Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 14 ноября 2014 г. N 18-УД14-35
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пейсиковой Е.В.,
судей Кондратова П.Е. и Смирнова В.П.,
при секретаре Маркове О.Е.
рассмотрела в судебном заседании кассационную жалобу осужденного Бондаря Д.С. на постановление президиума Краснодарского краевого суда от 14 мая 2014 г. в отношении
Бондаря Д.С., ..., осужденного по приговору Ленинского районного суда г. Краснодара Краснодарского края от 26 июля 2012 г. по ч. 1 ст. 232 УК РФ к 2 годам лишения свободы, по ч. 3 ст. 30, п. "г" ч. 3 ст. 228.1 УК РФ к 8 годам лишения свободы, на основании ч. 2 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений - к 9 годам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
Заслушав доклад судьи Кондратова П.Е. о содержании обжалуемого судебного решения, приведенных в кассационной жалобе доводах осужденного, выслушав выступление защитника осужденного Бондаря Д.С. адвоката Кабалоевой В.М., поддержавшей жалобу осужденного, а также выслушав мнение прокурора Гулиева А.Г., предложившего постановление президиума Краснодарского краевого суда изменить, заменив место отбывания наказания Бондарю Д.С. с исправительной колонии строгого режима на исправительную колонию общего режима, Судебная коллегия установила:
по приговору Ленинского районного суда г. Краснодара Краснодарского края от 26 июля 2012 г. Бондарь Д.С. осужден по ч. 1 ст. 232 УК РФ к 2 годам лишения свободы, по ч. 3 ст. 30, п. "г" ч. 3 ст. 228.1 УК РФ к 8 годам лишения свободы, на основании ч. 2 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений окончательно - к 9 годам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
Кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Краснодарского краевого суда от 5 сентября 2012 г. данный приговор оставлен без изменения.
По постановлению президиума Краснодарского краевого суда от 14 мая 2014 г. приговор от 26 июля 2012 г. и кассационное определение от 5 сентября 2012 г. в отношении Бондаря Д.С. изменены: его действия переквалифицированы с ч. 3 ст. 30, п. "г" ч. 3 ст. 228.1 УК РФ на ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 228.1 УК РФ (в редакции Федерального закона от 1 марта 2012 г. N 18-ФЗ), по которой ему назначено 6 лет лишения свободы, на основании ч. 2 ст. 69 УК РФ, по совокупности преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 232 и ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 228.1 УК РФ, путем частичного сложения наказаний, окончательно назначено 7 лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
В кассационной жалобе Бондарь Д.С., выражая несогласие с постановлением президиума Краснодарского краевого суда, указывает, что при переквалификации его действий на ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 228.1 УК РФ ему было назначено чрезмерно суровое наказание. Также считает, что при определении ему места отбывания наказания в виде лишения свободы вид исправительной колонии определен неверно. Просит об изменении постановления президиума, смягчении назначенного ему наказания и изменении режима отбывания наказания со строгого на общий.
Проверив материалы уголовного дела, обсудив доводы, приводимые осужденным в его кассационной жалобе, и заслушав выступления сторон в заседании суда кассационной инстанции, Судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для изменения вынесенных в отношении Бондаря Д.С. судебных решений.
14 мая 2014 г. по постановлению президиума Краснодарского краевого суда постановленный в отношении Бондаря Д.С. приговор от 26 июля 2012 г. был изменен, его действия, за которые он был осужден по ч. 3 ст. 30, п. "г" ч. 3 ст. 228.1 УК РФ, переквалифицированы на ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 228.1 УК РФ, по которой ему было назначено 6 лет лишения свободы.
Указанный срок наказания является предельно строгим, который мог быть назначен Бондарю Д.С., с учетом того, что в силу ч. 3 ст. 66 УК РФ при покушении на преступление срок наказания не может превышать трех четвертей максимального срока наиболее строгого вида наказания, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи Особенной части УК РФ за оконченное преступление (в данном случае 8 лет лишения свободы).
Между тем суд первой инстанции при назначении наказания Бондарю Д.С. указал в приговоре не только на то, что им совершено покушение на преступление, но и на его положительную характеристику, смягчающее наказание обстоятельство - наличие малолетнего ребенка, а также на отсутствие отягчающих обстоятельств.
Президиум же Краснодарского краевого суда, назначая Бондарю Д.С. после переквалификации им содеянного на ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 228.1 УК РФ наказание в виде лишения свободы на срок 6 лет, т.е. на уровне верхнего предела возможного наказания, фактически учел только то, что осужденным совершено покушение на преступление, иные же установленные судом обстоятельства, влияющие на наказание, фактически никак не повлияли на размер назначенного наказания.
При таких условиях назначенное осужденному наказание не может быть признано справедливым и подлежит смягчению.
Кроме того, как усматривается из материалов уголовного дела, по приговору суда Бондарь Д.С. был осужден к наказанию в виде лишения свободы за покушение на совершение особо тяжкого преступления и за совершение преступления средней тяжести, с учетом чего на основании п. "в" ч. 1 ст. 58 УК РФ местом отбывания наказания ему была определена исправительная колония строгого режима.
Однако президиум Краснодарского краевого суда, переквалифицировав действия осужденного Бондаря Д.С. с ч. 3 ст. 30, п. "г" ч. 3 ст. 228.1 УК РФ на ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 228.1 УК РФ, тем самым признал его виновным в совершении только тяжкого и средней тяжести преступлений, при осуждении за которые отбывание наказания в исправительной колонии строго режима согласно п. "в" ч. 1 ст. 58 УК РФ назначается только тем осужденным, в действиях которых имеется рецидив преступлений и которые отбывали наказание в виде лишения свободы.
Относительно Бондаря Д.С. такие обстоятельства не выявлены. Как следует из материалов уголовного дела, ранее по приговору Ленинского районного суда г. Краснодара от 9 ноября 2009 г. Бондарь Д.С. осуждался по ч. 5 ст. 55, ч. 1 ст. 228 УК РФ к 10 месяцам лишения свободы, но в связи с поглощением назначенного ему наказания временем нахождения его под стражей в период производства по уголовному делу он в соответствии с п. "2" ч. 6 ст. 302 УПК РФ был освобожден от наказания в зале суда, то есть фактически не отбывал наказание в местах лишения свободы и не признан судимым.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "ч. 5 ст. 55" имеется в виду "ч. 5 ст. 33"
С учетом указанных обстоятельств местом отбывания Бондарем Д.С. наказания в виде лишения свободы на основании п. "б" ч. 1 ст. 58 УК РФ должна быть назначена исправительная колония не строгого, а общего режима.
Исходя из изложенного и руководствуясь ст.ст. 401.14, 401.15 УПК РФ, Судебная коллегия определила:
приговор Ленинского районного суда г. Краснодара Краснодарского края от 26 июля 2012 г., кассационное определение судебной коллегии по уголовным делам Краснодарского краевого суда от 5 сентября 2012 г. и постановление президиума Краснодарского краевого суда от 14 мая 2014 г. в отношении Бондаря Д.С. изменить: смягчить наказание, назначенное ему по ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 228.1 УК РФ, до 5 лет 6 месяцев лишения свободы и назначить ему на основании ч. 2 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 228.1 и ч. 1 ст. 232 УК РФ, 6 лет 6 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
В остальном указанные судебные решения оставить без изменения.
Председательствующий |
Пейсикова Е.В. |
Судьи |
Кондратов П.Е. |
|
Смирнов В.П. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 14 ноября 2014 г. N 18-УД14-35
Текст определения официально опубликован не был