Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 3
к Концепции
Методология управления рисками
технического и технологического развития холдинга "Российские железные дороги"
1. Оценка экономической эффективности вариантов технико-технологического развития холдинга "Российские железные дороги" с учетом рисков
При разработке и реализации концепции, стратегии, программ и правил технического и технологического развития холдинга "Российские железные дороги" должны учитываться два основных показателя деятельности его структур:
1) прогнозная (проектная) эффективность реформирования и функционирования железнодорожного транспорта;
2) расчетные риски неблагоприятных событий, сопутствующие реформированию и функционированию.
Фактическая эффективность будет определяться разностью между экономическим эффектом и прогнозным ущербом, определяемым рисками.
Развитие неблагоприятных событий, таких, как возникновение опасностей, кризисных состояний, угроз, в конечном счете приводит к катастрофам.
Каждое из этих неблагоприятных событий может быть охарактеризовано количественными показателями возможности своего наступления.
2. Сопоставление рисков, соответствующих вариантам ситуационного развития
Запланированные мероприятия следует осуществлять таким образом, чтобы возможные риски при их реализации были ниже уровня приемлемых рисков, которые заранее нормируются исходя из общей концепции (цели) проведения данных мероприятий, в том числе с учетом ожидаемого конечного экономического эффекта (результата).
Уровни приемлемых рисков определяются органами управления холдинга "Российские железные дороги" с учетом научно-технических и экономических возможностей. Оптимальное планирование технического и технологического развития холдинга "Российские железные дороги" состоит в обеспечении наибольшей выгоды (положительного результата) от проведения планируемых мероприятий по сравнению с возможными ущербами при их реализации.
При оценке эффективности планируемых мероприятий по параметрам рисков необходимо:
1) прогнозировать неблагоприятные события, оценивать риски реализации запланированных мероприятий, каждого в отдельности и интегрально;
2) определять критические (неприемлемые) риски;
3) назначать (устанавливать) уровни приемлемых рисков, которые принимаются органами управления Корпоративного центра и структурных подразделений холдинга "Российские железные дороги", исходя из поставленной задачи.
Анализ уровней прогнозных рисков при реализации мероприятий и их сравнение с уровнями приемлемых рисков позволяют обоснованно, с использованием количественных показателей, принимать решения о допустимости реализации тех или иных проектов, об их доработке и корректировке.
3. Оценка рисков штатного функционирования проектных, запроектных и гипотетических аварий на объектах холдинга "Российские железные дороги"
Риски являются временной функцией, зависящей от уровня экономического, технологического и технического развития холдинга "Российские железные дороги".
Универсальными показателями дифференцированных или интегральных, комплексных и стратегических рисков могут быть расчетные измерители, учитывающие:
1) опасность для жизни и здоровья участников перевозочного процесса и третьих лиц;
2) экономический эквивалент наступления неблагоприятных событий.
Для повышения эффективности и безопасности функционирования холдинга "Российские железные дороги" необходимо разработать специальные программы и мероприятия по снижению рисков с определением затрат, зависящих от величин риска.
При проведении анализа возникновения технологических и технических рисков наряду с общепринятыми оптимистическими, инерционными и пессимистическими сценариями должны быть с соответствующей долей детализации рассмотрены:
1) штатные ситуации с нормальными условиями функционирования;
2) допустимые отклонения от штатных ситуаций с возможностью возвращения к исходным состояниям;
3) проектные сценарии неблагоприятных событий, требующие специальных мероприятий для возвращения к исходным состояниям;
4) запроектные ситуации, когда требуется пересмотр принятых решений, остановка реализации мероприятий или процессов, с возвращением к новым состояниям с заданным уровнем уязвимости;
5) гипотетические ситуации, развивающиеся по самым неблагоприятным (тяжелым) сценариям.
4. Оценка рисков по объектам холдинга "Российские железные дороги"
(в соответствии с категорированием по уровню опасности)
По уровню рисков, технической сложности, потенциальной опасности и функциональной значимости объекты холдинга "Российские железные дороги" в соответствии с федеральным законодательством условно могут быть разделены на объекты технического регулирования, опасные производственные объекты и критически важные объекты.
При анализе рисков для каждой категории объектов необходимо исходить из трехкомпонентной системы их взаимодействия с факторами внешней среды:
1) взаимодействие с человеком (социальный фактор);
2) взаимодействие с производственным процессом (техногенный фактор);
3) взаимодействие с окружающей средой (природный фактор).
Разработка научных основ методологии оценки рисков будет осуществляться ведущими организациями Российской академии наук и отраслевыми научно-исследовательскими институтами в соответствии с программами, предусмотренными соглашениями между холдингом "Российские железные дороги" и Российской академией наук.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.