Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Нео-Медиа" (далее - Заявитель) на действия Федерального архивного агентства (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение работ по развитию государственной информационной системы "Архивный фонд" - "Фондовый каталог" - "Центральный фондовый каталог" для СМП (номер извещения 0173100011414000018) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок оценки по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", а также Заказчиком установлены требования к участникам закупки, приводящие к необоснованному ограничению числа участников закупки в нарушение положений Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 09.09.2014;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 3 000 000 рублей;
3) на участие в Конкурсе подано 3 заявки от участников закупки;
4) к участию в Конкурсе допущено 2 участника закупки;
5) победителем Конкурса признано ООО "Время ИТ" с предложением о цене контракта 3 000 000 рублей.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать: наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В пункте 21 части II Конкурсной документации Заказчиком установлен порядок оценки заявок по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (НЦБi2)". В отношении вышеуказанного критерия установлены следующие показатели:
Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг (Ci1);
Профессиональная (деловая) репутация (Ci2);
Наличие у участника закупки опыта выполнения работ, аналогичных предмету конкурса (Ci3);
Объем выполненных работ, аналогичных предмету конкурса (Ci4).
В Конкурсной документации установлен, в том числе критерий оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации":
"Рейтинг заявки по критерию оценки "Квалификация участников закупки" рассчитывается по формуле:
, при этом
=
.
Кроме того, критерий оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" содержит следующую информацию: "Конкурсная документация Рейтинг, присуждаемый заявке по критерию "Квалификация участника закупки", определяется как среднее арифметическое оценок в баллах всех членов конкурсной комиссии, присуждаемых этой заявке по указанному критерию.
Рейтинг, присуждаемый i-й заявке по критерию "Квалификация участника", определяется по формуле:
, где:
- рейтинг, присуждаемый i-й заявке по критерию "Квалификация участника";
- значение в баллах (среднее арифметическое оценок в баллах всех членов комиссии), присуждаемое комиссией i-й заявке на участие в конкурсе по показателю "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг (
)";
- значение в баллах (среднее арифметическое оценок в баллах всех членов комиссии), присуждаемое комиссией i-й заявке на участие в конкурсе по показателю "Профессиональная (деловая) репутация (
)";
- значение в баллах (среднее арифметическое оценок в баллах всех членов комиссии), присуждаемое комиссией i-й заявке на участие в конкурсе по показателю "Наличие у участника закупки опыта выполнения работ, аналогичных предмету конкурса (Ci3)";
- значение в баллах (среднее арифметическое оценок в баллах всех членов комиссии), присуждаемое комиссией i-й заявке на участие в конкурсе по показателю "Объем выполненных работ, аналогичных предмету конкурса (
)".
Для получения оценки (значения в баллах) по критерию (показателю) "Квалификация участника" ( ) для каждой заявки вычисляется среднее арифметическое оценок в баллах, присвоенных всеми членами конкурсной комиссии по критерию (показателю).
Количество баллов, присуждаемых заявке (предложению) участника закупки по настоящему критерию ( ) определяется по формуле:
где: - коэффициент значимости показателя "Качество работ".
Комиссия приходит к выводу, что установленный порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" не противоречит законодательству Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчик в нарушение Закона о контрактной системе установил в Конкурсной документации порядок оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", не нашел своего подтверждения.
Вместе с тем, Комиссия в ходе проведения внеплановой проверки, в том числе на предмет соответствия проведенной процедуры определения подрядчика законодательству Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, установила следующее.
В пункте 21 части II Конкурсной документации Заказчиком установлен порядок оценки заявок по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации ( )".
При этом, по данному критерию Заказчиком установлен, в том числе показатель "Квалификация трудовых ресурсов" в соответствии с которым: "...баллы начисляются за количество и профессиональную квалификацию трудовых ресурсов в соответствии с Таблицей N 1.
Таблица N 1. | ||
Наличие в штате проектировщиков (аналитиков), имеющих опыт разработки информационных систем в области ультуры (историко - культурного наследия) (высшее образование опыт работы не менее 10 лет, участие в аналогичных проектах) |
|
Баллы |
Более 15 человек |
40 |
|
10-15 |
30 |
|
10-15 |
20 |
|
1-5 |
1-5 |
|
0 |
0 |
Комиссия оценивает наличие и количество профильных специалистов, заявленных участником закупки для выполнения условий Технического задания, в форме 1 "Квалификация трудовых ресурсов". Максимальный размер критерия - 40 баллов.
Балл по показателю "Квалификация трудовых ресурсов" определяется по сумме баллов.
Сведения о специалистах, указанные в форме "Квалификация трудовых ресурсов", должны подтверждаться копией штатного расписания участника, оформленной в соответствии с действующим законодательством, копиями трудовых договоров или договоров гражданско-правового характера между профильными специалистами и участником закупки, а также копиями дипломов, свидетельств, сертификатов и т.д.
В случае отсутствия в составе заявки участника копии штатного расписания участника, оформленного в соответствии с действующим законодательством, и (или) копий трудовых договоров или договоров гражданско-правового характера между профильными специалистами и участником, копий дипломов, свидетельств, сертификатов и т.д., и (или) отсутствия (незаполнения или заполнения с нарушением требований конкурсной документации) формы "Квалификация трудовых ресурсов" оценка по данному показателю учтена не будет.".
Также по данному критерию Заказчиком установлен, в том числе показатель "Профессиональная репутация" в соответствии с которым: "...баллы начисляются за награды (дипломы, грамоты, премии, благодарности, и др.), отзывы других заказчиков за последние 5 лет, в соответствии с Таблицей N 2, и оцениваются не более 30 баллов:
Показатель |
Значение показателя - количество наград и отзывов,шт. |
Баллы |
Профессиональная репутация (форма 2 "Сведения о наградах (дипломы, грамоты, премии, благодарности, и др.), отзывы заказчиков за 2009 - 2013 гг."). |
Более 10 |
30 |
5-10 |
20 |
|
1-5 |
10 |
|
0 |
0 |
По показателю "Профессиональная репутация" баллы определяются, исходя из количества наград (дипломы, грамоты, премии, благодарности, и др.) и отзывов заказчиков за 2009 - 2013 гг., указанных в форме 2.
Наличие данных наград подтверждается копия дипломов, грамот, премий, благодарностей и т.п., представленными участником закупки в составе конкурсной документации.".
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что установленный Заказчиком порядок оценки заявок не позволяет выявить лучшее условие выполнение контракта, в связи с отсутствием установленной пропорциональной зависимости между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по указанным показателям.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Заказчиком в пункте 19 Технической части Конкурсной документации установлены следующие требования к Исполнителю: "У Исполнителя должны быть установлены специализированные программные средства (разработанные самостоятельно или лицензионные):
- для организации учета и контроля выполнения работ, предусмотренных разделом 12. Состав и объём работ;
- для проведения функционального, сценарного и нагрузочного тестирования, например: WAPT; MS Visual Studio Test; MS TFS.
Исполнитель должен иметь в штатном составе службы поддержки пользователей и контроля качества (включая тестирование программных продуктов)".
По мнению Заявителя, указанное требование установлено Заказчиком, в нарушение положений Закона о контрактной системе, поскольку такое требование ограничивает количество участников закупки.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки одним из обязательных требований к участникам закупок является соответствие таких участников требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
При этом Заявителем на заседание Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих, что установление требований, изложенных в пункте в пункте 19 Технической части Конкурсной документации, влечет к ограничению количества участников закупки.
Таким образом, указанный довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
В соответствии с пунктом 5 части 10 статьи 53 Закона о контрактной системе результаты рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки таких заявок, в котором должна содержаться следующая информация:
1) место, дата, время проведения рассмотрения и оценки таких заявок;
2) информация об участниках конкурса, заявки на участие в конкурсе которых были рассмотрены;
3) информация об участниках конкурса, заявки на участие в конкурсе которых были отклонены, с указанием причин их отклонения, в том числе положений настоящего Федерального закона и положений конкурсной документации, которым не соответствуют такие заявки, предложений, содержащихся в заявках на участие в конкурсе и не соответствующих требованиям конкурсной документации;
4) решение каждого члена комиссии об отклонении заявок на участие в конкурсе;
5) порядок оценки заявок на участие в конкурсе;
6) присвоенные заявкам на участие в конкурсе значения по каждому из предусмотренных критериев оценки заявок на участие в конкурсе;
7) принятое на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе решение о присвоении таким заявкам порядковых номеров;
8) наименования (для юридических лиц), фамилии, имена, отчества (при наличии) (для физических лиц), почтовые адреса участников конкурса, заявкам на участие в конкурсе которых присвоены первый и второй номера.
На заседании Комиссии установлено, что Единая комиссия Федерального архивного агентства (далее - Единая комиссия) в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе от 30.10.2014 не указала порядок оценки заявок, поданных участниками закупки.
Таким образом, действия Единой комиссии, выразившиеся в неуказании порядка оценки заявок на участие в Конкурсе при оформлении протокола рассмотрения и оценки таких заявок нарушают часть 10 статьи 53 Закона о контрактной системе, и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия решила:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Нео-Медиа" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, нарушение пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Единой комиссии нарушение части 10 статьи 53 Закона о контрактной системе.
4. В связи с тем, что выявленные нарушения не повлияли на результаты Конкурса, предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 05.11.2014 по делу N К-1572/14 не выдавать.
5. Передать материалы дела от 05.11.2014 N К-1572/14 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 5 ноября 2014 г. N К-1572/14 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был