Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Парк-Медиа-Консалтинг" (далее - Заявитель) на действия Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ООО "Центр подрядных торгов в строительстве" (далее - Специализированная организация), Конкурсной комиссией Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее - Конкурсная комиссия) открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение научно-исследовательской работы по исследованию проблем правового регулирования использования объектов технологической инфраструктуры многоквартирных жилых домов для размещения сетей связи. (НПА) (номер извещения 0173100007514000045) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Специализированной организацией, Конкурсной комиссией Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. В Конкурсной документации установлены нестоимостные критерии оценки заявок, не предусмотренные законодательством Российской Федерации о контрактной системе.
2. Порядок выставления баллов по нестоимостным критериям оценки заявок, установленный в Конкурсной документация, ограничивает права участников закупки.
3. Критерии оценки заявок на участие в Конкурсе не позволяют определить лучшие условия исполнения контракта.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 07.10.2014;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 4 966 666,66 рублей;
3) дата рассмотрения и оценки заявок, поданных на участие в Конкурсе - 31.10.2014.
1. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
На заседании Комиссии представители Заказчика представили документы, составленные в ходе осуществления закупки, согласно которым Заказчиком установлены следующие показатели нестоимостных критериев оценки для подтверждения квалификации участника закупки:
2.1. Наличие у участника закупки работников, имеющих ученую степень
2.2. Наличие у участника закупки работников, имеющих научные работы и статьи в сфере гражданского, жилищного, градостроительного права
2.3. Наличие у участника закупки работников, имеющих опыт законотворческой деятельности в сфере гражданского, жилищного, градостроительного права более трех лет
2.4. Наличие у участника закупки работников, имеющих опыт трудовой деятельности в сфере гражданского права
Комиссия приходит к выводу, что установление указанных показателей критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (НЦБ)" не противоречит требованиям Российской Федерации о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчик установил нестоимостные критерии оценки заявок в Конкурсной документации, не предусмотренные законодательством Российской Федерации о контрактной системе, не нашел своего подтверждения.
2. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
При этом согласно пункту 3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила), "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В Конкурсной документации установлен критерий оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (НЦБ)": по показателю критерия: "2.2. Наличие у участника закупки работников, имеющих научные работы и статьи в сфере гражданского, жилищного, градостроительного права".
Баллы по показателю 2.2 выставляются следующим образом:
1. 20 баллов - при наличии у участника конкурса одного и более работников, имеющих научные работы и статьи в сфере гражданского, жилищного, градостроительного права в количестве более 40 публикаций (статей и научных работ (отчеты));
2. 5 баллов - при наличии у участника конкурса одного и более работников, имеющих научные работы и статьи в сфере гражданского, жилищного, градостроительного права в количестве от 1 до 40 (включительно) публикаций (статей и научных работ (отчеты));
3. 0 баллов - при отсутствии у участника конкурса работников, имеющих научные работы и статьи в сфере гражданского, жилищного, градостроительного права.
По мнению Комиссии, установленный порядок оценки заявок в части показателя "2.2. Наличие у участника закупки работников, имеющих научные работы и статьи в сфере гражданского, жилищного, градостроительного права" не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта в связи с отсутствием пропорциональной зависимости между количеством баллов, присваиваемых Конкурсной комиссией Заказчика и сведениями, предоставляемыми участниками в составе заявок на участие в Конкурсе.
3. На заседании Комиссии установлено, что в Конкурсной документации предусмотрен критерий оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (НЦБ)": по показателю критерия: "2.4. Наличие у участника закупки работников, имеющих опыт трудовой деятельности в сфере гражданского права".
Баллы по показателю 2.4 выставляются следующим образом:
1. 20 баллов - при наличии у участника конкурса одного и более работников, имеющих опыт трудовой деятельности в сфере гражданского права более 15 лет;
2. 10 баллов - при наличии у участника конкурса одного и более работников, имеющих опыт трудовой деятельности в сфере гражданского права от 10 до 15 лет;
3. 5 баллов - при наличии у участника конкурса одного и более работников, имеющих опыт трудовой деятельности в сфере гражданского права от 1 до 9 лет;
4. 0 баллов - при отсутствии у участника конкурса работников, имеющих опыт трудовой деятельности в сфере гражданского права.
Из Конкурсной документации следует, что сведения по показателю 2.4. подтверждаются при наличии в заявке нижеперечисленных документов:
"1. В случае, если работник, привлекаемый для выполнения работ по предмету открытого конкурса, состоит в штате участника конкурса, то необходимо представить следующие документы: копии всех страниц трудовой книжки работника;
2. В случае если работник, привлекаемый для выполнения работ по предмету открытого конкурса, не состоит в штате участника конкурса, то необходимо представить следующие документы: копии контрактов/договоров о намерениях выполнить работы либо копии действующих гражданско-правовых договоров, на основании которых привлекается работник для выполнения работ по предмету открытого конкурса".
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что предусмотренный Конкурсной документацией перечень документов для подтверждения сведений по показателю 2.4 Конкурсной документации не позволяет подтвердить наличие у участника закупки опыта трудовой деятельности непосредственно в сфере гражданского права.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
Нарушения, указанные в пунктах 2, 3 настоящего решения, содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Парк-Медиа-Консалтинг" обоснованной в части неустановления Заказчиком в Конкурсной документации надлежащего порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе.
2. Признать в действиях Заказчика пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Конкурсной комиссии, Специализированной организации предписание об устранении нарушений Закона о размещении заказов.
4. Передать материалы дела от 29.10.2014 N К-1561/14 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 29 октября 2014 г. N К-1561/14 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был