Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 12 ноября 2014 г. N 7-АПГ14-8
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Анишиной В.И.,
судей Александрова В.Н., Меркулова В.П.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению некоммерческого партнерства "Объединение организаций, управляющих недвижимостью "Стратегия" о признании недействующим раздела 2 приложения к постановлению Правительства Ивановской области от 30 декабря 2013 г. N 572-п "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению гражданами, проживающими в многоквартирных домах и жилых домах на территории Ивановской области, при отсутствии приборов учета электрической энергии" по апелляционной жалобе Правительства Ивановской области на решение Ивановского областного суда от 25 июня 2014 г., которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя некоммерческого партнерства "Объединение организаций, управляющих недвижимостью "Стратегия" Лямзина А.С., представителя Правительства Ивановской области Быкова А.К., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
некоммерческое партнерство "Объединение организаций, управляющих недвижимостью "Стратегия" обратилось в Ивановский областной суд с заявлением к Правительству Ивановской области (далее - Правительство области) о признании недействующим раздела 2 приложения к постановлению от 30 декабря 2013 г. N 572-п "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению гражданами, проживающими в многоквартирных домах и жилых домах на территории Ивановской области, при отсутствии приборов учета электрической энергии".
Решением Ивановского областного суда от 25 июня 2014 г. заявленное требование удовлетворено. Суд сделал вывод о необоснованном применении расчётного метода при установлении нормативов, а также указал на недопустимость их дифференциации в зависимости от этажности многоквартирных домов.
Не согласившись с решением суда, Правительство области обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объёма потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее - Правила N 306), которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченные органы).
Согласно пункту 9 Правил N 306 установление нормативов потребления коммунальных услуг производится по инициативе уполномоченных органов или ресурсоснабжающих организаций. В случае если установление нормативов потребления коммунальных услуг производится по инициативе ресурсоснабжающих организаций, ресурсоснабжающие организации представляют в уполномоченные органы документы, перечень и содержание которых определяются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Срок рассмотрения документов составляет не более 30 дней с даты их поступления. Уполномоченный орган проводит анализ представленных документов и при необходимости запрашивает дополнительные сведения с обоснованием запроса. При несоответствии представленных документов установленным требованиям уполномоченный орган возвращает ресурсоснабжающей организации документы без рассмотрения с указанием причин возврата.
Нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются с применением метода аналогов или расчётного метода (пункт 19 Правил N 306).
Метод аналогов применяется при наличии сведений, полученных в результате измерений объёма (количества) потребления коммунальных услуг приборами учёта, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями. Количество измерений должно отвечать условиям представительности выборки. Представительность выборки определяется необходимым количеством многоквартирных домов или жилых домов, на основании данных о расходах коммунальных ресурсов по приборам учёта в которых можно определять нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды в отношении всех многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями. Указанный метод применяется, если в выбранных многоквартирных домах или жилых домах техническая эксплуатация внутридомовых инженерных систем соответствует правилам пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме, которые утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 21 Правил N 306).
Согласно пункту 37 Правил N 306 в отношении электроснабжения показания приборов учета снимаются - 1 и 30 июня, 1 и 30 ноября.
В соответствии с пунктом 22 Правил N 306 расчётный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учёта потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений.
Открытое акционерное общество "Ивановская городская электрическая сеть" обратилось к Губернатору Ивановской области с заявлением об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению с приложением расчёта нормативов.
Региональная служба по тарифам Ивановской области (далее - Служба по тарифам) провела анализ представленных документов и подготовила проект постановления об утверждении нормативов, в том числе откорректировала расчёт, представленный ОАО "Ивановская городская электрическая сеть".
Согласно экспертному заключению при расчёте нормативов Служба по тарифам применила расчётный метод, поскольку ресурсоснабжающая организация не располагала данными приборного учёта потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, необходимыми для проведения мероприятий по определению выборки домов по группам и дальнейшего снятия показаний приборов учёта в установленные сроки, а именно отсутствовали сведения измерения объёма потребления электрической энергии приборами учёта, установленными в многоквартирных домах или жилых домах, на 1 и 30 июня, 1 и 30 ноября в соответствии с подпунктом "в" пункта 37 Правил N 306.
С 1 февраля 2013 г. статус гарантирующего поставщика присвоен филиалу "Ивэнерго" - открытому акционерному обществу "МРСК Центра и Приволжья", ОАО "Ивэнергосбыт" исключено из реестров субъектов оптового рынка.
Поскольку база данных в отношении потребителей электрической энергии от предыдущего гарантирующего поставщика к новому не передана в полном объёме, информация о списании показаний приборов учёта отсутствовала, то применён расчётный метод.
Вместе с тем указанные причины применения расчётного метода при установлении нормативов не свидетельствуют о невозможности применения метода аналогов. При определении нормативов потребления коммунальных услуг метод аналогов имеет приоритет над расчётным методом и последний применяется только в том случае, если нельзя применить метод аналогов.
Исходя из обстоятельств дела Службе по тарифам следовало самостоятельно предпринять необходимые меры для установления факта отсутствия или недостаточности данных приборного учёта потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений.
Возможность проведения такого исследования не противоречит и полномочиям Правительства области при установлении нормативов по инициативе ресурсоснабжающих организаций, предусмотренным пунктом 9 Правил N 306.
Каких-либо доказательств отсутствия или недостаточности данных приборного учёта потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах не представлено.
Напротив, в материалах дела имеются сведения, представленные партнёрством, об оборудовании 978 многоквартирных домов (94,9% от общего числа многоквартирных домов, находящихся в управлении) общедомовыми приборами учёта электрической энергии, а именно рапорты с показаниями общедомовых приборов учёта электроэнергии, установленных в многоквартирных домах, за январь - декабрь 2013 года (л.д. 122-166), которые им ежемесячно передавались гарантирующему поставщику ОАО "МРСК Центра и Приволжья".
Однако данные обстоятельства регулирующим органом не исследованы.
Поскольку Правительством области не предприняты достаточные меры для установления факта невозможности применения метода аналогов, суд сделал правомерный вывод о незаконности применения расчётного метода.
Судебная коллегия также соглашается с выводом суда о неправомерности дифференциации нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды в зависимости от количества этажей многоквартирных домов.
В соответствии с пунктом 11 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются.
Между тем в силу пункта 4 Правил N 306 такой конструктивный параметр многоквартирного дома, как этажность, учитывается только при определении нормативов потребления коммунальных услуг в отношении холодного и горячего водоснабжения.
В отношении электроснабжения дифференциация по названному критерию не предусмотрена.
Кроме того, пунктом 37 приложения к Правилам N 306 установлена формула расчёта норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды, в которой отсутствует такой показатель дифференциации, как этажность.
Доводы апелляционной жалобы Правительства области свидетельствуют об ином толковании норм материального права и не опровергают выводов суда, изложенных в обжалуемом судебном акте.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда Судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 327, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Ивановского областного суда от 25 июня 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Ивановской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Анишина В.И. |
Судьи |
Александров В.Н. |
|
Меркулов В.П. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 12 ноября 2014 г. N 7-АПГ14-8
Текст определения официально опубликован не был