Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 12 ноября 2014 г. N 5-АПГ14-52
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Абакумовой И.Д. и Никифорова С.Б.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению открытого акционерного общества "Головное особое конструкторское бюро "Прожектор" об оспаривании пункта 876 перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2014 год, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2013 г. N 772-ПП, по апелляционной жалобе открытого акционерного общества "Головное особое конструкторское бюро "Прожектор" на решение Московского городского суда от 18 августа 2014 г. по делу N 3-0153/2014, которым отказано в удовлетворении заявленных требований.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения представителя открытого акционерного общества "Головное особое конструкторское бюро "Прожектор" Сухаревой Н.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения против удовлетворения апелляционной жалобы представителей Правительства Москвы - Васиной К.А., Департамента городского имущества города Москвы и Правительства Москвы - Апрелова С.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Правительство Москвы постановлением от 29 ноября 2013 г. N 772-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2014 год", утвердило перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, в соответствии с пунктом 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций" (далее - Перечень).
Постановление опубликовано 29 ноября 2013 г. на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru и 10 декабря 2013 г. в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 68.
В пункт 876 Перечня в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включено здание с кадастровым номером 77:03:0006008:1095, расположенное по адресу: г. Москва, шоссе Энтузиастов, дом 56, строение 44 (далее - здание).
Открытое акционерное общество "Головное особое конструкторское бюро "Прожектор" (далее - ОАО "ГОКБ "Прожектор") является собственником нежилых помещений в указанном здании общей площадью 7 034,8 кв.м, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии ... от 14 февраля 2011 г.
Здание расположено на земельном участке площадью 6432+/-28 кв.м (кадастровый номер 77:03:0006008:27) с видом разрешенного использования "для эксплуатации инженерно-лабораторных помещений, эксплуатации административных помещений под офис; эксплуатации административных помещений". Заявитель пользуется земельным участком на основании договора аренды с множественностью лиц на стороне арендатора от 28 августа 2012 г.
ОАО "ГОКБ "Прожектор" обратилось в суд с заявлением о признании недействующим постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2013 г. N 772-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2014 год" в части пункта 876 Перечня.
В обоснование своих требований заявитель указал на то, что здание не предназначено для использования и фактически не используется в целях делового, административного или коммерческого назначения, по смыслу, заложенному в пункте 3 статьи 378.2 НК РФ, оно является производственным предприятием, инженерно-лабораторным комплексом, находится в ведении Федерального космического агентства Российской Федерации. Земельный участок, на котором оно расположено, также не отвечает требованиям пункта 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций" и статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Необоснованное включение здания в Перечень нарушает права ОАО "ГОКБ "Прожектор", так как незаконно возлагает на него обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.
Решением Московского городского суда от 18 августа 2014 г. заявление ОАО "ГОКБ "Прожектор" оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе ОАО "ГОКБ "Прожектор" просит отменить решение суда, как принятое с нарушением норм материального права.
Относительно апелляционной жалобы прокурор прокуратуры г. Москвы представил возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Изучив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Как следует из норм статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено в том числе решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов (подп. 33 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).
Законом города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций" (в редакции Закона города Москвы от 20 ноября 2013 г. N 63) на территории г. Москвы с 1 января 2014 г. введен налог на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 5 000 квадратных метров и помещений в них, что соответствует положениям статьи 278.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Понятие административно-делового центра дано в пункте 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Так, административно-деловым центром признается, в частности, отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения.
Проанализировав указанные нормы, суд первой инстанции сделал правомерный вывод, что отнесение недвижимого имущества к административно-деловому центру осуществляется в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено такое здание (строение, сооружение).
Как указано в части 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Таким органом в силу постановления Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437 является Министерство экономического развития Российской Федерации.
Порядок установления вида разрешенного использования земельного участка применительно к г. Москве в период до принятия правил землепользования и застройки, не принятых до настоящего времени, установлен в постановлении Правительства Москвы от 28 апреля 2009 г. N 363-ПП "О мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учет земельных участков в городе Москве", в пункте 3.2 которого предусмотрено, что разрешенное использование земельных участков указывается в соответствии с классификацией, утвержденной приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 г. N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов".
В названном приказе определены следующие виды разрешенного использования земельных участков:
земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (п. 1.2.7);
земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (п. 1.2.9).
Согласно пункту 14 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о разрешенном использовании земельного участка.
Суд первой инстанции на основании кадастрового плана земельного участка с кадастровым номером 77:03:0006008:27 установил, что на дату принятия частично оспариваемого постановления Правительства Москвы земельный участок имел следующие виды разрешенного использования: "эксплуатация инженерно-лабораторных помещений", "эксплуатация административных помещений под офис", "эксплуатация административных помещений".
Суд первой инстанции, исходя из анализа приведенных положений действующего законодательства и исследования фактических обстоятельств, сделал обоснованный вывод, что здание, в котором находятся помещения, принадлежащие на праве собственности заявителю, расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает эксплуатацию административных помещений под офис и эксплуатацию административных помещений, что в соответствии с требованиями подпункта 1 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации позволяет отнести названный объект к административно-деловому центру.
Следовательно, включение в пункт 876 Перечня объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 77:03:0006008:1095, расположенного по адресу: город Москва, шоссе Энтузиастов, дом 56, строение 44, соответствует требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций".
Довод апелляционной жалобы о том, что вид разрешенного использования земельного участка определен неправильно, не может явиться основанием для признания недействующим нормативного акта при решении судом вопроса о соответствии его требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу.
ОАО "ГОКБ "Прожектор" не лишено возможности обратиться в установленном порядке с заявлением об уточнении либо изменении вида разрешенного использования земельного участка.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что постановление от 29 ноября 2013 г. N 772-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2014 год", и утвержденный им Перечень в оспариваемой части приняты Правительством Москвы по предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъекта в соответствии с полномочиями, предусмотренными федеральным законодательством, федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не противоречат и прав и свобод заявителя не нарушают.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем Судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения и отмены судебного постановления.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 327, 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Московского городского суда от 18 августа 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО "ГОКБ "Прожектор" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Никифоров С.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 12 ноября 2014 г. N 5-АПГ14-52
Текст определения официально опубликован не был