, являющегося приложением к постановлению администрации Алтайского района Алтайского края от 15 апреля 2009 г. N 154 "О переводе земельных участков, расположенных в границах Алтайского района Алтайского края, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда"
по апелляционной жалобе закрытого акционерного общества "Гея"
на решение Алтайского краевого суда от 26 июня 2014 г., которым в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., представителей ЗАО "Гея" Солосину Л.Ю., Гаврина Я.В., Лукьянец А.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда должно быть оставлено без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
управление лесами Алтайского края обратилось в администрацию Алтайского края с ходатайством от 20 марта 2009 г. о переводе участков в составе земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда.
По результатам рассмотрения ходатайства администрация Алтайского края приняла Постановление от 15 апреля 2009 г. N 154 "О переводе земельных участков, расположенных в границах Алтайского района Алтайского края, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда" (далее - Постановление N 154).
В числе прочих в категорию земель лесного фонда переведены земельные участки с кадастровыми номерами :676-:989, находящиеся в кадастровом квартале 22:02:260003 (подпункт 7 графы 3 приложения к Постановлению N 154).
Постановление N 154 вместе с приложением опубликовано в апреле 2009 года в Сборнике законодательства Алтайского края N 156, часть 1, который является официальным источником опубликования нормативных правовых актов Администрации Алтайского края.
Заявитель полагает, что перевод земельных участков, указанных в подпункте 7 графы 3 приложения к Постановлению N 154, из состава земель одной категории в другую осуществлен с нарушением порядка, установленного частью 4 статьи 2 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ (далее - Закон N 172-ФЗ), а именно без получения согласия правообладателя земельных участков - закрытого акционерного общества "Гея" (далее - ЗАО "Гея"). Данные земельные участки входят в состав земельного участка, принадлежащего ЗАО "Гея" на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Кроме того, заявитель считает, что Постановление N 154 существенно нарушает его права и законные интересы, поскольку земли лесного фонда в отличие от земель сельскохозяйственного назначения не предоставляются в частную собственность.
Решением Алтайского краевого суда от 26 июня 2014 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе ЗАО "Гея" просит решение суда первой инстанции отменить, как принятое с нарушением норм материального права и процессуального права, и принять новое решение.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, администрацией Алтайского края и прокурором, участвующим в деле, поданы возражения.
Администрация Алтайского края и прокуратура Алтайского края извещены о времени и месте рассмотрения жалобы своевременно и в надлежащей форме. Представители в заседание суда апелляционной инстанции не явились. На основании части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно апелляционных жалобы, представления, и вправе в интересах законности проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Согласно пунктам "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со статьей 2 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из Земельного кодекса Российской Федерации, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. На основании и во исполнение Земельного кодекса Российской Федерации, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
В статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования. Земли сельскохозяйственного назначения и земли лесного фонда выделены в самостоятельные категории земель (пункты 1 и 5 части 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.
Согласно части 3 указанной статьи нарушение установленного Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.
Статьей 2 Закона N 172-ФЗ предусмотрено, что для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
Согласно части 3 указанной статьи в ходатайстве о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую указываются: кадастровый номер земельного участка; категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить; обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую; права на земельный участок.
Из пункта 5 части 4 указанной статьи следует, что к ходатайству в числе других документов прилагается согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую.
Пунктом 5 части 1 статьи 7 Закона N 172-ФЗ предусмотрено, что перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных с включением непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства земель в состав земель лесного фонда, земель водного фонда или земель запаса.
Суд первой инстанции, исходя из положений статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации, подпунктов 1, 2, 3 статьи 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ, части 2 статьи 15 Закона N 172-ФЗ, статьи 86 Устава Алтайского края, статей 28, 30, 33, 36 Закона Алтайского края от 9 ноября 2006 г. N 122-ЗС "О правотворческой деятельности", подпунктов 2, 6 статьи 3 Закона Алтайского края от 4 февраля 2007 г. N 12-ЗС "О полномочиях органов государственной власти Алтайского края в сфере управления и распоряжения земельными участками в Алтайском крае", сделал правильный вывод об издании Постановления N 154 правомочным органом, в пределах предоставленных ему полномочий и о надлежащем опубликовании оспариваемого нормативного правового акта.
Судом также установлено и не оспаривается заявителем, что ходатайство управления лесами Алтайского края от 20 марта 2009 г. N 02-05/228 о переводе земельных участков, покрытых лесной растительностью, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда соответствовало требованиям части 3 статьи 2 Закона N 172-ФЗ.
Довод апелляционной жалобы о том, что в нарушение требований пункта 5 части 4 статьи 2 Закона N 172-ФЗ к ходатайству не было приложено согласие правообладателя - ЗАО "Гея", Судебной коллегией по административным делам Верховного Суда Российской Федерации отклоняется.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ЗАО "Гея" на праве постоянного бессрочного пользования владеет участком лесного фонда, расположенного по адресу: Алтайский край, Алтайский район, село Белое, Центральная улица, участок 14, с условным номером 22:02:10:01:01:10 (свидетельство о государственной регистрации права от 27 августа 2010 г. серия 22 АВ N 548651), которому 15 ноября 2013 г. присвоен кадастровый номер 22:02:000000:215.
Из кадастрового паспорта земельного участка, сообщения филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Алтайскому краю от 20 января 2014 г. N 00201/14-ДК, имеющихся в материалах дела, следует, что указанный участок лесного фонда является ранее учтенным, то есть объектом недвижимости, государственный кадастровый учет которого не осуществлен, но права на который зарегистрированы и не прекращены и которому присвоен органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условный номер в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Таким образом, граница земельного участка, в отношении которого ЗАО "Гея" является правообладателем, не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, а межевое дело по установлению границ земельного участка отсутствует.
Исследовав и оценив указанные обстоятельства и представленные в дело документы, суд первой инстанции установил, что оспариваемый подпункт 7 графы 3 приложения к Постановлению N 154 касается земельных участков с кадастровыми номерами 22:02:260003:676 - 22:02:260003:989, в отношении которых отсутствуют безусловные доказательства того, что ЗАО "Гея" является их правообладателем. Суд сделал обоснованный вывод, что отсутствие согласия заявителя на перевод указанных земельных участков из одной категории в другую не свидетельствует о нарушении процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта.
Довод апелляционной жалобы о нарушении судом норм процессуального права, выразившемся в отказе в назначении экспертизы по вопросам принадлежности земельных участков, указанных в подпункте 7 графы 3 приложения к Постановлению N 154, земельному участку, находящемуся во владении заявителя, также не может явиться основанием к отмене решения суда, поскольку согласно статье 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации объем доказательств по делу устанавливается судом и предусмотренное статьей 79 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полномочие суда по назначению экспертизы вытекает из принципа самостоятельности судебной власти.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, аналогичны позиции заявителя, изложенной при рассмотрении дела в суде первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка. Судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен закон, подлежащий применению к данным правоотношениям, решение суда является законным и обоснованным и оснований для его отмены не усматривается.
На основании изложенного, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Алтайского краевого суда от 26 июня 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Гея" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Анишина В.И. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Александров В.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 19 ноября 2014 г. N 51-АПГ14-3
Текст определения официально опубликован не был