На заседании Президиума Совета Министров РСФСР 4 июля 1986 года было отмечено, что многие министерства и ведомства РСФСР, местные советские и хозяйственные органы республики неудовлетворительно выполняют решения ЦК КПСС и Совета Министров СССР, а также Совета Министров РСФСР о прекращении сбора незаконной отчетности, приводящие к неоправданной перегрузке работников составлением различных отчетов и справок. Продолжается мелочная опека в отношении организаций и учреждений, стремление по-прежнему решать из центра все вопросы их текущей деятельности.
Решительно осуждено введение любой отчетности, по формам, не утвержденным ЦСУ СССР и ЦСУ РСФСР, как подмену живого организаторского дела бумаготворчеством, бюрократическими методами руководства, мешающими развитию самостоятельности предприятий, организаций и учреждений, их трудовых коллективов, внедрению экономических методов хозяйствования, отвлекающими работников от решения конкретных задач развития производства и повышения его эффективности.
Президиум Совета Министров РСФСР категорически запретил всем министерствам и ведомствам РСФСР, Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам, Московскому и Ленинградскому горисполкомам, общественным организациям РСФСР требовать какие-либо сводки и отчеты, не предусмотренные государственной отчетностью.
Министерства и ведомства РСФСР, Советы Министров автономных республик, исполкомы Советов народных депутатов обязаны отменить всю незаконную отчетность, принять исчерпывающие меры по ликвидации этого явления в будущем, систематически проверять состояние учета и отчетности, строго спрашивать с лиц, запрашивающих сведения сверх государственной отчетности. Принять решительные меры по улучшению постановки первичного учета на подведомственных предприятиях и в организациях, завершить внедрение типовых форм первичной учетной документации.
Президиум Совета Министров РСФСР поручил Комитету Народного контроля РСФСР систематически выявлять факты введения незаконной отчетности и привлекать к ответственности лиц, вводящих такую отчетность и представляющих ее.
Серьезные недостатки в порядке сбора статистической информации имеют место и в системе здравоохранения, несмотря на неоднократные указания Министерств здравоохранения СССР и РСФСР.
Проверки, проведенные Минздравом РСФСР и ЦСУ РСФСР в 1985-86 гг., выявили многочисленную незаконную отчетность в виде различного рода "паспортов" районов, участков (г. Москва, Московская, Воронежская области и др.) конъюнктурных обзоров (Тамбовская область, Ставропольский край и др.), многочисленных справок, таблиц. Данные, включенные в дополнительную отчетность, как правило содержат недостоверную статистическую информацию, не поддаются обобщению и анализу. Несмотря на это, учреждения здравоохранения вынуждены для составления таких единоразовых или регулярных запросов вводить неутвержденные учетные документы, что приводит к нерациональной трате времени медицинских работников, отрывает их от выполнения прямых обязанностей по медицинскому обслуживанию населения.
Незаконная отчетность порождается требованиями представления информации о ходе выполнения приказов и распоряжений вышестоящих органов. Информацию от местных органов здравоохранения в виде отчета по улучшению отбора больных на санаторно-курортное лечение (письмо N 23/18-1500 от 3.06.86 г.) и о ходе выполнения приказа N 444 Минздрава РСФСР (письмо N 23/1-895 от 29.04.86 г.) запрашивает отдел противотуберкулезной помощи (нач. отдела - тов. Сычев А.Г.). Начальник отдела диспансеризации тов. Сквирская письмом N 12-Д-651 от 20.11.85 г. обязала руководителей органов здравоохранения собирать оперативные данные о профилактических осмотрах различных групп населения в порядке ежегодной диспансеризации, 7.06.86 г. письмом 12-Д-212 был направлен аналогичный запрос с представлением отчета о ходе выполнения приказа Минздрава РСФСР N 725 от 22.10.84 г. "О ходе подготовки и проведения диспансеризации". Запросы о состоянии медико-санитарного обслуживания животноводов только за первое полугодие 1986 года были затребованы от местных органов здравоохранения тремя различными отделами Главного управления лечебно-профилактической помощи Минздрава РСФСР и содержали более 600 показателей, часто дублирующих друг друга в различных запросах - запросы подписали тов. Рязанов В.М. и тов. Зинкина М.А. - заместители начальника Главного управления лечебно-профилактической помощи. Управление кадров Минздрава РСФСР письмом N 30/24 от 4.11.85 г. затребовало отчетность по внедрению научной организации труда в лечебно-профилактических учреждениях, состоящую более чем из 800 показателей.
Незаконная отчетность порождается также требованиями научно-исследовательских институтов, главных специалистов представлять различного рода отчеты и объяснительные записки. В 1986 году было запрошено Республиканским врачебно-физкультурным диспансером незаконной отчетности в объеме 386 показателей, НИИ туберкулезного профиля - 266 показателей, офтальмологического профиля - 304 показателя, Горьковским НИИТО - 58 показателей. Главными специалистами областных (городских) отделов здравоохранения запрашивается незаконная отчетность в еще больших объемах. В текущем году в Тульской области она составила более 27 тысяч показателей, что в три раза превышает установленную статистическую отчетность (форма N 1 с вкладышами составляет около 7 тысяч показателей).
Наряду с большим объемом сбора дополнительных данных, анализ государственной статистической отчетности проводится на низком уровне, как бюро медицинской статистики, оргметодотделами областных больниц, так и главными специалистами. Анализу подвергается крайне ограниченный круг показателей, должных выводов из такого анализа не делается.
Вместе с тем, бюро медицинской статистики на местах загружаются несвойственной им работой, обработкой различного рода бухгалтерской и экономической отчетности.
Не наведен порядок и в состоянии организации учета проводимого медицинскими учреждениями. В результате анализа, проведенного Министерством здравоохранения CCCР, установлено, что в целом ряде лечебно-профилактических учреждений ведется более 50 различного рода форм неутвержденной медицинской документации. Подавляющее большинство таких форм не характеризуют объем и качество оказываемой медицинской помощи и соответственно не используются для оценки работы подразделений и учреждений в целом. Отдельные первичные медицинские документы дублируют друг друга. В ряде учреждений здравоохранения применяются модифицированные и измененные формы, такие как "Медицинская карта амбулаторного больного", "Медицинская карта стационарного больного", "История развития ребенка" и другие медицинские документы.
При организации в ряде территорий автоматизированных систем управления здравоохранением вводятся неустановленные учетные и отчетные документы, на заполнение которых отвлекается от основной работы большая численность медицинских работников.
В целях прекращения сбора данных, не предусмотренных государственной отчетностью и сокращению затрат времени медицинских работников на ведение документации и в соответствии с приказами Министерства здравоохранения СССР N 818 от 9 июня 1986 года "О мерах по сокращению затрат времени медицинских работников на ведение медицинской документации и упразднении ряда учетных форм" и N 880 от 20 июня 1986 года "Об упорядочении ведения статистической отчетности в учреждениях, предприятиях и организациях системы Министерства здравоохранения СССР.
Приказываю:
1. Министрам здравоохранения автономных республик, заведующим областными, краевыми отделами здравоохранения, начальникам главных управлений здравоохранения Мосгорисполкома, Мособлисполкома, Ленгорисполкома, начальникам республиканских (АССР), областных, краевых, городских аптекоуправлений, управлений медицинской техники, директорам научно-исследовательских институтов, ректорам медицинских институтов:
1.1. отменить всю незаконную отчетность, принять исчерпывающие меры по ликвидации этого явления в будущем, строго спрашивать с лиц, запрашивающих сведения сверх государственной отчетности, систематически проверять состояние учета и отчетности в подведомственных учреждениях, предприятиях и организациях.
1.2. запретить учреждениям, предприятиям и организациям представлять в вышестоящие и другие организации конъюнктурные обзоры, текстовые отчеты и другие аналогичные документы, содержащие неустановленную статистическую информацию или без необходимости дублирующие установленную статистическую отчетность, для сбора и описания которой от основной работы отвлекаются на значительный период времени врачи и средние медицинские работники. Сопроводительные записки к установленной статистической отчетности должны быть краткими, не повторяющими отчеты, а лишь разъясняющими некоторые показатели в них;
1.3. в течение III квартала 1986 года проверить порядок получения и использования статистической отчетности (информации) в аппарате органов здравоохранения и подведомственных учреждениях, предприятиях, организациях выполняющие функции организационно-методических центров по отдельным вопросам здравоохранения. Выявленные при этом запросы с требованием представления незаконной отчетности отменить, а лиц, затребовавших установленную отчетность, равно как и лиц, ее представляющих, привлечь к ответственности;
1.4. до 15 августа 1986 года пересмотреть приказы и решения коллегий и другие указания, изданные местными органами здравоохранения и находящиеся на контроле. Пункты, требующие представления статистической информации в неустановленные адреса и сроки и по неустановленным формам отменить; перечень приказов, решений коллегий, по которым подведомственные учреждения, предприятия и организации обязаны периодически представлять отчеты о выполнении поручений, сократить до минимума. Указанные отчеты не должны содержать статистических данных, не предусмотренных установленной статистической отчетностью; контроль за исполнением пунктов приказов (решений коллегий), требующих для подтверждения их выполнений статистических данных, осуществлять, используя материалы установленной статистической отчетности, и при проведении проверок на местах.
1.5. обеспечить строгое соблюдение установленного порядка сбора и представления статистической отчетности подведомственными учреждениями, предприятиями и организациями (приложения 1, 2, 3);
1.6. лиц, обязующих подведомственные учреждения и их специалистов представлять неустановленную отчетность и другую медицинскую документацию, а также установленную, но не в установленные адреса и сроки, в целях использования ее в личных научных исследованиях, равно как и в исследованиях, проводимых другими лицами, привлекать к строгой ответственности.
1.7. принять решительные меры по улучшению постановки первичного учета на подведомственных предприятиях, в учреждениях и организациях, завершить внедрение типовых форм первичной учетной документации.
1.8. при проведении проверок в учреждениях, предприятиях и организациях предусматривать проверку соблюдения государственной дисциплины в деле учета и отчетности;
1.9. запретить в лечебно-профилактических учреждениях ведение медицинских документов, указанных в приложении N 4.
1.10. обязать главных врачей амбулаторно-поликлинических и больничных учреждений обеспечить выполнение следующих требований:
1.10.1. при заполнении "Медицинской карты стационарного больного":
- жалобы больного при поступлении и анамнез настоящего заболевания должны записываться кратко, с указанием лишь патологических изменений и данных, непосредственно относящихся к заболеванию и выявленным патологическим изменениям:,
- данные общего анамнеза должны фиксироваться в истории болезни только в тех случаях, когда это необходимо врачу для установления диагноза, оценки состояния больного и определения плана лечения;
- данные первичного обследования должны заполняться кратко, с описанием только патологических изменений, выявленных при обследовании больного;
- протоколы записей консультантов должны вестись кратко с указанием патологических изменений и рекомендуемых назначений;
- ведение врачом дневников (данные динамического наблюдения) должно осуществлятся по необходимости, в зависимости от состояния больного, кратко и четко, но не реже 3-х раз в неделю, за исключением находящихся в тяжелом состоянии или в состоянии средней тяжести;
- на детей до 3-летнего возраста дневники должны заполняться ежедневно.
1.10.2. При заполнении "Медицинской карты амбулаторного больного" в период обследования, наблюдения и лечения пациента в амбулаторных условиях необходимо кратко отражать в указанной карте следующие основные данные:
- анамнестические;
- выявленную патологию и диагноз;
- проводимое лечение;
- состояние трудоспособности;
1.11. К 1 сентября 1986 года представить доклады о работе по упорядочению статистической отчетности, проведенной непосредственно в органах управления во исполнение настоящего приказа.
2. Ректорам медицинских институтов организовать обучение студентов методам ведения медицинской документации в соответствии с требованиями пункта 1.7 настоящего приказа.
3. Начальникам главных управлений, управлений и отделов Министерства здравоохранения РСФСР:
3.1. обеспечить строгое соблюдение в структурных подразделениях и подведомственных учреждениях, предприятиях и организациях порядка сбора и представления статистической отчетности (информации).
3.2. Не включать в проекты приказов, инструкций, указаний, другие служебные документы пункты, предусматривающие сбор статистических данных и справочных материалов, не предусмотренных государственной отчетностью и не утвержденными в установленном порядке. В случае необходимости получения дополнительной статистической отчетности вводить ее в установленном порядке по согласованию с ЦСУ РСФСР и Минздрава РСФСР.
3.3. В срок до 1 августа 1986 года совместно с Инспекцией при министре и Управлением медицинской статистики, систем управления и вычислительной техники Минздрава РСФСР пересмотреть приказы и решения коллегии Министерства здравоохранения PСФСР и другие указания, изданные Министерством, находящиеся на контроле Инспекции при министре и в структурных подразделениях в части отмены в установленном порядке пунктов, требующих представления статистической отчетности (информации) в неустановленные адреса и сроки и по неустановленным формам, и сокращения до минимума перечня приказов, решений коллегии Минздрава РСФСР, по которым органы здравоохранения на местах и подведомственные Минздраву РСФСР учреждения, предприятия и организации обязаны периодически представлять отчеты об их выполнении. Материалы к 10 августа 1986 года представить на рассмотрение руководства Министерства здравоохранения РСФСР.
3.4. При проведении проверок работы органов и учреждений здравоохранения, предприятий и организаций обеспечить проверку состояния учета и отчетности, соблюдения государственной дисциплины в представлении статистической отчетности.
Выявленные при проверках распоряжения о представлении неустановленной отчетности отменять. Об этих фактах, равно как и о фактах представления неустановленной отчетности, сообщать Управлению медицинской статистики и вычислительной техники МЗ РСФСР.
4. Управлению медицинской статистики, систем управления и вычислительной техники (тов. Кокорин В.А.):
4.1. Организовать подготовку медицинских статистиков и главных специалистов органов здравоохранения на местах по вопросам повышения достоверности учета и качества проводимого статистического анализа.
4.2. Совместно с Главным управлением научно-исследовательских институтов и координации научных исследований (тов. Шабалин В.Н.), Главным управлением лечебно-профилактической помощи (тов. Кулагин С.М.), Республиканским информационно-вычислительным центром МЗ РСФСР (тов. Волошин Г.Я.) организовать группу для проведения системного анализа сложившейся ситуации по различным направлениям здравоохранения и выработки прогнозных сценариев и альтернативных предложений для руководства Министерства здравоохранения РСФСР с применением вычислительной техники.
Шире привлекать для этих целей научно-исследовательские и медицинские институты путем оформления заказной тематики в установленном порядке.
4.3. Упорядочить объем и структуру обрабатываемой статистической документации, возложив на отдел обработки и анализа медико-статистической информации Республиканского информационно-вычислительного центра МЗ РСФСР (тов. Никулина Т.К.) обработку и первичный анализ статистической отчетности, а на отдел медицинской статистики МЗ РСФСР ее углубленный анализ и обеспечение информацией руководства и структурных подразделений Минздрава РСФСР.
5. В срок до 15 августа настоящий приказ довести до сведения всех сотрудников органов здравоохранения и подведомственных учреждений, предприятий и организаций.
6. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра здравоохранения РСФСР тов. Сергеева Г.В. и Инспекцию при министре.
Приказ разрешается размножить в необходимом количестве.
Министр |
А.И. Потапов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Минздрава РСФСР от 28 июля 1986 г. N 601 "О мерах по прекращению cбора данных, не предусмотренных государственной отчетностью и сокращению затрат времени медицинских работников на ведение документации"
Текст приказа официально опубликован не был