В соответствии с положениями Федерального закона от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении", положением о Федеральной службе по тарифам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 332, на основании заявления ОАО "МОЭК-Генерация" (регистрационный N вх. N ФСТ-5736-31 от 06.03.2014 г.) о досудебном рассмотрении спора, связанного с установлением и применением регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, с Комитетом по ценам и тарифам Московской области, рассмотрев представленные со стороны ОАО "МОЭК-Генерация" и Комитета по ценам и тарифам Московской области материалы, связанные с оспариванием в досудебном порядке распоряжения Комитета по ценам и тарифам Московской области от 20.12.2013 г. N 152-р "Об установлении тарифов в сфере теплоснабжения", установлено следующее.
В поданном заявлении о досудебном рассмотрении спора ОАО "МОЭК-Генерация" заявляет требование к Комитету по ценам и тарифам Московской области признать экономически обоснованными и подлежащими учету в тарифах в сфере теплоснабжения на 2014 год расходы по статьям затрат: "Расходы на прочие покупаемые энергетические ресурсы (тепловая энергия)" - 142 728,16 тыс. руб.; "Расходы на теплоноситель" - 6 204,20 тыс. руб., в том числе: "Расходы на покупку холодной воды" - 3 207,52 тыс. руб., "Расходы на приготовление химически очищенной воды" - 2 996,68 тыс. руб.; "Оплата труда (административно-управленческий персонал)" - 6 948,00 тыс. руб.; "Отчисления на социальные нужды (административно-управленческий персонал)" - 2 098,30 тыс. руб.; "Расходы на выполнение работ и услуги производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями" - 80 379,65 тыс. руб.; "Арендная плата, концессионная плата, лизинговые платежи" - 190 574,26 тыс. руб.; "Другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией продукции" - 304,86 тыс. руб., а также величину полезного отпуска тепловой энергии в размере 236 458,00 Гкал.
Общая сумма подлежащих дополнительному учету экономически обоснованных расходов тарифам в сфере теплоснабжения на 2014 год составляет, по мнению ОАО "МОЭК-Генерация", 189 113,83 тыс. руб.
Проведенный анализ представленного со стороны Комитета по ценам и тарифам Московской области в адрес ФСТ России письмом (исх. N 29исх-950/10 от 26.03.2014 г., вх. N 4-3114 от 27.03.2014 г.) экспертного заключения к делу об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую ОАО "МОЭК-Генерация" на территории Московской области, (Приложение N 1/272 к протоколу заседания Правления Комитета по ценам и тарифам Московской области от 13.12.2013 г. N 35) на 2014 год (далее - экспертное заключение) в разрезе оспариваемых в досудебном порядке статей расходов установил следующее.
Комитетом по ценам и тарифам Московской области был использован метод экономически обоснованных расходов (затрат) в процессе расчета и установления тарифов в сфере теплоснабжения для ОАО "МОЭК-Генерация" на 2014 год.
В случае применения метода экономически обоснованных расходов (затрат) расчет соответствующих тарифов должен осуществляться региональным органом регулирования с учетом всех экономически обоснованных расходов (затрат), необходимых регулируемой организации для реализации инвестиционных и производственных программ на основании соответствующих документальных обоснований.
В соответствии с п. 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 г. N 1075 (далее - Правила регулирования тарифов), экспертное заключение по делу об установлении цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, помимо общих мотивировочных выводов и рекомендаций должно содержать:
а) анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат и обоснование объемов полезного отпуска тепловой энергии (мощности);
б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемых организаций;
в) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования.
Анализ экономической обоснованности расходов ОАО "МОЭК-Генерация" на 2014 год по статье спора "Расходы на прочие покупаемые энергетические ресурсы (тепловая энергия)", который приведен Комитетом по ценам и тарифам Московской области на стр. 4 экспертного заключения, содержит информацию о том, что Комитетом по ценам и тарифам Московской области учтена покупка тепловой энергии на сумму 142 728,20 тыс. руб., т.е. в заявленном ОАО "МОЭК-Генерация" в адрес ФСТ России на досудебное рассмотрение спора объеме. Таким образом, предмет рассмотрения спора по данной статье затрат отсутствует.
Анализ экономической обоснованности величины полезного отпуска тепловой энергии ОАО "МОЭК-Генерация" на 2014 год, который приведен Комитетом по ценам и тарифам Московской области на стр. 2 экспертного заключения, содержит информацию о том, что Комитетом по ценам и тарифам Московской области учтен полезный отпуск тепловой энергии в размере 236 458,50 Гкал, т.е. в заявленном ОАО "МОЭК-Генерация" в адрес ФСТ России на досудебное рассмотрение спора объеме. Таким образом, предмет рассмотрения спора по данной статье затрат отсутствует.
Анализ экономической обоснованности расходов ОАО "МОЭК-Генерация" на 2014 год по статье спора "Расходы на покупку холодной воды", который приведен Комитетом по ценам и тарифам Московской области на стр. 4 экспертного заключения, содержит информацию о том, что Комитетом по ценам и тарифам Московской области учтены расходы не в заявленном ОАО "МОЭК-Генерация" объеме, а в сумме 3 007,00 тыс. руб., поскольку ОАО "МОЭК-Генерация" не имеет договоров с поставщиками воды, расходы по данной статье входят в переменную часть арендной платы по договору аренды с ОАО "МОЭК".
Анализ экономической обоснованности расходов ОАО "МОЭК-Генерация" на 2014 год по статье спора "Расходы на приготовление химически очищенной воды", который приведен Комитетом по ценам и тарифам Московской области в приложении к экспертному заключению, содержит информацию о том, что Комитетом по ценам и тарифам Московской области не учтены указанные расходы.
Согласно п. 38 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 г. N 1075 (далее - Основы ценообразования), расходы регулируемой организации на приобретаемые энергетические ресурсы, холодную воду и теплоноситель определяются как сумма произведений расчетных объемов приобретаемых энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя, включающих потери при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителя, на соответствующие плановые (расчетные) цены.
ФСТ России отмечает, что согласно представленным материалам, ОАО "МОЭК-Генерация" самостоятельно не приобретает энергетические ресурсы, на основании чего ФСТ России считает требования ОАО "МОЭК-Генерация" по статье спора "Расходы на теплоноситель" не подлежащими удовлетворению.
Анализ экономической обоснованности расходов ОАО "МОЭК-Генерация" на 2014 год по статье спора "Оплата труда (административно-управленческий персонал)", который приведен Комитетом по ценам и тарифам Московской области на стр. 4 экспертного заключения, содержит информацию о том, что Комитетом по ценам и тарифам Московской области не учтены указанные расходы, поскольку ОАО "МОЭК-Генерация" не имеет собственного персонала.
В соответствии с п. 42 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями, и фактическому объему фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
ФСТ России отмечает, что в 2013 году формы статистического наблюдения о численности и заработной плате работников ОАО "МОЭК-Генерация" не заполняла, в связи с чем Комитет по ценам и тарифам Московской области на момент установления тарифов на тепловую энергию на 2014 год для ОАО "МОЭК-Генерация" не располагал сведениями о фактической численности административно-управленческого персонала ОАО "МОЭК-Генерация".
На основании вышеизложенных доводов, ФСТ России считает требования ОАО "МОЭК-Генерация" по статьям спора "Оплата труда (административно-управленческий персонал)" и "Отчисления на социальные нужды (административно-управленческий персонал)" не подлежащими удовлетворению.
Анализ экономической обоснованности расходов ОАО "МОЭК-Генерация" на 2014 год по статье спора "Расходы на выполнение работ и услуги производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями", который приведен Комитетом по ценам и тарифам Московской области на стр. 3-5 экспертного заключения, содержит информацию о том, что Комитетом по ценам и тарифам Московской области не учтены указанные расходы, включая затраты на организацию производственного процесса (в том числе затраты на оплату труда производственного персонала), на техническое сопровождение IT-инфраструктуры, организацию клиентского обслуживания и иные услуги.
В соответствии с п. 44 Основ ценообразования в состав прочих расходов регулируемой организации, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаются, в том числе, расходы на выполнение работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, определяемые исходя из плановых (расчетных) значений цен и экономически обоснованных объемов работ (услуг), определяемых в соответствии с методическими указаниями.
В соответствии с п. 32 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013 г. N 760-э (далее - Методические указания), объем плановых (расчетных) расходов определяется исходя из плановых (расчетных) значений цен и экономически обоснованных объемов работ (услуг). При определении плановых (расчетных) и фактических значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в соответствии с пунктами 28-31 Основ ценообразования.
Согласно п. 28 Основ ценообразования при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующем порядке:
а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;
б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;
в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в том числе:
прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);
цены на природный газ;
предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей;
динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему году).
По статье спора "Расходы на выполнение работ и услуги производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями" ОАО "МОЭК-Генерация" заявляет к учету расходы по договору оказания услуг между ОАО "МОЭК-Генерация" и ОАО "МОЭК" от 29.10.2012 г. N 5199/07/12.
ФСТ России отмечает, что указанный договор заключен без проведения торгов, а также не содержит информации по плановым экономически обоснованным объемам работ (услуг) на 2014 год, в том числе информации о необходимой численности промышленно-производственного персонала.
На основании вышеизложенных доводов, ФСТ России считает требования ОАО "МОЭК-Генерация" по данной статье спора не подлежащими удовлетворению.
Анализ экономической обоснованности расходов ОАО "МОЭК-Генерация" на 2014 год по статье спора "Арендная плата, концессионная плата, лизинговые платежи", который приведен Комитетом по ценам и тарифам Московской области на стр. 3-5 экспертного заключения, содержит информацию о том, что Комитетом по ценам и тарифам Московской области учтены в составе арендной платы расходы по налогу на имущество арендодателя (ОАО "МОЭК"), в заявленном ОАО "МОЭК-Генерация" размере, и не учтены расходы на амортизационные отчисления в связи с непредставлением расчета указанных амортизационных отчислений.
ФСТ России отмечает, что в составе статьи спора "Арендная плата, концессионная плата, лизинговые платежи" ОАО "МОЭК-Генерация" заявляет расходы на топливо на технологические цели, электроэнергию, водоотведение, амортизацию основных производственных фондов, текущий и капитальный ремонт, аренда земельных участков, общехозяйственные расходы, в том числе налог на имущество, входящие в состав арендной платы по договорам аренды имущества, заключенным между ОАО "МОЭК-Генерация" и ОАО "МОЭК".
В соответствии с п. 45 Основ ценообразования арендная плата, концессионная плата и лизинговый платеж включаются в прочие расходы в размере, не превышающем экономически обоснованный уровень. Экономически обоснованный уровень арендной платы, концессионной платы или лизингового платежа определяется органами регулирования исходя из принципа возмещения арендодателю, лизингодателю или концеденту амортизации, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду, лизинг, концессию, при этом экономически обоснованный уровень не может превышать размер, установленный в конкурсной документации или документации об аукционе, если арендная плата, концессионная плата или лизинговый платеж являлись критерием конкурса или аукциона на заключение соответствующего договора. В случае если договором аренды, концессионным соглашением или договором лизинга предусмотрены расходы регулируемой организации (арендатора, лизингополучателя, концессионера) на содержание и эксплуатацию полученного в аренду, концессию или лизинг имущества, указанные расходы учитываются в составе прочих расходов в экономически обоснованном размере.
ФСТ России отмечает, что в приложениях к договорам аренды имущества, заключенным между ОАО "МОЭК-Генерация" и ОАО "МОЭК", имеющихся в распоряжении Комитета по ценам и тарифам Московской области при установлении для ОАО "МОЭК-Генерация" тарифов на тепловую энергию на 2014 год, представлен расчет амортизационных отчислений арендуемого имущества, который позволял Комитету по ценам и тарифам Московской области оценить экономическую обоснованность заявленных ОАО "МОЭК-Генерация" расходов.
На основании изложенного, произведенный Комитетом по ценам и тарифам Московской области анализ экономически обоснованных расходов ОАО "МОЭК-Генерация" по статье "Арендная плата, концессионная плата, лизинговые платежи" на 2014 год не может быть признан объективным и всесторонним, поскольку не соответствует в полной мере положениям действующего законодательства о государственном регулировании цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
Анализ экономической обоснованности расходов ОАО "МОЭК-Генерация" на 2014 год по статье спора "Другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией продукции", который приведен Комитетом по ценам и тарифам Московской области на стр. 5 экспертного заключения, содержит информацию о том, что Комитетом по ценам и тарифам Московской области не учтены указанные расходы.
В соответствии с п. 44 Основ ценообразования в состав прочих расходов регулируемой организации, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаются, в том числе, другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией продукции, в том числе налоговые платежи, определяемые в соответствии с методическими указаниями.
В обоснование заявленных расходов по данной статье спора ОАО "МОЭК-Генерация" в адрес Комитета по ценам и тарифам Московской области на тарифное регулирование на 2014 год была представлена расшифровка прочих расходов, копия договора об оказании услуг по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг от 27.06.2008 г. N 3319, копия сублицензионного договора о предоставлении права использования программы для ЭВМ в составе программного продукта от 12.02.2013 г. N 178. Анализ экономической обоснованности заявленных ОАО "МОЭК-Генерация" расходов по данной статье спора на основании представленных ОАО "МОЭК-Генерация" документов Комитетом в экспертном заключении не отражен. Кроме того Комитет по ценам и тарифам Московской области не запрашивал недостающих обосновывающих материалов у ОАО "МОЭК-Генерация".
На основании изложенного, произведенный Комитетом по ценам и тарифам Московской области анализ экономически обоснованных расходов ОАО "МОЭК-Генерация" по статье "Другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией продукции" на 2014 год не может быть признан объективным и всесторонним, поскольку не соответствует в полной мере положениям действующего законодательства о государственном регулировании цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
Также ФСТ России отмечает, что полезный отпуск тепловой энергии учтен Комитетом по ценам и тарифам Московской области при установлении тарифов на тепловую энергию для ОАО "МОЭК-Генерация" на 2014 год в размере 236,458 тыс. Гкал, т.е. в заявленном ОАО "МОЭК-Генерация" объеме. При этом на 1-е полугодие 2014 года ОАО "МОЭК-Генерация" было заявлено 136,79 тыс. Гкал, на 2-е полугодие 2014 года 99,67 тыс. Гкал.
В соответствии с п. 25 Основ ценообразования тарифы на тепловую энергию, дифференцированные органом регулирования, должны обеспечивать получение в расчетный период регулирования регулируемыми организациями необходимой валовой выручки.
ФСТ России произведен расчет необходимой валовой выручки ОАО "МОЭК-Генерация", которую регулируемая организация может собрать по итогам 2014 года исходя из утвержденных Комитетом по ценам и тарифам Московской области распоряжением от 20.12.2013 г. N 152-р тарифов на тепловую энергию на 2014 год. Полученная по результатам расчета величина необходимой валовой выручки ОАО "МОЭК-Генерация" в размере 232 226,87 тыс. руб. ниже величины необходимой валовой выручки ОАО "МОЭК-Генерация", учтенной Комитетом по ценам и тарифам Московской области при установлении для ОАО "МОЭК-Генерация" тарифов на тепловую энергию на 2014 год в размере 240 123,60 тыс. руб.
Таким образом, Комитетом по ценам и тарифам Московской области нарушены положения п. 25 Основ ценообразования при установлении для ОАО "МОЭК-Генерация" тарифов на тепловую энергию на 2014 год.
С учетом всех вышеизложенных доводов, в связи с выявленными нарушениями действующего законодательства о государственном регулировании цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, а также с учетом рассмотрения данного вопроса на заседании Контрольной комиссии ФСТ России (протокол от 11 ноября 2014 г. N СЗ-207), приказываю:
1. Частично удовлетворить требования, изложенные ОАО "МОЭК-Генерация" в заявлении о досудебном рассмотрении спора с Комитетом по ценам и тарифам Московской области.
2. Органу исполнительной власти Московской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок до 20 декабря 2014 года:
а) прекратить нарушения законодательства Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, выражающиеся в установлении распоряжением от 20.12.2013 г. N 152-р для ОАО "МОЭК-Генерация" на 2014 год тарифов на тепловую энергию, не обеспечивающих получение ОАО "МОЭК-Генерация" по итогам 2014 года необходимой валовой выручки, а также экономическая обоснованность которых не подтверждена документально в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов) в сфере теплоснабжения;
б) произвести перерасчет экономически обоснованных расходов ОАО "МОЭК-Генерация" по статьям спора "Арендная плата, концессионная плата, лизинговые платежи" и "Другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией продукции" на 2014 год в соответствии с законодательством о государственном регулировании цен (тарифов) в сфере теплоснабжения на основании всех обосновывающих материалов, имеющихся в распоряжении Комитета по ценам и тарифам Московской области с учетом запроса недостающих обосновывающих материалов у регулируемой организации, и в случае выявления по результатам проведенного анализа, предписанного настоящим пунктом, неучтенных экономически обоснованных расходов ОАО "МОЭК-Генерация", учесть их в установленном порядке при установлении тарифов на тепловую энергию для регулируемой организации на 2014 год.
3. Отказать в удовлетворении остальной части заявленных ОАО "МОЭК-Генерация" в заявлении о досудебном рассмотрении спора требований.
4. Об исполнении настоящего приказа органу исполнительной власти Московской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения письменно проинформировать Федеральную службу по тарифам, представив не позднее 10 рабочих дней с даты установления для ОАО "МОЭК-Генерация" цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в Контрольно-ревизионное управление ФСТ России надлежащим образом заверенные копии:
- решения о приведении распоряжения от 20.12.2013 г. N 152-р в соответствие с законодательством о государственном регулировании цен (тарифов) в сфере теплоснабжения;
- протокола заседания правления органа исполнительной власти Московской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на котором принималось решение, принятие которого было предписано настоящим приказом;
- экспертного заключения по делу об установлении для ОАО "МОЭК-Генерация" цен (тарифов) в сфере теплоснабжения на 2014 год (с приложением сводной калькуляции затрат) с указанием в ней результатов анализа и расчетов, проведение которых предписано настоящим приказом.
Руководитель Федеральной |
С. Новиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной службы по тарифам от 18 ноября 2014 г. N 1994-д "О частичном удовлетворении требований, указанных в заявлении ОАО "МОЭК-Генерация" о досудебном рассмотрении спора с Комитетом по ценам и тарифам Московской области"
Текст приказа опубликован в Информационном бюллетене Федеральной службы по тарифам от 5 декабря 2014 г. N 45