Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "СИНТО" (далее - Заявитель) на действия Счетной палаты Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку автоматизированных рабочих мест для информационно-телекоммуникационной системы Счетной палаты Российской Федерации субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями (номер извещения 0173100008714000049) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, установившего в документации об Аукционе требование о соответствии закупаемого товара международным стандартам, а именно: "согласно части III Технической части Технического задания документации об Аукционе в характеристике объекта закупки в части "соответствия стандартам" предусмотрено, что "Стационарное АРМ (тип 1)" должно соответствовать следующим стандартам: EPEAT Gold, ENERGY STAR 5.2, EL Environment Gold. Указанные стандарты соответствия электронных устройств нормам защиты окружающей среды не являются обязательными, а также трудновыполнимы, в связи с чем требование Заказчика к характеристикам закупаемого товара является безосновательным, ограничивающим количество участников закупки".
Представители Заказчика не согласились с доводам Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии Законом о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Заказчика, Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, Протоколами, составленными при определении поставщика 9подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 01.10.2014 (далее - Официальный сайт);
2) начальная (максимальная) цена контракта - 9 000 000 рублей;
3) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
4) к участию в Аукционе не допущен ни один из участников закупки;
5) в соответствии с частью 8 статьи 67 Закона о контрактной системе, Аукцион признан несостоявшимся;
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Согласно доводу жалобы, "Стационарное АРМ (тип 1)" должен соответствовать следующим стандартам: EPEAT Gold, ENERGY STAR 5.2, EL Environment Gold, что является трудновыполнимым условием, ограничивающим количество участников закупки.
На заседании Комиссии установлено, что Часть III документации об Аукционе "Техническое задание" содержит требование о соответствии "Стационарное АРМ (тип 1)" следующим стандартам EPEAT Gold, ENERGY STAR 5.2, EL Environment Gold.
Представители Заказчика пояснили, что при описании автоматизированного рабочего места "Стационарное АРМ (тип 1)", Заказчик указал совокупность свойств и характеристик автоматизированного рабочего места (далее - АРМ), обусловливающих способность АРМ удовлетворять потребности и запросы заказчика, соответствовать своему назначению и заявленным требованиям. Стандарты EPEAT Gold, ENERGY STAR 5.2, EL Environment Gold представляют собой международные стандарты, описывающие энергоэффективность и экологические характеристики вычислительной техники. Они применимы как к самим продуктам, так и к их составным частям. Так же, в соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (далее - Федеральный закон N 261-ФЗ), государственные заказчики обязаны осуществлять закупки товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд в соответствии с требованиями энергетической эффективности этих товаров, работ, услуг. В целях обеспечения достижения максимально возможного энергосбережения и энергетической эффективности Заказчиком было включено требование о соответствии "Стационарного АРМ (тип 1)" стандартам EPEAT
Gold, ENERGY STAR 5.2, EL Environment Gold. Использование международных стандартов в качестве подтверждения соответствия товара потребностям и запросам Заказчика возможно на основании Федерального закона от 27.12.2002 N 184-Фз "О техническом регулировании", согласно статье 13 которого, международные стандарты, региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств, зарегистрированные в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов, относятся к документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации.
Вместе с тем, на заседании Комиссии, представитель Заявителя не представил доказательств того, что требование о соответствии "Стационарного АРМ (тип 1)" стандартам EPEAT Gold, ENERGY STAR 5.2, EL Environment Gold каким-либо образом ограничивает количество участников Закупки.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
На заседании Комиссии установлено, что Разъяснение N 4 документации об Аукционе от 16.10.2014 изменяет ее суть, поскольку изменяется значение параметра "максимальное тепловыделение" для "Мобильного АРМ (тип 3)" и "Мобильного АРМ (тип 4)", а именно: вместо "максимальное тепловыделение - не более 15 Вт" следует читать "максимальное выделение - не более 45 Вт".
В силу части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с частью 5 статьи 65 Закона о контрактной системе, разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Представители Заказчика пояснили, что в описании характеристик процессоров "Мобильного АРМ (тип 3)" и "Мобильного АРС (тип 4)" допущены технические ошибки.
Таким образом, действия Заказчика, разместившего разъяснение документации об Аукционе, изменяющее ее суть, нарушают часть 5 статьи 65 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "СИНТО" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что указанное в пункте 2 настоящего решения нарушение не повлияло на результаты определения поставщика, предписание об устранении указанного нарушения не выдавать.
4. Передать материалы дела от 23.10.2014 N К-1517/14 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 23 октября 2014 г. N К-1517/14 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был