Методические рекомендации
по подготовке заявления о принятии предварительного решения по классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза в ФТС России, РТУ и ЦЭТ
(26 ноября 2014 г.)
Методические рекомендации разработаны с целью повышения качества представляемой ФТС России и определяемых ею таможенных органов государственной услуги по принятию предварительных решений по классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (далее - ТН ВЭД ТС), сокращения числа отказов в представлении данной государственной услуги и приеме документов, сокращения времени, затрачиваемого на принятие предварительных решений, и числа запросов дополнительной и уточняющей информации о товарах.
Методические рекомендации разъясняют порядок уплаты заявителем государственной пошлины за принятие предварительных решений по классификации товаров по ТН ВЭД ТС в связи со вступлением в действие Федерального закона от 22 октября 2014 г. N 312-ФЗ "О внесении изменений в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", а также отдельные положения Административного регламента Федеральной таможенной службы и определяемых ею таможенных органов по предоставлению государственной услуги по принятию предварительных решений по классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, утвержденного приказом ФТС России от 18 апреля 2012 г. N 760 (зарегистрирован Минюстом России 03.08.2012, регистрационный N 25108) (далее - Административный регламент).
Понятия и термины, использованные в методических рекомендациях, употребляются в значениях, установленных Таможенным кодексом Таможенного союза, Административным регламентом.
1. Требования к оформлению заявления/приложений к заявлению
Причиной отказа в приеме заявления (документов) о принятии предварительного решения (далее - заявление) является оформление заявления с нарушением требований Административного регламента.
При подготовке заявлений необходимо учитывать следующее:
1.1. Заявление должно быть направлено юридическим лицом или организацией, не являющейся юридическим лицом, созданными в соответствии с законодательством государства-члена Таможенного союза, а также физическим лицом, имеющим постоянное место жительства в государстве-члене Таможенного союза, в том числе индивидуальным предпринимателем, зарегистрированным в соответствии с законодательством государства-члена Таможенного союза, правомочное выступать в качестве декларанта товара или обладающее полномочиями в отношении товара, по которому таможенным органом принимается предварительное решение по классификации товара по ТН ВЭД ТС (пункт 2 Административного регламента);
1.2. Вся направляемая в таможенные органы информация (заявление/приложение) должна быть представлена на русском языке. Если информация взята из источника на иностранном языке, необходимо представить оригинал или копию оригинала на иностранном языке с переводом на русский язык;
1.3. Заявление, поступающее от юридического лица или организации, не являющейся юридическим лицом, должно быть подписано руководителем (заместителем руководителя) с указанием должности, фамилии и инициалов, заверено оттиском печати организации или в случае подачи заявления в электронном виде - заверено электронной цифровой подписью заявителя (пункт 23.3 Административного регламента).
1.4. Заявление о принятии предварительного решения подается заявителем в Управление (уполномоченный таможенный орган) на каждое наименование товара, включающие определенную марку, модель, артикул, модификацию.
1.5. Заявление о принятии предварительного решения должно содержать сведения об уплате государственной пошлины за принятие каждого предварительного решения (дата, номер и сумма платежного документа, ИНН и КПП плательщика, код бюджетной классификации, наименование банка плательщика) в сумме, установленной законодательством.
Должностные лица ФТС России или определенного ею в соответствии с пунктом 15 Административного регламента таможенного органа проверяют наличие сведений об уплате государственной пошлины (при наличии сведений о платежном документе), предусмотренной подпунктом 135 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ за принятие предварительных решений по классификации товара по ТН ВЭД ТС на каждое наименование товара, включающее определенную марку, модель, артикул и модификацию (пункт 4 статьи 53 Таможенного кодекса Таможенного союза (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 23, ст. 2796), а также проверяют с использованием штатных программных средств Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов наличие денежных средств на лицевом счете заявителя в уполномоченном таможенном органе согласно платежному документу, сведения о котором указаны в документах, приложенных к Заявлению, уплаченных по установленному законодательством коду бюджетной классификации, в сумме, достаточной для уплаты государственной пошлины в размере, установленном законодательством.
В случае если заявитель оплатил государственную пошлину в сумме, превышающей 5000 рублей, должностное лицо уполномоченного таможенного органа оформляет таможенный приходный ордер (далее - ТПО) на каждый платеж в размере 5000 рублей, уплаченный за принятие предварительного решения по классификации товара по ТН ВЭД ТС на каждое наименование товара, включающее определенную марку, модель, артикул и модификацию.
Третий экземпляр ТПО направляется заявителю.
В случае невозможности оказания государственной услуги по принятию предварительного решения по классификации товара по ТН ВЭД ТС (далее - Государственная услуга) ТПО не оформляется.
Если в процессе рассмотрения заявления на оказание государственной услуги исполнителем сделан вывод о необходимости принятия по указанному заявлению нескольких предварительных решений, рассмотрение заявления заканчивается, заявитель информируется о необходимости подачи соответствующего количества новых заявлений с оплатой государственной пошлины в установленном порядке. За рассмотрение такого заявления государственная пошлина подлежит уплате в размере, предусмотренном действующим законодательством.
1.6. Документы, представляемые с заявлением о принятии предварительного решения, должны быть пронумерованы (кроме сброшюрованного приложения), подписаны руководителем (заместителем руководителя) организации, заверены оттиском печати организации или в случае подачи заявления в электронном виде - заверено электронной подписью заявителя (пункт 23.4 Административного регламента). Подписывается и заверяется печатью или каждая страница документов или прошитые документы в месте прошивки. Данное требование распространяется, в том числе, на упакованные пробы и образцы товара.
Заявление о принятии предварительного решения и документы (приложения) к нему могут быть подписаны уполномоченным лицом организации при наличии документа, подтверждающего совершение действий от имени руководителя организации (пункт 23.5 Административного регламента).
Заявление, поступающее от физического лица, должно быть подписано указанным лицом или в случае подачи заявления в электронном виде - заверены электронной цифровой подписью заявителя (пункт 23.6 Административного регламента).
Документы, представляемые с заявлением о принятии предварительного решения, должны быть пронумерованы (кроме сброшюрованного приложения) и подписаны физическим лицом. В случае подачи документов в электронном виде - заверены электронной цифровой подписью заявителя (пункт 23.7 Административного регламента).
Образец заявления о принятии предварительного решения по классификации товара, содержащий пример заполнения рекомендуемой формы и представления сведений, требуемых для оказания государственной услуги, а также реквизиты для оплаты государственной пошлины вместе с образцом платежного поручения, размещены в приложениях N 1 и N 2 (соответственно) к данным методическим рекомендациям.
1.7. Оформление запрошенных дополнительных документов и сведений осуществляется в соответствии с вышеуказанными требованиями в отношении заявлений (пункты 1.1 - 1.3, 1.6 данных методических рекомендаций).
1.8. Оформление заявлений о выдаче дубликата предварительного решения, а также внесении изменений в принятое предварительное решение по классификации товара по ТН ВЭД ТС должно осуществляться тем же заявителем, который обращался с заявлением о принятии предварительного решения.
Также в приеме заявления о принятии предварительного решения заявителю отказывается, если:
- заявление направлено заявителем, который не является лицом, указанным в пункте 2 Административного регламента;
- заявителю ранее выдано предварительное решение на тот же товар, который указан (описан) в заявлении о принятии предварительного решения, за исключением случая, когда срок действия ранее выданного предварительного решения истекает в течение 90 дней с даты регистрации заявления о принятии предварительного решения.
При неустановлении факта наличия денежных средств на счетах уполномоченного таможенного органа до 30 календарного дня с момента регистрации заявления должностное лицо таможенного органа, принявшего заявление на оказание государственной услуги по принятию предварительных решений по классификации товаров, направляет заявителю мотивированное сообщение о невозможности оказания государственной услуги.
2. Сведения о товаре
С заявлением о принятии предварительного решения должны представляться следующие документы и сведения в зависимости от товара, в отношении которого требуется принять предварительное решение (пункт 24.1 Административного регламента):
- документы, содержащие сведения о составе товара, если в ТН ВЭД ТС для товара примечанием к группе, позиции или текстом позиции установлены требования по содержанию каких-либо веществ (элементов), материалов в товаре;
- документы, содержащие сведения о процессах переработки и видах переработки товара, если классификационным признаком, определенным в примечаниях к группе, позиции или текстом позиции ТН ВЭД ТС, является вид обработки товара или степень обработки товара (технологические схемы, технологические инструкции, описание технологического процесса, иные документы, содержащие сведения о процессах и видах переработки товара);
- документы, содержащие сведения о технических характеристиках товара и принципе действия, если классификационным признаком, определенным в примечаниях к группе, позиции или текстом позиции ТН ВЭД ТС, является вес, размер, мощность, производительность, иные технические характеристики товара (техническая документация, чертежи, блок-схемы, технический паспорт, инструкция по эксплуатации, технологические схемы, руководство пользователя, иные документы, содержащие сведения о технических характеристиках товара и принципе действия);
- документ (доверенность), подтверждающий полномочия лица, если заявление о принятии предварительного решения и документы к нему подписаны уполномоченным лицом;
- сведения об уплате государственной пошлины.
Заявитель также может представить другую имеющуюся в его распоряжении информацию и документы, в том числе выдаваемые федеральными органами исполнительной власти и другими государственными органами, оказывающими государственные услуги, а также фотографии, рисунки, пробы и образцы товаров (пункт 24.2 Административного регламента).
Причиной запроса дополнительной информации является отсутствие необходимых сведений о товаре, позволяющих однозначно идентифицировать товар и определить его код на уровне десятизначного кодового обозначения, и (или) наличие противоречивой информации о товаре.
При подаче заявления о принятии предварительного решения в электронном виде с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" документы, указанные в пункте 24 Административного регламента, могут быть по выбору заявителя представлены в виде электронных документов или на бумажном носителе, а также часть документов может быть представлена в виде электронных документов, а часть - на бумажном носителе (пункт 27 Административного регламента).
Документы, представленные для принятия предварительного решения, возврату заявителю не подлежат (пункт 28 Административного регламента).
3. Основания для отклонения заявления о принятии предварительного решения
Заявление о принятии предварительного решения отклоняется, если (пункт 31 Административного регламента):
- заявителем на основании повторного уведомления таможенного органа о дополнительной информации представлена противоречивая или неполная информация о товаре, недостаточная для определения классификационного кода по ТН ВЭД ТС на уровне десятизначного кодового обозначения;
- заявителем не представлена дополнительная информация о товаре в срок, указанный в уведомлении ФТС России (уполномоченного таможенного органа), направленного в адрес заявителя.
Предусмотренный срок представления дополнительной информации о товаре дается заявителю для сбора документов и сведений, в том числе от производителей товаров, проведения, в случае необходимости, экспертиз или исследований, и направления данной информации в таможенные органы. Это не означает, что рассмотрение документов начнется на 60-й день.
Рассмотрение дополнительно полученной информации от заявителя начинается со дня регистрации документов в Управлении делами ФТС России (Отделе документационного обеспечения таможенных органов). С этой даты возобновляется время, отведенное на принятие предварительного решения.
Сроки представления дополнительных документов и сведений зависят исключительно от заявителя. Положения Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" не препятствуют представлению документов и сведений в более короткие сроки.
Информация считается непредставленной в следующих случаях:
- дополнительная информация получена ФТС России (таможенным органом) и зарегистрирована в Управлении делами ФТС России (Отделе документационного обеспечения таможенных органов) позднее указанного в уведомлении срока (60 дней с даты регистрации уведомления);
- заявителем представлена неполная информация (не вся запрошенная таможенным органом информация);
- заявителем представлена противоречивая информация (например, представленная дополнительная информация не соответствует информации о товаре, содержащейся в первоначальном запросе, или образцы, представленные по запросу ФТС России (таможенных органов), не соответствуют по технологии изготовления, марке, артикулу наименованию и описанию, представленным ранее сведениям о товаре);
- заявителем представлена не правильно оформленная информация (не заверена подписью и печатью, подписана лицом, не являющимся руководителем (заместителем руководителя) организации, и право подписи которого не подтверждено наличием доверенности, страницы приложения не пронумерованы, представлена на иностранном языке без перевода).
В случае представления не правильно оформленной, противоречивой информации, а также представления информации не в полном объеме (по сравнению с запрошенной), заявление отклоняется с указанием причин, например, с указанием информации, которая была запрошена для принятия предварительного решения на уровне десятизначного кодового обозначения и не представлена. С
5. Внесение в бланк/графы предварительных решений марки, модели, артикула, модификации
Предварительное решение принимается на каждое наименование товара, включающее определенную марку, модель, артикул и модификацию.
В случаях, когда товары имеют разные марки, модели, артикулы, модификации, но одно наименование, а также обладают основными характеристиками, позволяющими классифицировать товары в одну десятизначную подсубпозицию ТН ВЭД ТС, а описание позволяет однозначно идентифицировать их для таможенных целей, выдается одно предварительное решение, в котором указывается одно наименование товара с описанием при необходимости марок, моделей, артикулов, модификаций товара (пункт 50.5 Административного регламента).
В уведомлениях о представлении дополнительной информации очень часто ФТС России (таможенный орган) запрашивают информацию о наличии марок, моделей, артикулов, модификаций у рассматриваемого товара. Данная информация запрашивается у заявителя с целью выяснения отличий, которые могут являться классификационными признаками, позволяющими классифицировать товары одного наименования, но с разными марками, моделями, артикулами, модификациями в различные подсубпозиции на уровне десятизначного кодового обозначения.
В случаях, когда товары имеют разные марки, модели, артикулы, модификации, но одно наименование (коммерческое наименование), а также обладают основными характеристиками, позволяющими классифицировать товары в одну десятизначную подсубпозицию, а описание позволяет однозначно идентифицировать их для таможенных целей, выдается одно предварительное решение, в котором указывается одно наименование товара с описанием.
При этом характеристики, определяющие отнесение описываемого товара к указанному в графе 6 десятизначному коду товара, то есть необходимые для классификации и идентификации товара при представлении предварительного решения для таможенного декларирования товара, вносятся таможенным органом, принимающим предварительное решение о классификации товара в графу 7 бланка предварительного решения "Сведения о товаре, необходимые для классификации".
В случае если от марки, модели, артикула, модификации зависит классификация товара, предварительное решение выдается с указанием марки, модели, артикула или модификации рассматриваемого товара с внесением в графу 7 бланка предварительного решения "Сведения о товаре, необходимые для классификации" характеристик, определяющих отнесение описываемого товара к указанному в графе 6 "Код товара по ТН ВЭД ТС" десятизначному коду товара.
Обозначения марки, модели, артикула или модификации в графу 5 бланка предварительного решения "Наименование товара, указанное в запросе заявителем", вносятся ФТС России (таможенным органом) исходя из представленной заявителем информации о товаре.
6. Сборник предварительных решений, включающий в себя перечень принятых таможенными органами предварительных решений в обезличенном виде (без информации о заявителе и номере предварительного решения), можно найти на официальном сайте ФТС России: www.customs.ru. Информация о предварительных решениях, принятых государствами-членами Таможенного союза, размещена на официальном информационном сайте Евразийской экономической комиссии: www.eurasiancommission.org.
7. Уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в порядке, установленном главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации по его заявлению по форме, установленной приказом ФТС от 2 мая 2012 г. N 831 "О внесении изменений в приложения к приказу ФТС России от 22 декабря 2010 г. N 2520 "Об утверждении форм заявления плательщика о возврате авансовых платежей, заявления плательщика о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств, заявления плательщика о возврате (зачете) денежного залога".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические рекомендации по подготовке заявления о принятии предварительного решения по классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза в ФТС России, РТУ и ЦЭТ
Текст методических рекомендаций опубликован в газете "Таможенный вестник", декабрь 2014 г., N 24