Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 19 ноября 2014 г. N 4-АПГ4-18
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Анишиной В.И.,
судей Абакумовой И.Д., Александрова В.Н.
при секретаре Акулове Д.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Межрегионального общественного фонда содействия социальной поддержке и защите прав вынужденных переселенцев, беженцев "Статус" об оспаривании в части Закона Московской области от 2 октября 2013 г. N 116/2013-03 "Об установлении базового размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена на территории Московской области, на 2014 год" в действующей редакции по апелляционной жалобе Межрегионального общественного фонда содействия социальной поддержке и защите прав вынужденных переселенцев, беженцев "Статус" на решение Московского областного суда от 16 июля 2014 г., которым в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя Межрегионального общественного фонда содействия социальной поддержке и защите прав вынужденных переселенцев, беженцев "Статус" Карпова В.В., представителя Московской областной Думы Бабкиной С.В., представителя Губернатора Московской области Забазновой О.В., представителя Министерства имущественных отношений Московской области Гусевой М.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Межрегиональный общественный фонд содействия социальной поддержке и защите прав вынужденных переселенцев, беженцев "Статус" (далее - фонд) обратился в Московский областной суд с заявлением о признании недействующим со дня принятия Закона Московской области от 2 октября 2013 г. N 116/2013-03 "Об установлении базового размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена на территории Московской области, на 2014 год" в части установления в приложении к нему базового размера арендной платы за земельные участки для городского округа Подольск (значение Аб=60,57 руб./кв.м).
Решением Московского областного суда от 16 июля 2014 г. в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с решением суда, фонд обратился в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой ссылается на то, что оспариваемой нормой закона субъекта Российской Федерации установлен множитель Аб в формуле расчёта арендной платы без учёта принципа запрета необоснованных предпочтений, для разных муниципальных образований допускается различный порядок расчёта размера арендной платы за земельные участки, отнесённые к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, что не соответствует федеральному законодательству. По мнению заявителя, федеральное законодательство предусматривает определение арендной платы на основании кадастровой стоимости, а не индекса потребительских цен в Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Закон Московской области от 2 октября 2013 г. N 116/2013-03 "Об установлении базового размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена на территории Московской области, на 2014 год" является нормативным правовым актом, издан уполномоченным органом и опубликован вместе с приложением 14 сентября 2013 г. в официальном издании - газете "Ежедневные Новости. Подмосковье", N 191.
Фонд, полагая, что указанный нормативный правовой акт нарушает его права и законные интересы как арендатора земельного участка в части требования незаконных арендных платежей, обратился с заявлением в областной суд.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд исходил из того, что оспариваемая норма соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Выводы суда являются мотивированными, основаны на анализе законодательства, подлежащего применению по данному делу и имеющихся в материалах дела доказательствах, поэтому оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии со статьёй 72 Конституции Российской Федерации, пунктом 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из Земельного кодекса Российской Федерации, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) к полномочиям Российской Федерации в области земельных отношений относится установление основ федеральной политики в области регулирования земельных отношений, а также иные полномочия, отнесённые к полномочиям Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, данным кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 4 статьи 22 Земельного кодекса размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582) утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, к которым относятся:
- принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесён такой земельный участок, и его разрешённого использования, а также с учётом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке;
- принцип предсказуемости расчёта размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчёта арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя;
принцип предельно допустимой простоты расчёта арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости;
- принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, в соответствии с которым размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков;
- принцип учёта необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобождённых от уплаты земельного налога;
- принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчёта размера арендной платы за земельные участки, отнесённые к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.
Законом Московской области от 7 июня 1996 г. N 23/96-03 "О регулировании земельных отношений Московской области" установлен порядок определения арендной платы при аренде земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Так, пунктом 3 части 1 статьи 14 указанного Закона порядок определения арендной платы при аренде земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, определяется по формуле: Апл=АбхКдхПкдхКмхS, где Аб - базовый размер арендной платы; Кд - коэффициент, учитывающий вид разрешённого использования земельного участка; Пкд - корректирующий коэффициент; Км - коэффициент, учитывающий местоположение земельного участка на территории муниципального образования; S - площадь арендуемого земельного участка.
В соответствии с частью 2 статьи 14 этого же Закона базовый размер арендной платы (Аб), применяемый для определения арендной платы в соответствующем финансовом году, устанавливается законом Московской области.
Как установлено судом первой инстанции, вышеуказанная формула, включает в себя базовый размер арендной платы Аб, который является лишь одним из составляющих формулу элементов и не может рассматриваться самостоятельно без других элементов формулы расчёта арендной платы.
Сама же формула расчёта арендной платы обеспечивает экономически обоснованный расчет арендной платы, поскольку учитывает все существенные факторы: вид разрешённого использования земельного участка, местоположение земельного участка на территории муниципального образования, корректирующий коэффициент, площадь арендуемого земельного участка.
Также суд указал на то, что поскольку на федеральном уровне не установлена единая методика расчёта арендной платы, а из приведённых выше положений норм федерального законодательства следует, что порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации (статья 65 Земельного кодекса, статья 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"), законодатель Московской области был вправе в пределах своих полномочий установить способ определения арендной платы, в том числе по формуле, составным элементом которой является базовый размер арендной платы - Аб.
Базовый размер арендной платы используется для расчёта арендной платы за земельные участки с 1 января 2005 г. в соответствии с пунктом 6 статьи 2 Закона Московской области от 21 сентября 2004 г. N 120/2004-03, которым установлено, что порядок определения арендной платы, установленный пунктом 1 статьи 9 (утратила силу) Закона Московской области от 7 июня 1996 г. N 23/96-03, применяется с 1 января 2005 г. Первоначально при установлении на 2005 год базового размера арендной платы был применён размер соответствующей ставки земельного налога, установленный решением Подольского городского Совета депутатов Московской области от 24 декабря 2004 г. N 30/2. В дальнейшем базовый размер арендной платы изменялся с учетом роста индекса потребительских цен в Российской Федерации и предложений органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области.
Установив данные обстоятельства и применив вышеприведённые нормы права в их совокупности, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что оспариваемая норма закона субъекта Российской Федерации не противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Доводам апелляционной жалобы о том, что оспариваемая норма принята в нарушение принципа запрета необоснованных предпочтений и без учёта кадастровой стоимости земельного участка, суд первой инстанции дал соответствующую правовую оценку при рассмотрении дела.
Согласно части 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
С учётом изложенного оснований для отмены решения суда не усматривает.
Руководствуясь статьями 327, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Московского областного суда от 16 июля 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрегионального общественного фонда содействия социальной поддержке и защите прав вынужденных переселенцев, беженцев "Статус" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Анишина В.И. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Александров В.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 19 ноября 2014 г. N 4-АПГ4-18
Текст определения официально опубликован не был