Приложение
Федеральный государственный образовательный стандарт
среднего профессионального образования по специальности
51.02.01 Народное художественное творчество (по видам)
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 27 октября 2014 г. N 1382)
13 июля 2021 г.
Прием на обучение в соответствии с настоящим ФГОС прекращается с 1 февраля 2023 г.
См. ФГОС среднего профессионального образования по специальности 51.02.01 Народное художественное творчество, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от 12 декабря 2022 г. N 1099
См. справку о федеральных государственных образовательных стандартах
I. Область применения
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования представляет собой совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию по специальности 51.02.01 Народное художественное творчество (по видам)*(1) для профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования, которые имеют право на реализацию имеющих государственную аккредитацию программ подготовки специалистов среднего звена по данной специальности, на территории Российской Федерации (далее - образовательная организация).
1.2. Право на реализацию программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 51.02.01 Народное художественное творчество (по видам) имеет образовательная организация при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности. Лицензирование программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 51.02.01 Народное художественное творчество (по видам) осуществляется по видам, заявленным образовательной организацией.
Возможна сетевая форма реализации программы подготовки специалистов среднего звена с использованием ресурсов нескольких образовательных организаций. В реализации программы подготовки специалистов среднего звена с использованием сетевой формы наряду с образовательными организациями также могут участвовать медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных программой подготовки специалистов среднего звена.
Приложение дополнено пунктом 1.3 с 25 октября 2021 г. - Приказ Минпросвещения России от 13 июля 2021 г. N 450
1.3. Образовательная деятельность при освоении образовательной программы или отдельных ее компонентов организуется в форме практической подготовки.
Приложение дополнено пунктом 1.4 с 25 октября 2021 г. - Приказ Минпросвещения России от 13 июля 2021 г. N 450
1.4. Воспитание обучающихся при освоении ими образовательной программы осуществляется на основе включаемых в образовательную программу рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых и утверждаемых с учетом включенных в примерную основную образовательную программу примерной рабочей программы воспитания и примерного календарного плана воспитательной работы.
II. Используемые сокращения
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
СПО - среднее профессиональное образование;
ФГОС СПО - федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;
ППССЗ - программа подготовки специалистов среднего звена;
ОК - общая компетенция;
ПК - профессиональная компетенция;
ОД - общеобразовательные дисциплины;
ПМ - профессиональный модуль;
МДК - междисциплинарный курс.
III. Характеристика подготовки по специальности
3.1. Получение СПО по ППССЗ допускается только в образовательной организации.
3.2. Сроки получения СПО по специальности 51.02.01 Народное художественное творчество (по видам) углубленной подготовки в очной форме обучения и присваиваемые квалификации приводятся в Таблице 1.
Таблица 1
Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ППССЗ |
Наименование квалификации углубленной подготовки |
Срок получения СПО по ППССЗ углубленной подготовки в очной форме обучения* |
основное общее образование |
Руководитель любительского творческого коллектива, преподаватель |
3 года 10 месяцев** |
* Независимо от применяемых образовательных технологий.
** Образовательные организации, осуществляющие подготовку специалистов среднего звена на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования в пределах ППССЗ, в том числе с учетом получаемой специальности СПО.
Сроки получения СПО по ППССЗ углублённой подготовки независимо от применяемых образовательных технологий увеличиваются:
а) для обучающихся по очно-заочной форме обучения не более чем на 1 год;
б) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья - не более чем на 10 месяцев.
3.3. При приеме на обучение по ППССЗ, требующим у поступающих наличия определенных творческих способностей проводятся вступительные испытания в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"*(2).
3.4. Перечень вступительных испытаний творческой направленности направлен на выявление творческих способностей, соответствующих определенному виду народного художественного творчества.
IV. Характеристика профессиональной деятельности выпускников
4.1 Область профессиональной деятельности выпускников: руководство любительскими творческими коллективами (постановка народных праздников и обрядов), художественное образование в организациях дополнительного образования, общеобразовательных организациях.
4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
произведения народного художественного творчества (различных видов и жанров), народные традиции;
учреждения (организации) социально-культурной сферы независимо от их организационно-правовых форм;
региональные и муниципальные управления (отделы) культуры;
дома народного творчества;
организации дополнительного образования, общеобразовательные организации;
любительские творческие коллективы;
досуговые формирования (объединения).
4.3. Руководитель любительского творческого коллектива, преподаватель готовится к следующим видам деятельности:
4.3.1. Художественно-творческая деятельность (в любительских творческих коллективах, постановка народных праздников и обрядов).
4.3.2. Педагогическая деятельность (в организациях дополнительного образования, общеобразовательных организациях).
4.3.3. Организационно-управленческая деятельность (руководство любительскими творческими коллективами).
V. Требования к результатам освоения программы подготовки специалистов среднего звена
5.1 Руководитель любительского творческого коллектива, преподаватель должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
OК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе, обеспечивать его сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Использовать умения и знания учебных дисциплин федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования в профессиональной деятельности.
ОК 11. Использовать умения и знания профильных учебных дисциплин федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования в профессиональной деятельности.
5.2. Руководитель любительского творческого коллектива, преподаватель должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам деятельности:
5.2.1. Художественно-творческая деятельность.
ПК 1.1. Проводить репетиционную работу в любительском творческом коллективе, обеспечивать исполнительскую деятельность коллектива и отдельных его участников.
ПК 1.2. Раскрывать и реализовывать творческую индивидуальность участников любительского коллектива.
ПК 1.3. Разрабатывать, подготавливать и осуществлять репертуарные и сценарные планы, художественные программы и постановки.
ПК 1.4. Анализировать и использовать произведения народного художественного творчества в работе с любительским творческим коллективом.
ПК 1.5. Систематически работать по поиску лучших образцов народного художественного творчества, накапливать репертуар, необходимый для исполнительской деятельности любительского творческого коллектива и отдельных его участников.
ПК 1.6. Методически обеспечивать функционирование любительских творческих коллективов, досуговых формирований (объединений).
ПК 1.7. Применять разнообразные технические средства для реализации художественно-творческих задач.
5.2.2. Педагогическая деятельность.
ПК 2.1. Использовать знания в области психологии и педагогики, специальных дисциплин в преподавательской деятельности.
ПК 2.2. Использовать базовые теоретические знания и навыки, полученные в процессе профессиональной практики, для педагогической работы.
ПК 2.3. Планировать, организовывать и методически обеспечивать учебно-воспитательный процесс в организациях дополнительного образования детей, общеобразовательной организации.
ПК 2.4. Пользоваться учебно-методической литературой, формировать, критически оценивать и грамотно обосновывать собственные приемы и методы преподавания.
ПК 2.5. Применять разнообразные формы учебной и методической деятельности, разрабатывать необходимые методические материалы.
5.2.3. Организационно-управленческая деятельность.
ПК 3.1. Исполнять обязанности руководителя любительского творческого коллектива, досугового формирования (объединения) социально-культурной сферы, принимать управленческие решения.
ПК 3.2. Планировать, организовывать и контролировать работу коллектива исполнителей.
ПК 3.3. Применять знание принципов организации труда.
ПК 3.4. Использовать правовые знания, соблюдать этические нормы в работе с коллективом исполнителей.
ПК 3.5. Использовать различные способы сбора и распространения информации с целью популяризации и рекламирования возглавляемого коллектива.
VI. Требования к структуре программы подготовки специалистов среднего звена
6.1. ППССЗ предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общеобразовательного;
общего гуманитарного и социально-экономического;
математического и общего естественнонаучного;
профессионального;
и разделов:
учебная практика;
производственная практика (по профилю специальности);
производственная практика (преддипломная);
промежуточная аттестация;
государственная итоговая аттестация.
6.2. Обязательная часть ППССЗ по учебным циклам должна составлять около 70 процентов от общего объема времени, отведенного на их освоение. Вариативная часть (около 30 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.
Общеобразовательный учебный цикл состоит из учебных дисциплин и профильных учебных дисциплин, реализующих федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования.
Общий гуманитарный и социально-экономический, математический и общий естественнонаучный учебные циклы состоят из дисциплин.
Профессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика (по профилю специальности).
6.3. Обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического учебного цикла ППССЗ углубленной подготовки должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин "Основы философии", "История", "Психология общения", "Иностранный язык", "Физическая культура".
Обязательная часть профессионального учебного цикла ППССЗ углубленной подготовки должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 48 часов.
6.4. Образовательной организацией при определении структуры ППССЗ и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
Таблица 2
Структура программы подготовки специалистов среднего звена углубленной подготовки
Индекс |
Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту |
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.) |
В том числе часов обязательных учебных занятий |
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) |
Коды формируемых компетенций |
ОД.00 |
Общеобразовательный учебный цикл |
2106 |
1404 |
|
|
ОД.01 |
Учебные дисциплины |
|
756 |
|
|
В результате изучения учебных дисциплин федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования обучающийся должен: уметь: вести беседу на иностранном языке в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал; рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее, сообщать краткие сведения о своей стране и стране изучаемого языка на иностранном языке; делать краткие сообщения, описывать события/явления (в рамках пройденных тем), передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать свое отношение к прочитанному/услышанному, кратко характеризовать персонаж на иностранном языке; понимать основное содержание несложных аутентичных текстов на иностранном языке, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение, рассказ), уметь определять тему текста, выделять главные факты в тексте, опуская второстепенные; читать аутентичные тексты на иностранном языке разных жанров с пониманием основного содержания, устанавливать логическую последовательность основных фактов текста); используя различные приемы смысловой переработки текста (языковую догадку, анализ, выборочный перевод), оценивать полученную информацию, выражать свое мнение на иностранном языке; читать текст на иностранном языке с выборочным пониманием нужной или интересующей информации; ориентироваться в иноязычном письменном и аудиотексте: определять его содержание по заголовку, выделять основную информацию; использовать двуязычный словарь; использовать переспрос, перифраз, синонимичные средства, языковую догадку в процессе устного и письменного общения на иностранном языке; знать: основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний); основные способы словообразования в иностранном языке; основные нормы речевого этикета, принятые в стране изучаемого языка; признаки изученных грамматических явлений в иностранном языке; особенности структуры и интонации различных коммуникативных типов простых и сложных предложений изучаемого иностранного языка; о роли владения иностранными языками в современном мире, особенностях образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка; |
|
|
ОД.01.01. Иностранный язык |
||
уметь: описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли; сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия; объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства); приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений, ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм, деятельности людей в различных сферах; оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности; решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека; осуществлять поиск социальной информации по заданной теме в различных источниках (материалах средств массовой информации, учебных текстах и других адаптированных источниках), различать в социальной информации факты и мнения; самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности); использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для ориентирования в актуальных общественных событиях и процессах, нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей, реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей, первичного анализа и использования социальной информации, сознательного неприятия антиобщественного поведения; знать: социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми; сущность общества как формы совместной деятельности людей; характерные черты и признаки основных сфер жизни общества; содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения; |
|
|
ОД.01.02. Обществознание |
||
уметь: проводить тождественные преобразования иррациональных, показательных, логарифмических и тригонометрических выражений; решать иррациональные, логарифмические и тригонометрические уравнения и неравенства; решать системы уравнений изученными методами; строить графики элементарных функций и проводить преобразования графиков, используя изученные методы; применять аппарат математического анализа к решению задач; применять основные методы геометрии (проектирования, преобразований, векторный, координатный) к решению задач; оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами; распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах; использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования; оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники; иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий; создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы; просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя; наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики; соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств информационно-коммуникационных технологий; знать: тематический материал курса; основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных процессов различных типов с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий; назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы; назначения и функции операционных систем; |
|
|
ОД.01.03. Математика и информатика |
||
уметь: ориентироваться в современных научных понятиях и информации естественнонаучного содержания; работать с естественнонаучной информацией: владеть методами поиска, выделять смысловую основу и оценивать достоверность информации; использовать естественнонаучные знания в повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности, охраны здоровья, окружающей среды, энергосбережения; знать: основные науки о природе, их общность и отличия; естественнонаучный метод познания и его составляющие, единство законов природы во Вселенной; взаимосвязь между научными открытиями и развитием техники и технологий; вклад великих ученых в формирование современной естественнонаучной картины мира; |
|
|
ОД.01.04. Естествознание |
||
уметь: определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений; оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий; применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов; составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия; сопоставлять географические карты различной тематики; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций; нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть Интернет); правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в Российской Федерации, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития; понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ; знать: основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований; особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику изменения численности населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации; географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества; особенности современного геополитического и геоэкономического положения Российской Федерации, ее роль в международном географическом разделении труда; |
|
|
ОД.01.05. География |
||
уметь: составлять и выполнять комплексы упражнений утренней и корригирующей гимнастики с учетом индивидуальных особенностей организма; выполнять акробатические, гимнастические, легкоатлетические упражнения (комбинации), технические действия спортивных игр; выполнять комплексы упражнений на развитие основных физических качеств, адаптивной (лечебной) физической культуры с учетом состояния здоровья и физической подготовленности; осуществлять наблюдения за своим физическим развитием и физической подготовленностью, контроль техники выполнения двигательных действий и режимов физической нагрузки; соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений и проведении туристических походов; осуществлять судейство школьных соревнований по одному из программных видов спорта; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для проведения самостоятельных занятий по формированию индивидуального телосложения и коррекции осанки, развитию физических качеств, совершенствованию техники движений; включать занятия физической культурой и спортом в активный отдых и досуг; знать: о роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни, организации активного отдыха и профилактики вредных привычек; основы формирования двигательных действий и развития физических качеств; способы закаливания организма и основные приемы самомассажа; |
|
|
ОД.01.06. Физическая культура |
||
уметь: оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим; владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; знать: о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; предназначение, структуру, задачи гражданской обороны; |
|
70 |
ОД.01.07. Основы безопасности жизнедеятельности |
||
уметь: осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка; использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное) в зависимости от коммуникативной задачи; извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях; создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения; применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем; использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры; развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности; увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству; самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства; вести диалог в ситуации межкультурной коммуникации; знать: о связи языка и истории, культуры русского и других народов; смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи; основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения; |
|
|
ОД.01.08. Русский язык |
||
уметь: воспроизводить содержание литературного произведения; анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематику, проблематику, нравственный пафос, систему образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественную деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения; соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой, раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных произведений; выявлять "сквозные темы" и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи; определять род и жанр произведения; сопоставлять литературные произведения; выявлять авторскую позицию; выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения; аргументировать свое отношение к прочитанному произведению; писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы; знать: образную природу словесного искусства; содержание изученных литературных произведений; основные факты жизни и творчества писателей - классиков XIX в.; основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений; основные теоретико-литературные понятия. |
|
|
ОД.01.09. Литература |
||
ОД.02 |
Профильные учебные дисциплины |
|
648 |
|
|
В результате изучения профильных учебных дисциплин федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования обучающийся должен: уметь: узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением; устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства; пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре; выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения); использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: выбора путей своего культурного развития; организации личного и коллективного досуга; выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства; самостоятельного художественного творчества; знать: основные виды и жанры искусства; изученные направления и стили мировой художественной культуры; шедевры мировой художественной культуры; особенности языка различных видов искусства; |
|
|
ОД.02.01. История мировой культуры |
||
уметь: проводить поиск исторической информации в источниках разного типа; критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания); анализировать историческую информацию, представленную в разных системах (текстах, картах, таблицах, схемах, аудиовизуальных рядах); различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения; устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений; участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения; знать: основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории; периодизацию всемирной и отечественной истории; современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории; историческую обусловленность современных общественных процессов; особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе; |
|
|
ОД.02.02. История |
||
уметь: анализировать творчество писателя и содержание отдельного литературного произведения; использовать литературные произведения в профессиональной деятельности; знать: устное народное творчество; литературные памятники древней Руси; творчество выдающихся писателей и шедевры отечественной литературы; понятия содержания, формы, жанра, творческого метода; |
|
|
ОД.02.03. Отечественная литература |
||
уметь: сохранять народную художественную культуру, восстанавливать народные традиции; собирать, изучать и систематизировать произведения народной художественной культуры; использовать виды традиционной культуры, произведения народной художественной культуры в художественно-творческой и педагогической работе; знать: основы теории народной художественной культуры, исторические этапы развития народной художественной культуры; виды, жанры народной художественной культуры; формы бытования, носителей народной художественной культуры; традиционные обряды, обычаи, праздники, игры и забавы; региональные особенности народной художественной культуры; |
|
|
ОД.02.04. Народная художественная культура |
||
уметь: анализировать художественно-образное содержание произведения искусства; использовать произведения искусства в профессиональной деятельности; знать: основные этапы становления и развития мирового и отечественного искусства; направления, стили, жанры, средства художественной выразительности различных видов искусств; выдающихся деятелей и шедевры мирового и отечественного искусства, знаменитые творческие коллективы, тенденции развития современного искусства; |
|
|
ОД.02.05. История искусства |
||
уметь: ориентироваться в современной этнографической обстановке; использовать этнографические данные в профессиональной деятельности; знать: теоретические основы этнографии; методологические основы и методы исследования этнографии; выдающихся ученых-этнографов; понятия: этнос, народ, нация, раса, этническая культура, культурная традиция, этногенез и этническая история, этническое самосознание, быт, хозяйственно-культурный тип, историко-культурная область, этническая территория, миграция; трактовку в российской этнографии понятий: адаптация, интеграция, аккультурация; конкретные данные по этнографии народов России и русского народа (современного расселения, антропологического облика, религиозной принадлежности, этногенеза и этнической истории, этнографических групп, хозяйства, материальной культуры, семейного и общественного быта, духовной культуры); сведения о современном развитии этнографии, о социокультурных, этнополитических, демографических проблемах народов России; |
|
|
ОД.02.06. Основы этнографии |
||
уметь: анализировать тексты с точки зрения норм русского языка; грамотно строить свою речь; самостоятельно совершенствовать устную и письменную русскую речь; пользоваться словарями русского языка; знать: основные составляющие русского языка; различия между языком и речью; специфику устной и письменной речи; правила продуцирования текстов разных деловых жанров лексические нормы; основные типы словарей; типы фразеологических единиц, их использование в речи; основные фонетические единицы; принципы русской орфографии; морфологические нормы; словообразовательные нормы; грамматические категории и способы их выражения в современном русском языке; основные единицы синтаксиса. |
|
|
ОД.02.07. Культура речи |
||
Обязательная часть учебных циклов ППССЗ |
3834 |
2556 |
|
|
|
ОГСЭ.00 |
Общий гуманитарный и социально-экономический учебный цикл |
642 |
428 |
|
|
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен: уметь: ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста; знать: основные категории и понятия философии; роль философии в жизни человека и общества; основы философского учения о бытии; сущность процесса познания; основы научной, философской и религиозной картин мира; об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий; |
|
48 |
ОГСЭ.01. Основы философии |
||
уметь: ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире; выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем; знать: основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.); сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI веков; основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира; назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности; о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций; содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения; |
|
48 |
ОГСЭ.02. История |
||
уметь: применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности; использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения; знать: взаимосвязь общения и деятельности; цели, функции, виды и уровни общения; роли и ролевые ожидания в общении; виды социальных взаимодействий; механизмы взаимопонимания в общении; техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения; этические принципы общения; источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов; |
|
48 |
ОГСЭ.03. Психология общения |
||
уметь: общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы; переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности; самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас; знать: лексический (1200-1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности; |
|
142 |
ОГСЭ.04. Иностранный язык |
||
уметь: использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; знать: о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового образа жизни; |
284 |
142 |
ОГСЭ.05. Физическая культура |
||
ЕН.00 |
Математический и общий естественнонаучный учебный цикл |
108 |
72 |
|
|
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен: уметь: применять персональные компьютеры для поиска и обработки информации, создания и редактирования документов; пользоваться компьютерными программами, работать с электронными документами, использовать ресурсы сети Интернет; знать: теоретические основы построения и функционирования современных персональный# компьютеров; типы компьютерных сетей; принципы использования мультимедиа, функции и возможности информационных и телекоммуникативных технологий, методы защиты информации; |
|
|
ЕН.01. Информационные технологии |
||
уметь: анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности; использовать в профессиональной деятельности представления о взаимосвязи организмов и среды обитания; соблюдать в профессиональной деятельности регламенты экологической безопасности; знать: принципы взаимодействия живых организмов и среды обитания; особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного воздействия на окружающую среду; об условиях устойчивого развития экосистем и возможных причинах возникновения экологического кризиса; принципы и методы рационального природопользования; методы экологического регулирования; принципы размещения производств различного типа; основные группы отходов, их источники и масштабы образования; понятие и принципы мониторинга окружающей среды; правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности; принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды; природоресурсный потенциал Российской Федерации; охраняемые природные территории. |
|
.- |
ЕН.02. Экологические основы природопользования |
||
П.00 |
Профессиональный учебный цикл |
3084 |
2056 |
|
|
ОП.00 |
Общепрофессиональные дисциплины |
454 |
302 |
|
|
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен: уметь: организовывать и развивать народное художественное творчество в своем регионе; способствовать функционированию любительских творческих коллективов; осуществлять руководство досуговым формированием (объединением), творческим коллективом; подготавливать и проводить культурно-досуговое мероприятие, концерт, фестиваль народного художественного творчества; знать: основные виды, жанры и формы бытования народного художественного творчества, его региональные особенности; методы изучения народного художественного творчества, традиционные народные праздники и обряды; теоретические основы и общие методики организации и развития народного художественного творчества в различных типах культурно-досуговых учреждений и образовательных организаций; специфику организации детского художественного творчества, опыт работы любительских творческих коллективов, фольклорных студий, школ ремесел, народных мастеров; методику организации и работы досуговых формирований (объединений), творческих коллективов; методику подготовки культурно-досуговых мероприятий; структуру управления народным художественным творчеством, специфику и формы методического обеспечения отрасли |
|
|
ОП.01. Народное художественное творчество |
ПК 1.1 - 1.6, 2.2, 2.3, 2.5, 3.1 |
|
уметь: применять знания истории отечественной культуры в работе с творческим коллективом; сохранять культурное наследие региона; знать: понятие, виды и формы культуры; значение и место отечественной культуры как части мировой культуры; основные этапы истории отечественной культуры, выдающихся деятелей, известные памятники, тенденции развития отечественной культуры |
|
|
ОП.02. История отечественной культуры |
||
уметь: анализировать творчество писателя и отдельное литературное произведение, формулировать свое отношение к авторской позиции; использовать литературные произведения в профессиональной деятельности; знать: о роли и значении отечественной и зарубежной литературы XX века в системе современной культуры, в воспитании и развитии личности; основные периоды развития и направления отечественной и зарубежной литературы XX века; знаменитых писателей XX века, их жизнь и творчество; содержание изученных произведений |
|
|
ОП.03. Литература (отечественная и зарубежная) |
||
уметь: организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения; ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности; применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью; владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы; оказывать первую помощь пострадавшим; знать: принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России; основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации; основы военной службы и обороны государства; задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке; основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящие на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО; область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы; порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим. |
|
68 |
ОП.04. Безопасность жизнедеятельности |
||
ПМ.00 |
Профессиональные модули |
2630 |
1754 |
|
|
ПМ.01 |
Художественно-творческая деятельность |
|
|
|
|
|
Театральное творчество В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: организационной и репетиционной работы с любительским творческим коллективом и отдельными исполнителями; художественно-технического оформления театральной постановки; обучения участников коллектива актерскому мастерству, сценической речи, сценическому движению; уметь: анализировать литературное и драматургическое произведение и осуществлять театральную постановку; проводить режиссерский анализ, выявлять сквозное действие роли и сверхзадачу спектакля; разрабатывать постановочный план спектакля и режиссерскую экспликацию; работать с актером над ролью, используя принцип поэтапности; проводить психофизический тренинг и работать с актером над речью; выявлять речевую характеристику образа, развивать навыки речевого общения и взаимодействия; применять двигательные навыки и умения в актерской работе; находить и использовать пластическую характеристику образа; осуществлять художественно-техническое оформление спектакля, используя навыки пространственного видения; изготавливать эскизы, чертежи, макеты, элементы выгородки, мелкий реквизит; использовать технику и приемы гримирования при работе над образом; проводить занятия по актерскому мастерству, сценической речи, сценическому движению; знать: теорию, практику и методику театральной режиссуры; выразительные средства режиссуры и художественные компоненты спектакля; систему обучения актерскому мастерству К.С. Станиславского; закономерности произношения в современном русском языке, специфику работы над различными литературными жанрами; законы движения на сцене и законы управления аппаратом воплощения, особенности стилевого поведения и правила этикета; устройство сцены, механизмы, оборудование и осветительную технику сцены, основные принципы художественного оформления; историю гримировального искусства, технические средства гримирования, виды и технику грима; принципы построения урока актерского мастерства, сценической речи, сценического движения; |
|
|
МДК.01.01. Мастерство режиссера МДК.01.02. Исполнительская подготовка |
|
|
Хореографическое творчество В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: постановки танцев по записи; работы в качестве исполнителя и постановщика различных танцев; работы с творческим коллективом, проведения с участниками коллектива занятий по классическому, народному, бальному и современному танцам; уметь: анализировать и разрабатывать драматургическую основу хореографического произведения; разрабатывать постановочный план и осуществлять хореографическую постановку; подбирать музыку к танцам и работать с музыкальным материалом; разбирать и ставить танец по записи, вести репетиционную работу; работать над развитием пластичности, координации, постановкой корпуса, ног, рук, головы; воплощать манеру, совершенствовать технику и выразительность исполнения народных танцев; исполнять и ставить программные бальные танцы; импровизировать, находить музыкальное, эмоциональное и пластическое решение современного танца; использовать приобретенные исполнительские навыки и умения в преподавательской деятельности; знать: теоретические основы и практику создания хореографического произведения; приемы постановочной работы, методику создания хореографического номера; систему и принципы развития психофизического и двигательного аппарата хореографа, специальную терминологию; хореографическое творчество разных народов, репертуар ведущих народных танцевальных ансамблей; основные принципы движения в европейских и латиноамериканских танцах; основные направления и школы современного танца, особенности техники и манеры их исполнения; теорию, хореографические элементы классического, народного, бального и современного танцев; принципы построения и методику проведения уроков хореографии; |
|
|
МДК.01.01. Композиция и постановка танца МДК.01.02. Хореографическая подготовка |
|
|
Фото- и видеотворчество В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: подготовки сценария, постановки и монтажа видеофильмов различных жанров; создания фотографий различных жанров; использования необходимых материалов и оборудования; работы с любительским творческим коллективом; уметь: разрабатывать сценарий и постановочный план; осуществлять съемку и монтаж видеофильма; заниматься постановочной работой; пользоваться различными типами видеокамер и фотоаппаратов; осуществлять фото- и видеосъемку в различных условиях; использовать свет и цвет при создании фотокомпозиций; производить фотосъемку в павильоне и на натуре; производить обработку фотоматериалов; использовать осветительную и звуковую аппаратуру; проводить занятия по мастерству и технологии фото- и видеосъемки; знать: теоретические основы режиссуры, драматургии, сценарного мастерства; основы драматургии фильма, жанры видеофильма; монтажный метод работы с материалом; теоретические и практические основы видеосъемки; опыт работы выдающихся кинооператоров; специфику съемки документального и игрового видеофильмов; специфику режиссуры видеофильма, этапы работы над видеофильмом; технологию видео и фотосъемки, аудио-видеомонтажа; жанры искусства фотографии, теоретические основы фотокомпозиции; выразительные средства и технические возможности современной фотографии; работы выдающихся фотомастеров; экспонометрию, репродукционную съемку; фото- и видеоаппаратуру, фото и видеоматериалы, типы черно-белых и цветных пленок и фотобумаг; процессы обработки фотоматериалов; принципы обучения фото- и видеосъемке; |
|
|
МДК.01.01. Мастерство фото- и видеосъемки |
|
|
Этнохудожественное творчество В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: освоения зрелищно-игрового искусства; подготовки сценариев и постановки обрядового действа, народных праздников, игровых программ; подготовки необходимого реквизита; участия в постановках в качестве исполнителя (актера, певца, танцора); проведения репетиционной работы с фольклорным ансамблем и отдельными исполнителями; работы с творческим коллективом; уметь: разработать сценарий и осуществить постановку сценического действа; вести репетиционную работу, реализовывать творческий замысел в сроки и условиях, приближенных к деревенской среде или городской площади; создавать образ фольклорного персонажа в разных жанрах традиционного игрового искусства; использовать приемы превращения зрителей в участников действа; комплексно использовать различные приемы народного исполнительского искусства (пение, танец, игру на инструменте); использовать региональные особенности фольклорного языка и диалектного произношения; использовать в работе историко-этнографические, архивные, экспедиционные материалы; применять основы звукоизвлечения и особенности фольклорного звукоизвлечения, технику дыхания; работать с текстом песни, использовать навыки ансамблевого пения и фольклорной импровизации; проводить занятия по исполнительскому мастерству, народному поэтическому слову, фольклорному ансамблю; знать: теоретические основы драматургии и режиссуры, особенности режиссуры фольклорно-этнографического театра; драматургию обрядового действа, обрядовую символику календарных и семейно-бытовых праздников; истоки исполнительских традиций в зрелищно-игровых формах народной культуры; образно-художественные средства в системе игровых изобразительных приемов в различных видах и жанрах празднично-обрядовой культуры; жанровую сущность произведений фольклора, особенности их исполнения; известных народных исполнителей; процесс подготовки сценария обрядового действа с учетом жанровых особенностей; специфику обучения народному поэтическому слову; различные песенные жанры и стили, распространенные на территории Российской Федерации; опыт работы руководителей фольклорных коллективов; теорию, практику и методику преподавания исполнительского мастерства, народного поэтического слова, фольклорного ансамбля, педагогические принципы обучения детей пению. |
|
|
МДК.01.01. Режиссерская подготовка МДК.01.02. Исполнительская подготовка |
|
ПМ.02 |
Педагогическая деятельность В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: работы с творческим коллективом в качестве руководителя и преподавателя; работы с учебно-методической документацией; использования в педагогической работе действующих примерных учебных планов, образовательных стандартов; уметь: использовать теоретические сведения о личности и межличностных отношениях в педагогической деятельности; организовывать и проводить художественно-творческую работу в коллективе и с отдельными его участниками с учетом возрастных и личностных особенностей; пользоваться специальной литературой, делать педагогический анализ используемых произведений; общаться и работать с людьми разного возраста; правильно разрешать конфликтные ситуации и способствовать их предотвращению; организовывать и вести учебно-образовательный процесс в творческом коллективе; анализировать и применять действующие образовательные программы, пользоваться учебно-методические# материалами; подбирать репертуар, соответствующий возрасту и интересам участников творческого коллектива; использовать разнообразные методические приемы в педагогической и творческой работе с коллективом; знать: основные понятия психологии (психику, сознание, личность, индивида, потребности, мотива, интереса, вкуса, ценностных ориентаций личности, мышления, эмоций, чувств); закономерности психического развития человека, его возрастные и индивидуальные особенности; методы психологической диагностики личности; понятия: этнопсихология, национальный характер; особенности детской и подростковой психологии; особенности психологии художественного творчества, связь интуиции и творчества; основные понятия педагогики (воспитание, образование, развитие учащихся); этапы истории педагогики; роль семьи и социума в формировании и развитии личности ребенка; понятия о дидактике и методике преподавания, цели, задачи, содержание и формы педагогического процесса, средства обучения; требования к личности педагога; закономерности межличностных и внутригрупповых отношений, нормы делового общения, профессиональной этики и этикета работника культуры и педагога; методические основы организации и планирования учебно-образовательного процесса; принципы формирования репертуара; методы работы с творческим коллективом; методики проведения групповых и индивидуальных занятий с участниками творческого коллектива, репетиционной работы; порядок ведения учебно-методической документации. |
|
|
МДК.02.01. Педагогические основы преподавания творческих дисциплин МДК.02.02. Учебно-методическое обеспечение учебного процесса |
|
ПМ.03 |
Организационно-управленческая деятельность В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: руководства коллективом исполнителей (творческим коллективом, структурным подразделением учреждения (организации культуры); анализа кадрового потенциала коллектива и оценки эффективности управления персоналом; составления сметы расходов и бизнес-плана, проведения конкретно-социологических исследований; уметь: организовать социально-культурную деятельность в культурно-досуговых учреждениях и образовательных организациях; оказывать консультационно-методическую помощь культурно-досуговым учреждениям и образовательным организациям по развитию социально-культурной деятельности; анализировать региональные особенности социально-культурной деятельности и участвовать в ее развитии, осуществлять руководство структурным подразделением учреждения социально-культурной сферы и творческим коллективом; проводить и обрабатывать результаты конкретно-социологических исследований; использовать нормативно-управленческую информацию в своей деятельности; анализировать и составлять планы, отчеты, смету расходов, бизнес-план, организовать, анализировать и оценивать работу коллектива исполнителей, учреждений (организаций) культуры, использовать рекламу в целях популяризации учреждения (организации) культуры и его услуг; применять компьютеры и телекоммуникационные средства, пользоваться локальными и отраслевыми сетями, прикладным программным обеспечением, информационными ресурсами сети Интернет и других сетей; использовать нормативно-правовые документы в работе, защищать свои права в соответствии с трудовым законодательством, осуществлять сотрудничество с органами правопорядка и защиты населения; знать: основные виды и этапы становления и развития социально-культурной деятельности в России; основные виды, формы и тенденции развития социально-культурной деятельности в регионе; структуру управления социально-культурной деятельностью; понятие субъектов социально-культурной деятельности, теоретические основы и общие методики организации и развития социально-культурной деятельности в различных типах культурно-досуговых учреждений и образовательных организациях; социально-культурные программы; методику конкретно-социологического исследования; специфику и формы методического обеспечения отрасли; сущность и характерные черты современного менеджмента; экономические основы деятельности учреждений (организаций) социально-культурной сферы и их структурных подразделений; хозяйственный механизм, формы и структуры организации экономической деятельности; состав и особенности сметного финансирования и бюджетного нормирования расходов; виды внебюджетных средств, источники их поступления; формы организации предпринимательской деятельности; методику бизнес-планирования; принципы организации труда и заработной платы; особенности менеджмента в социально-культурной сфере; принципы организации работы коллектива исполнителей; основные принципы, методы и свойства информационных и коммуникационных технологий; информационные ресурсы прикладное программное обеспечение профессиональной деятельности; профильные ресурсы сети Интернет и других сетей, средства мультимедиа; основы государственной политики и права в области народного художественного творчества, современное состояние законодательства о культуре, основные законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие трудовые отношения, права и обязанности работников социально-культурной сферы. |
|
|
МДК.03.01. Основы управленческой деятельности |
|
|
Вариативная часть учебных циклов ППССЗ (определяется образовательной организацией самостоятельно) |
1620 |
1080 |
|
|
|
Всего часов обучения по учебным циклам ППССЗ |
5454 |
3636 |
|
|
УП.00 |
Учебная практика |
2 нед. |
72 |
|
|
ПП.00 |
Производственная практика (по профилю специальности) |
7нед. |
252 |
||
ПП.01 |
Исполнительская практика |
3 нед. |
108 |
||
ПП.02 |
Педагогическая практика |
4 нед. |
144 |
||
ПДП.00 |
Производственная практика (преддипломная) |
3 нед. |
|
|
|
ПА.00 |
Промежуточная аттестация |
11 нед. |
|
|
|
ГИА.00 |
Государственная итоговая аттестация |
3 нед. |
|
|
|
ГИА.01 |
Подготовка выпускной квалификационной работы |
1 нед. |
|
|
|
ГИА.02 |
Защита выпускной квалификационной работы (по видам) |
1 нед. |
|
|
|
ГИА.03 |
Государственный экзамен |
1 нед. |
|
|
|
Таблица 3
Срок получения СПО по ППССЗ углубленной подготовки в очной форме обучения составляет 199 недель, в том числе:
Общеобразовательный учебный цикл |
|
Обучение по учебным циклам |
101 нед. |
Учебная практика |
2 нед. |
Производственная практика (по профилю специальности) |
7 нед. |
Производственная практика (преддипломная) |
3 нед. |
Промежуточная аттестация |
11 нед. |
Государственная итоговая аттестация |
3 нед. |
Каникулы |
33 нед. |
Итого |
199 нед. |
VII. Требования к условиям реализации программы подготовки специалистов среднего звена
7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППССЗ в соответствии с ФГОС СПО и с учетом соответствующей примерной ППССЗ.
Перед началом разработки ППССЗ образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемой квалификации, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ППССЗ образовательная организация:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППССЗ, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, на практики, и (или) вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;
обязана ежегодно обновлять ППССЗ с учетом запросов работодателей, особенностей развития культуры, науки, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО;
обязана в рабочих учебных программах всех дисциплин, междисциплинарных курсов и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей;
обязана обеспечить обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
обязана сформировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе творческих коллективов, общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
должна предусматривать, в целях реализации компетентностного подхода, использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
7.2. При реализации ППССЗ обучающиеся имеют академические права и обязанности в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"*(2).
7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной нагрузки.
7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю.
7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очно-заочной форме обучения составляет 16 академических часов в неделю.
7.6. Общая продолжительность каникул в учебном году должна составлять 8-11 недель, в том числе не менее 2-х недель в зимний период.
7.7. Выполнение курсового проекта (работы) рассматривается как вид учебной деятельности по дисциплине (дисциплинам) профессионального учебного цикла или междисциплинарному курсу и реализуется в пределах времени, отведенного на их изучение.
На весь период обучения может быть запланировано не более 2-х курсовых работ: одна из них - на основе междисциплинарных курсов профессионального модуля "Художественно-творческая деятельность" (по видам), вторая - на основе междисциплинарных курсов "Педагогические основы преподавания творческих дисциплин" и "Учебно-методическое обеспечение учебного процесса".
7.8. Дисциплина "Физическая культура" предусматривает еженедельно 2 часа обязательных аудиторных занятий и 2 часа самостоятельной работы (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях). Часть часов дисциплины "Физическая культура" по виду "Хореографическое творчество" используется в рамках междисциплинарного курса "Хореографическая подготовка".
7.9. Образовательная организация имеет право для подгрупп девушек использовать часть учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" (48 часов), отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.
7.10. Консультации для обучающихся по очной и очно-заочной формам обучения предусматриваются образовательной организацией из расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый учебный год, в том числе в период реализации образовательной программы среднего общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательной организацией.
7.11. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы*(3).
7.12. При разработке ППССЗ образовательная организация имеет право ежегодно определять объем времени по дисциплинам и профессиональным модулям ППССЗ в зависимости от содержания наиболее востребованных видов деятельности, определяемых потребностями работодателей. Объем времени, отведенный на изучение дисциплины, не может быть менее 32 часов.
7.13. Планирование концертмейстерских часов при реализации ППССЗ базируется на принципах методической целесообразности и сложившихся традиций.
7.14. Занятия по дисциплинам обязательной и вариативной частей ППССЗ проводятся в форме групповых и индивидуальных занятий.
Организация приема по специальности 51.02.01 Народное художественное творчество (по видам) осуществляется при условии формирования групп следующим образом:
групповые занятия - не более 25 человек из обучающихся данного курса одной или, при необходимости, о# нескольких специальностей;
мелкогрупповые занятия - не более 8 человек
По междисциплинарным курсам профессионального модуля "Художественно-творческая деятельность" (по видам) в течение всего периода обучения предусматривается проведение индивидуальных занятий.
При реализации образовательной организацией ППССЗ по видам "Театральное творчество", "Хореографическое творчество", "Этнохудожественное творчество" целесообразно обеспечить подготовку специалистов на базе соответствующих учебных творческих коллективов, сформированных из обучающихся по ППССЗ.
7.15. Обучающиеся, поступившие на базе среднего общего образования, имеют право на перезачет соответствующих общеобразовательных дисциплин.
7.16. Практика является обязательным разделом ППССЗ. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации ППССЗ предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.
Производственная практика состоит из двух этапов: практики по профилю специальности и преддипломной практики.
Учебная практика и производственная практика (по профилю специальности) проводятся образовательной организацией при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточено#, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательной организацией по каждому виду практики.
Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.
7.17. Реализация ППССЗ по специальности должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Доля преподавателей, имеющих высшее профессиональное образование должна составлять не менее 95 процентов в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной программе.
Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла. Преподаватели получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
До 10 процентов от общего числа преподавателей, имеющих высшее образование, может быть заменено преподавателями, имеющими СПО и государственные почетные звания в соответствующей профессиональной сфере, или специалистами, имеющими СПО и стаж практической работы в соответствующей профессиональной сфере более 10 последних лет.
7.18. ППССЗ должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ППССЗ.
Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием расчета времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Реализация ППССЗ должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) ППССЗ. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и (или) электронным изданием по каждой дисциплине профессионального учебного цикла и одним учебно-методическим печатным и (или) электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов, изданными за последние 5 лет.
Библиотечный фонд помимо учебной литературы должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1-2 экземпляра на каждых 100 обучающихся.
Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 5 наименований российских журналов.
Образовательная организация должна предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с российскими образовательными организациями, иными организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.
7.19. Прием на обучение по ППССЗ за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов является общедоступным, если иное не предусмотрено частью 4 статьи 68 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"*(2). Финансирование реализации ППССЗ должно осуществляться в объеме не ниже установленных государственных нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня.
7.20. Образовательная организация, реализующая ППССЗ, должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательной организации. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.
Перечень
кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений
Кабинеты:
математики и информатики;
истории, географии и обществознания;
русского языка и литературы;
иностранного языка;
гуманитарных и социально-экономических дисциплин;
народного художественного творчества;
для занятий по междисциплинарным курсам профессионального модуля "Художественно-творческая деятельность" (по видам);
для занятий по междисциплинарным курсам профессионального модуля "Педагогическая деятельность";
информатики (компьютерный класс);
технических средств.
Лаборатории:
кинофотолаборатория.
Учебные аудитории:
с зеркалами, станками - по виду Хореографическое творчество;
со сценической площадкой - по виду Театральное творчество;
для хоровых и певческих занятий - по виду Этнохудожественное творчество.
Учебные классы:
для групповых теоретических занятий;
для групповых практических занятий (репетиций);
для индивидуальных занятий.
Гримерная.
Костюмерная.
Помещение для хранения театрального реквизита.
Помещение для хранения фото и видеоматериалов.
Спортивный комплекс:
спортивный зал;
абзацы тридцатый и тридцать первый утратили силу с 25 октября 2021 г. - Приказ Минпросвещения России от 13 июля 2021 г. N 450
Залы:
театрально-концертный (актовый) зал;
библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет.
Реализация ППССЗ должна обеспечивать:
выполнение обучающимися лабораторных и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;
освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательной организации или в организациях (предприятиях) в зависимости от вида деятельности.
При использовании электронных изданий образовательная организация должна обеспечить каждого обучающегося рабочим местом в компьютерном классе в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.
Образовательная организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
7.21. Реализация ППССЗ осуществляется образовательной организацией на государственном языке Российской Федерации.
Реализация ППССЗ образовательной организацией, расположенной на территории республики Российской Федерации, может осуществляться на государственном языке республики Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Реализация ППССЗ образовательной организацией на государственном языке республики Российской Федерации не должна осуществляться в ущерб государственному языку Российской Федерации.
VIII. Оценка качества освоения программы подготовки специалистов среднего звена
8.1. Оценка качества освоения ППССЗ должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную и государственную итоговую аттестации обучающихся.
8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательной организацией самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.
8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ППССЗ (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить умения, знания, практический опыт и освоенные компетенции.
Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации по дисциплинам и междисциплинарным курсам в составе профессиональных модулей разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно, а для промежуточной аттестации по профессиональным модулям и для государственной итоговой аттестации - разрабатываются и утверждаются образовательной организацией после предварительного положительного заключения работодателей.
Для промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам (междисциплинарным курсам) кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса) в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться преподаватели смежных дисциплин (курсов). Для максимального приближения программ промежуточной аттестации обучающихся по профессиональным модулям к условиям их будущей профессиональной деятельности образовательной организацией в качестве внештатных экспертов должны активно привлекаться работодатели.
8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:
оценка уровня освоения дисциплин; оценка компетенций обучающихся.
Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.
8.5. К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам*(4).
8.6. Государственная итоговая аттестация включает подготовку и защиту выпускной квалификационной работы (дипломная работа) и государственные экзамены. Обязательное требование - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию профессионального модуля "Аналитическая и художественно-исполнительская деятельность".
Государственная итоговая аттестация включает:
выпускную квалификационную работу - "Показ и защита творческой работы";
государственный экзамен по профессиональному модулю "Педагогическая деятельность".
------------------------------
*(1) Программа подготовки специалистов среднего звена по специальности 51.02.01 Народное художественное творчество (по видам) реализуется по следующим видам: Театральное творчество; Хореографическое творчество; Фото- и видеотворчество; Этнохудожественное творчество. Распределение общих и профессиональных компетенций по видам представлено в разделе VI. Требования к структуре программы подготовки специалистов среднего звена.
*(2) Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769, N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4257, ст. 4263.
*(3) Пункт 1 статьи 13 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; N 30, ст. 3613; 2000, N 33, ст. 3348; N 46, ст. 4537; 2001, N 7, ст. 620, ст. 621; N 30, ст. 3061; 2002, N 7, ст. 631; N 21, ст. 1919; N 26, ст. 2521; N 30, ст. 3029, ст. 3030, ст. 3033; 2003, N 1, ст. 1; N 8, ст. 709; N 27, ст. 2700; N 46, ст. 4437; 2004, N 8, ст. 600; N 17, ст. 1587; N 18, ст. 1687; N 25, ст. 2484; N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; N 49, ст. 4848; 2005, N 10, ст. 763; N 14, ст. 1212; N 27, ст. 2716; N 29, ст. 2907; N 30, ст. 3110, ст. 3111; N 40, ст. 3987; N 43, ст. 4349; N 49, ст. 5127; 2006, N 1, ст. 10, ст. 22; N 11, ст. 1148; N 19, ст. 2062; N 28, ст. 2974, N 29, ст. 3121, ст. 3122, ст. 3123; N 41, ст. 4206; N 44, ст. 4534; N 50, ст. 5281; 2007, N 2, ст. 362; N 16, ст. 1830; N 31, ст. 4011; N 45, ст. 5418; N 49, ст. 6070, ст. 6074; N 50, ст. 6241; 2008, N 30, ст. 3616; N 49, ст. 5746; N 52, ст. 6235; 2009, N 7, ст. 769; N 18, ст. 2149; N 23, ст. 2765; N 26, ст. 3124; N 48, ст. 5735, ст. 5736; N 51, ст. 6149; N 52, ст. 6404; 2010, N 11, ст. 1167, ст. 1176, ст. 1177; N 31, ст. 4192; N 49, ст. 6415; 2011, N 1, ст. 16; N 27, ст. 3878; N 30, ст. 4589; N 48, ст. 6730; N 49; ст. 7021, ст. 7053, ст. 7054; N 50, ст. 7366; 2012, N 50, ст. 6954; N 53, ст. 7613; 2013, N 9 ст. 870-N 19, ст. 2329; ст. 2331; N 23, ст. 2869; N 27, ст. 3462, ст. 3477; N 48, ст. 6165; 2014, N 11, ст. 1094; N 14, ст. 1556; N 23, ст. 2930; N 26, ст. 3365; N 30, ст. 4247).
*(4) Часть 6 статьи 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769, N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4257, ст. 4263).
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства образования и науки РФ от 27 октября 2014 г. N 1382 "Об утверждении федерального государственного образовательного... |