Определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 20 ноября 2014 г. N АПЛ14-564
Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Зайцева В.Ю.,
членов коллегии Крупнова И.В., Попова В.В.
при секретаре Пулине А.В.
с участием прокурора Степановой Л.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Щигровские коммунальные сети" о признании частично недействующим пункта 4 Изменений, которые вносятся в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 2013 г. N 824,
по апелляционной жалобе общества на решение Верховного Суда Российской Федерации от 5 сентября 2014 г., которым заявление оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю., объяснения представителя Правительства Российской Федерации Калиновой К.В., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей доводы апелляционной жалобы необоснованными, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 2013 г. N 824 утверждены изменения, которые вносятся в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила), опубликованные 25 сентября 2013 г. в "Российской газете", 30 сентября 2013 г. в Собрании законодательства Российской Федерации, N 39, 23 сентября 2013 г. на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
Правила дополнены в том числе пунктом 81 (9), в соответствии с которым ввод приборов учета в эксплуатацию в случаях, предусмотренных Правилами, осуществляется исполнителем без взимания платы. Исполнителем согласно пункту 2 Правил признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Общество с ограниченной ответственностью "Щигровские коммунальные сети" (далее - ООО "ЩКС") обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 4 изменений в Правила в части, предусматривающей введение в эксплуатацию приборов учета исполнителем без взимания платы. По мнению заявителя, оспариваемое положение нормативного правового акта противоречит пункту 1 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации и нарушает его права, препятствуя достижению основной цели деятельности коммерческой организации - извлечению прибыли.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 5 сентября 2014 г. заявление оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе ООО "ЩКС", не соглашаясь с решением суда и считая его незаконным и необоснованным, просит о его отмене и удовлетворении заявленного требования. Заявитель полагает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, чем нарушены его права и законные интересы. Ссылается на то, что ввод приборов учета воды без взимания платы нарушает права заявителя, основной целью которого является извлечение прибыли.
Представитель заявителя ООО "ЩКС" в заседание суда апелляционной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен в установленном законом порядке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.
Правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" в пределах предоставленных полномочий в соответствии с требованиями статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, абзаца второго пункта 2 статьи 1 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей". Нормативный правовой акт регулирует отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, иные вопросы.
Обязательства по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов возникают на основании возмездного договора. В таких сферах деятельности, как розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание, предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, заключается публичный договор.
Пунктом 2 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность заключения договора с абонентом при обеспечении учета потребления энергии, который предполагает приобретение и установку абонентом индивидуального прибора учета.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. При этом в силу пункта 2 статьи 5 названного Закона установленные в отношении энергетических ресурсов положения применяются и в отношении воды, подаваемой, передаваемой, потребляемой с использованием систем централизованного водоснабжения.
Исполнитель коммунальных услуг, осуществляя действия по вводу в эксплуатацию приборов учета, исполняет требования жилищного законодательства, законодательства об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности в части обеспечения учета объемов потребляемых коммунальных ресурсов с применением соответствующих приборов учета.
Разрешая дело, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что ввод индивидуальных приборов учета в эксплуатацию представляет собой документальное оформление в установленном порядке готовности средств измерений к использованию по назначению, являясь при этом необходимой составляющей для осуществления расчетов за коммунальные услуги.
В соответствии с частью 5 статьи 20 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" приборы учета воды, сточных вод размещаются абонентом, организацией, эксплуатирующей водопроводные или канализационные сети, на границе балансовой принадлежности сетей, границе эксплуатационной ответственности абонента, указанных организаций или в ином месте в соответствии с договорами, указанными в части 1 статьи 7, части 1 статьи 11, части 5 статьи 12 данного Закона, договорами о подключении (технологическом присоединении). Приборы учета воды, сточных вод, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договору водоснабжения, отведенных абонентом сточных вод по договору водоотведения, опломбируются организациями, которые осуществляют горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц. Из содержания указанной нормы Федерального закона следует, что опломбирование приборов учета производится без взимания платы. Установка пломб на индивидуальные приборы учета производится перед подписанием акта ввода прибора учета в эксплуатацию и не предполагает взимания платы при вводе индивидуального прибора учета холодной воды в эксплуатацию.
Доводы заявителя о противоречии оспариваемых положений нормативного правового акта пункту 1 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации суд первой инстанции обоснованно признал несостоятельными. Правило о введении приборов учета в эксплуатацию без взимания платы действующему законодательству не противоречит и не нарушает прав заявителя в сфере предпринимательской деятельности. Организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, обязаны соблюдать установленные правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. Гражданский кодекс Российской Федерации, регулируя отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходит из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (пункт 1 статьи 2).
Согласно части 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
С учетом изложенного суд правомерно отказал ООО "ЩКС" в удовлетворении заявленного требования.
Указывая в апелляционной жалобе на неясность и неопределенность закона, заявитель не конкретизирует, какие именно нормы права считает неясными и неопределенными, порождающими возможность их неоднозначного истолкования и произвольного применения.
Ссылки в жалобе на то, что стоимость услуги по вводу в эксплуатацию индивидуальных приборов учета не включается в состав платы за водоснабжение и водоотведение, в связи с чем она (услуга) должна оплачиваться исполнителем сверх платы за коммунальные услуги, вывод суда первой инстанции о законности оспариваемой нормы изменений к Правилам не опровергают.
Решение суда первой инстанции принято с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права, проанализированных судом, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы, которые по сути сводятся к переоценке выводов суда первой инстанции, не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 5 сентября 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Щигровские коммунальные сети" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.Ю. Зайцев |
Члены |
И.В. Крупнов |
|
В.В. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 20 ноября 2014 г. N АПЛ14-564
Текст определения официально опубликован не был