Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 5
Охрана окружающей среды
от производственного шума
1. При разработке мероприятий по шумоглушению до допустимых уровней следует учитывать "Санитарные нормы допустимых уровней шума на рабочих местах", утвержденные Минздравом СССР, N 3885, и ГОСТ 12.1.003-83* В3.
от загрязнений сточными водами
2. Разработку мероприятий по охране водоемов следует производить на основе следующих нормативно-методических документов:
- СНиП 2.04.03-85; ВСН-01-89 Минавтотранс РСФСР;
- "Правил охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами", утвержденных Минздравом СССР, Минводхозом СССР, Минрыбхозом СССР 16 мая 1974 г.;
- "Правил приема производственных сточных вод в системы канализации населенных пунктов", утвержденных Минжилкомхозом СССР 2 марта 1984 г.
2.1. Для наружной мойки автомобилей, автобусов и автофургонов следует предусматривать, как правило, малосточную систему водоснабжения с использованием оборотной воды.
2.2. Для мойки внутренней поверхности автофургонов, перевозящих пищевые продукты, следует проектировать локальные системы оборотного водоснабжения с использованием при ополаскивании после моющих растворов и дезинфекции воды питьевого качества.
2.3. Ориентировочные концентрации загрязнений в сточных водах от мойки автомобилей приведены в табл. 1 и уточняются в технологической части проекта.
2.4. Не допускается предусматривать оборотную систему водоснабжения для мойки автомобилей, предназначенных для перевозки фекальных жидкостей, ядовитых или инфицируемых веществ.
2.5. Количество воды, необходимое для восполнения потерь в системе оборотного водоснабжения, должно приниматься равным 15% от количества воды, подаваемой для мойки автомобилей.
Таблица 1
Характеристика загрязнений производственных сточных вод от мойки автомобилей
Категория автомобилей |
Концентрация загрязнений, мг/л |
|||||
взвешенных веществ |
нефтепродуктов |
тетраэтилсвинца |
pH |
БПК полн |
солесодержание в зимний период |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
I |
700 |
42 |
0,01 - 0,02 |
6,5 - 8 |
70 |
530 |
II г/а |
1180 - 2800 |
50/100 |
0,01 - 0,02 |
6,5 - 8 |
140 |
1850 |
III г/а |
1300 - 3100 |
50 - 100 |
0,01 - 0,02 |
6,5 - 8 |
140 |
1850 |
III автобус |
2000 |
55 |
0,01 - 0,02 |
6,5 - 8 |
80 |
1370 |
III сочлененный автобус |
2260 |
55 |
0,02 |
6,5 - 8 |
80 |
1370 |
IV г/а |
3420 |
50 - 100 |
0,02 |
6,5 - 8 |
140 |
1850 |
Автомобили-мусоровозы |
1180 - 2800 |
50 - 100 |
0,01 - 0,02 |
5 - 7 |
200 - 400 |
1850 |
Карьерные автомобилисамосвалы |
16000 |
20 |
- |
- |
80 |
- |
Примечания:
1. Указанные в таблице концентрации взвешенных веществ приведены для условий эксплуатации автомобилей на дорогах с твердыми покрытиями. При эксплуатации автомобилей на дорогах с гравийным или щебеночным покрытием концентрации взвешенных веществ принимаются с коэффициентом 1,2, при эксплуатации автомобилей на грунтовых дорогах - с коэффициентом 1,3.
2. Меньшие значения принимаются при механизированной мойке, большие значения - при шланговой ручной мойке.
3. Для грузовых автомобилей, перевозящих нефтепродукты, концентрацию загрязнений по нефтепродуктам следует принимать 660 (мг/л).
4. Концентрация взвешенных веществ в зимний период (при посыпке улиц от гололеда) принимается с коэффициентом 2,5.
2.6. Локальные системы оборотного водоснабжения следует предусматривать также для следующих производств:
- окраски автомобилей;
- мойки деталей;
- охлаждения технологического оборудования.
2.7. Ориентировочный состав загрязнений в производственных сточных водах (кроме мойки автомобилей) приведен в табл. 2.
2.8. Допускается использование очищенных дождевых вод для подпитки оборотных систем.
Степень очистки сточных вод должна удовлетворять:
- в системах оборотного водоснабжения - требованиям, предъявляемым к качеству воды для производственных нужд, приведенным в табл. 2.
- при сбросе сточных вод в канализацию - требованиям "Правил приема производственных сточных вод в системы канализации населенных пунктов", утвержденных Минжилкомхозом РСФСР;
- при сбросе сточных вод в водоемы - требованиям "Правил охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами", утвержденных Минздравом СССР, Минводхозом СССР, Минрыбхозом СССР.
2.9. Требования к качеству свежей технической или оборотной воды, используемой на производственные нужды, приведены в табл. 3.
Таблица 2
Характеристика производственных сточных вод
Наименование технологического процесса |
Загрязнения сточных вод, г/л |
|||||
Солесодержание |
Отработанный раствор |
Взвешенные вещества |
Нефтепродукты |
ХПК |
БПК полн |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Мойка деталей и агрегатов |
7,0 |
"Лабомид 101, 203" "Темп100" - 4,0 |
4,0 |
2,0 |
- |
- |
Промывка деталей аккумуляторов |
- |
Ионы Рв2+ 0,0015 - 0,003 |
- |
- |
- |
|
Подкраска кабин и кузовов автомобилей |
1,5 |
- |
0,8 (частицы краски) |
- |
0,28 |
- |
Проверка камер автомобильных шин |
- |
- |
0,2 |
0,3 |
- |
- |
Изменение активного сопротивления в цепи ротора электрической машины реостата обкаточно-тормозного стенда и стенда диагностирования |
- |
- |
- |
- |
- |
|
Охлаждение технологического оборудования (машин точечной сварки, баков реостатов обкаточно-тормозных стендов, ванн для закалки, дистилляторов, выпрямительных агрегатов), термического и нагревательного оборудования |
- |
незагрязненная |
t до 50° - 90°C |
Для испытательного оборудования |
- |
- |
- |
- |
до 40°C |
для другого оборудования |
- |
- |
|
Испытание топливных баков автомобилей |
- |
незагрязненная |
t = 20°C |
- |
- |
- |
Проверка и промывка радиаторов |
- |
- |
0,4 - 0,5 |
0,3 |
- |
- |
Мойка двигателей автомобилей |
- |
"Лабомид-101" Na CO - 0,9 2 3 |
1,0 |
1,8 - 2,5 в т.ч. ТЭС 0,003 - 0,013 |
- |
- |
Мойка и обеззараживание внутренней поверхности фургонов, перевозящих пищевые продукты |
- |
МЛ-52-1, раствор хлорной извести - 25,0 |
1,0 |
1,5 (жиры) |
- |
0,7 - 1,0 |
Ополаскивание внутренней поверхности фургонов, перевозящих пищевые продукты |
- |
МЛ-52-0,01 раствор хлорной извести - 1,6 |
0,01 |
0,01 |
- |
0,005 |
Таблица 3
Характеристика качества воды для производственных нужд
Наименование оборудования (назначение) |
Показатели качества воды |
|||||||||||||
t, °C |
Взвешенные вещества, мг/л |
Нефтепродукты, мг/л |
pH |
Щелочность общая, мг-экв/л |
БПК полн, мг/л |
Жесткость, мг-экв/л |
Сухой остаток, мг/л |
Сульфаты, мг/л |
Хлориды, мг/л |
Фосфаты и азот аммонийных солей (N), г/л |
Железо, мг/л |
Тетраэтилсвинец, мг/л |
||
общая |
Карбонатная |
|||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
Оборудование для: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
наружной мойки легковых автомобилей и автобусов |
5-40 |
40 |
15 |
6,5-8,5 |
- |
80 |
18 |
- |
10000 |
- |
- |
- |
5,0 |
0,001 |
наружной мойки грузовых автомобилей и автопоездов |
5-40 |
70 |
20 |
6,5-8,5 |
- |
80 |
18 |
- |
10000 |
- |
- |
- |
5,0 |
0,001 |
мойки узлов и деталей щелочными растворами |
5-80 |
200 |
200 |
не менее 6,5 |
1250 |
- |
- |
- |
70000 |
- |
- |
- |
- |
- |
промывки деталей кислотных аккумуляторов |
5-30 |
|
|
7,0-7,2 |
- |
- |
14 |
1,5 |
1000 |
500 |
350 |
- |
до 0,3 мл/г |
- |
окрасочное оборудование |
5-40 |
50 |
10 |
6,5-8,5 |
- |
- |
14 |
- |
3000 |
- |
- |
- |
- |
- |
Испытательное оборудование и оборудование диагностирования |
5-70 |
30 |
5 |
7-8 |
4 |
- |
10 |
3,5 |
2000 |
500 |
350 |
5150 |
1-4 |
- |
Сварочное, нагревательное оборудование |
5-30 |
30 |
7-8 |
4 |
- |
8,5 |
3,0 |
2000 |
500 |
350 |
0,5150 |
- |
- |
|
Заправка автомобилей |
5-50 |
- |
- |
- |
- |
- |
4,0 |
- |
1000 |
- |
- |
- |
- |
- |
Пополнение оборотных систем |
5-40 |
30 |
15 |
6,5-8,5 |
- |
- |
14 |
3,0 |
- |
- |
- |
- |
5,0 |
- |
Ополаскивание кузовов легковых автомобилей и автобусов |
5-40 |
40 |
15 |
6,5-8,5 |
- |
15 |
- |
- |
3000 |
- |
- |
- |
5,0 |
- |
Ополаскивание внутренней поверхности фургонов, перевозящих пищевые продукты |
5-25 |
соответствие ГОСТ 2374-82 "Вода питьевая" |
||||||||||||
Промывка и пропаривание топливных баков |
60° |
10 |
1 |
6,5-8,5 |
- |
- |
- |
- |
1000 |
500 |
350 |
- |
- |
- |
Примечание: в числителе указаны фосфаты, в знаменателе - азот аммонийных солей.
от вредных выбросов в атмосферу
3. Положения данного раздела приложения 5 распространяются только на разработку проектов строительства новых, расширения и реконструкции предприятий автомобильного транспорта.
Для эксплуатируемых предприятий инвентаризация выбросов загрязняющих веществ приводится на основе использования согласованных с Госкомприродой СССР (РСФСР) методик, учитывающих реальные режимы работы парка подвижного состава и его техническое состояние.
Разработку мероприятий по охране атмосферного воздуха следует предусматривать на основе следующих нормативно-методических документов:
СНиП 1.02.01-85; пособие к СНиП 1.02.01-85 "Охрана окружающей среды", а также других документов, утвержденных Госкомприродой и Госкомгидрометом СССР и РСФСР.
3.1. Для контроля выбросов загрязняющих веществ с отработанными газами от автомобилей, а также обеспечения мероприятий по их снижению до нормативного уровня в АТП следует предусматривать:
- пункты контроля и регулировки автомобилей по токсичности, оснащенные средствами отвода газа от автомобилей, средствами отбора проб газов и газоанализаторами;
- оснащение газоаналитической аппаратурой и дымомерами постов ТО-2 и диагностики;
- средства подогрева двигателей автомобилей в холодный период года на открытых стоянках в соответствии с приложением 5 табл. 1;
- средства механизированного перемещения автомобилей на поточных линиях ЕО, ТО-1, а также постах ТО-2 и ТР в БЦТО и ПТК.
3.2. Количество загрязняющих веществ, выделяемых в атмосферу при движении автомобилей по территории предприятия, а также на открытых и в закрытых стоянках, зонах ТО и ТР, следует определять по формулам (1) и (2):
(1) |
где:
- масса выброса j-го загрязняющего вещества, т;
n - количество типов автомобилей (бензиновые, дизельные и т.д.) устанавливается технологической частью проекта в соответствии с таблицей 4;
- удельный выброс j-го загрязняющего вещества одним автомобилем i-го типа с учетом возраста и технического состояния парка на рассматриваемый год, г/км (табл. 4);
L - условный пробег одного автомобиля за цикл на территории предприятия с учетом времени запуска двигателя, движения по территории предприятия, работы в зонах стоянки ТО и ТР (табл. 5);
- эксплуатационное количество автомобилей на стоянках с учетом коэффициента выпуска (количество автомобилей, поступающих в зону ТО и ТР) устанавливается технологической частью проекта;
- коэффициент, учитывающей влияние режима движения (скорости) автомобиля (табл. 6),
Д - количество рабочих дней в году
Для расчета максимальных секундных выбросов:
2) |
где:
- масса выброса j-го загрязняющего вещества, г/с;
n, , L, , - аналогичны значениям, приведенным в формуле (1);
- время выпуска или возврата автомобилей (поступающих на ТО и ТР) в часах, устанавливается технологической частью проекта.
Формула (2) может быть использована при проведении расчетов систем общеобменной вентиляции, а также при разработке норм предельно допустимых выбросов проектируемых предприятий.
Количество аэрозолей свинца, выделяющихся при работе карбюраторных двигателей на этилированном бензине, следует вычислять по формуле:
где:
- масса аэрозолей свинца, выделяемых автомобилями, г/с;
К - содержание тетраэтилсвинца в бензине, г/кг;
Р - количество расходуемого бензина, кг/с.
Значения К, Р устанавливаются технологической частью проекта.
3.3. В многоэтажных гаражах-стоянках с выездом автомобилей через нижерасположенные этажи количество загрязняющих веществ, выделяющихся в каждом этаже, определяется по формуле (2) с учетом транзитного пробега автомобилей с вышерасположенных этажей в соответствии с технологической частью проекта.
3.4. Для снижения концентрации в рабочей зоне загрязняющих веществ, выделяемых в помещении от стационарных источников, при проектировании следует предусматривать местные отсосы загрязненного воздуха, очистки его от примесей и при технической необходимости, оснащение индивидуальными устройствами для приема и отвода пыли и мелкой стружки (при обработке чугуна, пластмассы и др.), а также вредных для здоровья аэрозолей краски (при окраске автомобилей).
В проектах составы и количество загрязняющих веществ от стационарных источников, выделяемых в помещениях, следует принимать по "Руководящим указаниям определения количества отсасываемого воздуха и загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу от стационарных источников предприятий автомобильного транспорта", разработанным Гипроавтотрансом и ГПИ Сантехпроект, М., 1990 г., и отраслевым методикам по определению выбросов вредных веществ в атмосферу, утвержденным Госкомприродой СССР.
Таблица 4
Удельные выбросы загрязняющих веществ от автомобилей с учетом возраста парка и его технического состояния (прогнозные данные на период до 2000 г.), г/км
Тип автомобилей |
1990 г. |
1995 г. |
2000 г. |
||||||
CO |
CH |
NOx |
CO |
CH |
NOx |
CO |
CH |
NOx |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
2 |
3 |
4 |
2 |
3 |
4 |
Автомобили легковые, в том числе работающие на СНГ |
|
||||||||
малого класса |
24,0 |
3,3 |
0,72 |
24,0 |
3,3 |
0,72 |
24,0 |
3,3 |
0,72 |
среднего класса |
29,0 |
2,7 |
0,81 |
29,0 |
2,7 |
0,81 |
29,0 |
2,7 |
0,81 |
Автобусы с бензиновыми ДВС |
|
||||||||
особо малого класса |
29,0 |
3,1 |
1,08 |
29,0 |
3,1 |
1,08 |
29,0 |
3,1 |
1,08 |
малого класса |
104 |
16,3 |
4,5 |
104 |
16,3 |
4,5 |
104 |
16,3 |
4,5 |
среднего класса |
119 |
25,2 |
6,3 |
119 |
25,2 |
6,3 |
119 |
25,2 |
6,3 |
большого класса |
127 |
31,0 |
7,2 |
127 |
31,0 |
7,2 |
127 |
31,0 |
7,2 |
Автобусы с дизельными ДВС |
|
||||||||
большого и особо большого классов |
34,2 |
11,2 |
7,7 |
34,2 |
11,2 |
7,7 |
34,2 |
11,2 |
7,7 |
Автомобили грузовые с бензиновыми ДВС, в том числе работающие на СНГ |
|
||||||||
особо малой грузоподъемности |
27,5 |
2,9 |
0,9 |
27,5 |
2,9 |
0,9 |
27,5 |
2,9 |
0,9 |
малой грузоподъемности |
90,5 |
12,7 |
2,6 |
90,5 |
12,7 |
2,6 |
90,5 |
12,7 |
2,6 |
средней грузоподъемности |
110,0 |
22,2 |
4,9 |
110,0 |
22,2 |
4,9 |
110,0 |
22,2 |
4,9 |
большой грузоподъемности |
125 |
27,2 |
6,5 |
125 |
27,2 |
6,5 |
125 |
27,2 |
6,5 |
Автомобили грузовые малой и средней грузоподъемности, работающие на СНГ |
46,9 |
11,1 |
6,0 |
46,9 |
11,1 |
6,0 |
46,9 |
11,1 |
6,0 |
Автомобили грузовые большой и особо большой грузоподъемности с дизельными ДВС |
35,6 |
11,5 |
7,7 |
35,6 |
11,5 |
7,7 |
35,6 |
11,5 |
7,7 |
Примечания:
1. Значения удельных выбросов приведены для снаряженного автомобиля (без нагрузки) при среднетехнической скорости 30 (км/час).
2. При оснащении автомобилей нейтрализаторами заводского изготовления удельные выбросы CO и CH могут быть снижены на 80%, NOx - на 50%.
Таблица 5
Условный пробег одного автомобиля за цикл
(въезд и выезд)
Наименование сооружений, зданий, помещений |
Условный пробег, км |
|||
легкового автомобиля |
грузового автомобиля или автобуса |
|||
въезд |
выезд |
въезд |
выезд |
|
1 |
2 |
3 |
2 |
3 |
Открытая стоянка с подогревом |
0,3 |
0,8 |
0,3 |
0,8 |
Закрытая (теплая) стоянка манежная |
0,25 |
0,7 |
0,25 |
0,7 |
Закрытая стоянка боксовая |
0,01 |
0,5 |
0,01 |
0,5 |
Зона постов ТО и ТР манежной расстановки |
0,15 |
0,4 |
0,15 |
0,4 |
То же с боксовой расстановкой |
0,01 |
0,2 |
0,01 |
0,2 |
Поточные линии ЕО и ТО с механизированным перемещением |
0,01 |
0,05 |
0,01 |
0,05 |
Поточные линии ЕО и ТО с дополнительным одним перемещением своим ходом |
0,02 |
0,10 |
0,02 |
0,10 |
То же с дополнительными двумя перемещениями |
0,03 |
0,15 |
0,03 |
0,15 |
Движение по территории предприятия |
Устанавливается технологической частью проекта |
Таблица 6
Коэффициенты влияния режима движения (скорости) автомобиля и способа хранения на стоянке
Наименование сооружений, помещений, режим движения автомобиля |
Коэффициент корректирования, Кс |
||
CO |
CH |
NOx |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
Открытая стоянка с подогревом |
|
|
|
движение автомобилей по территории со среднетехнической скоростью 10 (км/час) |
1,2 |
1,1 |
1,0 |
То же, без подогрева (t < 0°C) |
2,0 |
1,6 |
1,0 |
Закрытая стоянка, помещения постов ТО и ТР автомобилей |
|
|
|
движение автомобилей со среднетехнической скоростью 5 (км/час) |
1,4 |
12 |
1,0 |
3. Условный пробег одного автомобиля за цикл (въезд и выезд), указанный в табл. 5, является ориентировочным и подлежит уточнению в каждом конкретном случае в зависимости от площади и конфигурации помещения, количества рабочих постов и машино-мест хранения, схемы расстановки подвижного состава.
4. При разработке технико-экономических обоснований и проектов строительства автотранспортных предприятий следует руководствоваться "Временной инструкцией о порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду народнохозяйственных объектов и комплексов", утвержденной Госкомприродой СССР, 1990 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.