Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Энергоаудит-сервис" (далее - Заявитель) на действия Администрации Одинцовского муниципального района Московской области (далее - Заказчик) при проведении Комитетом по конкурентной политике Московской области (далее - Уполномоченный орган) открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству объекта: "Очистные сооружения мощностью 30 тыс. в селе Лайково Одинцовского муниципального района Московской области" (номер извещения 0148200005414000828) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Уполномоченным органом Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1) установившего критерий оценки заявок на участие в Конкурсе "Качественные характеристики объекта закупки" в Конкурсной документации в нарушение Закона о контрактной системе;
2) установившего критерий оценки заявок на участие в Конкурсе "Квалификация участников закупки".
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 01.10.2014;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 1 545 822 600 рублей;
3) дата окончания предоставления конкурсной документации 22.10.2014.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать: наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила), "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В приложении N 1 к информационной карте Конкурса Конкурсной документации Заказчиком установлен порядок оценки заявок по критерию "Качественные характеристики объекта закупки". В отношении критерия "Качественные характеристики объекта закупки" установлены следующие показатели:
"Значимость критерия: 20%.
Коэффициент значимости критерия: 0,20
Для оценки заявок по критерию используются показатели. Сумма величин значимости показателей критерия оценки составляет 100 процентов.
Показатели критерия:
1. Показатель: Предложения по увеличению срока возникновения потребности в проведении текущего ремонта
Оцениваются предложения с описанием конкретных мероприятий, которые влияют на улучшение технического состояния объекта строительства и как следствие, увеличивают срок эксплуатации объекта без необходимости проведения текущего ремонта. Участником представляется описание указанных мероприятий, виды улучшения технического состояния объекта строительства и предполагаемый срок эксплуатации объекта до необходимости проведения текущего ремонта.
Значимость показателя: 50%
Коэффициент значимости показателя: 0,50.
2. Показатель: Предложения по энергетической эффективности объекта.
Оцениваются предложения с описанием конкретных мероприятий, которые влияют на эффективное (рациональное) использование энергетических ресурсов на объекте строительства. Участником представляется описание указанных мероприятий, позволяющих сократить энергопотребление и минимизировать теплопотери при эксплуатации объекта строительства.
Предложения по использованию меньшего количества энергии не должны снижать уровень необходимого функционирования здания в соответствии с его целевым назначением.
Значимость показателя: 50%
Коэффициент значимости показателя: 0,50.
Предложение по каждому показателю должно соответствовать следующим требованиям:
- не противоречить действующему законодательству, в том числе утвержденным и действующим нормативам, стандартам и правилам в области выполнения работ по строительству;
- должно учитывать особенности объекта закупки;
- не вести к удорожанию стоимости объекта закупки;
- не вести к корректировке проектной документации.
Порядок присвоения баллов заявке по показателям критерия "Качественные характеристики объекта закупки":
Порядок оценки осуществляется в соответствии с п. 20 и п. 26 Правил.
Баллы по показателю присваиваются от 0 до 100.
Лучшему предложению, которое ведет к наибольшему достижению целей применения указанных предложений по показателю критерия оценки, присваивается максимальное количество баллов.
Остальным заявкам по показателю баллы присваиваются по уменьшению степени достижения целей применения указанных предложений по показателю критерия оценки.
Преимущество предложений определяется комиссией по закупкам экспертным путем, а также путем сравнения и сопоставления предложений участников конкурса.
Количество баллов, присваиваемых заявке по показателю, определяется как среднее арифметическое оценок в баллах всех членов комиссии по закупкам, присуждаемых заявке по данному показателю, с учетом коэффициента значимости показателя.
Количество баллов по критерию - это сумма количества баллов по показателям критерия "качественные характеристики объекта закупки".
Рейтинг заявки (предложения) по критерию оценки- это оценка в баллах, полученная участником закупки по результатам оценки по критерию оценки с учетом коэффициента значимости критерия оценки".
Исходя из указанного, порядок оценки по критерию "Качественные характеристики объекта закупки" не позволяет выявить лучшее предложение об исполнении контракта, в связи с отсутствием характеристик улучшения качества, подлежащих оценке в рамках данного критерия.
Кроме того, в понятие "текущий ремонт" входят работы за исключением попадающих в понятие "капитальный ремонт", в связи с чем участникам закупки не представляется возможным определить лучшее предложение по указанному критерию.
Таким образом, действия Заявителя, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В приложении N 1 к информационной карте Конкурса Конкурсной документации Заказчиком установлен порядок оценки заявок по критерию "Квалификация участников закупки". В отношении критерия "Квалификация участников закупки" установлены следующее:
"Коэффициент значимости критерия оценки "квалификация участника конкурса" составляет 0,20.
Для определения рейтинга, присуждаемого заявке участника конкурса по данному критерию, установлены следующие показатели:
Показателем, раскрывающим содержание критерия оценки "квалификация участника конкурса", установлен показатель "опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема".
Значимость показателя: 100%
Коэффициент значимости показателя "опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" составляет 1.
Заказчиком будет оцениваться количество успешно исполненных контрактов сопоставимого характера и объема за последние три года, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе. Такие контракты подтверждаются следующими документами:
- копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) на выполнение работ по строительству и/или реконструкции объектов капитального строительства;
- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, и копия акта приемки объекта капитального строительства (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство)...".
Также, в приложении N 1 к информационной карте Конкурса Конкурсной документации Заказчиком установлен порядок присвоения баллов по показателям критерия "Квалификация участников закупки".
Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчик в нарушение Закона о контрактной системе установил в Конкурсной документации порядок оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе в отношении критерия "Квалификация участников закупки", не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Энергоаудит-сервис" обоснованной в части не установления Заказчиком критерия "Качественные характеристики объекта закупки" в Конкурсной документации надлежащим образом.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы дела от 15.10.2014 N К-1486/14 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 15 октября 2014 г. N К-1486/14 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был