Распоряжение Правительства РФ от 3 декабря 2014 г. N 2446-р
1. Утвердить прилагаемую Концепцию построения и развития аппаратно-программного комплекса "Безопасный город".
2. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления руководствоваться положениями Концепции, утвержденной настоящим распоряжением, при решении задач в сфере обеспечения комплексной безопасности среды обитания, а также при разработке и утверждении региональных и муниципальных программ построения и развития аппаратно-программного комплекса "Безопасный город".
Председатель Правительства |
Д. Медведев |
Москва
3 декабря 2014 г. N 2446-р
Концепция
построения и развития аппаратно-программного комплекса "Безопасный город"
(утв. распоряжением Правительства РФ от 3 декабря 2014 г. N 2446-р)
См. Методические рекомендации по построению и развитию АПК "Безопасный город" в субъектах Российской Федерации, утвержденные МЧС России 8 декабря 2016 г.
См. Регламент рабочей группы (совета главных конструкторов аппаратно-программного комплекса "Безопасный город") для обеспечения методической деятельности Межведомственной комиссии по вопросам, связанным с внедрением и развитием систем аппаратно-программного комплекса "Безопасный город", утвержденный МЧС России 7 декабря 2016 г.
См. План мероприятий по реализации настоящей Концепции (III, IV этапы реализации Концепции)
См. Временные единые требования к техническим параметрам сегментов аппаратно-программного комплекса "Безопасный город", утвержденные Министром МЧС России 29 декабря 2014 г. N 14-7-5552
О мероприятиях по реализации в системе МЧС России настоящей Концепции см. приказ МЧС России от 11 марта 2015 г. N 110
См. План мероприятий по реализации настоящей Концепции, утвержденный МЧС России 23 декабря 2014 г. N 14-7-5481
I. Общие положения
Реализация единого системного подхода к обеспечению общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания в условиях сохранения высокого уровня рисков техногенного и природного характера и продолжающейся тенденции к урбанизации является одним из важных элементов создания устойчивого социально-экономического развития и роста инвестиционной привлекательности городов Российской Федерации.
Отсутствие единого системного подхода и возросшие требования к функциональному наполнению систем безопасности обусловили необходимость формирования на уровне субъекта Российской Федерации и муниципального образования комплексной многоуровневой системы обеспечения общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания, базирующейся на современных подходах к мониторингу, прогнозированию, предупреждению правонарушений, происшествий и чрезвычайных ситуаций и реагированию на них.
1. Цели и задачи построения и развития аппаратно-программного комплекса "Безопасный город"
Целью построения и развития аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" (далее - комплекс "Безопасный город") является повышение общего уровня общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания за счет существенного улучшения координации деятельности сил и служб, ответственных за решение этих задач, путем внедрения на базе муниципальных образований (в соответствии с едиными функциональными и технологическими стандартами) комплексной информационной системы, обеспечивающей прогнозирование, мониторинг, предупреждение и ликвидацию возможных угроз, а также контроль устранения последствий чрезвычайных ситуаций и правонарушений с интеграцией под ее управлением действий информационно-управляющих подсистем дежурных, диспетчерских, муниципальных служб для их оперативного взаимодействия в интересах муниципального образования.
Основными задачами построения и развития комплекса "Безопасный город" являются:
формирование коммуникационной платформы для органов местного самоуправления с целью устранения рисков обеспечения общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания на базе межведомственного взаимодействия;
разработка единых функциональных и технических требований к аппаратно-программным средствам, ориентированным на идентификацию потенциальных точек уязвимости, прогнозирование, реагирование и предупреждение угроз обеспечения безопасности муниципального образования;
обеспечение информационного обмена между участниками всех действующих программ соответствующих федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности через единое информационное пространство с учетом разграничения прав доступа к информации разного характера;
обеспечение информационного обмена на федеральном, региональном и муниципальном уровнях через единое информационное пространство с учетом разграничения прав доступа к информации разного характера;
создание дополнительных инструментов на базе муниципальных образований для оптимизации работы существующей системы мониторинга состояния общественной безопасности;
построение и развитие систем ситуационного анализа причин дестабилизации обстановки и прогнозирования существующих и потенциальных угроз для обеспечения безопасности населения муниципального образования.
Комплекс "Безопасный город" является совокупностью функциональных и технических требований к аппаратно-программным средствам, нормативных правовых актов и регламентов межведомственного взаимодействия, направленных на противодействие угрозам общественной безопасности, правопорядку и безопасности среды обитания, формирующих вместе с действующими федеральными системами обеспечения безопасности интеллектуальную многоуровневую систему управления безопасностью субъекта Российской Федерации в целом и муниципального образования в частности, за счет прогнозирования, реагирования, мониторинга и предупреждения возможных угроз, а также контроля устранения последствий чрезвычайных ситуаций.
2. Основные понятия
В настоящей Концепции используются следующие понятия:
"автоматизированная система" - система, состоящая из персонала и комплекса средств автоматизации его деятельности, реализующая информационную технологию выполнения установленных функций;
"биллинг" - процесс определения стоимости услуг, реализующий функции установления размеров тарифных ставок, определения тарификационных признаков объекта счетообложения, персонифицированного выставления счетов за пользование тарифицированными услугами;
"геолокация" - обнаружение координат реального географического положения любого объекта;
"геоинформационная система" - информационная система, оперирующая пространственными данными;
"государственная система мониторинга состояния общественной безопасности" - единая межведомственная многоуровневая автоматизированная информационная система наблюдения за состоянием общественной безопасности, предназначенная для выявления, прогнозирования и оценки угроз общественной безопасности, оценки эффективности государственной политики, проводимой в сфере обеспечения общественной безопасности, а также для формирования предложений по совершенствованию состояния общественной безопасности;
"дежурный план города" - единый информационный ресурс картографических материалов в масштабе 1:500 территории муниципального образования;
"единая транспортная диспетчерская" - специализированная диспетчерская служба, осуществляющая мониторинг работы пассажирского транспорта и оперативное реагирование на возможные нештатные ситуации;
"единая дежурно-диспетчерская служба муниципального образования" - орган повседневного управления местного (городского) звена единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, являющийся центральным звеном в единой системе оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях;
"задача автоматизированной системы" - функция или часть функции автоматизированной системы, представляющая собой формализованную совокупность автоматических действий, выполнение которых приводит к результату заданного вида;
"интегрированная автоматизированная система" - совокупность двух или более взаимоувязанных автоматизированных систем, в которой функционирование одной из них зависит от результатов функционирования другой (других) так, что эту совокупность можно рассматривать как единую автоматизированную систему;
"информатизация" - организационный, социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов;
"информационно-вычислительная инфраструктура" - комплекс программно-технических средств, предназначенных для автоматизации процессов ввода, хранения и обработки информации;
"информационно-коммуникационная инфраструктура" - совокупность территориально распределенных государственных и корпоративных информационных систем, сетей связи, средств коммутации и управления информационными потоками, а также организационных структур, нормативных правовых механизмов регулирования, обеспечивающих их эффективное функционирование;
"информационное обеспечение автоматизированной системы" - совокупность форм документов, классификаторов, нормативной базы и реализованных решений по объемам, размещению и формам существования информации, применяемой в автоматизированной системе при ее функционировании;
"информационный ресурс" - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных и других видах информационных систем);
"интеграционная платформа" - комплекс программно-технических средств, предназначенных для комплексной автоматизации процессов преобразования (трансляции) информации в целях обеспечения информационного взаимодействия сопрягаемых разнородных компонентов;
"инцидент" - отказ или повреждение технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, отклонение от режима технологического процесса, нарушение положений федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также нормативных технических документов, устанавливающих правила ведения работ на опасном производственном объекте;
"комплекс средств автоматизации автоматизированной системы" - совокупность всех компонентов автоматизированной системы, за исключением людей;
"компонент автоматизированной системы" - часть автоматизированной системы, выделенная по определенному признаку или совокупности признаков и рассматриваемая как единое целое;
"критически важный объект" - объекты, нарушение (или прекращение) функционирования которых приводит к потере управления экономикой страны, субъекта или административно-территориальной единицы, ее необратимому негативному изменению (или разрушению) или существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения, проживающего на этих территориях, на длительный период времени;
"лингвистическое обеспечение автоматизированной системы" - совокупность средств и правил для формализации естественного языка, используемых при общении пользователей и эксплуатационного персонала автоматизированной системы с комплексом средств автоматизации при функционировании автоматизированной системы;
"математическое обеспечение автоматизированной системы" - совокупность математических методов, моделей и алгоритмов, примененных в автоматизированной системе;
"методическое обеспечение автоматизированной системы" - совокупность документов, описывающих технологию функционирования автоматизированной системы, методы выбора и применения пользователями технологических приемов для получения конкретных результатов при функционировании автоматизированной системы;
"мониторинг объектов и грузов" - осуществляемые непрерывно или с заданной периодичностью контроль (наблюдение, измерение, фиксация) и анализ обобщенных параметров состояния защищенности объектов и грузов и влияющих на объекты и грузы факторов с целью подготовки необходимых решений для предупреждения и ликвидации негативных последствий кризисных ситуаций природного и техногенного характера, а также вызванных проявлениями терроризма;
"муниципальное образование" - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения;
"обеспечение общественной безопасности" - реализация определяемой государством системы политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер, направленных на противодействие преступным и иным противоправным посягательствам, а также на предупреждение, ликвидацию и (или) минимизацию последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
"объекты транспортной инфраструктуры" - технологический комплекс, включающий в себя:
железнодорожные и автомобильные вокзалы и станции;
метрополитены;
тоннели, эстакады, мосты;
морские терминалы и акватории морских портов;
порты, которые расположены на внутренних водных путях и в которых осуществляется посадка (высадка) пассажиров и (или) перевалка грузов повышенной опасности, судоходные гидротехнические сооружения;
искусственные острова, установки и сооружения, расположенные во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации;
аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств;
участки автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних путей, вертодромы, посадочные площадки, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование, определяемые Правительством Российской Федерации;
"оперативное управление" - деятельность, заключающаяся в выработке управляющего воздействия и его осуществлении, направленная на эффективное достижение цели деятельности при должным образом организованном контроле;
"организационное обеспечение автоматизированной системы" - совокупность документов, устанавливающих организационную структуру, права и обязанности пользователей и эксплуатационного персонала автоматизированной системы в условиях функционирования, проверки и обеспечения работоспособности автоматизированной системы;
"пользователь автоматизированной системы" - лицо, участвующее в функционировании автоматизированной системы или использующее результаты ее функционирования;
"пользователь (потребитель) информации" - субъект, обращающийся к информационной системе или посреднику за получением необходимой ему информации и пользующийся ею;
"потенциально опасные объекты инфраструктуры Российской Федерации" - объекты, на которых используют, производят, перерабатывают, хранят, эксплуатируют, транспортируют или уничтожают радиоактивные, пожаро- и взрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, а также гидротехнические сооружения, создающие реальную угрозу возникновения источника кризисной ситуации;
"правовое обеспечение автоматизированной системы" - совокупность правовых норм, регламентирующих правовые отношения при функционировании автоматизированной системы;
"программное обеспечение автоматизированной системы" - совокупность программ на носителях данных и программных документов, предназначенная для отладки, функционирования и проверки работоспособности автоматизированной системы;
"силы обеспечения общественной безопасности" - уполномоченные государственные органы, а также органы местного самоуправления, иные органы и организации, принимающие участие в обеспечении общественной безопасности на основании законодательства Российской Федерации;
"система обеспечения общественной безопасности" - силы и средства обеспечения общественной безопасности;
"система сбора результатов технического мониторинга и контроля объектов транспортной инфраструктуры" - автоматизированная система сбора информации о состоянии объектов транспортной инфраструктуры для информационного обеспечения деятельности уполномоченных органов исполнительной власти в сфере транспортной безопасности;
"специальное программное обеспечение" - программная часть автоматизированной системы, представляющая собой совокупность программ, разработанных при создании такой автоматизированной системы;
"среда обитания" - совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека;
"средства обеспечения общественной безопасности" - технологии, а также технические, программные, лингвистические, правовые и организационные средства, включая телекоммуникационные каналы и автоматизированные системы управления процессами, используемые для сбора, формирования, обработки, передачи или приема информации о состоянии общественной безопасности и мерах по ее укреплению;
"телекоммуникационная инфраструктура" - совокупность взаимодействующих подсистем, которые решают задачу передачи различной информации;
"техническое обеспечение автоматизированной системы" - совокупность всех технических средств, используемых при функционировании автоматизированной системы;
"угроза общественной безопасности" - прямая или косвенная возможность нанесения ущерба правам и свободам человека и гражданина, материальным и духовным ценностям общества;
"уровень информатизации" - степень обеспеченности объекта информатизации информационными ресурсами;
"ущерб" - потери субъекта или группы субъектов части или всех своих ценностей;
"функция автоматизированной системы" - совокупность действий автоматизированной системы, направленных на достижение определенной цели;
"центр обработки вызовов" - совокупность аппаратных и программных средств и алгоритмов, предназначенных для регистрации заявок пользователей (поступающих по телефону или с помощью других средств связи - радио, пейджинговая связь и др.), их маршрутизации, контроля решения задач и выдачи информации пользователю;
"численность населения" - абсолютная моментная величина, отражающая количественные размеры общества, проживающего на определенной территории;
"чрезвычайная ситуация" - совокупность условий и обстоятельств, создающих опасную для жизнедеятельности человека обстановку на конкретном объекте, территории (акватории), возникших в результате совершившейся аварии или катастрофы, опасного природного явления;
"эксплуатационный персонал автоматизированной системы" - персонал, обеспечивающий функционирование автоматизированной системы.
II. Предпосылки построения и развития комплекса "Безопасный город"
Актуальность мероприятий по обеспечению общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания каждого субъекта Российской Федерации в целом и муниципального образования в частности обусловливается наличием различного рода угроз (природного, техногенного, биолого-социального, экологического и другого характера) для всей среды обитания населения (жилых, общественных и административных зданий, объектов промышленного и сельскохозяйственного производства, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, технических сооружений и систем коммунального хозяйства (водо-, газо-, тепло-, электроснабжения и др.), систем водоотведения, природных ресурсов и др.).
Природными угрозами являются природные явления или процессы, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, а также к нарушению жизнедеятельности населения (опасные геофизические, геологические, метеорологические явления, гидрологические явления).
К основным природным угрозам относятся:
возможность подтопления территории города;
сейсмическая опасность, появление деформации земной поверхности в виде провалов и неравномерных оседаний земли;
появление оползней;
вероятность ураганов, штормового ветра, обильных снегопадов и затяжных дождей, обледенения дорог и токонесущих проводов;
падение крупных небесных тел (метеоритов, болидов);
задымление вследствие массовых торфяных и лесных пожаров.
Техногенными угрозами являются опасные ситуации, спровоцированные хозяйственной деятельностью человека, несущие угрозу вредного физического, химического и механического воздействия на население и среду обитания.
К основным техногенным угрозам относятся:
транспортные аварии, включая дорожно-транспортные происшествия, крушения поездов, железнодорожные аварии и авиационные катастрофы;
пожары на промышленных объектах, транспорте и в жилых зданиях;
обрушения элементов транспортных коммуникаций, производственных и непроизводственных зданий и сооружений;
аварии на магистральных трубопроводах;
аварии на подземных сооружениях;
прорывы гидротехнических сооружений, являющихся гидродинамически опасными объектами (плотин, запруд, дамб, шлюзов, перемычек и др.) с образованием волн прорыва и катастрофических затоплений;
аварии с выбросом химически опасных веществ и образованием зон химического заражения;
аварии с выбросом радиоактивных веществ с образованием обширных зон загрязнения;
аварии с разливом нефтепродуктов;
аварии на электростанциях и сетях с долговременным перерывом электроснабжения основных потребителей;
аварии на системах жизнеобеспечения и очистных сооружениях;
прорывы в сетях тепло- и водоснабжения;
старение жилого фонда, инженерной инфраструктуры;
снижение надежности и устойчивости энергоснабжения;
перегруженность магистральных инженерных сетей канализации и полей фильтрации;
дефицит источников теплоснабжения;
медленное внедрение новых технологий очистки питьевой воды;
несвоевременная и некачественная уборка улиц;
нарушение порядка утилизации производственных и бытовых отходов;
воздействие внешних факторов на качество питьевой воды;
несоответствие дорожного покрытия требованиям безопасности автомобильных перевозок.
Биолого-социальными угрозами являются ситуации, возникшие на определенной территории, когда нарушаются нормальные условия жизнедеятельности людей, существования сельскохозяйственных животных и произрастания растений, возникает угроза жизни и здоровью людей, широкого распространения инфекционных болезней, потерь сельскохозяйственных животных.
К основным биолого-социальным угрозам относятся:
инфекционные, паразитарные болезни и отравления людей;
особо опасные болезни сельскохозяйственных животных и рыб;
карантинные и особо опасные болезни.
Экологическими угрозами являются ситуации, обусловленные критическим состоянием атмосферного воздуха, воды и почв.
К основным экологическим угрозам относятся:
просадки, оползни, обвалы земной поверхности из-за выработки недр при добыче полезных ископаемых и другой деятельности человека;
наличие тяжелых металлов (в том числе радионуклидов) и других вредных веществ в почве (грунте) сверх предельно допустимых концентраций;
интенсивная деградация почв, опустынивание на обширных территориях из-за эрозии, засоления, заболачивания почв и так далее;
ситуации, связанные с истощением невозобновляемых природных ископаемых;
ситуации, вызванные переполнением хранилищ (свалок) промышленными и бытовыми отходами, загрязнением ими окружающей среды;
резкие изменения погоды или климата в результате антропогенной деятельности;
превышение предельно допустимой концентрации вредных примесей в атмосфере;
температурные инверсии над городами;
"кислородный" голод в городах;
значительное превышение предельно допустимого уровня городского шума;
образование обширной зоны кислотных осадков;
разрушение озонового слоя атмосферы;
значительные изменения прозрачности атмосферы;
недостаток питьевой воды вследствие истощения водных источников или их загрязнения;
истощение водных ресурсов, необходимых для организации хозяйственно-бытового водоснабжения и обеспечения технологических процессов;
нарушение хозяйственной деятельности и экологического равновесия вследствие загрязнения зон внутренних морей и мирового океана.
Угрозами в сфере транспортной безопасности являются условия и факторы, способные привести к понижению уровня транспортной безопасности.
К основным угрозам транспортной безопасности относятся:
террористические и диверсионные акции (угон или захват воздушных, морских, речных судов, железнодорожного подвижного состава, автотранспорта, взрывы на железнодорожных вокзалах, на транспорте, диверсии против гидротехнических сооружений и прочее);
иные случаи незаконного вмешательства в функционирование транспорта (наложение посторонних предметов на рельсы, разоборудование устройств железнодорожных путей, "телефонный терроризм", противоправное блокирование аэропортов и основных транспортных магистралей), угрожающие жизни и здоровью пассажиров, несущие прямой ущерб транспортной сфере и порождающие в обществе негативные социально-политические, экономические и психологические последствия;
криминальные действия против пассажиров;
криминальные действия против грузов;
чрезвычайные происшествия (аварии), обусловленные состоянием транспортных технических систем (их изношенностью, аварийностью и несовершенством), нарушением правил эксплуатации технических систем, в том числе нормативных требований по экологической безопасности при перевозках, а также природными факторами, создающими аварийную обстановку и влекущими за собой материальные потери и человеческие жертвы.
Конфликтными угрозами являются ситуации, при которых возможно возникновение социальных взрывов, криминогенных и террористических угроз, эскалация экстремистской деятельности, разжигание национальных и религиозных конфликтов и др.
К основным конфликтным угрозам относятся:
нападения на объекты и их захват;
взрывы;
похищения людей;
применение отравляющих биологически активных и радиоактивных веществ;
преступления (правонарушения), совершаемые на улицах, объектах транспорта и иных общественных местах;
действия организованной преступности;
несанкционированные публичные мероприятия, массовые беспорядки.
Угрозами информационной безопасности является совокупность условий и факторов, создающих опасность нарушения информационной безопасности.
К основным угрозам информационной безопасности относятся:
нарушение информационного обеспечения деятельности органов государственной власти, муниципальных предприятий и служб;
перехват трансляций телерадиовещания, систем оповещения и информирования населения;
несанкционированный доступ к информации о деятельности органов государственной власти, муниципальных предприятий и служб;
несанкционированный доступ к управлению информационными ресурсами;
оказание целенаправленного негативного информационного воздействия на население через средства массовой информации и информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет";
неполная реализация прав граждан в области получения и обмена достоверной информацией, в том числе манипулирование массовым сознанием с использованием информационно-психологического воздействия;
провоцирование социальной, межнациональной и религиозной напряженности через деятельность отдельных (в том числе электронных) средств массовой информации;
распространение злоупотреблений в кредитно-финансовой сфере, связанных с проникновением в компьютерные системы и сети.
Управленческими (операционными) рисками являются ситуации, грозящие нарушением жизнедеятельности населения ввиду низкой эффективности контроля и взаимодействия оперативных служб, государственных органов исполнительной власти.
К основным управленческим (операционным) рискам относятся:
риски возникновения потенциально опасных техногенных угроз при работе с объектами муниципальной инфраструктуры;
нарушение нормальных условий жизнедеятельности населения в силу несвоевременного устранения последствий происшествий, аварий и чрезвычайных ситуаций;
риски причинения ущерба среде обитания и здоровью людей, а также дополнительных материальных расходов на устранение последствий чрезвычайных ситуаций и происшествий в силу низкой эффективности систем прогнозирования и поддержки решений.
Общей характерной особенностью угроз на современном этапе является их взаимосвязанный характер, выражающийся в том, что одно возникающее бедствие (или реализация угрозы) может вызывать целую цепочку других катастрофических процессов (эффект домино), что определяет необходимость комплексного подхода к обеспечению безопасности среды обитания и общественной безопасности муниципального образования.
Настоящая Концепция предполагает в том числе создание единой информационной среды, обеспечивающей эффективное и незамедлительное взаимодействие всех сил и служб, ответственных за обеспечение общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания, а именно:
центров управления в кризисных ситуациях главных управлений Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований;
служб скорой медицинской помощи;
дежурных служб территориальных центров медицины катастроф;
дежурных служб Министерства внутренних дел Российской Федерации;
дежурных служб территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном и районном уровнях;
подразделений госавтоинспекции территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном и районном уровнях;
дежурных служб линейных управлений, отделов и отделений Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте;
дежурных служб территориальных органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации;
дежурно-диспетчерских служб объектов экономики;
дежурно-диспетчерских служб "01";
дежурно-диспетчерских служб Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Федерального агентства воздушного транспорта, Федерального агентства морского и речного транспорта и открытого акционерного общества "Российские железные дороги";
иных служб оперативного реагирования органов местного самоуправления, в функции которых входит обеспечение управления муниципальным хозяйством и инфраструктурой.
III. Основные принципы построения и развития комплекса "Безопасный город"
Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (далее - главный координатор) разрабатывает стандарты функциональных и технических требований к комплексу "Безопасный город" и осуществляет координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и исполнителей мероприятий по построению и развитию комплекса "Безопасный город", нормативно-правовое и методическое обеспечение мероприятий по построению и развитию комплекса "Безопасный город", контроль расходования средств федерального бюджета, выделяемых на построение и развитие комплекса "Безопасный город" по субъектам Российской Федерации.
Комплекс "Безопасный город" реализуется в соответствии со следующими базовыми принципами:
настоящая Концепция предполагает максимальное использование существующей инфраструктуры и всех результатов, ранее достигнутых в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях в рамках государственных программ безопасности;
построение и развитие комплекса "Безопасный город" не предполагает отмену уже выполняемых и финансируемых федеральных программ, направленных на создание и развитие информационной инфраструктуры в части обеспечения безопасности, но предполагает создание дополнительных факторов роста эффективности их использования и интеграции в комплекс "Безопасный город";
базовым уровнем построения и развития комплекса "Безопасный город" является муниципальное образование, которое является центром сбора и обработки информации с целью принятия оперативных решений по всем вопросам обеспечения общественной безопасности и безопасности среды обитания;
комплекс "Безопасный город" базируется на интеграционной платформе и обеспечивает сквозную передачу и обработку информации, обеспечивает целостность и согласованность потоков информации и процедур в рамках межведомственного взаимодействия с учетом ограничений прав доступа согласно регламентирующим документам соответствующих ведомств;
механизмом построения и развития комплекса "Безопасный город" будет выступать федеральная целевая программа "Безопасный город";
эксплуатация комплекса "Безопасный город" финансируется за счет средств местного бюджета в рамках полномочий муниципального образования с возможностью создания государственно-частных партнерств, а также привлечения иных источников финансирования;
настоящая Концепция предполагает широкое использование космических систем навигации, дистанционного зондирования Земли, связи и управления, гидрометеорологического, топогеодезического и других видов космического обеспечения, а также создаваемых на их основе отечественных геоинформационных систем;
в ходе построения и развития комплекса "Безопасный город" приоритет будет отдаваться программным и аппаратным средствам отечественного производства при подтверждении их конкурентных характеристик.
Муниципальный уровень является базовым уровнем единой межведомственной информационной среды, создаваемой в рамках построения и развития комплекса "Безопасный город". В реализации задач обеспечения общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания населения на муниципальном уровне участвуют все органы местного самоуправления и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти.
В рамках построения и развития комплекса "Безопасный город" предполагается достичь единого уровня информатизации муниципальных образований, степень технической оснащенности всех органов местного самоуправления телекоммуникационной инфраструктурой и информационными ресурсами должна удовлетворять рекомендуемым техническим требованиям комплекса "Безопасный город".
На региональном уровне агрегированная информация из муниципальных образований консолидируется на базе информационно-коммуникационной платформы, обеспечивающей органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и полномочным представительствам Президента Российской Федерации в федеральных округах возможность:
контроля над оперативной обстановкой в регионе;
координации межведомственного взаимодействия на региональном уровне;
обеспечения оперативного управления службами и ведомствами в случае региональных чрезвычайных ситуаций и в критических ситуациях.
На федеральном уровне соответствующие федеральные органы исполнительной власти имеют полный доступ ко всей информации, находящейся в общей информационной среде, и имеют возможность пользоваться ею в полном объеме соответственно правам доступа, установленным соответствующими регламентами.
Для эффективного межведомственного взаимодействия в рамках комплекса "Безопасный город" в части определения последовательности доступа должна быть произведена категоризация объектов (жилых, общественных и административных зданий, объектов промышленного и сельскохозяйственного производства, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, технических сооружений и систем коммунального хозяйства (водо-, газо-, тепло-, электроснабжения), систем водоотведения, природных ресурсов и др.), информации, происшествий и чрезвычайных ситуаций.
IV. Функции комплекса "Безопасный город"
Реализация мероприятий по построению и развитию комплекса "Безопасный город" должна обеспечить возможность:
моделирования различных сценариев возникновения потенциальных угроз безопасности населения и принятия мер по устранению таких угроз;
регистрации и отслеживания статусов сообщений о всевозможных происшествиях (авариях на предприятиях, в том числе на транспорте, пожарах, несчастных случаях, дорожно-транспортных происшествиях, преступлениях и так далее);
улучшения имиджа органов исполнительной власти;
обеспечения органов исполнительной власти эффективными и прозрачными инструментами решения задач в сфере обеспечения общественной безопасности и безопасности среды обитания на основе оптимального взаимодействия органов исполнительной власти всех уровней, специализированных служб, предприятий, учреждений и населения;
управления муниципальной инфраструктурой за счет реализации мероприятий по координации градостроительной политики муниципального образования, оптимизации транспортных потоков, обеспечению возможности взаимодействия населения и органов власти;
составления комплексных и взаимоувязанных планов проведения различных работ;
агрегирования информации через единую информационную среду на уровне высших должностных лиц субъектов Российской Федерации.
Базовые функциональные требования к комплексу "Безопасный город" сгруппированы по следующим блокам:
безопасность населения и муниципальной (коммунальной) инфраструктуры;
безопасность на транспорте;
экологическая безопасность;
координация работы служб и ведомств и их взаимодействие.
1. Безопасность населения и муниципальной (коммунальной) инфраструктуры
1. Обеспечение правопорядка и профилактика правонарушений на территории муниципального образования предусматривают:
а) осуществление видеонаблюдения и видеофиксации, в том числе снятие, обработку и передачу видеопотока с камер видеонаблюдения о правонарушениях и ситуациях чрезвычайного характера, в том числе повреждения коммуникаций, инфраструктуры и имущества;
б) анализ видео- и аудиопотоков, включая:
автоматическую регистрацию событий на базе системы видеоанализа потока;
видеоанализ событий;
аналитику видеопотока в режиме реального времени;
идентификацию и распознавание лиц;
в) позиционирование подвижных объектов;
г) обеспечение функций общественного контроля деятельности представителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, ответственных за обеспечение общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания.
2. Предупреждение и защита муниципального образования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечение пожарной безопасности предусматривают:
а) контроль качества работы коммунальных служб и состояния коммунальной инфраструктуры, включая:
сбор и обработку информации с датчиков;
учет актуальных данных о состоянии муниципальной (коммунальной) инфраструктуры;
автоматическое уведомление о событиях в сфере функционирования муниципальной (коммунальной) инфраструктуры;
предоставление доступа к видеопотоку соответствующих камер видеонаблюдения;
б) обеспечение пожарной безопасности, включая:
сбор и обработку данных в режиме реального времени для подготовки прогностической и фактической информации о состоянии пожарной безопасности муниципальных объектов;
геолокацию в режиме реального времени очагов возгорания и работ экстренных и оперативных служб (машин скорой помощи, пожарных машин) вокруг очага возгорания;
предоставление доступа к видеопотоку соответствующих камер видеонаблюдения;
моделирование сценариев развития ситуаций и реагирования оперативных служб и населения на чрезвычайные ситуации;
поддержку принятия решений и обеспечение возможности оперативного управления пожарно-спасательными подразделениями с использованием пространственной информации;
в) обеспечение промышленной безопасности, включая:
оперативный мониторинг состояния опасных производственных объектов, а также используемых, производимых, перерабатываемых, хранимых и транспортируемых радиоактивных, пожаровзрывоопасных, опасных химических и биологических веществ;
мониторинг гидротехнических сооружений;
мониторинг соблюдения условий лицензирования опасных производственных объектов;
обеспечение доступа к проектной документации по опасным производственным объектам;
обеспечение производственного контроля за соблюдением требований к обеспечению промышленной безопасности;
учет работников, занятых на опасных производствах, учет проведения аттестации работников;
моделирование чрезвычайных ситуаций и управление рисками на опасных производственных объектах;
планирование и контроль необходимых мероприятий и действий;
мониторинг соблюдения нормативных требований, осуществление комплексного управления операционными рисками, связанными с экологией, охраной труда и промышленной безопасностью;
г) мониторинг доступа на охраняемые государственные объекты, включая:
организацию доступа к видеопотоку с камер, принадлежащих государственным объектам;
фиксацию событий несанкционированного проникновения в охраняемую зону (нарушение периметра) и уведомление о нем соответствующих служб;
геолокацию в режиме реального времени экстренных ситуаций несанкционированного доступа на объекты;
акустический мониторинг (крики, удары, хлопки, выстрелы, бой стекла);
д) обеспечение экстренной связи, включая:
обеспечение возможности предоставления прямой, экстренной связи со службами экстренного реагирования посредством специальных устройств (типа "гражданин - полиция"), расположенных на территории муниципального образования, в том числе в местах частого скопления людей и потенциально опасных местах;
геолокацию точки вызова экстренной службы;
отслеживание ситуации через доступ к видеопотоку в режиме реального времени;
е) создание системы индикаторов и профилей риска возникновения чрезвычайных ситуаций, включая:
категоризацию рисков по ряду критериев;
формирование базы данных профилей по каждому риску;
формирование базы данных по уже произошедшим чрезвычайным ситуациям, их последствиям и мероприятиям по устранению;
прогнозирование сценариев развития чрезвычайных ситуаций с учетом различных индикаторов, моделирование сценариев предотвращения чрезвычайных ситуаций.
3. Обеспечение безопасности объектов государственной охраны в местах их постоянного и временного пребывания и на трассах проезда с использованием технических средств, развернутых в рамках комплекса "Безопасный город", предусматривает:
а) предупреждение, выявление и пресечение противоправных посягательств на объекты государственной охраны и охраняемые объекты;
б) прогнозирование, сценарное моделирование и выявление угроз жизненно важным интересам объектов государственной охраны;
в) обеспечение межведомственного взаимодействия в рамках осуществления комплекса мер по предотвращению угроз объектам государственной охраны;
г) предупреждение, выявление и пресечение преступлений и иных правонарушений на охраняемых объектах, в местах постоянного и временного пребывания объектов государственной охраны и на трассах их проезда.
4. Автоматизация межведомственного взаимодействия по управлению, использованию и развитию градостроительного комплекса предусматривает:
а) ведение реестров объектов капитального строительства в составе:
реестров объектов капитального строительства с указанием расположения внутренних инженерных коммуникаций;
реестров технических условий по различным видам инженерного обеспечения объектов капитального строительства и земельных участков;
б) ведение реестров электросетей, трасс линий электропередачи и энергетического хозяйства в составе:
реестровой и пространственной информации об объектах электроснабжения и электросетях;
реестра ремонтных работ на объектах энергетической инфраструктуры;
в) ведение реестров сетей и сооружений водоснабжения в составе:
реестровой и пространственной информации об объектах водоснабжения;
паспортных данных объектов водоснабжения;
данных гидравлического расчета сетей водоснабжения;
реестра ремонтных работ;
г) ведение реестров тепловых сетей в составе:
реестровой и пространственной информации об объектах теплоснабжения;
паспортных данных объектов теплоснабжения;
данных теплогидравлического расчета сетей теплоснабжения;
реестра ремонтных работ;
д) ведение реестров дорог в составе:
реестровой и пространственной информации об объектах транспортной инфраструктуры;
паспортных данных объектов транспортной инфраструктуры;
реестра ремонтных работ;
е) ведение реестров телекоммуникаций в составе:
реестровой и пространственной информации об объектах телекоммуникации;
паспортов объектов телекоммуникации;
реестров ремонтных и строительных работ;
ж) ведение социального реестра в составе:
реестровой и пространственной информации об объектах социальной сферы, а именно детских дошкольных учреждениях, школах, лечебно-профилактических учреждениях, спортивных учреждениях, базах отдыха;
базы данных персонала, аккредитованного к работе на объектах социальной сферы;
базы данных демографических и социальных характеристик населения;
з) ведение реестров мест обработки и утилизации отходов;
и) ведение реестров природоохранных и рекреационных зон и паркового хозяйства в составе:
пространственной информации об особо охраняемых территориях, зеленых насаждениях, парках и рекреационных зонах;
базы данных о промышленных предприятиях и их влиянии на экологию;
расчетных прогнозных моделей зон распространения выбросов от промышленных предприятий и влияния выбросов на среду жизнедеятельности населения.
5. Обеспечение информационного комплекса градоуправления предусматривает:
а) ведение электронного плана города;
б) ведение "дежурного плана города", включая:
обеспечение возможности приема документов об изменениях на дежурных планшетах города и предоставление возможности занесения семантической информации;
обеспечение "выкопировками" из генерального плана территории всех структур, осуществляющих строительную деятельность;
в) поддержку принятия решений при управлении муниципальными активами, включая:
планирование ремонтных работ и обслуживания;
планирование застройки и переноса объектов;
моделирование возможных ситуаций при застройке территорий и прокладке инфраструктуры;
г) мониторинг и профилактику безопасности в социальной сфере, включая:
санитарно-эпидемиологический контроль, в том числе мониторинг заболеваемости населения, мониторинг инфекционных, паразитарных болезней и отравлений людей, мониторинг особо опасных болезней сельскохозяйственных животных и рыб, мониторинг карантинных и особо опасных болезней;
профилактику предотвращения преступлений и чрезвычайных ситуаций на базе анализа расположения и доступности объектов социальной инфраструктуры, статистики правонарушений, включая мониторинг продовольственной безопасности, мониторинг правонарушений в торговле, включая случаи выявления просроченных товаров, контрафактной продукции, нарушений в области лицензирования и правил торговли.
2. Безопасность на транспорте
1. Обеспечение правопорядка и профилактика правонарушений на дорогах, объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах предусматривают:
а) видеонаблюдение и видеофиксацию, включая:
круглосуточную регистрацию фактов нарушения правил дорожного движения;
фиксацию в автоматическом режиме правонарушений в области дорожного движения и передачу полученной информации в центры автоматизированной фиксации нарушений правил дорожного движения;
б) видеоанализ, включая:
выявление потенциально опасных событий на дорогах и объектах транспортной инфраструктуры железнодорожного, водного, воздушного и автомобильного транспорта, метрополитена и дорожного хозяйства;
восстановление хронологии происшествий;
отслеживание маршрутов транспортных средств.
2. Обеспечение безопасности дорожного движения предусматривает:
а) управление логистикой общественного и личного транспорта;
б) организацию и управление муниципальным парковочным пространством;
в) моделирование транспортных потоков на основе анализа прогнозируемой дорожной ситуации;
г) динамическое прогнозирование дорожной ситуации на базе поступающих в режиме реального времени данных с видеокамер, датчиков и контроллеров дорожного движения;
д) геолокацию и фиксацию событий (инцидентов) на дорогах с визуализацией на карте города;
е) обеспечение функций общественного контроля над работой представителей правоохранительных структур на местах.
3. Обеспечение безопасности на транспорте предусматривает:
а) экстренную связь на транспортных средствах (автомобильном, железнодорожном, водном и воздушном транспорте), включая:
автоматическое оповещение служб экстренного реагирования при авариях и других чрезвычайных ситуациях;
геолокацию точки вызова;
подготовку населения в области гражданской обороны;
б) экстренную связь на объектах транспортной инфраструктуры (вокзалах, аэродромах, аэропортах, объектах систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также на иных обеспечивающих функционирование транспортного комплекса зданиях, сооружениях, устройствах и оборудовании), включая:
автоматическое оповещение служб экстренного реагирования при авариях и других чрезвычайных ситуациях;
геолокацию точки вызова;
подготовку населения в области гражданской обороны;
в) информирование о чрезвычайных ситуациях на транспортных средствах и объектах транспортной инфраструктуры, включая:
идентификацию событий на основе поступающей информации с датчиков, установленных на транспортных средствах с визуализацией на электронной карте города;
идентификацию событий на основе поступающей информации с датчиков, установленных на объектах транспортной инфраструктуры с визуализацией на электронной карте города;
обеспечение доступа к видеопотоку с транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры;
г) контроль маршрутов движения общественного транспорта, включая:
фиксацию отклонений от заданных маршрутов;
контроль времени прохождения пути, средней скорости;
аналитику по различным характеристикам перемещений общественного транспорта;
фиксацию на основе видеонаблюдения нарушений условий договоров с частными перевозчиками, осуществляющими пассажирские перевозки;
д) мониторинг маршрутов воздушных судов, водных судов и железнодорожного транспорта;
е) контроль результатов технического мониторинга объектов транспортной инфраструктуры, включая:
автоматизированный сбор данных технических средств мониторинга и контроля транспортной инфраструктуры в целях последующей аналитической обработки;
информационно-аналитическое обеспечение деятельности уполномоченных органов исполнительной власти в сфере транспортной безопасности;
ж) контроль технического состояния транспортных средств, включая:
получение и обработку информации о состоянии транспортных средств;
автоматическое отслеживание необходимости планового технического обслуживания;
з) обеспечение автоматизированной проверки и учета данных в рамках процедуры лицензирования перевозчиков, контроль лицензиатов на предмет выполнения условий лицензирования, включая:
сбор и анализ информации с тахографов;
учет карточек водителей, проверку на предмет соблюдения условий договоров об осуществлении пассажирских перевозок;
и) организацию системы информирования населения о работе общественного транспорта и дорожной ситуации, включая:
предоставление информации о маршрутах и об актуальном расписании движения общественного транспорта;
информирование о фактической дорожной ситуации и ее динамике.
3. Экологическая безопасность
1. Мониторинг муниципальной застройки и уже существующих объектов с учетом данных по экологической ситуации предусматривает мониторинг предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух предприятиями, чьи технологические процессы связаны с возможностью вредных выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.
2. Обеспечение взаимодействия природопользователей и контролирующих органов предусматривает:
а) информационное обеспечение эффективной деятельности органов государственной власти в сфере охраны окружающей среды;
б) предоставление доступа к единой нормативной и отчетной базе природопользователей;
в) организацию возможности удаленной подачи отчетности и оплаты штрафов за нарушения требований природоохранного законодательства.
3. Контроль в области обращения с отходами предусматривает:
а) контроль процессов сбора, транспортировки, переработки и утилизации отходов;
б) мониторинг состояния окружающей среды в районах размещения отходов и мониторинг экологической обстановки территорий городов в целях предотвращения и выявления несанкционированных мест размещения и захоронения отходов.
4. Комплексный мониторинг природных явлений и прогнозирование чрезвычайных ситуаций и их последствий предусматривают:
а) мониторинг загрязнения окружающей среды;
б) мониторинг состояния суши;
в) мониторинг водных ресурсов;
г) мониторинг невозобновляемых природных ископаемых;
д) контроль состояния почв;
е) мониторинг сейсмической активности и обеспечение сейсмической безопасности;
ж) мониторинг гидрологической обстановки и обеспечение безопасности при наводнениях;
з) мониторинг гидрометеорологической обстановки;
и) мониторинг лесопожарной опасности;
к) прогнозирование сценариев развития и последствий природных и техногенных инцидентов с учетом погодных условий;
л) мониторинг экологической обстановки на особо охраняемых природных территориях местного значения.
4. Координация работы служб и ведомств и их взаимодействие
1. Обеспечение возможностей оперативного реагирования с учетом разграничения прав доступа предусматривает:
а) прием и обработку обращений по всем текущим вопросам жизнеобеспечения города, включая:
автоматическую регистрацию всех входящих и исходящих звонков;
автоматическую регистрацию всех входящих и исходящих электронных писем;
хранение информации об обращениях и об инициаторе обращения;
статическую и интеллектуальную маршрутизацию обращения (организацию очереди и маршрутизацию по номеру абонента);
геолокацию и визуализацию на рабочей станции оператора информации о поступившем звонке и карточке клиента;
контроль качества работы операторов;
планирование расписания рабочих смен операторов;
б) мониторинг статусов обращений, включая:
контроль обработки и исполнения заявки со стороны федеральных, региональных и муниципальных служб;
оперативное предоставление всем службам доступа к оперативной и архивной информации, касающейся инцидента в соответствии с правами доступа;
контроль качества исполнения заявки муниципальными службами (организация обратной связи о качестве работы всех служб и ведомств);
в) геофиксацию событий на электронной карте с возможностью фильтрации по типу событий, а также с возможностью детализации информации по любым запросам разной тематической направленности.
2. Организация межведомственного взаимодействия предусматривает:
а) управление взаимодействием муниципальных служб, включая:
создание единого информационного пространства, в котором любой инцидент оперативно доводится до всех служб оперативного реагирования и муниципальных служб, отвечающих за проведение работы над инцидентом;
организацию межведомственного взаимодействия на уровне служб оперативного реагирования и муниципальных служб;
формирование поручений на основе заранее подготовленных шаблонов и сценариев реагирования;
контроль хода исполнения поручения;
обеспечение сценариев информирования при угрозе срыва срока исполнения поручения;
б) обеспечение доступа к информационной базе градоуправления и архитектуры, включая:
получение оперативной информации о воздействии события на муниципальную инфраструктуру с отображением на электронной карте;
организацию и координацию совместной работы различных муниципальных служб и служб оперативного реагирования;
в) обеспечение безопасного хранения и обработки данных, включая:
обеспечение защищенного доступа к информации с использованием средств криптографической защиты информации;
автоматическое архивирование и обеспечение хранения видео- информации и отчетной информации об инцидентах и всей сопутствующей информации;
формирование отчетных форм для муниципальных органов власти, бизнеса, населения с гибким механизмом настройки и расширения возможностей, позволяющим формировать шаблон отчетных форм за любой период времени;
обеспечение возможности формирования сводных отчетов по нескольким аналитическим измерениям;
обеспечение качественного обмена информацией о результатах непрерывного мониторинга услуг связи и измерения эксплуатационных показателей сети, оперативное уведомление о нарушениях связи между объектами инфраструктуры или об отклонении ее качества от требуемого уровня.
V. Целевая архитектура и основные системы комплекса "Безопасный город"
1. Принципиальная техническая архитектура комплекса "Безопасный город"
Комплекс "Безопасный город" базируется на инфраструктуре, объединяющей информационные и телекоммуникационные системы по созданию, передаче, хранению и анализу информации в рамках обеспечения общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания.
Единая (общая) информационно-коммуникационная инфраструктура комплекса "Безопасный город" строится по модульному принципу с возможностью включения в единый контур управления и информационного обмена (от муниципального до федерального уровня включительно) элементов уже существующей инфраструктуры муниципальных образований в рамках реализации федеральными органами исполнительной власти собственных программ, обеспечивающих общественную безопасность, правопорядок и безопасность среды обитания.
Инфраструктура комплекса "Безопасный город" базируется на единых для всех муниципальных образований функциональных и технических требованиях к компонентам комплекса "Безопасный город" и форматах обмена данными между элементами инфраструктуры.
Принципиальная техническая архитектура комплекса "Безопасный город" объединяет системные компоненты, реализуемые в соответствии с уровнями вертикали управления (уровень муниципальных образований, уровень субъекта Российской Федерации, федеральный уровень).
2. Уровни инфраструктуры комплекса "Безопасный город"
1. На уровне муниципального образования (муниципальный уровень) инфраструктура комплекса "Безопасный город" включает в себя:
а) телекоммуникационную инфраструктуру, предназначенную для обеспечения процессов передачи информации между территориально распределенными компонентами комплекса "Безопасный город";
б) комплекс периферийных устройств, включающий оконечные устройства, аппаратное и программное обеспечение, телекоммуникационное оборудование, обеспечивающие возможность приема, распределенной обработки и передачи данных;
в) информационно-вычислительную инфраструктуру комплекса "Безопасный город", в том числе:
интеграционную платформу обмена данными, которая в соответствии с определенными правилами и алгоритмами обеспечивает передачу и обработку данных между компонентами комплекса "Безопасный город", а также системами федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (включая автоматизированные системы центров управления в кризисных ситуациях главных управлений Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации, систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112", Государственную автоматизированную информационную систему "ЭРА-ГЛОНАСС", региональные навигационно-информационные системы, систему сбора результатов технического мониторинга и контроля объектов транспортной инфраструктуры "СС ТМК" и др.);
интеграционную платформу управления видеопотоками, обеспечивающую обработку, управление и первичный анализ видеопотоков;
геоинформационную интеграционную платформу, обеспечивающую пространственное отражение данных из различных компонентов комплекса "Безопасный город";
единую систему электронного документооборота и контроля поручений в рамках комплекса "Безопасный город";
систему обработки и хранения данных с поддержкой распределенного хранения данных;
прикладные функциональные системы, предназначенные для обеспечения эффективного решения управленческих задач пользователей комплекса "Безопасный город";
пользовательские прикладные информационные решения, обеспечивающие взаимодействие органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и населения, включая информационно-справочные интранет- и интернет-порталы и мобильные приложения;
г) комплекс информационной безопасности в составе аппаратных и программных средств защиты информации, мониторинга качества каналов и услуг связи;
д) инженерную инфраструктуру, предназначенную для обеспечения устойчивого функционирования компонентов комплекса "Безопасный город", в составе систем кондиционирования, пожаротушения, энергоснабжения, резервного электропитания, контроля и управления доступом.
2. На уровне субъекта Российской Федерации (региональный уровень) инфраструктура комплекса "Безопасный город" включает в себя:
а) телекоммуникационную инфраструктуру, предназначенную для обеспечения процессов передачи информации между территориально распределенными компонентами комплекса "Безопасный город" в муниципальных образованиях и компонентами комплекса "Безопасный город" уровня субъекта Российской Федерации;
б) информационно-вычислительную инфраструктуру комплекса "Безопасный город", в том числе:
интеграционную платформу обмена данными, обеспечивающую передачу и обработку данных между компонентами комплекса "Безопасный город" в соответствии с определенными правилами и алгоритмами;
интеграционную платформу управления видеопотоками, обеспечивающую обработку, управление и первичную аналитику видеопотоков;
геоинформационную интеграционную платформу, обеспечивающую пространственное отражение данных из различных компонентов комплекса "Безопасный город";
единую систему электронного документооборота и контроля поручений в рамках комплекса "Безопасный город";
систему обработки и хранения данных с поддержкой распределенного хранения данных;
прикладные функциональные системы уровня субъекта Российской Федерации, предназначенные для обеспечения эффективного решения управленческих задач пользователей комплекса "Безопасный город" на уровне субъекта Российской Федерации;
пользовательские прикладные информационные решения, обеспечивающие взаимодействие органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и населения, включая информационно-справочные интранет- и интернет-порталы, мобильные приложения;
в) комплекс информационной безопасности в составе аппаратных и программных средств защиты информации, мониторинга качества каналов и услуг связи;
г) инженерную инфраструктуру, предназначенную для обеспечения устойчивого функционирования компонентов комплекса "Безопасный город" на уровне субъекта Российской Федерации.
3. На уровне Российской Федерации (федеральном уровне) обеспечивается сопряжение существующих и перспективных федеральных информационных (информационно-управляющих) систем в сфере обеспечения безопасности с региональной информационно-коммуникационной инфраструктурой комплекса "Безопасный город".
3. Прикладные функциональные системы комплекса "Безопасный город"
1. Безопасность населения и муниципальной (коммунальной) инфраструктуры предусматривает:
а) сегмент обеспечения правопорядка и профилактики правонарушений на территории муниципального образования, включающий следую
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разработана Концепция построения и развития аппаратно-программного комплекса (АПК) "Безопасный город".
Цель - повысить общий уровень общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания.
Создание АПК позволит объединить поступающую информацию о происшествиях, ее обработку и реагирование по направлениям деятельности различных служб.
Базовые функциональные требования к комплексу "Безопасный город" сгруппированы по нескольким блокам. Это безопасность населения и муниципальной (коммунальной) инфраструктуры; безопасность на транспорте; экологическая безопасность; координация работы служб и ведомств и их взаимодействие.
Финансирование эксплуатации комплекса будет производиться за счет федерального бюджета в рамках полномочий муниципального образования с возможностью создания государственно-частных партнерств, а также привлечения иных источников.
В ходе построения и развития АПК приоритет будет отдаваться программным и аппаратным средствам отечественного производства при подтверждении их конкурентных характеристик.
Приведен состав комплекса, перечислены конкретные мероприятия по его созданию и эксплуатации. Определены ответственные исполнители.
Распоряжение Правительства РФ от 3 декабря 2014 г. N 2446-р
Текст распоряжения опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 11 декабря 2014 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 15 декабря 2014 г. N 50 ст. 7220
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Правительства РФ от 5 апреля 2019 г. N 635-р
Изменения вступают в силу с 5 апреля 2019 г.
Распоряжение Правительства России от 18 октября 2018 г. N 2253-р