Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ЗАО "ИнформПромДирект" (далее - Заявитель) на действия Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение работ по созданию и сопровождению программного комплекса по обеспечению деятельности по профилактике коррупционных и иных правонарушений (номер извещения 0195100000314000244) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены тем, что Заказчиком в Конкурсной документации не установлено описание к Единой системе базы сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) - 15.10.2014;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 30 000 000 рублей;
3) дата окончания подачи заявок - 19.11.2014.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе тем, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В дополнительных требованиях Технического задания Конкурсной документации установлено "система должна быть разработана с учетом технологий и методологий ранее разработанной и эксплуатируемой Заказчиком информационной системы в сфере государственной службы с целью обеспечения совместимости централизованного информационного хранилища показателей мониторинга в сфере государственной службы с имеющейся Единой базы сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера".
На заседании Комиссии представитель Заявителя сообщил, что в адрес Заказчика 24.10.2014 направлен запрос о даче разъяснений положений Конкурсной документации, а именно следующего содержания: "какая именно ранее разработанная информационная система в сфере государственной службы эксплуатируется Заказчиком в настоящее время? Просим указать полное наименование данной системы, а также сведения о разработчике и сроках эксплуатации системы. Просим вас предоставить общее описание, а также технологию и методологию ранее разработанной и эксплуатируемой Заказчиком информационной системы в сфере государственной службы".
28.10.2014 Заказчиком на Официальном сайте опубликован ответ на запрос Заявителя, а именно "информация по ранее разработанной и эксплуатируемой системе, а также описание технологий и методологий ИС в сфере государственной службы будет предоставлена Подрядчику после заключения Контракта", который, по мнению Заявителя, не содержит ответы по существу вопросов о разъяснении положений Конкурсной документации.
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что при исполнении контракта заключаемого по результатам Конкурса, система должна быть разработана с учетом технологий и методологий ранее разработанной и эксплуатируемой Заказчиком информационной системы в сфере государственной службы - Единой базы сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, что не позволяет определить объем выполняемых работ и сформировать заявку на участие в Конкурсе.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что разрабатываемая система создается с учетом технологий и методологий ранее разработанной и эксплуатируемой Заказчиком информационной системы в сфере государственной службы, а именно с учетом Единой базы сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. При этом Конкурсная документация не содержит сведений об указанной Единой базе сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Таким образом, действия Заказчика, установившего описание объекта закупки, не соответствующее требованиям пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного нарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В пункте 4.10.5 Конкурсной документации Заказчиком установлен порядок оценки заявок по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки". В отношении критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" установлен следующий показатель - качество услуг:
"Минимальное количество баллов - 5, присваивается заявке на участие в закупке, техническое предложение которой соответствует техническому заданию конкурсной документации;
30 баллов присуждается заявке на участие в открытом конкурсе, в которой техническое предложение в части описания всех функций Системы, в том числе функции по обеспечению информационного взаимодействия в электронном виде федеральных государственных органов с Минтрудом России по отдельным вопросам реализации мер противодействия коррупции (далее - техническое предложение) недостаточно проработано;
60 баллов присуждается заявке на участие в открытом конкурсе, в которой техническое предложение проработано недостаточно детально;
90 баллов присуждается заявке на участие в открытом конкурсе, в которой техническое предложение проработано достаточно детально;
Максимальное количество баллов - 100, присваивается заявке на участие в открытом конкурсе, в которой техническое предложение проработано наиболее детально".
Комиссия приходит к выводу, что установленный Заказчиком в Конкурсной документации критерий "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" порядка оценки заявок не позволяет выявить лучшее предложение об исполнении контракта, в связи с отсутствием зависимости между количеством присваиваемых Конкурсной Комиссией баллов и сведениями, представляемыми участниками закупок в своих заявках на участие в Конкурсе.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ЗАО "ИнформПромДирект" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 1, 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы дела от 10.11.2014 N К-1608/14 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 10 ноября 2014 г. N К-1608/14 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был