Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 30 марта 2011 г. N 19-ВПР11-3
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Ксенофонтовой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Главного управления внутренних дел по Ставропольскому краю об оспаривании решений и действий прокуратуры Ставропольского края по надзорной жалобе прокурора Ставропольского края на решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 1 июня 2010 г., определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 29 июня 2010 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., объяснение представителя прокуратуры Ставропольского края по доверенности прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., поддержавшей доводы жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
19 мая 2010 г. за подписью первого заместителя прокурора Ставропольского края в Главное управление внутренних дел по Ставропольскому краю (далее ГУВД) поступил запрос от 18 мая 2010 г. предоставить сотрудникам прокуратуры Ставропольского края личные дела сотрудников ГУВД по Ставропольскому краю, материалы проверок, проведенных в отношении сотрудников ГУВД, а также другие материалы и документы, необходимость в предоставлении которых возникнет у сотрудников прокуратуры в ходе проверки.
20 мая 2010 г. в ГУВД поступило обращение, в котором заместитель прокурора края предложил предоставить уполномоченным лицам прокуратуры Ставропольского края возможность ознакомиться со сведениями о доходах сотрудников ГУВД, об имуществе и обязательствах имущественного характера (в том числе супругов и несовершеннолетних детей), а также с материалами и документами по вопросам соблюдения установленных запретов и ограничений при прохождении службы в органах внутренних дел, урегулирования конфликтов интересов лиц, проходящих службу в органах внутренних дел, выполнение ими обязанности уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, иных документов и материалов, необходимость предоставления которых возникнет в процессе ознакомления, с предоставлением в последующем копий необходимых документов.
Кроме того, предлагалось в срок до 24 мая 2010 г. предоставить в прокуратуру Ставропольского края список лиц, проходящих службу в подразделениях аппарата ГУВД с разбивкой по соответствующим подразделениям, а также информацию об имеющихся фактах в период 2008-2009 годы, январь-апрель 2010 года разглашения сотрудниками ГУВД или использования в целях, не связанных со службой, сведений, отнесенных в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, служебной информации; сообщить, проводились ли служебные проверки по данным фактам, а также по фактам несоблюдения сотрудниками, проходящими службу в ГУВД, ограничений и запретов, связанных с ее прохождением, указать результаты служебных проверок; проводились ли проверки достоверности и полноты представленных сотрудниками ГУВД сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (в том числе супругов и несовершеннолетних детей), указать результаты; имели ли место факты прекращения трудовых отношений с лицами, допустившими нарушения закона при предоставлении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также в случае несоблюдения ими установленных запретов и ограничений при прохождении службы в органах внутренних дел.
Не соглашаясь с предъявленными требованиями прокуратуры Ставропольского края, ГУВД по Ставропольскому краю обратилось в суд с заявлениями о признании незаконными действия прокуратуры Ставропольского края по истребованию документов, материалов и сведений, перечисленных в запросах от 18 и 20 мая 2010 года, гражданские дела по которым определением Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 27 мая 2010 года объединены в одно производство (лист дела 61-62).
Решением Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 1 июня 2010 г. заявленные требования удовлетворены частично: признаны незаконными действия прокуратуры Ставропольского края по истребованию личных дел сотрудников ГУВД по Ставропольскому краю, материалов проверок, проведенных в отношении сотрудников ГУВД, а также других материалов и документов согласно запросу от 18 мая 2010 г., а также по истребованию и предоставлению для ознакомления уполномоченным лицам краевой прокуратуры материалов и документов по вопросам соблюдения установленных запретов и ограничений при прохождении службы, урегулирования конфликтов интересов лиц, проходящих службу в органах внутренних дел, выполнения ими обязанности уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, иных документов и материалов, необходимость предоставления которых возникнет в процессе ознакомления, с предоставлением в последующем копий необходимых документов.
Этим же решением отказано в удовлетворении заявления о признании незаконными остальных требований прокуратуры Ставропольского края, изложенных в запросе от 20 мая 2010 года.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 29 июня 2010 г. указанное решение оставлено без изменения.
Определением судьи Ставропольского краевого суда от 11 августа 2010 г. в передаче надзорной жалобы прокурора Ставропольского края для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции отказано.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 2 декабря 2010 г. прокурору Ставропольского края отказано в передаче надзорной жалобы для рассмотрения в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
28 января 2011 г. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации.
Определением Первого заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2011 г. определение судьи Верховного Суда Российской Федерации от 2 декабря 2010 г. отменено, надзорная жалоба прокурора Ставропольского края с гражданским делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
В надзорной жалобе прокурором Ставропольского края ставится вопрос об отмене судебных постановлений по делу в части удовлетворения заявленных требований ГУВД по Ставропольскому краю и направлении дела на новое рассмотрение в виду несоответствия нормам материального права и фактическим обстоятельствам.
Проверив материалы дела, обсудив обоснованность доводов жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
В силу статьи 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что судами первой и кассационной инстанций при рассмотрении настоящего дела допущено такого характера существенное нарушение норм материального права.
Удовлетворяя заявление в части требований о предоставлении личных дел сотрудников ГУВД, материалов, необходимость в предоставлении которых возможно возникнет в ходе проверки, а также требований о предоставлении копий документов, без указания в запросах конкретных документов и обоснования нормами закона, суд, ссылаясь на статью 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" от 17 января 1992 г. N 2202-I, на пункт 1 статьи 3, статьи 6, 7 Федерального закона "О персональных данных" от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ, пункт 5 статьи 14 Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации" от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ, часть 2 статьи 9 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и защите информации" от 26 июля 2006 г. N 149-ФЗ, пришел к выводу о том, что предоставление информации о персональных данных субъекта по запросу прокурора федеральным законодательством не предусмотрено, при направлении запросов не соблюден установленный порядок, поскольку не указана цель получения информации, а также основание для проведения проверки, каковым является наличие сообщения о нарушениях закона.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и защите информации" следует читать как "от 27 июля 2006 г."
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит данный вывод судебных инстанций постановленным на ошибочном толковании норм материального права, без учета следующих положений действующего законодательства, вступившего в силу после приведенных выше законов.
Пунктом 6 статьи 5 Федерального закона "О противодействии коррупции" от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ определено, что Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.
Названный Федеральный закон устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней (преамбула Закона).
Противодействие коррупции - деятельность, направленная на ее предупреждение (выявление и последующее устранение причин коррупции), а также предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений (пункт 2 подпункты "а", "б" пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ).
Анализ правовых норм названного Закона, предусматривающих меры по профилактике коррупции, основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции, а также обязанность государственных служащих представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, о возникшем конфликте интересов (статьи 3, 6, 7-11), свидетельствует о том, что одним из способов противодействия коррупции является неукоснительное соблюдение законов, регламентирующих порядок прохождения государственной службы, в том числе и в органах таможни.
Согласно подпункту "б" пункта 4 Национального плана противодействия коррупции на 2010-2011 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 31 июля 2008 г. N Пр-1568, Генеральному прокурору Российской Федерации поручено организовать рассмотрение вопроса о работе прокуроров субъектов Российской Федерации по надзору за исполнением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.
Генеральному прокурору Российской Федерации и подчиненным ему прокурорам поручено также принять меры по совершенствованию организации надзора за исполнением законодательства Российской Федерации органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, органами дознания и предварительного следствия; усилить надзор за исполнением руководителями федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, главами муниципальных образований законодательства Российской Федерации о предотвращении и урегулировании конфликта интересов на государственной службе (подпункты "а", "б" пункта 5 Национального плана противодействия коррупции на 2010-2011 годы).
Пунктом 8 Национальной стратегии противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. N 460, основными направлениями реализации национальной стратегии противодействия коррупции, в том числе, являются совершенствование работы подразделений кадровых служб федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов по профилактике коррупционных и других правонарушений, а также периодическое исследование состояния коррупции и эффективности мер, принимаемых по ее предупреждению и по борьбе с ней как в стране в целом, так и в отдельных регионах.
Национальная стратегия противодействия коррупции реализуется путем решения кадровых вопросов, а также в ходе контроля за исполнением законодательства Российской Федерации и выполнением мероприятий, предусмотренных национальным планом противодействия коррупции на соответствующий период, планами федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по противодействию коррупции (подпункты "б", "д" пункта 9 Национальной стратегии противодействия коррупции).
Пунктом 8.2 приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина" от 7 декабря 2007 г. N 195 определено, что при осуществлении надзора за исполнением законов необходимо особое внимание уделять вопросам исполнения законодательства при реализации приоритетных национальных проектов, законности распоряжения государственным имуществом, выявления и пресечения фактов легализации преступных доходов, противодействию коррупции.
Согласно статье 1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" от 17 января 1992 г. N 2202-I прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Из системного толкования приведенных правовых норм, которые не были приняты во внимание судебными инстанциями при рассмотрении настоящего гражданского дела, следует, что органы прокуратуры, реализуя полномочия по надзору за исполнением Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ, вправе затребовать информацию, необходимую для выявления и устранения нарушений закона.
Как видно из материалов дела, во исполнение задания Генеральной прокуратуры Российской Федерации "О проведении проверки исполнения законодательства при приеме на службу в органы внутренних дел и ее прохождении" от 20 апреля 2010 г. N 72/1-40д-2010 прокуратурой Ставропольского края в период с 19 мая по 31 мая 2010 г. проводилась проверка соблюдения установленных законодательством требований при приеме на службу в органы внутренних дел, прохождении ими службы и увольнении, соблюдения ограничений и запретов, связанных с приемом на службу в органы внутренних дел и ее прохождением, при урегулировании конфликтов интересов лиц, проходящих службу в органах внутренних дел, предоставлении сотрудниками при приеме на службу в органы внутренних дел и ее прохождении сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.
В рамках указанной проверки, руководствуясь положениями статей 6, 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" от 17 января 1992 г. N 2202-I, прокуратурой края направлены запросы от 18 мая и от 20 мая 2010 г., содержащие конкретные требования о предоставлении информации, необходимой для выполнения возложенных Законом надзорных функций.
В соответствии со статьей 38 Закона Российской Федерации "О милиции" от 18 апреля 1991 г. N 1026-I, действующего на момент возникновения спорных правоотношений, Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры осуществляют надзор за законностью деятельности милиции.
Приведенные нормы права и фактические обстоятельства дела свидетельствуют о соответствии требований прокуратуры Ставропольского края действующему законодательству.
В связи с изложенным Судебная коллегия не может согласиться с выводами судебных инстанций об обоснованности требований ГУВД в части признания незаконными действий прокуратуры Ставропольского края по истребованию личных дел сотрудников ГУВД по Ставропольскому краю, материалов проверок, проведенных в отношении сотрудников ГУВД, а также других материалов согласно запросу от 18 мая 2010 г., а также по истребованию и обязанию предоставления для ознакомления уполномоченным лицам краевой прокуратуры материалов и документов по вопросам соблюдения установленных запретов и ограничений при прохождении службы, урегулирования конфликтов интересов лиц, проходящих службу в органах внутренних дел, исполнение ими обязанности уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, иных документов и материалов, необходимость предоставления которых возникнет в процессе ознакомления, с предоставлением в последующем копий необходимых документов.
Судебная коллегия находит несостоятельным и вывод о незаконности требования прокурора ознакомиться с личными делами сотрудников ГУВД, без изучения которых невозможно проверить соблюдение приведенных выше законов.
Поскольку целью истребования информации о сотрудниках ГУВД являлась проверка выполнения должностными лицами установленных действующим законодательством обязанностей, а также ограничений и запретов, то есть на выявление и пресечение коррупционных правонарушений, как это предписывает Федеральный закон N 273-ФЗ, нельзя согласиться с выводом судебных инстанций о том, что прокурор вправе проводить проверку только при поступлении информации о фактах нарушения законов, при наличии согласия сотрудника на ознакомление с его персональными данными, содержащимися в личном деле.
Не является основанием для признания действий прокурора незаконными и то обстоятельство, что в силу пункта 105 приказа Министра внутренних дел "Об утверждении развернутых перечней сведений, подлежащих засекречиванию МВД РФ" от 25 августа 2007 г. N 750-ДСП личные дела сотрудников, материалы специальной проверки сотрудников, а также лиц, оформляемых на службу в органы внутренних дел, являются секретными сведениями.
Суд первой инстанции, делая вывод о незаконности требования прокурора о предоставлении личных дел сотрудников ГУВД, не учел, что надзор за соблюдением законодательства при обеспечении защиты государственной тайны и законностью принимаемых при этом решений осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры, имеющие право на получение доступа в установленном законом порядке (статья 32 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5485-I "О государственной тайне")
Таким образом, Судебная коллегия, проанализировав приведенные нормы закона, фактические обстоятельства дела, полагает, что выводы судебных инстанций о незаконности действий прокуратуры края в отношении сотрудников ГУВД постановлены на неправильном применении и толковании норм материального права.
Поскольку допущенные судом первой инстанции и судебной коллегией по гражданским делам Ставропольского краевого суда нарушения норм материального права являются существенными, повлекли принятие незаконных судебных постановлений, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также охраняемых законом публичных интересов, принятые судебные постановления подлежат отмене.
Принимая во внимание, что по настоящему делу допущена ошибка в применении и толковании норм материального права, Судебная коллегия считает возможным, не передавая дело для нового рассмотрения, принять новое судебное постановление об удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 387, 388 и 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 1 июня 2010 г., определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 29 июня 2010 г. отменить в части удовлетворения заявления Главного управления внутренних дел по Ставропольскому краю.
Принять по делу новое решение, которым отказать Главному управлению внутренних дел по Ставропольскому краю в удовлетворении требований о признании незаконными действий прокуратуры
Ставропольского края по истребованию личных дел сотрудников ГУВД по Ставропольскому краю, материалов проверок, проведенных в отношении сотрудников ГУВД, а также других материалов согласно запросу от 18 мая 2010 г.; по истребованию и обязанию предоставления для ознакомления уполномоченным лицам краевой прокуратуры материалов и документов по вопросам соблюдения установленных запретов и ограничений при прохождении службы, урегулирования конфликтов интересов лиц, проходящих службу в органах внутренних дел, соблюдения, лицами, проходящими службу в органах внутренних дел, обязанности уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, иных документов и материалов, необходимость предоставления которых возникнет в процессе ознакомления, с предоставлением в последующем копий необходимых документов согласно запросу от 20 мая 2010 года.
В остальной части решение суда первой инстанции и определение судебной коллегии по гражданским делам краевого суда оставить без изменения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Ксенофонтова О.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 30 марта 2011 г. N 19-ВПР11-3
Текст определения официально опубликован не был