Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Министра обороны РФ
от 30 мая 2000 г. N 277
Инструкция
о порядке проведения проверок военно-учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации
18 февраля 2008 г., 19 августа 2009 г., 6 августа 2014 г.
I. Общие положения
1. Настоящая Инструкция о порядке проведения проверок военно-учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации*(1) (далее именуется - Инструкция) определяет цель и элементы проверок военно-учебных заведений, виды проверок, порядок их планирования и проведения, а также критерии и порядок оценки элементов проверки вуза и его структурных подразделений.
2. Проверки военно-учебных заведений проводятся в целях контроля исполнения вузами законодательства Российской Федерации, требований правовых актов Министерства обороны и Генерального штаба, кадрового заказа на подготовку офицеров для Вооруженных Сил, оценки качества проведения и обеспечения образовательного процесса, других направлений деятельности вузов, вскрытия недостатков, оказания помощи вузам и распространения положительного опыта.
3. Основными элементами проверок военно-учебных заведений являются:
состояние боевой и мобилизационной готовности;
состояние учебной работы; состояние методической работы;
состояние научной работы;
состояние подготовки научно-педагогических и научных кадров;
состояние профессиональной подготовленности постоянного состава;
морально-психологическое состояние личного состава, состояние правопорядка и воинской дисциплины;
состояние учебно-материальной базы;
состояние службы войск;
состояние безопасности военной службы;
состояние правовой работы;
абзац двенадцатый утратил силу;
См. текст абзаца двенадцатого пункта 3
состояние тыла;
состояние финансовой, хозяйственной и экономической деятельности;
состояние экологической безопасности;
состояние руководства деятельностью вуза.
Проверка вузов по другим направлениям деятельности (элементам, вопросам), не предусмотренным настоящей Инструкцией, может проводиться в соответствии с полномочиями и указаниями лица, по решению которого она проводится, и должна осуществляться в соответствии с правовыми актами Министерства обороны и Генерального штаба, регламентирующими эту деятельность и порядок ее контроля.
Приказом Министра обороны РФ от 6 августа 2014 г. N 550 в пункт 4 внесены изменения
4. По виду проверки подразделяются: на инспекторские (инспектирование), итоговые и контрольные. В зависимости от целей, организации и объема решаемых задач они бывают плановые (текущие) и неплановые (внезапные), а по методу проведения - комплексные и проверки по отдельным элементам (вопросам). При этом инспекторские (инспектирование) и итоговые проверки проводятся только комплексным методом.
Инспекторские проверки проводятся по решению Министра обороны Российской Федерации под его руководством или его заместителей с привлечением представителей центральных органов военного управления Вооруженных Сил, военных округов (флотов) и предусматривают проверку вуза по всем основным элементам, указанным в пункте 3 настоящей Инструкции. В ходе инспекторской проверки проверяется также работа соответствующих органов управления военным образованием по руководству и обеспечению деятельности военно-учебного заведения.
Перечень центральных органов военного управления, привлекаемых к проведению проверок, приведен в приложении N 1 к настоящей Инструкции.
Непосредственная подготовка к проведению инспекторской проверки осуществляется Управлением военного образования Министерства обороны Российской Федерации (далее именуется - Управление военного образования).
Итоговые проверки проводятся по решению начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, заместителя Министра обороны Российской Федерации и начальников, которым подчинены военно-учебные заведения.
Для проведения итоговой проверки привлекаются представители центральных органов военного управления.
В ходе итоговой проверки, в обязательном порядке проверяются: состояние боевой и мобилизационной готовности; состояние учебной работы; состояние методической работы; состояние научной работы; состояние подготовки научно-педагогических и научных кадров; состояние профессиональной подготовленности постоянного состава, состояние учебно-материальной базы; состояние тыла; морально-психологическое состояние личного состава, состояние правопорядка и воинской дисциплины; состояние службы войск, состояние безопасности военной службы; состояние финансовой, хозяйственной и экономической деятельности.
Контрольные проверки проводятся по одному или нескольким элементам, указанным в пункте 3 настоящей Инструкции, по другим вопросам (направлениям деятельности вуза), а также в целях контроля устранения недостатков, выявленных в ходе инспекторских и итоговых проверок. Контрольные проверки проводятся центральными органами управления военным образованием*(2), органами управления военным образованием видов Вооруженных Сил, военных округов (флотов), а также другими органами военного управления по вопросам, отнесенным к их компетенции.
Продолжительность инспекторской и итоговой проверок составляет 10-15 суток, контрольной проверки - до 10 суток.
Филиалы военно-учебных заведений могут подвергаться проверкам и оцениваться самостоятельно в соответствии с настоящей Инструкцией.
5. Планирование инспекторских, итоговых и контрольных проверок осуществляется на год, при этом военно-учебное заведение подвергается инспекторским и итоговым проверкам не чаще одного раза в 5 лет. Начальники, которым подчинены вузы, планируют итоговые проверки с учетом итоговых проверок, планируемых Управлением военного образования. Если военно-учебное заведение подверглось в текущем году инспектированию, то ранее запланированная итоговая проверка не проводится.
Итоговые проверки не проводятся в первый месяц учебного года и в период работы государственных аттестационных комиссий.
Контрольные проверки проводятся по планам Управления военного образования, начальников, которым подчинены вузы. Цели, содержание и сроки проведения проверки определяются начальником, организующим проверку.
6. Для организованного и качественного проведения инспекторской (итоговой) проверки назначается комиссия в составе: председатель комиссии, заместитель председателя комиссии, начальник штаба, старшие групп по каждому элементу проверки, предусмотренному ее планом, и члены комиссии.
Для проведения контрольной проверки назначается комиссия в составе: председатель комиссии; при необходимости старшие групп по каждому элементу проверки, предусмотренному ее планом; члены комиссии.
В целях обеспечения требуемого качества проведения проверки в состав комиссий (групп проверки) в установленном порядке привлекаются представители соответствующих органов военного управления, а также профессорско-преподавательский состав родственных кафедр других вузов.
Авансирование привлекаемых к проверке специалистов производится командирующей организацией, а возмещение расходов (по окончании командировки) - органом военного управления, организующим проверку.
7. Для проведения инспекторской (итоговой, контрольной) проверки в обязательном порядке разрабатываются: план проведения инспекторской (итоговой, контрольной) проверки; планы работы групп по каждому элементу проверки, предусмотренному планом инспекторской (итоговой, контрольной) проверки; личные планы работы членов комиссии.
Для проведения инспекторской (итоговой) проверки разрабатывается также расписание инспекторской (итоговой) проверки.
План проведения инспекторской (итоговой, контрольной) проверки определяет цель, содержание (изучаемые вопросы по элементам проверки, перечень проверяемых учебных дисциплин (предметов) и структурных подразделений вуза), сроки проведения проверки, а также состав комиссии.
План инспекторской проверки разрабатывается управлением военного образования и утверждается Министром обороны Российской Федерации.
План итоговой проверки разрабатывается органом военного управления, организующим проверку, и утверждается должностным лицом, по решению которого она проводится.
План контрольной проверки разрабатывается председателем комиссии и утверждается должностным лицом, по решению которого она проводится.
При проведении инспекторской (итоговой) проверки в расписание учебных занятий вуза могут быть внесены изменения. Контрольная проверка проводится без нарушения расписания учебных занятий в вузе.
При проведении инспекторской (итоговой) проверки проверяется Управление вуза и не менее 30 процентов структурных подразделений вуза, при этом не менее 30 процентов личного состава проверяемого структурного подразделения.
При инспектировании и итоговой проверке строевой смотр может проводиться как вуза в целом, так и его проверяемых подразделений.
План инспекторской (итоговой, контрольной) проверки утверждается за 12-15 суток до ее начала.
Расписание инспекторской (итоговой) проверки определяет время, место и последовательность проведения контрольных занятий и других мероприятий проверки. Оно утверждается должностным лицом, возглавляющим проверку, и доводится до начальника вуза за 8-10 суток до ее начала.
Планы работ групп по элементам, предусмотренных планом инспекторской (итоговой) проверки, разрабатываются старшими групп в соответствии с требованиями методических указаний Управления военного образования и утверждаются председателем комиссии.
8. С должностными лицами, привлекаемыми к проверке, до ее начала проводятся занятия, в ходе которых изучаются необходимые нормативные правовые акты, состав и структура подразделений проверяемого вуза, особенности организации образовательного процесса и других направлений его деятельности, элементы, план и расписание проверки. Члены комиссии разрабатывают личные планы работы и учебно-методические материалы, необходимые для проверки уровня индивидуальной подготовленности, постоянного и переменного состава вуза.
Председатель комиссии до начала работы комиссии проводит с ее составом инструкторско-методические занятия (инструктажи).
9. Основными принципами контроля в ходе проверки являются компетентность, объективность, достоверность и соблюдение членами комиссии норм этики по отношению к проверяемым.
Председатель комиссии имеет право давать указания (рекомендации) должностным лицам вуза об устранении недостатков, выявленных в ходе проверки.
10. Инспекторская (итоговая) проверка, как правило, начинается с заслушивания руководящего состава вуза (начальника вуза, его заместителей, а также начальников отделов и служб) по направлениям деятельности. Целями заслушивания являются: уяснение особенностей организации и проведения образовательного процесса и мероприятий повседневной деятельности вуза, выявление вопросов, оказывающих положительное или негативное воздействие на ход образовательного процесса и качество подготовки обучающихся в вузе, уточнение при необходимости порядка работы комиссии.
11. Проверка вуза завершается проведением частных и общего разборов. Они должны содержать: оценки по каждому проверенному элементу; общую оценку вуза; положительные стороны в деятельности вуза, основные недостатки, их причины; оценку деятельности должностных лиц; задачи и сроки устранения основных недостатков.
Общий разбор проводится председателем комиссии, частные разборы - председателем или членами комиссии.
Оценки по результатам проверки вуза и его структурных подразделений объявляются на общем и частных разборах; индивидуальные оценки личному составу - после выполнения контрольных испытаний.
12. По результатам инспекторской (итоговой) проверки составляется акт проверки, в котором определяются: общая оценка вузу и оценки его структурным подразделениям; делаются выводы о работе вуза; отмечаются положительные стороны деятельности, недостатки и их причины; вносятся предложения по устранению недостатков и улучшению качества подготовки обучающихся. К акту проверки прилагаются ее результаты по формам согласно приложению N 2 к настоящей Инструкции.
В акте по результатам инспекторской проверки отдельными приложениями дается оценка руководства деятельностью вуза со стороны должностных лиц вуза и соответствующих органов управления военным образованием.
Акт проверки утверждается ее председателем и подписывается членами комиссии. Акт проверки направляется в Управление военного образования и начальнику, которому подчинен вуз, - в полном объеме; начальнику вуза - без приложения об уровне руководства деятельностью вуза со стороны органов управления военным образованием.
Министру обороны Российской Федерации по результатам инспекторской проверки председателем комиссии в установленном порядке представляются доклад и при необходимости проект приказа Министра обороны Российской Федерации об итогах проверки вуза.
По результатам контрольной проверки вместо акта проверки может составляться доклад. Первый экземпляр доклада остается в проверяемом вузе, второй - после представления начальнику, по указанию которого проводилась проверка, хранится в органе военного управления, проводившем проверку.
13. По результатам проверки военно-учебным заведением разрабатывается план мероприятий по устранению недостатков, выявленных в ходе проверки военно-учебного заведения. План не позднее 20 суток после утверждения акта проверки представляется на утверждение начальнику, которому подчинен вуз. После утверждения копии плана направляются начальнику Управления военного образования и в орган управления военным образованием начальника, которому подчинен вуз.
Ответственность за качество разработки плана возлагается на начальника вуза и соответствующий орган управления военным образованием.
14. При получении вузом неудовлетворительной оценки по результатам инспектирования может проводиться повторная инспекторская проверка. Повторная инспекторская проверка проводится не ранее чем через шесть месяцев после первой инспекторской проверки и возглавляется, как правило, председателем комиссии предыдущей инспекторской проверки.
В ходе повторной инспекторской проверки определяется степень устранения выявленных ранее недостатков.
При получении вузом неудовлетворительной оценки по результатам итоговой проверки по плану должностного лица, решением которого она проводилась, но не ранее чем через шесть месяцев проводится контрольная проверка.
Заместитель Министра обороны |
В. Топоров |
______________________________
*(1) Далее в тексте настоящей Инструкции, если не оговорено особо, для краткости будут именоваться: военно-учебные заведения Министерства обороны Российской Федерации - военно-учебными заведениями или вузами; Министерство обороны Российской Федерации - Министерством обороны; Вооруженные Силы Российской Федерации - Вооруженными Силами; Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации - Генеральным штабом.
*(2) Перечень центральных органов управления военным образованием определен приказом Министра обороны Российской Федерации 1999 года N 424.
*(3) Проверяется не менее 30 процентов читаемых на кафедре дисциплин.
*(4) Для военных институтов Военно-воздушных сил, Военно-Морского Флота, Воздушно-десантных войск, Главного управления Сухопутных войск, ракетных войск и артиллерии Вооруженных Сил.
*(5) Для военных институтов Военно-воздушных сил, Военно-Морского Флота, Воздушно-десантных войск, Главного управления Сухопутных войск, Главного автобронетанкового управления Министерства обороны, ракетных войск и артиллерии Вооруженных Сил.
*(6) Формы планов развития и совершенствования учебно-материальной базы (перспективного и годового) приведены в приложении N 3 к настоящей Инструкции.
*(7) Уровень обеспеченности определяется по количеству образцов, пригодных к применению в образовательном процессе по техническому состоянию. Не пригодными к применению в образовательном процессе по техническому состоянию считаются образцы ВВТ, восстановление (доукомплектование) которых невозможно в установленные сроки готовности силами военно-учебного заведения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.