Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Часть IV. Составление проекта местного бюджета, рассмотрение и утверждение местного бюджета, внесение изменений в решение о местном бюджете
16. Составление проекта местного бюджета
16.1. Проект местного бюджета составляется в сроки и порядке (включая перечень необходимых для этого документов и материалов, в том числе представляемых одновременно с проектом решения Совета депутатов о местном бюджете), установленные аппаратом Совета депутатов в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, настоящим Положением и принимаемыми с соблюдением его требований муниципальными правовыми актами Совета депутатов.
16.2. Проект местного бюджета составляется и утверждается сроком на один год (на очередной финансовый год) или сроком на три года (очередной финансовый год и плановый период) в соответствии с решением Совета депутатов, за исключением решения Совета депутатов о местном бюджете.
16.3. В целях своевременного и качественного составления проекта местного бюджета аппарат Совета депутатов имеет право получать необходимые сведения от иных органов местного самоуправления муниципального округа, а также от органов государственной власти города Москвы.
16.4. Проект местного бюджета составляется на основе Бюджетного послания Президента Российской Федерации, прогноза социально-экономического развития муниципального округа, основных направлений бюджетной и налоговой политики, муниципальных программах.
16.5. Прогноз социально-экономического развития муниципального округа ежегодно разрабатывается в порядке, установленном аппаратом Совета депутатов.
16.6. Прогноз социально-экономического развития муниципального округа разрабатывается на очередной финансовый год либо на очередной финансовый год и плановый период.
16.7. Прогноз социально-экономического развития муниципального округа разрабатывается и одобряется аппаратом Совета депутатов одновременно с принятием решения о внесении проекта местного бюджета в Совет депутатов.
16.8. Прогноз социально-экономического развития муниципального округа основывается на прогнозе социально-экономического развития и основных направлениях бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год и плановый период, разрабатываемых органами исполнительной власти города Москвы и одобренных Правительством Москвы.
16.9. Прогноз социально-экономического развития муниципального округа на очередной финансовый год и плановый период разрабатывается путем уточнения параметров планового периода и добавления параметров второго года планового периода.
В пояснительной записке к прогнозу социально-экономического развития муниципального округа приводится обоснование параметров прогноза, в том числе их сопоставление с ранее утвержденными параметрами с указанием причин и факторов прогнозируемых изменений.
16.10. Изменение прогноза социально-экономического развития муниципального округа в ходе составления или рассмотрения проекта местного бюджета влечет за собой изменение основных характеристик проекта местного бюджета.
16.11. Доходы местного бюджета прогнозируются на основе прогноза социально-экономического развития муниципального округа в условиях действующего на день внесения в Совет депутатов проекта решения Совета депутатов о местном бюджете законодательства о налогах и сборах и бюджетного законодательства Российской Федерации, а также законодательства Российской Федерации, законов города Москвы и муниципальных правовых актов Совета депутатов, устанавливающих неналоговые доходы местного бюджета.
16.12. Планирование бюджетных ассигнований осуществляется в порядке и в соответствии с методикой, устанавливаемой аппаратом Совета депутатов.
16.13. Планирование бюджетных ассигнований осуществляется раздельно по бюджетным ассигнованиям на исполнение действующих и принимаемых обязательств.
16.14. В местном бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на реализацию ведомственных целевых программ, разработка, утверждение и реализация которых осуществляются в порядке, установленном аппаратом Совета депутатов.
16.15. В случае утверждения местного бюджета на очередной финансовый год и плановый период проект решения Совета депутатов о местном бюджете составляется путем изменения параметров планового периода утвержденного местного бюджета и добавления к ним параметров второго года планового периода проекта местного бюджета.
Изменение показателей ведомственной структуры расходов местного бюджета осуществляется путем увеличения или сокращения утвержденных бюджетных ассигнований либо включения в ведомственную структуру расходов бюджетных ассигнований по дополнительным целевым статьям и (или) видам расходов местного бюджета.
17. Внесение проекта решения Совета депутатов о местном бюджете на рассмотрение Совета депутатов
17.1. Аппарат Совета депутатов не позднее 1 ноября текущего финансового года вносит на рассмотрение Совета депутатов проект решения Совета депутатов о местном бюджете.
17.2. Одновременно с проектом решения Совета депутатов о местном бюджете в Совет депутатов представляются:
основные направления бюджетной и налоговой политики;
предварительные итоги социально-экономического развития муниципального округа за истекший период текущего финансового года и ожидаемые итоги социально-экономического развития муниципального округа за текущий финансовый год;
прогноз социально-экономического развития муниципального округа;
утвержденный среднесрочный финансовый план муниципального округа (если составление и утверждение местного бюджета осуществляется сроком на один финансовый год без учета планового периода);
пояснительная записка к проекту местного бюджета;
методики (проекты методик) и расчеты распределения межбюджетных трансфертов;
верхний предел муниципального долга муниципального округа на конец очередного финансового года (на конец очередного финансового года и конец каждого года планового периода);
оценка ожидаемого исполнения местного бюджета на текущий финансовый год;
иные документы и материалы.
17.3. В случае утверждения решением Совета депутатов о местном бюджете распределения бюджетных ассигнований по муниципальным программам и внепрограммным направлениям деятельности к проекту решения Совета депутатов о местном бюджете представляются паспорта муниципальных программ.
17.4. В случае, если проект решения Совета депутатов о местном бюджете не содержит приложение с распределением бюджетных ассигнований по разделам и подразделам классификации расходов бюджетов, приложение с распределением бюджетных ассигнований по разделам и подразделам классификации расходов бюджетов включается в состав приложений к пояснительной записке к проекту решения Совета депутатов о местном бюджете.
17.5. В проекте решения Совета депутатов о местном бюджете должны содержаться основные характеристики местного бюджета, к которым относятся общий объем доходов бюджета, общий объем расходов бюджета, дефицит (профицит) бюджета, а также иные показатели, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Положением.
17.6. Проект решения Совета депутатов о местном бюджете должен содержать следующие показатели местного бюджета:
перечень главных администраторов доходов местного бюджета;
перечень главных администраторов источников финансирования дефицита местного бюджета;
расходы по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов бюджетной классификации;
распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям, группам (группам и подгруппам) видов расходов либо по разделам, подразделам, целевым статьям (муниципальным программам и внепрограммным направлениям деятельности), группам (группам и подгруппам) видов расходов и (или) по целевым статьям (муниципальным программам и внепрограммным направлениям деятельности), группам (группам и подгруппам) видов расходов классификации расходов бюджетов на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период), а также по разделам и подразделам классификации расходов бюджетов в случаях, установленных соответственно Бюджетным кодексом Российской Федерации, настоящим Положением и муниципальным правовым актом Совета депутатов;
ведомственная структура расходов местного бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период);
общий объем бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств;
объем межбюджетных трансфертов, получаемых из других бюджетов и (или) предоставляемых другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде);
общий объем условно утверждаемых (утвержденных) расходов в случае утверждения местного бюджета на очередной финансовый год и плановый период на первый год планового периода в объеме не менее 2,5 процента общего объема расходов местного бюджета (без учета расходов местного бюджета, предусмотренных за счет межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, имеющих целевое назначение), на второй год планового периода в объеме не менее 5 процентов общего объема расходов местного бюджета (без учета расходов местного бюджета, предусмотренных за счет межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, имеющих целевое назначение);
источники финансирования дефицита местного бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период);
верхний предел муниципального долга по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом (очередным финансовым годом и каждым годом планового периода), с указанием в том числе верхнего предела долга по муниципальным гарантиям.
18. Рассмотрение и утверждение местного бюджета
18.1. Проект решения Совета депутатов о местном бюджете на очередной финансовый год (на очередной финансовый год и плановый период) (далее - решение о местном бюджете) рассматривается в двух чтениях:
в первом чтении - не позднее 15 ноября текущего финансового года;
во втором чтении - не позднее 25 декабря текущего финансового года.
18.2. Глава муниципального округа до рассмотрения Советом депутатов проекта решения о местном бюджете в первом чтении и не позднее чем через семь дней со дня официального внесения аппаратом Совета депутатов проекта решения о местном бюджете в Совет депутатов организует его рассмотрение Бюджетно-финансовой комиссией Совета депутатов, и при необходимости другими комиссиями Совета депутатов.
18.3. Бюджетно-финансовая комиссия Совета депутатов в течение трех дней со дня рассмотрения проекта решения о местном бюджете готовит заключение на проект решения о местном бюджете, которое прилагается к проекту решения о местном бюджете при его рассмотрении Советом депутатов. Другие комиссии Совета депутатов, которым было предложено рассмотреть проект решения о местном бюджете, вправе внести свои предложения о принятии или об отклонении проекта в первом чтении, а также представить свои поправки в проект.
18.4. Проект решения о местном бюджете выносится на рассмотрение Совета депутатов в первом чтении при наличии заключения Бюджетно-финансовой комиссии Совета депутатов.
18.5. Предметом рассмотрения проекта решения о местном бюджете в первом чтении являются:
основные характеристики местного бюджета, определенные на основе прогноза социально-экономического развития муниципального округа и основных направлений бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период);
источники формирования доходов местного бюджета и распределение их по группам, подгруппам, статьям, подстатьям и элементам классификации видов доходов бюджетов Российской Федерации;
источники финансирования дефицита местного бюджета;
объем межбюджетных трансфертов из бюджета города Москвы;
верхний предел муниципального долга по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом (очередным финансовым годом и каждым годом планового периода);
нормативная величина резервного фонда аппарата Совета депутатов в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде);
перечень главных администраторов доходов местного бюджета;
перечень главных администраторов источников финансирования дефицита местного бюджета.
18.6. В случае принятия Советом депутатов проекта решения о местном бюджете в первом чтении решением Совета депутатов утверждаются следующие основные характеристики и показатели проекта местного бюджета, указанные в пункте 18.5 настоящего Положения:
прогнозируемый в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) общий объем доходов (далее - общий объем доходов) и источники их формирования;
общий объем дефицита (профицита) местного бюджета и источники финансирования дефицита местного бюджета;
общий объем расходов в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) (далее - общий объем расходов);
верхний предел муниципального долга по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом (очередным финансовым годом и каждым годом планового периода);
нормативная величина резервного фонда аппарата Совета депутатов в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде);
перечень главных администраторов доходов местного бюджета;
перечень главных администраторов источников финансирования дефицита местного бюджета.
18.7. Утвержденные решением Совета депутатов о принятии проекта решения о местном бюджете в первом чтении общий объем доходов и общий объем дефицита (профицита) местного бюджета не могут быть изменены по результатам рассмотрения проекта решения о местном бюджете во втором чтении, за исключением случаев, когда законом города Москвы о бюджете города Москвы на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) будут изменены прогнозируемые показатели бюджета города Москвы, касающиеся источников формирования доходов местного бюджета.
18.8. Проект решения о местном бюджете, принятый Советом депутатов в первом чтении, до его рассмотрения во втором чтении выносится на публичные слушания в целях его обсуждения с участием граждан, проживающих на территории муниципального округа, в порядке и сроки, установленные Уставом муниципального округа и решениями Совета депутатов.
Проект местного бюджета до его обсуждения на публичных слушаниях, а также результаты публичных слушаний подлежат официальному опубликованию в печатных средствах массовой информации, определенных решением Совета депутатов.
18.9. Совет депутатов направляет проект решения о местном бюджете, принятый в первом чтении, в Контрольно-счетную палату Москвы для проведения экспертизы проекта местного бюджета в случае, если соответствующее полномочие передано Контрольно-счетной палате Москвы на основании соглашения с органами местного самоуправления муниципального округа.
18.10. В случае отклонения проекта решения о местном бюджете в первом чтении Совет депутатов вправе принять решение:
о передаче проекта решения в согласительную комиссию по рассмотрению проекта решения о местном бюджете (далее - согласительная комиссия);
о направлении проекта местного бюджета в аппарат Совета депутатов на доработку.
18.11. Согласительная комиссия формируется из равного числа представителей Совета депутатов и аппарата Совета депутатов.
18.12. Решение согласительной комиссии принимается раздельным голосованием членов согласительной комиссии, являющихся представителями Совета депутатов и представителями аппарата Совета депутатов. Решение считается принятым стороной, если за него проголосовало большинство присутствующих на заседании представителей данной стороны. Результаты голосования каждой стороны принимаются за один голос. Решение считается согласованным, если его поддержали обе стороны. Позиции, по которым стороны не выработали согласованного решения, выносятся на рассмотрение Совета депутатов.
18.13. Согласительная комиссия в течение семи дней со дня поступления отклоненного проекта решения о местном бюджете разрабатывает предложения основных характеристик местного бюджета.
18.14. Рассмотрение проекта решения о местном бюджете в первом чтении с учетом решения, принятого согласительной комиссией, осуществляется в первоочередном порядке. Если Совет депутатов не принимает решения по итогам работы согласительной комиссии, проект решения о местном бюджете считается повторно отклоненным в первом чтении и направляется в аппарат Совета депутатов на доработку.
18.15. Проект решения о местном бюджете, отклоненный в первом чтении, дорабатывается аппаратом Совета депутатов в течение семи дней с момента официального представления аппарату Совета депутатов соответствующего решения Совета депутатов, которое должно содержать конкретные замечания, предложения и рекомендации по доработке указанного проекта решения.
18.16. Доработанный и повторно внесенный проект решения о местном бюджете рассматривается Советом депутатов в первоочередном порядке.
18.17. Предметом рассмотрения проекта местного бюджета во втором чтении являются:
расходы местного бюджета (бюджетные ассигнования) по разделам, подразделам, целевым статьям (муниципальным программам муниципального округа и внепрограммным направлениям деятельности), группам видов расходов классификации расходов бюджетов Российской Федерации на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) в пределах общего объема расходов на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период), утвержденных в первом чтении;
ведомственная структура расходов местного бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) (по главным распорядителям бюджетных средств, разделам, подразделам, целевым статьям (муниципальным программам муниципального округа и внепрограммным направлениям деятельности), группам видов расходов классификации расходов бюджетов Российской Федерации);
текстовые статьи проекта решения о местном бюджете;
поправки к проекту решения о местном бюджете, относящиеся к структуре доходов и источников финансирования дефицита местного бюджета в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации и конкретным источникам доходов и финансирования дефицита местного бюджета, в пределах общего объема доходов и общего объема дефицита местного бюджета, утвержденных в первом чтении;
программа муниципальных заимствований на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период);
программа муниципальных гарантий на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период).
18.18. Рассмотрение проекта местного бюджета во втором чтении осуществляется с учетом результатов обсуждения проекта местного бюджета на публичных слушаниях.
18.19. Рассмотрение поправок, относящихся к предмету второго чтения проекта решения о местном бюджете, осуществляется в пределах показателей, принятых в первом чтении, и с учетом обеспечения сбалансированности проекта местного бюджета.
18.20. Порядок внесения и рассмотрения поправок к проекту решения о местном бюджете определяется Регламентом Совета депутатов с учетом положений настоящего пункта. Поправки к проекту решения о местном бюджете и результаты их рассмотрения формируются в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.
Поправки к проекту решения о местном бюджете вносят субъекты правотворческой инициативы в соответствии с Уставом муниципального округа. Указанные поправки направляются для рассмотрения и подготовки заключений о целесообразности их принятия (отклонения) в Бюджетно-финансовую комиссию Совета депутатов.
Рассмотрение поправок к проекту решения о местном бюджете возможно и в других комиссиях Совета депутатов, которые могут направлять предложения, носящие рекомендательный характер, в Бюджетно-финансовую комиссию Совета депутатов.
Таблицы поправок, рекомендованных к принятию или отклонению, выносимых на рассмотрение Совета депутатов, формируются Бюджетно-финансовой комиссией Совета депутатов.
Рекомендованные к принятию или отклонению поправки к проекту решения о местном бюджете рассматриваются Советом депутатов и принимаются простым большинством голосов от установленной численности депутатов Совета депутатов.
18.21. Рассмотрение проекта решения о местном бюджете во втором чтении завершается голосованием о принятии решения о местном бюджете и утверждении местного бюджета с учетом принятых во втором чтении поправок.
18.22. В случае отклонения Советом депутатов решения о местном бюджете проект местного бюджета передается в аппарат Совета депутатов для доработки и преодоления возникших разногласий. Доработанный проект местного бюджета вносится аппаратом Совета депутатов на рассмотрение Совета депутатов не позднее двух недель со дня принятия Советом депутатов решения о направлении проекта местного бюджета на доработку.
18.23. Решение о местном бюджете вступает в силу с 1 января очередного финансового года и действует до 31 декабря указанного года, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом Российской Федерации и (или) решением о местном бюджете.
18.24. В случае, если решение о местном бюджете не вступило в силу с начала текущего финансового года, при расходовании бюджетных средств аппарат Совета депутатов руководствуется нормами, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации.
18.25. Аппарат Совета депутатов представляет утвержденный Советом депутатов местный бюджет на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) в финансовый орган города Москвы для уточнения показателей консолидированного бюджета города Москвы в течение семи дней с даты утверждения местного бюджета.
19. Подписание и обнародование решения о местном бюджете
19.1. Принятое Советом депутатов решение о местном бюджете в установленном Регламентом Совета депутатов порядке передается на подписание главе муниципального округа.
19.2. Решение о местном бюджете подписывается главой муниципального округа и подлежит официальному опубликованию в печатных средствах массовой информации не позднее десяти дней после его подписания в порядке, установленном Уставом муниципального округа.
20. Внесение изменений в решение о местном бюджете
20.1. Аппарат Совета депутатов вносит в Совет депутатов проект решения Совета депутатов о внесении изменений в решение о местном бюджете на текущий финансовый год (текущий финансовый год и плановый период) (далее - решение о внесении изменений в решение о местном бюджете) в случаях:
необходимости использования остатка средств бюджета, образовавшегося на начало текущего финансового года. Неиспользованные на конец текущего финансового года остатки бюджетных средств направляются в очередном финансовом году на те же цели, если иное не предусмотрено решением о местном бюджете;
изменения показателей, явившихся основой утверждения местного бюджета текущего финансового года;
возникновения других обстоятельств, требующих изменения утвержденных бюджетных показателей или иных положений решения о местном бюджете.
20.2. Положения решения о местном бюджете, относящиеся к плановому периоду, могут быть признаны утратившими силу и может быть принято решение о составлении и утверждении местного бюджета на очередной финансовый год в случае:
1) снижения в текущем финансовом году прогнозируемого на текущий финансовый год общего объема доходов местного бюджета более чем на 15 процентов по сравнению с объемом указанных доходов, предусмотренным решением о местном бюджете на текущий финансовый год и плановый период;
2) признания утратившими силу положений закона города Москвы о бюджете города Москвы на текущий финансовый год и плановый период, относящихся к плановому периоду.
20.3. Аппарат Совета депутатов вправе разработать проект решения о внесении изменений в решение о местном бюджете по всем вопросам, являющимся предметом правового регулирования указанного решения.
20.4. Одновременно с проектом решения о внесении изменений в решение о местном бюджете представляются следующие документы и материалы:
сведения об исполнении местного бюджета за истекший отчетный период текущего финансового года;
оценка ожидаемого исполнения местного бюджета в текущем финансовом году;
пояснительная записка с обоснованием предлагаемых изменений в решение о местном бюджете.
20.5. К проекту решения о внесении изменений в решение о местном бюджете в соответствии с пунктом 20.2 настоящего Положения также прилагаются прогноз социально-экономического развития муниципального округа и утвержденный среднесрочный финансовый план муниципального округа.
20.6. Проект решения о внесении изменений в решение о местном бюджете рассматривается Советом депутатов во внеочередном порядке в течение четырнадцати дней со дня его внесения на рассмотрение Совета депутатов в порядке, установленном Регламентом Совета депутатов.
20.7. Решение о внесении изменений в решение о местном бюджете подлежит официальному опубликованию в печатных средствах массовой информации не позднее десяти дней после его подписания в установленном Уставом муниципального округа порядке.
20.8. Изменения, внесенные в местный бюджет на текущий финансовый год, учитываются при формировании проекта местного бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.