Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Брэндкар" (далее - Заявитель) на действия Министерства Российской Федерации по делам Северного Кавказа (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по транспортному обеспечению работников Министерства Российской Федерации по делам Северного Кавказа в 2014 - 2015 годах (номер извещения 0195100000814000005) (далее - Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.
По мнению Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлено требование о нахождении в собственности (хозяйственном ведении) Исполнителя транспортных средств, необходимых для оказания услуг, что влечет за собой ограничение количества участников закупки.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе:
1) извещение о проведении Аукциона размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) - 01.10.2014;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 19 150 000 рублей;
3) дата окончания подачи заявок - 01.11.2014;
4) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 07.11.2014;
5) дата проведения Аукциона - 10.11.2014.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Согласно статье 294 Гражданского кодекса Российской Федерации только государственное или муниципальное унитарное предприятие может обладать правом хозяйственного ведения, то есть владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом в пределах, определяемых в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлено требование о нахождении в собственности (хозяйственном ведении) Исполнителя транспортных средств, необходимых для оказания услуг, что влечет за собой ограничение количества участников закупки.
На заседание Комиссии установлено, что согласно пункту 7 части 9 Технической части документации об Аукционе: "транспортные средства должны находиться в собственности (хозяйственном ведении) у Исполнителя".
Также часть 16 Технической части документации об Аукционе устанавливает, что "привлечение субподрядчиков при оказании транспортных услуг не допускается".
Таким образом, действия Заказчика установившего в Технической части документации об Аукционе требование о нахождении в собственности (хозяйственном ведении) Исполнителя транспортных средств, необходимых для оказания услуг и невозможности привлечения субподрядчиков для оказания транспортных услуг ограничивают количество участников закупки.
Указанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1, часть 3 статьи 33 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с пунктом 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе указываются в том числе: дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, дата проведения такого аукциона.
Пунктами 3, 4, 5 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе: дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе, дату окончания срока рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, дату проведения такого аукциона в соответствии.
В результате осуществления внеплановой проверки Комиссия установила, что согласно извещению о проведении Аукциона, опубликованному на Официальном сайте: дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 01.11.2014, дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе - 07.11.2014, дата проведения Аукциона - 10.11.2014.
Вместе с тем, согласно документации об Аукционе: дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 17.10.2014, дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе - 24.10.2014, дата проведения Аукциона - 28.10.2014.
Таким образом, действия Заказчика не установившего должным образом дату окончания подачи заявок на участие в Аукционе, дату окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дату проведения Аукциона нарушают пункты 3,4,5 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Указанное нарушение содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении о проведении закупки должно содержаться в том числе, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В результате осуществления внеплановой проверки Комиссии установила, что пункт 2.7 проекта государственного контракта документации об Аукционе устанавливает: "При отсутствии у Государственного заказчика необходимости в автомобиле в связи с нахождением пассажира в командировке, отпуске, во время его болезни и другим причинам, Государственный Заказчик не менее чем за сутки письменно уведомляет об этом Исполнителя. Оплата по Контракту в данном случае за дни неподачи автомобиля не производится".
Таким образом, наличие в проекте контракт документации об Аукционе вышеуказанного пункта не позволяет участнику Аукциона определить объем выполняемых оказываемых услуг и обеспечить надлежащее исполнение контракта.
В соответствии с частью 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 N 1063 утверждены правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 5 Правил за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, устанавливается штраф в виде фиксированной суммы, а именно 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей.
Вместе с тем, согласно пункту 6.3. проекта контракта документации об Аукционе: "За ненадлежащее исполнение Государственным заказчиком обязательств по Контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа составляет 2,5 процента от цены настоящего Контракта".
В соответствии с подпунктом "б" пункта 4 Правил за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, а именно 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей.
В пункте 6.6. проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено: "За ненадлежащее исполнение Исполнителем обязательств, предусмотренных настоящим Договором, за исключением просрочки исполнения Исполнителем обязательств, предусмотренных настоящим Контрактом, размер штрафа составляет 10 процентов от цены настоящего Договора".
Вышеуказанные, действия Заявителя, установившего ненадлежащий размер штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение Заказчиком, обязательств, предусмотренных контрактом, за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом нарушают часть 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, по результатам рассмотрения жалобы Заявителя и проведения внеплановой проверки Комиссия установила в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1, части 3 статьи 33, пункта 3, 4, 5 части 1 статьи 64, части 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.1, 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Брэндкар" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1, части 3 статьи 33, пункта 3, 4, 5 части 1 статьи 64, части 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 20.10.2014 по делу N К-1504/14 по выявленным нарушениям должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 20 октября 2014 г. N К-1504/14 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был