Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "УКМ-Эксплуатация, Клининг, Обслуживание" (далее - Заявитель) на действия Государственного бюджетного учреждения здравоохранения города Москвы "Медпроект" (далее - Заказчик), Департамента города Москвы по конкурентной политике (далее - Уполномоченный орган) при проведении ОАО "Единая электронная торговая площадка" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству объекта капитального строительства "Перинатально-кардиологический корпус на 330 коек на территории Городской клинической больницы N 67, расположенного по адресу: улица Саляма Адиля, вл. 2/44, район Хорошево-Мневники, Северо-Западный административный округ города Москвы" (номер извещения 0173200001414001320) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1) в Конкурсной документации отсутствуют сведения о том, какие именно документы требуется представить участникам закупки во второй части заявки на участие в Аукционе;
2) установивших в документации об Аукционе показатели значений, не позволяющие заполнить заявку на участие в Аукционе надлежащим образом;
3) инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе содержит противоречия, что не позволяет заполнить заявку на участие в Аукционе надлежащим образом.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 24.09.2014;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 4 849 422 830 рублей;
3) на участие в Аукционе подано 4 заявки от участников закупки;
4) к участию в Аукционе допущено 2 участника закупки;
5) дата проведения Аукциона - 27.10.2014.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. Пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе предусмотрено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов. При этом частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Пунктом 17.2 информационной карты Аукциона документации об Аукционе установлено: "Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица); идентификационный номер налогоплательщика учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона
2) документы, подтверждающие соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки -
3) декларация о соответствии участника аукциона требованиям, установленным пунктами 3-5, 7-9 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ (приложение к аукционной документации) -
4) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой".
Кроме того, приложением N 3 к документации об Аукционе установлено: "Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы и информацию, указанные в ч. 5 ст. 66 Федерального закона N 44-ФЗ".
Таким образом, довод Заявителя о том, что в Конкурсной документации отсутствуют сведения о том, какие именно документы требуется представить участникам закупки во второй части заявки на участие в Аукционе, не нашел своего подтверждения.
2. Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно доводу обращения Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе установлены показатели значений, не позволяющие заполнить заявку на участие в Аукционе надлежащим образом.
В приложении N 2 к техническому заданию Документации об Аукционе (далее - Приложение N 2) Заказчиком установлены требования к техническим характеристикам товаров, применяемых при выполнении работ.
В соответствии с пунктом 1 Приложения показатель "Фланцы стальные" должен соответствовать ГОСТ 12820-80, ГОСТ 380-2005, марка стали - должна быть Ст3пс или Ст4кп. Массовая доля кремния, содержащегося в составе стали - должна быть не более 0,15". При этом согласно ГОСТ 380-2005 для стали марки Ст4кп массовая доля кремния не более 0,05%, то есть при условии выбора участником закупки марки стали Ст4кп со значением массовой доли кремния 0,15%, предлагаемое значение соответствует Приложению N 2, но противоречит ГОСТу 380-2005.
В соответствии с пунктом 5 Приложения N 2 показатель "Шурупы с потайной головкой" должен соответствовать ГОСТу 1145-80, Длина резьбы - Должна быть не ? 4,5", при этом в ГОСТе 1145-80 не указаны значения длины резьбы а также инструкция по расчету длины резьбы шурупа, то есть участнику закупки не представляется возможным указать вышеуказанный показатель.
В соответствии с пунктом 19 Приложения N 2 показатель "Плиты минераловатные повышенной жесткости" должен соответствовать ГОСТу 22950-95, марка должна быть 175 или 200, тип должен быть ППЖ-ГС или ППЖ". При этом согласно ГОСТу 22950-95 плиты ППЖ выпускают марки 200, плиты ППЖ-ГС марок 175 или 200, то есть при условии выбора участником закупки плиты ППЖ и марки 175 предлагаемые значения соответствуют Приложению N 2, но противоречит ГОСТу 22950-95.
В соответствии с пунктом 40 Приложения N 2 показатель "Уайт-спирит" должен соответствовать ГОСТу 3134-78, продолжительность испарения - должна быть не более 45с. При этом в ГОСТе 3134-78 не установлено значение продолжительности испарения "Уайт-спирита", то есть участнику закупки не представляется возможным указать вышеуказанный показатель.
В соответствии с пунктом 47 Приложения N 2 показатель "Смеси асфальтобетонные" должен соответствовать ГОСТу 9128-2009. В зависимости от вида минеральной составляющей - должны быть щебеночные; гравийные, тип - должен быть А; Б; В; Г; Д. Согласно ГОСТу 9128-2009 типы Г (Гх), Д (Дх) - горячие и холодные песчаные смеси и асфальтобетоны в зависимости от вида песка, то есть при условии выбора участником закупки типы Г (Гх), Д (Дх), предлагаемое значение соответствует Приложению N 2, но противоречит ГОСТу 9128-2009.
В соответствии с пунктом 65 Приложения N 2 показатель "Растворитель" должен соответствовать ГОСТу 18188-72, Летучесть по этиловому эфиру - Должна быть не более 15, Марка растворителя - Должна быть 645 или 646". Согласно ГОСТу 18188-72 марка растворителя 645 соответствует значению летучести 8-12, то есть при условии выбора участником закупки марку растворителя 645 со значением летучести 5 данное предложение соответствует Приложению N 2, но при этом противоречит ГОСТу 18188 72.
В соответствии с пунктом 66 Приложения N 2 показатель "Портландцемент" должен соответствовать ГОСТу 10178-85, Описание - Должен быть портландцемент общестроительного назначения бездобавочный, с добавками, Максимальное содержание добавок в портландцементе - Должно быть не более Д20", при это согласно ГОСТу 10178-85 всего активных минеральных добавок для Д20 должно быть св.5 до 20% по массе, а для бездобавочного портландцемента Д0 активных минеральных добавок не допускается, то есть в случае указания участником закупки, в своем предложении портландцемента с характеристиками "бездобавочный и с добавками" - данные характеристики соответствуют Приложению N 2, но противоречит требованиям ГОСТа 10178-85.
В соответствии с пунктом 87 Приложения N 2 показатель "Лента полиэтиленовая" должен соответствовать ГОСТу 20477-86, толщина ленты, сложенной вдвое - должна быть ? 1". При этом в ГОСТе 20477-86 не установлено значение толщина ленты, сложенной вдвое, то есть участнику закупки не представляется возможным указать в заявке вышеуказанный показатель.
В соответствии с пунктом 125 Приложения N 2 показатель "Смеси бетонные" должен соответствовать ГОСТу 26633-2012, ГОСТу 31384-2008, ГОСТу 7473-2010. Показатель удобоукладываемости должен быть Ж1-4; П1 5; Р1-5, Свойства расплыв конуса; осадка конуса должен быть ? 57, если нормируется". Согласно ГОСТу 7473-2010 показатель удобоукладываемости Ж-2 не нормируется по свойству расплава конуса, осадка конуса, то есть при условии выбора участником закупки показатель удобоукладываемости Ж-2 и расплыв конуса, осадка конуса предлагаемое значение соответствует Приложению N 2, но противоречит ГОСТу 7473-2010.
В соответствии с пунктом 126 Приложения N 2 показатель "Щебень" должен соответствовать ГОСТу 8267-93, ГОСТ2 30108-94. В Приложении N 2 установлена "Погрешность определения величины Аэфф должна быть ? 5". При этом ГОСТ 8267-93 не устанавливает вышеуказанное требование, а согласно ГОСТ 30108-94 участнику закупки не представляется возможным определить критерий удельной эффективной активности естественных радионуклидов, конечное значение которых определяет область применения требуемого щебня.
В соответствии с пунктом 136 Приложения N 2 показатель "Кабель: допустимые токовые нагрузки кабеля на воздухе и в земле - Должны быть < 43". Заявитель в жалобе указывает, что требование токовых нагрузок кабеля установлены как на воздухе, так и в земле, при этом вышеуказанное требование Приложения N 2 позволяет указать лишь одно значение токовых нагрузок кабеля, то есть участнику закупки не представляется возможным указать вышеуказанный показатель в составе заявки.
В соответствии с пунктом 168 Приложения N 2 показатель "Смеси асфальтобетонные щебеночно-мастичные" должен соответствовать ГОСТу 31015-2002, Показатель дорожно-климатической зоны-должен быть II или IV". Комиссия установила, что вышеуказанное требование не противоречит Закону о контрактной системе, при этом Заявителем не представлены доказательства, подтверждающие обратное.
Действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших не надлежащим образом показатели в пунктах 5, 19, 40, 47, 65, 66, 87, 125, 126, 136, нарушают положения пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Согласно инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе, установленной в Приложении N 2 "При подготовке заявки участнику закупки необходимо учитывать, что показатели характеристик товаров при сопровождении символа "*", следует выбрать два значения показателя характеристики из перечисленных заказчиком. При подготовке заявки участнику закупки необходимо учитывать, что показатели характеристик товаров при сопровождении словами "от", "до" и символа "-" указываются в рамках установленного диапазона, включая пограничные показатели, кроме пункта четыре "мастика герметизирующая", пункта семнадцать "короб", пункта тридцать шесть "мастика битумно-кукерсольная", пункта шестьдесят два "шайбы к высокопрочным болтам", пункта шестьдесят семь "двери", пункта девяносто пять "люминесцентные лампы", пункта сто двадцать девять "подвесы прямые", пункта сто пятьдесят один "клей резиновый", пункта сто пятьдесят девять "короб", пункта сто девяносто "короб", пункта сто девяносто один "трубы", пункта двести два "фанера".
Из жалобы Заявителя следует, что вышеуказанный пример инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе установлен в нарушение Закона о контрактной системе.
Комиссия установила, что инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе не противоречит Закону о контрактной системе, при этом Заявителем не представлены доказательства, подтверждающие обратное.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "УКМ-Эксплуатация, Клининг, Обслуживание" обоснованной в части установления Заказчиком ненадлежащих требований к показателям товаров, используемых при выполнении работ.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу аукционной комиссии Заказчика предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 22.10.2014 N К-1513/14 по соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 22 октября 2014 г. N К-1513/14 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был