Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Инжиниринговая компания БИОТЕХНО" (далее - Заявитель) на действия Федерального медико-биологическое агентства (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение строительно-монтажных работ на объекте "строительство опытно-промышленного производства субстанций и готовых лекарственных форм лекарственных средств с использованием постгеномных технологий, в том числе предназначенных для защиты войск и населения от поражающих факторов оружия массового поражения, ликвидации чрезвычайных ситуаций, медицинского обеспечения персонала на предприятиях с особо опасными условиями труда, на базе Федерального государственного унитарного предприятия Научно-производственный центр "Фармзащита" Федерального медико-биологического агентства, Московская область, г. Химки" в рамках федеральной целевой программы "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу" (номер извещения 0173100009114000101) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком неправомерно объединены в один предмет закупки строительные работы и поставка оборудования, технологически и функционально не связанного с предметом контракта, что ограничивает количество участников закупки.
2. Заказчик неправомерно включил в состав Конкурсной документации документы, содержащие информацию и конкретные данные производителей товаров, предлагаемых к использованию во время выполнения работ.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 01.10.2014;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 691 967 455,08 рублей;
3) на участие в Конкурсе подана 1 заявка от участника закупки;
4) Конкурс признан несостоявшимся на основании части 13 статьи 51 Закона о контрактной системе.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать: наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе тем, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно извещению о проведении Конкурса, Конкурсной документации предметом контракта является строительство объекта "строительство опытно-промышленного производства субстанций и готовых лекарственных форм лекарственных средств с использованием постгеномных технологий, в том числе предназначенных для защиты войск и населения от поражающих факторов оружия массового поражения, ликвидации чрезвычайных ситуаций, медицинского обеспечения персонала на предприятиях с особо опасными условиями труда, на базе Федерального государственного унитарного предприятия Научно-производственный центр "Фармзащита" Федерального медико-биологического агентства, Московская область, г. Химки" в рамках федеральной целевой программы "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу".
При осуществлении строительства объекта "под ключ" заказчик вправе предусмотреть в документации о торгах необходимость поставки и монтажа оборудования, неразрывно связанного с объектом строительства. При этом в качестве неразрывно связанного с объектом строительства оборудования необходимо рассматривать оборудование, поставка и установка которого невозможна впоследствии без изменения предусмотренных проектом конструктивных решений объекта строительства.
На заседание Комиссии представитель Заказчика сообщил, что Конкурсная документация не содержит требования о поставке оборудования, указанного в доводе жалобы Заявителя.
Вместе с тем, Заявителем на заседание Комиссии не представлено сведений, подтверждающих довод жалобы Заявителя.
Таким образом, довод Заявителя о том, что в предмет закупки Заказчиком неправомерно включены товары, технически и функционально не связанные с предметом контракта, не нашел своего подтверждения.
2. По мнению Заявителя, Заказчик неправомерно включил в состав Конкурсной документации документы содержащие информацию и конкретные данные производителей товаров, предлагаемых к использованию во время выполнения работ.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать: наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 2.3 технического задания Конкурсной документации во всех случаях указания в прилагаемой проектной документации, сметных расчетах и Спецификации конкретных товарных знаков, моделей, марок того или иного оборудования, материалов и иных ресурсов, Заказчик подразумевает, что участник размещения заказа вправе предложить иной товарный знак, модель, марку являющийся эквивалентом указанному товарному знаку.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что файлы размещенные Заказчиком в составе Конкурсной документации, являются коммерческими предложениями производителей оборудования, подлежащего монтажу при выполнении работ, являющихся объектом закупки. При этом, наличие в составе Конкурсной документации коммерческих предложений производителей не ограничивает доступ к участию в закупке.
Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчик неправомерно включил в состав Конкурсной документации документы содержащие информацию и конкретные данные производителей товаров, предлагаемых к использованию во время выполнения работ, не нашел своего подтверждения.
3. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила), "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В пункте 10.11 Конкурсной документации по критерию "Квалификация участников закупки" а именно: "Квалификация участника закупки - коэффициент значимости критерия 0,2 (вес критерия оценки в совокупности критериев оценки, установленных в Конкурсной документации, деленный на 100).
Квалификация участника закупки, выраженная в опыте участника по выполнению работ по договорам строительного подряда за период с 2012 по 2014 годы, и с ценой договора не менее 30 000 000 (тридцати миллионов) рублей 00 копеек.
Порядок оценки заявок по критерию: оценка обосновывается на основании предоставленных в составе конкурсной заявки копий государственных контрактов или гражданско-правовых договоров строительного подряда".
Количество договоров Количество баллов
При отсутствии информации по данному показателю, или при отсутствии подтверждающих сведения необходимых документов 0
от 1 до 2 договоров 10
от 3 до 4 договоров 20
от 5 до 10 договоров 30
от 11 до 14 договоров 40
15 и более 100
Комиссия приходит к выводу о том, что установленный порядок оценки заявок по критерию "Квалификация участников закупки" не позволяет выявить лучшее предложение об исполнении контракта, в связи с отсутствием установленной пропорциональной зависимости между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по показателю, входящим в указанный критерий, что нарушает пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что вышеуказанное нарушение не повлияло на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) поскольку на участие в Конкурсе подана только одна заявка от участников закупки.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Инжиниринговая компания БИОТЕХНО" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок по делу не выдавать, поскольку выявленное нарушение пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе не повлияло на определение поставщика (исполнителя, подрядчика).
4. Передать материалы по выявленному нарушению от 05.11.2014 по делу N К-1574/14 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 5 ноября 2014 г. N К-1574/14 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был