Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Порядок
действий при выявлении отдельных признаков служебного подлога и возбуждении уголовного дела по ст. 292 УК РФ
(утв. приказом Федеральной службы судебных приставов от 18 апреля 2013 г. N 120)
I. Общие положения
1.1. Порядок действий при выявлении отдельных признаков служебного подлога и возбуждении уголовного дела по ст. 292 УК РФ (далее - Порядок) определяет механизм и способы выявления отдельных признаков служебного подлога, устранения последствий служебного подлога, профилактику совершения служебного подлога, организацию работы и порядок выполнения задач, возложенных на ФССП России по профилактике коррупционных правонарушений (приложения к Порядку N 1, N 2 и N 4).
1.2. Служебный подлог - это внесение должностным лицом, а также государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание (ст. 292 УК РФ "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ).
Возможные искажения, ошибки и исправления, допущенные в документах, которые могут содержаться в исполнительном производстве, в финансовых документах (квитанционной книжке, банковской либо иной квитанции об оплате задолженности), необоснованный одномоментный рост статистических показателей работы конкретного должностного лица или структурного подразделения в целом и др., которые могут рассматриваться в качестве отдельных признаков служебного подлога.
Данное преступление совершается, как правило, из корыстной или иной личной заинтересованности и может повлечь существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.
Выявление отдельных признаков служебного подлога может осуществляться как старшими судебными приставами (и.о. старших судебных приставов), их заместителями в структурных подразделениях территориальных органов ФССП России, так и должностными лицами аппаратов управления территориальных органов ФССП России.
Должностными лицами аппаратов управления территориальных органов ФССП России отдельные признаки служебного подлога могут быть выявлены как в ходе выездных проверок структурных подразделений, так и помимо проверок на местах, в ходе рассмотрения заявлений и жалоб граждан и организаций, проверки сведений АИС ФССП России, изучения иных материалов и др.
Факты служебного подлога могут быть выявлены также правоохранительными органами.
1.3. В целях настоящего Порядка используются следующие понятия:
корыстная заинтересованность - стремление должностного лица получить посредством служебного подлога какую-либо имущественную выгоду (изъять средства в свою собственность или в собственность других лиц) либо извлечь выгоду неимущественного характера (создать благоприятные условия для себя или своих родственников обеспечить собственный карьерный рост и др.). Корыстная заинтересованность при совершении служебного подлога, как правило, влечет за собой совершение другого преступления (приготовление к его совершению) и, как следствие, может являться основанием к возбуждению уголовного дела по совокупному составу со ст.ст. 159, 160, 285, 286 УК РФ;
малозначительность деяния - согласно ст. 14 УК РФ действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности;
проверка исполнительных производств - единичное контрольное действие или система контрольных действий в отношении конкретных исполнительных производств (оконченных или находящихся на исполнении либо проверки исполнительных производств определенной категории, таких как взыскание алиментов, взыскание административных штрафов и др.);
ревизия исполнительных производств - система обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности, целесообразности и эффективности совершенных исполнительных действий, предполагающая сплошной охват проверяемых документов.
II. Действия при выявлении отдельных признаков служебного подлога и возбуждении уголовного дела по ст. 292 УК РФ
2.1. При выявлении отдельных признаков служебного подлога старшими судебными приставами (и.о. старших судебных приставов) структурных подразделений территориальных органов ФССП России, их заместителями, или должностными лицами аппаратов управления территориальных органов ФССП России (без проведения проверки структурного подразделения) руководителю территориального органа ФССП России не позднее трехдневного срока представляется служебная записка о выявлении отдельных признаков служебного подлога с предложениями о проведении проверки деятельности структурного подразделения территориального органа ФССП России.
По результатам рассмотрения служебной записки в десятидневный срок с момента выявления отдельных признаков служебного подлога либо возбуждения уголовного дела по ст. 292 УК РФ проводится проверка деятельности структурного подразделения территориального органа ФССП России, поручаемая подразделению противодействия коррупции территориального органа ФССП России с привлечением специалистов отдела организации исполнительного производства.
Если действия работника, в которых усматриваются отдельные признаки служебного подлога, дают основания предполагать возможность корыстной заинтересованности работника, к участию в проверке привлекаются специалисты других профильных отделов аппарата управления территориального органа ФССП России, а в случаях, связанных с хищением денежных средств, специалисты контрольно-ревизионного отдела территориального органа ФССП России.
В срок не позднее 10 дней с момента выявления отдельных признаков служебного подлога либо возбуждения уголовного дела по ст. 292 УК РФ проводятся ревизии исполнительных производств, оконченных за последние три года судебными приставами-исполнителями, в отношении которых возбуждены уголовные дела, или в действиях которых выявлены отдельные признаки служебного подлога, а также выборочные проверки исполнительных производств, оконченных другими судебными приставами-исполнителями.
Если действия работника, в которых усматриваются отдельные признаки служебного подлога, дают основания предполагать вероятность хищения денежных средств, проводятся проверки квитанционных книжек как находящихся у судебных приставов-исполнителей, так и находящихся на архивном хранении за трехлетний период.
При выявлении отдельных признаков служебного подлога либо возбуждении уголовного дела по ст. 292 УК РФ в отношении судебных приставов-исполнителей, работающих в должности менее года, проводятся выборочные проверки исполнительных производств их наставников.
Не позднее 15 дней с момента выявления отдельных признаков служебного подлога либо возбуждения уголовного дела по ст. 292 УК РФ руководителю территориального органа ФССП России представляется справка (докладная записка) об итогах проверки структурного подразделения с предложением о рассмотрении вопроса о проведении служебных проверок в отношении должностных лиц, допустивших, а также способствовавших нарушению законодательства Российской Федерации. К справке (докладной записке) прилагаются сведения о результатах ревизий (проверочных мероприятий), проведенных по исполнительным производствам, подготовленные работником отдела организации исполнительного производства территориального органа ФССП России в соответствии с приложением N 3 к настоящему Порядку.
2.2. Во всех случаях выявления отдельных признаков служебного подлога либо возбуждения уголовного дела по ст. 292 УК РФ незамедлительно принимаются меры по устранению последствий противоправных деяний, совершенных в ходе исполнения требований исполнительных документов, в том числе по отмене незаконно вынесенных постановлений и иных процессуальных документов. При этом по оконченным исполнительным производствам незамедлительно принимаются решения об отмене незаконно вынесенных постановлений об окончании исполнительного производства, а также исчерпывающие меры, направленные на фактическое исполнение в кратчайшие сроки требований исполнительных документов и окончание исполнительных производств по иным основаниям в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.
При изъятии материалов исполнительного производства правоохранительными органами принимаются меры по истребованию подлинника исполнительного документа и копий материалов изъятого исполнительного производства в целях принятия мер по устранению последствий противоправных деяний, а также дальнейшего исполнения требований исполнительного документа.
В случае выявления отдельных признаков служебного подлога по результатам проведенных ревизий незамедлительно принимаются меры по возобновлению незаконно оконченных исполнительных производств, в том числе меры, направленные на фактическое исполнение требований исполнительных документов.
2.3. При выявлении отдельных признаков служебного подлога в ходе проведения проверки структурного подразделения территориального органа ФССП России принимаются меры по устранению последствий противоправных деяний, в том числе направленные на фактическое исполнение требований исполнительных документов в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, указанные в пунктах 2.1. и 2.2. раздела II настоящего Порядка.
2.4. При выявлении отдельных признаков служебного подлога составляется рапорт об обнаружении признаков преступления, который регистрируется в Книге учета сообщений о преступлениях (КУСП). Материалы проверки по выявленным фактам служебного подлога направляются в следственные подразделения Следственного комитета Российской Федерации в порядке ст.ст. 144, 145 УПК РФ.
При выявлении одного или нескольких отдельных признаков служебного подлога, совокупный ущерб от которых не превысил 500 руб., при отсутствии выраженного корыстного мотива его совершения, материалы проверки направляются в следственные подразделения Следственного комитета России в порядке ст.ст. 144, 145 УПК РФ. При этом мотивированно излагается позиция ФССП России со ссылкой на ч. 2 ст. 14 УК РФ ("Не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности").
При возбуждении уголовных дел как по материалам территориального органа ФССП России, так и по материалам правоохранительных органов по фактам противоправных деяний, имеющих явные признаки малозначительности, рекомендуется рассматривать вопрос применения положений ст. 123-125 УПК РФ, а территориальным органом ФССП России в следственный орган, возбудивший уголовное дело, направляется мотивированная позиция ФССП России со ссылкой на ч. 2 ст. 14 УК РФ.
III. Меры профилактики служебного подлога
3.1. В целях профилактики совершения судебными приставами-исполнителями служебного подлога руководителям территориальных органов ФССП России необходимо обеспечить проведение старшими судебными приставами, их заместителями, специалистами подразделения противодействия коррупции и отделов организации исполнительного производства территориального органа ФССП России выборочных проверок исполнительных производств, в ходе ведения которых судебными приставами-исполнителями совершались исполнительные действия по месту жительства должников с целью проверки их имущественного положения, а также исполнительных производств, оконченных в связи с невозможностью взыскания. При этом каждым из указанных должностных лиц территориального органа ФССП России проверяются не менее пяти исполнительных производств. Указанные проверки исполнительных производств проводятся старшими судебными приставами, их заместителями ежемесячно на плановой основе с составлением соответствующего акта по результатам проверки, а специалистами подразделений противодействия коррупции и отделов организации исполнительного производства территориального органа ФССП России - в ходе проверки деятельности структурного подразделения.
При составлении акта по результатам выхода по адресу должника, судебный пристав-исполнитель вносит в него сведения об имуществе должника, находящегося в квартире, доме либо ином помещении, принадлежащем должнику, в целях подтверждения выводов об отсутствии имущества должника, подлежащего аресту.
К материалам исполнительных производств рекомендуется приобщать фотографии с места совершения исполнительных действий.
3.2. В рамках служебной подготовки, на совещаниях в структурных подразделениях территориального органа ФССП России в обязательном порядке рассматриваются причины и условия служебного подлога, а также разъясняются последствия фальсификации документов.
На оперативных совещаниях при руководителе территориального органа ФССП России заслушиваются начальники отделов - старшие судебные приставы (и.о. начальников отделов - старших судебных приставов), допустившие факты возбуждения уголовных дел по ст. 292 УК РФ по материалам правоохранительных органов, а также по материалам территориального органа ФССП России без их личного участия и рассматривается вопрос об исключении структурного подразделения из рейтинга структурных подразделений по направлению "организация исполнительного производства".
IV. Информация о фактах возбуждения уголовных дел по ст. 292 УК РФ
4.1. Информация о каждом факте возбуждения уголовного дела доводится до сведения должностных лиц территориального органа ФССП России, а по уголовным делам, возбужденным по материалам территориального органа ФССП России, размещается на сайте территориального органа ФССП России и направляется в СМИ. При этом следует учитывать, что уголовное дело, возбужденное в отношении работника территориального органа ФССП России по факту совершенного им противоправного деяния может быть прекращено судом (следствием) по реабилитирующим основаниям либо в связи с малозначительностью деяния. Таким образом, решение о целесообразности опубликования сведений о возбуждении уголовного дела, возбужденного по фактам противоправных деяний, имеющих явные признаки малозначительности, либо имеющих перспективу прекращения по реабилитирующим основаниям в каждом конкретном случае принимается руководителем территориального органа ФССП России.
4.2. В специальном донесении в ФССП России по факту возбуждения уголовного дела по ст. 292 УК РФ указываются меры, принятые по фактическому исполнению требований исполнительных документов, а также прилагается справка по указанным исполнительным производствам, подготовленная отделом организации исполнительного производства территориального органа ФССП России.
Нумерация приводится в соответствии с источником
4.2. Информация об итогах проверки данных исполнительных производств включается в справку (докладная записку) об итогах проведенных проверок.
Справка (докладная записка) об итогах проведенных проверок с приложением сведений о результатах ревизий (проверочных мероприятий), проведенных по исполнительным производствам, подготовленная отделом организации исполнительного производства территориального органа ФССП России в соответствии с приложением N 3 к настоящему Порядку в десятидневный срок после завершения проверки структурного подразделения, но не позднее 3 числа каждого месяца* направляется в Управление противодействия коррупции, обеспечения работы с кадрами и вопросов безопасности ФССП России.
4.3. В дальнейшем информация о мерах по устранению последствий служебного подлога и мерах, принятых по исполнительным производствам, направленным на исполнение требований исполнительных документов в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, направляется ежемесячно в срок**, указанный в п. 4.2. раздела IV настоящего Порядка до момента окончания исполнительного производства.
4.4. Справка (докладная записка) об итогах проведенных проверок с приложением сведений и результатов ревизий (проверочных мероприятий) размещается в сервисе "Исполнение поручений центрального аппарата ФССП России" на ведомственном служебном портале АИС ФССП России.
_____________________________
* Если дата представления информации приходится на нерабочий (выходной) день, то сроком представления информации считается последний рабочий день недели, на которую приходится указанная дата.
** Если дата представления информации приходится на нерабочий (праздничный) день, то сроком представления информации считается первый, следующий за ним рабочий день.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.