Во исполнение абзаца второго пункта 9 Правил осуществления мониторинга системы образования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 662 "Об осуществлении мониторинга системы образования", Федеральное агентство научных организаций направляет итоговый отчет о результатах анализа состояния и перспектив развития системы образования за 2014 год, в отношении подведомственных ему организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Приложение: на 15 л. в 1 экз.
|
А.В. Степанов |
Итоговый отчет
Федерального агентства научных организаций о результатах анализа состояния и перспектив развития системы образования за 2014 год
I. Анализ состояния и перспектив развития системы образования
1.1. Вводная часть
27 сентября 2013 г. Указом Президента Российской Федерации N 735 было образовано Федеральное агентство научных организаций (далее - Агентство).
В соответствии с частью 9 статьи 18 Федерального закона от 27 сентября 2013 г. N 253-ФЗ "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 253-ФЗ) в ведение Агентства передано 1007 организаций, находившихся до вступления его в силу в ведении Российской академии наук, Российской академии медицинских наук и Российской академии сельскохозяйственных наук (далее - РАН, РАМН, РАСХН).
Из 826 федеральных государственных бюджетных учреждений, переданных в ведение Агентства, 732 являются научными, в которых сосредоточено 53% всех докторов наук - исследователей страны и свыше 40% кандидатов наук - исследователей.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273-ФЗ) 520 подведомственных Агентству научных учреждений помимо осуществления научной деятельности осуществляют образовательную деятельность по реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре и 17 по программам ординатуры.
Кроме этого в ведении Агентства находятся:
- Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего профессионального образования и науки - Санкт-Петербургский Академический университет - научно-образовательный центр нанотехнологий Российской академии наук (далее - СПб АУ НОЦНТ РАН), осуществляющее в сфере высшего образования помимо подготовки аспирантов реализацию основных профессиональных образовательных программ высшего образования - программ бакалавриата и программ магистратуры;
- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Медицинский колледж" Российской академии медицинских наук (далее - Медицинский колледж), осуществляющее реализацию основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования - программ подготовки специалистов среднего звена;
- 21 федеральное государственное бюджетное учреждение дошкольного образования (детские сады), реализующее основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования.
1.2. Анализ состояния и перспектив развития системы образования
В научных учреждениях, подведомственных Агентству, на сегодняшний день обучается 5617 аспирантов и 461 ординатор (в учреждениях ранее подведомственных РАН обучается в среднем по 17 человек, в научных учреждениях, ранее подведомственных РАМН - 13 человек, РАСХН - 6 человек).
В 2014 году в подведомственных Агентству научных учреждениях планируется к выпуску 1541 аспирант и 258 ординаторов.
Подведомственные Агентству научные учреждения осуществляют подготовку:
аспирантов по следующим укрупненным группам направлений подготовки: клиническая медицина; сельское хозяйство; экономика; биологические науки; ветеринария и зоотехния; лесное хозяйство; промышленная экология и биотехнологии; технологии, средства механизации и энергетическое оборудование в сельском, лесном и рыбном хозяйстве; фармация; управление в технических системах; машиностроение; науки о земле; химические науки; компьютерные и информационные науки; физика и астрономия; ядерная, тепловая и возобновляемая энергетика и сопутствующие технологии; фундаментальная медицина; медико-профилактическое дело; психологические науки; геология, разведка и разработка полезных ископаемых; информатика и вычислительная техника; средства массовой информации и информационно-библиотечное дело; исторические науки и археология; фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии; политические науки и регионоведение; техника и технологии строительства; техносферная безопасность; языкознание и литературоведение; юриспруденция; философия, этика и религиоведение; математика и механика; социологические науки; технологии материалов; электроника, радиотехника и системы связи; электро- и теплотехника; искусствоведение; химическая технология; культурология;
ординаторов по следующим специальностям: рентгенология; нейрохирургия; дерматовенерология; пульмонология; фтизиатрия; торакальная хирургия; хирургия; офтальмология; анестезиология-реаниматология; профпатология; радиология; функциональная диагностика; рентгенология; кардиология; сердечно-сосудистая хирургия; организация здравоохранения и общественное здоровье; педиатрия; терапия; психиатрия; клиническая лабораторная диагностика; генетика; неонатология; ультразвуковая диагностика; детская хирургия; эндокринология; аллергология и иммунология; патологическая анатомия; детская кардиология; детская онкология; гематология; рентгенэндоваскулярные диагностика и лечение; онкология; эндоскопия; генетика; травматология и ортопедия; лабораторная генетика; акушерство и гинекология; неонатология; ревматология; клиническая фармакология; оториноларингология; неврология.
В начале 2014 года первоочередной задачей Агентства являлось обеспечение участия научных организаций, осуществляющих подготовку аспирантов и ординаторов, в централизованном конкурсе, проводимом ежегодно Министерством образования и науки Российской Федерации, на распределение контрольных цифр приема граждан на обучение за счет средств федерального бюджета (КЦП) в рамках Закона N 273-ФЗ.
Благодаря слаженной работе Агентства, Министерства образования и науки Российской Федерации и Центра госзадания и госучета (структурное подразделение МГУПИ) объем КЦП на 2015 год (аспирантура - 2078 мест, ординатура - 313 мест), утвержденных научным учреждениям, подведомственным Агентству, вырос не только по сравнению с 2014 годом, когда участие в конкурсе не принимала половина учреждений РАМН и почти все учреждения РАСХН, но и по сравнению с 2013 годом.
Согласно сложившейся практике образовательная деятельность научными учреждениями, подведомственными до вступления в силу Федерального закона N 253-ФЗ РАН и РАМН, осуществлялась в рамках выполнения фундаментальных научных исследований, то есть без выделения в государственном задании самостоятельной услуги по реализации соответствующей образовательной программы. Аналогичным образом научным учреждениям были сформированы государственные задания на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов.
С целью приведения деятельности научных учреждений, подведомственных Агентству, в полное соответствие с требованиями Закона N 273-ФЗ в настоящее время осуществляется процесс формирования государственных заданий данным учреждениям на 2015-2017 годы с выделением самостоятельной услуги по реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования - программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре и реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования - программ ординатуры.
В среднем на подготовку одного аспиранта научному учреждению в рамках субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания планируется направить в зависимости от направления подготовки от 73,89 тыс. руб. до 379,98 руб., на подготовку одного ординатора в зависимости от специальности от 90,67 тыс. руб. до 180,32 тыс. руб.
СПб АУ НОЦНТ РАН осуществляет подготовку:
- магистров по следующим направлениям подготовки: физика и астрономия; электроника, радиотехника и системы связи,
- аспирантов по следующим направлениям подготовки: физика и астрономия, биологические науки, информатика и вычислительная техника.
Фактический контингент в рамках реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования в соответствии с государственным заданием на 1 октября 2014 года составил 148 человек, из них 96 человек по программам магистратуры и 52 человека по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре.
С 2014 года СПб АУ НОЦНТ РАН осуществляется подготовка бакалавров по направлению подготовки: прикладные математика и физика (в настоящее время только на платной основе).
Медицинский колледж осуществляет подготовку специалистов среднего звена, по следующим направлениям подготовки: сестринское дело и клиническая медицина. Фактический контингент в рамках реализации основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования в соответствии с государственным заданием на 1 октября 2014 года составил 318 человек, из них 243 человека по направлению подготовки сестринское дело и 75 человек по направлению подготовки клиническая медицина.
Число воспитанников в федеральных государственных бюджетных учреждениях дошкольного образования составляет 2392 человека.
Задачами Агентства на ближайшую перспективу являются:
- увеличение количества мест в рамках контрольных цифр приема в 2016 году в подведомственных Агентству научных учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность, по различным направлениям подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре - до 2824 мест и по программам ординатуры - до 366 мест, при этом задачей-минимум является недопущение снижения объема в рамках контрольных цифр приема в 2016 году по отношению к 2015 году;
- содействие в своевременном прохождении подведомственными учреждениями, осуществляющими образовательную деятельность, процедуры лицензирования и государственной аккредитации образовательной деятельности по основным профессиональным образовательным программам в связи с необходимостью приведения образовательной деятельности научных учреждений в соответствие с требованиями Закона N 273-ФЗ до 1 января 2016 г.;
- реализация пилотного проекта по открытию в отдельных научных учреждениях, подведомственных Агентству, магистратур;
- внедрение в практику осуществления образовательной деятельности подведомственными учреждениями сетевой формы реализации образовательных программ, в том числе в целях подготовки и сдачи обучающимися кандидатских экзаменов по иностранному языку и истории и философии науки с использованием ресурсов "базовых кафедр", имеющихся в структуре ряда научных учреждений, подведомственных Агентству;
- осуществление мероприятий по передаче восьми федеральных государственных бюджетных учреждений дошкольного образования Сибирского отделения Российской академии наук, подведомственных Агентству, в муниципальную собственность.
1.3. Выводы и заключения
С момента вступления в силу Федерального закона N 273-ФЗ, кардинально изменившего подход к подготовке аспирантов, прошло больше года.
Вместе с тем проведенные в течение 2014 года семинары-совещания с участием подведомственных Агентству научных учреждений, осуществляющих образовательную деятельность, а также поступающие в Агентство обращения свидетельствуют о неготовности ряда учреждений (несмотря на имеющийся высокий научный потенциал) к изменению подхода в вопросах реализации программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, в том числе вследствие несовершенства нормативно-правовой базы либо подготовки ее без учета особенностей осуществления образовательной деятельности в научных учреждениях.
Данный факт на фоне сохраняющегося в течение ряда последних лет незначительного соотношения численности молодых кандидатов наук (в возрасте до 29 лет) к суммарному выпуску аспирантов с защитой диссертации (менее 10%) обостряет проблему воспроизводства молодых кадров в науке и оттока профессиональных исследователей из науки.
Учитывая это, выполнение выше обозначенных практических задач должно сопровождаться всесторонним оказанием методологической помощи научным учреждениям в вопросах реализации Федерального закона N 273-ФЗ, а также своевременным принятием соответствующих подзаконных нормативных правовых актов в области образования, разработка которых должна, на наш взгляд, осуществляться с активным участием представителей научных учреждений, подведомственных Агентству.
II. Показатели мониторинга системы образования
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 15 января 2014 г. N 14)
Заместитель руководителя |
А.В. Степанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Федерального агентства научных организаций от 25 ноября 2014 г. N 007-АС-08/839 "По вопросу мониторинга системы образования"
Текст письма официально опубликован не был