Social services of the population. Social services given for elderly citizens
Дата введения - 1 января 2015 г.
Взамен ГОСТ Р 53058-2008
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на социальные услуги, предоставляемые гражданам пожилого возраста (далее - граждане) государственными или иных форм собственности учреждениями социального обслуживания населения (далее - учреждения), а также гражданами, занимающимся предпринимательской деятельностью в области социального обслуживания населения без образования юридического лица.
Настоящий стандарт устанавливает состав, объемы и формы предоставляемых социальных услуг.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 52143-2013 Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг
ГОСТ Р 52495-2005 Социальное обслуживание населения. Термины и определения
ГОСТ Р 52880-2007 Социальное обслуживание населения. Типы учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов
ГОСТ Р 52882-2007 Социальное обслуживание населения. Специальное техническое оснащение учреждений социального обслуживания
ГОСТ Р 52884-2007 Социальное обслуживания населения. Порядок и условия предоставления социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
4 Общие положения
4.1 Настоящий стандарт разработан в соответствии с положениями федеральных законов, указанных в пункте 4 предисловия и национальных стандартов, указанных в разделе 2.
4.2 Настоящий стандарт устанавливает следующие виды социальных услуг предоставляемых гражданам:
- социально-бытовые, направленные на поддержание или обеспечение привычной социальной среды;
- социально-медицинские, направленные на поддержание и улучшение состояния здоровья инвалидов, не предполагающие медицинского вмешательства и имеющие самостоятельное законченное решение;
- социально-психологические, предусматривающие улучшение состояния психического здоровья граждан для их адаптации в обществе;
- социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений и аномалий в поведении граждан, формирование у них позитивных интересов, решение других социально-педагогических проблем;
- социально-экономические, направленные на поддержку и улучшение уровня жизни граждан путем оказания материальной помощи, помощи в решении других социально-экономических проблем;
- социально-правовые, направленные на защиту законных прав и интересов граждан, содействие в решении других социально-правовых проблем.
4.3 Особое внимание в настоящем стандарте уделено социальным услугам, направленным на обеспечение экономической устойчивости и социальной безопасности граждан, заключающейся в осуществлении необходимых превентивных мер по их защите от нежелательных жизненных факторов, определяемых как трудная жизненная ситуация и характеризуемых возможной бедностью, болезнью, бездомностью, одиночеством, опасностью криминального характера и другими негативными факторами.
Предоставление указанных в настоящем стандарте услуг обеспечивает социальную безопасность граждан по всем ее аспектам (бытовому, медицинскому, психологическому, юридическому) в течение всего времени пребывания граждан в учреждении, а также способствует их социализации и дальнейшей интеграции в общество после снятия с социального обслуживания.
4.4 В настоящем стандарте установлен следующий порядок изложения социальных услуг: услуги, направленные в первую очередь на обеспечение экономической устойчивости и (или) социальной безопасности граждан, излагаются в начале каждого подраздела, определяющего соответствующий вид услуг (социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-экономических, социально-правовых), затем следует изложение прочих социальных услуг.
Исключением из такого порядка изложения предоставляемых услуг является порядок изложения социально-правовых и социально-экономических услуг, поскольку все они направлены либо на обеспечение социальной безопасности (социально-правовые услуги), либо на обеспечение экономической устойчивости граждан (социально-экономические услуги).
5 Состав, объемы и формы социальных услуг
5.1 Социально-бытовые услуги
Социально-бытовые услуги гражданам предоставляют в следующих объемах и формах:
5.1.1 Услуги, направленные на обеспечение социальной безопасности граждан:
- предоставление жилой площади, помещений для организации реабилитационных мероприятий, трудотерапии и культурно-досуговой деятельности;
- предоставление социально-бытовых услуг индивидуально-обслуживающего и гигиенического характера гражданам пожилого возраста, не способным по состоянию здоровья самостоятельно выполнять их;
- выделение супругам из числа проживающих в учреждении граждан по возможности изолированного жилого помещения для совместного проживания;
- обеспечение питанием, включая диетическое питание, в соответствии с утвержденными нормами;
- предоставление помещений для организации реабилитационных мероприятий, трудотерапии и культурно-досуговой деятельности.
5.1.2 Прочие социально-бытовые услуги:
- обеспечение при полустационарном социальном обслуживании продуктовыми наборами на срок, определенный для каждого учреждения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
- содействие в получении направления в стационарные учреждения социального обслуживания при наличии соответствующих показаний;
- покупка и доставка на дом продуктов питания, горячих обедов;
- покупка и доставка на дом промышленных товаров первой необходимости;
- доставка воды, топка печей, содействие в обеспечении топливом проживающих в жилых помещениях без центрального отопления и/или водоснабжения;
- консультирование по вопросам самообеспечения;
- предоставление при полустационарном обслуживании в пользование мебели, мягкого инвентаря (одежды, обуви, нательного белья, постельных принадлежностей), стирка и ремонт мягкого инвентаря, предоставление постельных принадлежностей, спального места в специальном помещении, отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям;
- содействие в организации предоставления услуг предприятиями торговли, связи;
- обеспечение или содействие в обеспечении газетами, книгами, журналами и иным, необходимым для организации досуга;
- помощь в написании, оформлении и прочтении писем и различных документов;
- уборка жилых помещений;
- сдача вещей в стирку, химчистку, ремонт и обратная их доставка;
- предоставление транспорта для поездки граждан к местам лечения, консультаций, если по состоянию здоровья им противопоказано пользоваться общественным транспортом;
- предоставление помещений для отправления религиозных обрядов, создание для этого соответствующих условий;
- помощь в приготовлении пищи (при социальном обслуживании на дому);
- сдача вещей в стирку, химчистку, ремонт и обратная их доставка;
- содействие в организации ремонта и уборки жилых помещений;
- содействие в оплате жилья и коммунальных услуг;
- содействие в организации предоставления услуг предприятиями торговли, коммунально-бытового обслуживания, связи и другими предприятиями, оказывающими услуги населению;
- содействие в получении направления в стационарные учреждения социального обслуживания при наличии соответствующих показаний;
- сопровождение в медицинские учреждения;
- содействие в организации ритуальных услуг.
5.2 Социально-медицинские услуги
Социально-медицинские услуги гражданам предоставляют в следующих объемах и формах:
5.2.1 Услуги, направленные на обеспечение социальной безопасности граждан:
- содействие в оказании бесплатной медицинской помощи в объеме базовой программы обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации, целевых программ и территориальных программ обязательного медицинского страхования в государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждениях;
- обеспечение ухода с учетом состояния здоровья граждан - клиентов учреждения (гигиенические ванны, обмывание, обтирание и т.д.);
- помощь в выполнении процедур, связанных с сохранением здоровья (прием лекарств и т.д.);
- организация прохождения диспансеризации;
- содействие в проведении медико-социальной экспертизы;
- содействие в госпитализации нуждающихся в учреждения здравоохранения, содействие в направлении (по медицинским показаниям) на санаторно-курортное лечение;
- содействие в обеспечении техническими средствами ухода и реабилитации;
- содействие в проведении реабилитационных мероприятий медицинского и социального характера;
- содействие в госпитализации, сопровождение нуждающихся в лечебно-профилактические учреждения;
- содействие в обеспечении техническими средствами ухода и реабилитации;
- содействие в обеспечении по рецептам врачей лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения.
5.2.2 Прочие социально-медицинские услуги:
- проведение первичного медицинского осмотра и первичной санитарной обработки;
- оказание первичной медико-санитарной помощи (в рамках оказания социально-медицинских услуг);
- профилактика и лечение пролежней;
- помощь в освоении и выполнении посильных физических упражнений;
- содействие в получении стоматологической, зубопротезной и протезно-ортопедической помощи;
- оказание санитарно-гигиенических услуг;
- организация лечебно-оздоровительных мероприятий;
- организация лечебно-трудовой деятельности;
- оказание помощи в освоении и выполнении посильных физических упражнений;
- обеспечение ухода с учетом состояния здоровья (гигиенические ванны, обмывание, обтирание и т.д.);
- помощь в выполнении процедур, связанных со здоровьем (прием лекарств, пользование катетерами и другими изделиями медицинского назначения);
- профилактика и лечение пролежней;
- содействие в получении путевок на санаторно-курортное лечение;
- оказание экстренной доврачебной помощи, вызов врача на дом, сопровождение граждан пожилого возраста в учреждения здравоохранения;
- обучение родственников больных практическим навыкам общего ухода за ними;
- содействие в обеспечении (по заключению врачей) лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения;
- взятие материалов (мочи, кала) для проведения лабораторных исследований;
- проведение санитарно-просветительской работы.
5.3 Социально-психологические услуги
Социально-психологические услуги гражданам предоставляют в следующих объемах и формах:
5.3.1 Услуги, направленные на обеспечение социальной безопасности граждан:
- психодиагностика и обследование личности (выявление и анализ психического состояния и индивидуальных особенностей личности гражданина - клиента учреждения, влияющих на отклонения в его поведении и взаимоотношениях с окружающими людьми для составления прогноза и разработки рекомендаций по психологической коррекции личности клиента);
- социально-психологическое консультирование с целью раскрытия и мобилизации внутренних ресурсов клиента и последующего решения его социально-психологических проблем;
- психологическая коррекция (активное психологическое воздействие, направленное на преодоление или ослабление отклонений в развитии, эмоциональном состоянии и поведении клиента для обеспечения соответствия этих отклонений возрастным нормативам, требования социальной среды и интересам клиента);
- психологические тренинги (активное психологическое воздействие, направленное на снятие последствий психотравмирующих ситуаций, нервно-психической напряженности, на формирование личностных предпосылок для адаптации клиента к новым условиям и противостояние социальной опасности);
- социально-психологический патронаж (систематическое наблюдение за клиентами для своевременного выявления ситуаций психического дискомфорта или межличностного конфликта и других ситуаций, могущих усугубить трудную жизненную ситуацию, и оказание им, при необходимости, психологической помощи и поддержки.
5.3.2 Прочие социально-психологические услуги:
- психологическая помощь и поддержка;
- проведение занятий в группах взаимоподдержки, клубах общения;
- психопрофилактическая работа (содействие в формировании у клиентов потребности в психологических знаниях, желания использовать их для работы над собой, своими проблемами, в создании условий для своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении и развитии личности клиента);
- экстренная психологическая помощь (в том числе по телефону);
- оказание психологической помощи, в том числе путем выслушивания, бесед, подбадривания, психологическая поддержка жизненного тонуса.
5.4 Социально-педагогические услуги
Социально-педагогические услуги гражданам предоставляют в следующих объемах и формах:
5.4.1 Услуги, направленные на обеспечение социальной безопасности граждан:
- услуги, связанные с социально-трудовой реабилитацией: создание условий для использования остаточных трудовых возможностей и участия в лечебно-трудовой деятельности, проведение мероприятий по обучению доступным профессиональным навыкам, восстановление личностного и социального статуса с целью обеспечения социальной безопасности;
5.4.2 Прочие социально-педагогические услуги:
5.4.2.1 При всех видах социального обслуживания (стационарном, полустационарном, на дому):
- организация досуга (посещение или содействие в посещении театров, выставок, экскурсий, концертов и других культурных мероприятий).
5.5 Социально-экономические услуги
Социально-экономические услуги, изложенные в настоящем подразделе, направлены на обеспечение экономической устойчивости граждан. Социально-экономические услуги предоставляются в следующих объемах и формах:
- содействие в получении материальной помощи;
- содействие в трудоустройстве, в том числе на рабочие места в учреждении или на дому;
- обеспечение при выписке из учреждения, предоставляющего услуги в стационарных условиях, одеждой, обувью, денежным пособием по нормативам, утвержденным законодательством субъектов Российской Федерации.
5.6 Социально-правовые услуги
Социально-правовые услуги, изложенные в настоящем подразделе, направлены на обеспечение социальной безопасности граждан. Социально-правовые услуги предоставляют в следующих объемах и формах:
- консультирование по вопросам, связанным с правом граждан на социальное обслуживание в государственной, муниципальной и негосударственной системах социальных служб и защиту своих интересов;
- оказание помощи в подготовке и подаче жалоб на действия (бездействие) социальных служб или работников этих служб, нарушающих или ущемляющих законные права граждан;
- оказание помощи в пенсионном обеспечении и предоставлении других социальных выплат;
- содействие в осуществлении мер социальной поддержки граждан, установленных законодательством Российской Федерации;
- выполнение учреждением функции опекунов и попечителей в отношении недееспособных граждан, нуждающихся в опеке или попечительстве;
- обеспечение представительствования в суде для защиты прав и интересов;
- содействие в получении бесплатной помощи адвоката в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- оказание помощи в оформлении и восстановлении документов, в том числе удостоверяющих личность;
- содействие в получении бесплатной юридической помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- содействие в получении юридической помощи и консультаций по социально-правовым вопросам и иных правовых услуг.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 53058-2013 "Социальное обслуживание населения. Социальные услуги гражданам пожилого возраста" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 октября 2013 г. N 1181-ст)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию, Москва, Стандартинформ, 2014 г.
1 Разработан Федеральным государственным унитарным предприятием "Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия" (ФГУП "СТАНДАРТИНФОРМ")
2 Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 406 "Социальное обслуживание населения"
3 Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 октября 2013 г. N 1181-ст
4 В настоящем стандарте реализованы нормы федеральных законов Российской Федерации:
- от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах";
- от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов";
- от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации"
5 Взамен ГОСТ Р 53058-2008