Определение Верховного Суда РФ от 11 декабря 2014 г. N 306-КГ14-1616
Судья Верховного Суда Российской Федерации Кирейкова Г.Г.,
изучив кассационную жалобу
Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от 20.08.2014 N 3531-3
на постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 14.07.2014 по делу N А49-8135/2013 Арбитражного суда Пензенской области
по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия Федеральный научно-производственный центр "Производственное объединение "Старт" имени М.В. Проценко" (Пензенская область, г. Заречный; далее - предприятие)
об оспаривании решения и предписания от 04.10.2013 Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области (г. Пенза; далее - УФАС, антимонопольный орган), установила:
к участию в деле привлечено общество с ограниченной ответственностью "Дива-С" (г. Самара; далее - общество).
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 23.12.2013 в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2014 производство по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Энергоучет" прекращено; решение от 23.12.2013 оставлено без изменения, апелляционная жалоба предприятия - без удовлетворения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 14.07.2014 отменены решение от 23.12.2013 и постановление от 22.04.2014 - за исключением прекращения производства по апелляционной жалобе ООО "Энергоучет". Заявление предприятия о признании недействительными решения и предписания УФАС от 04.10.2013 по делу N 3-09/11-2013 удовлетворено. Производство по кассационной жалобе ООО "Энергоучет" на указанные судебные акты прекращено.
В кассационной жалобе УФАС, ссылаясь на незаконность постановления суда кассационной инстанции, просит его отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Изучив доводы жалобы, материалы дела N А49-8135/2013, судья считает, что жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Как установлено судами и следует из судебных актов, предприятием 23.05.2013 на сайте www.a-k-d.ru размещено извещение N С019899 о проведении открытого одноэтапного конкурса в электронной форме без квалификационного отбора "Выполнение проектных и строительно-монтажных работ по установке узлов учета тепловой энергии, горячего и холодного водоснабжения в жилых многоквартирных домах г. Заречного (2-ая очередь)".
В антимонопольный орган с жалобой на действия заказчика (предприятия) обратилось общество, чья заявка была отклонена в соответствии с Протоколом рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 26.06.2013 N С019899.
Рассмотрев указанную жалобу по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), антимонопольный орган вынес решение по делу от 04.10.2013 N 3-09/11-2013, которым признал предприятие нарушившим пункт 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции в результате совершения действий по установлению в конкурсной документации требования к участникам конкурса о регистрации по месту нахождения, месту выполнения работ (оказания услуг). По мнению УФАС, документацией установлено требование к участнику конкурса об обязательной регистрации на территории закрытого административно-территориального образования (далее - ЗАТО) г. Заречный Пензенской области, в связи с чем лица, не имеющие такой регистрации, не могли быть допущены к участию в конкурсе. Антимонопольный орган посчитал, что такое положение конкурсной документации приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в связи с чем выдал предприятию предписание в срок до 28.10.2013 прекратить названные действия, нарушающие пункт 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Также предприятию в срок до 28.10.2013 предписано привести пункт 3.1.2 раздела 3 конкурсной документации открытого одноэтапного конкурса в электронной форме в соответствии с требованиями Единого отраслевого стандарта закупок (Положение о закупках) государственной корпорации по атомной энергии "Росатом".
Несогласие предприятия с вынесенными решением и предписанием УФАС явилось основанием для обращения в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из доказанности антимонопольным органом факта нарушения предприятием антимонопольного законодательства, выразившегося в установлении предприятием в пункте 3.1.2 конкурсной документации открытого одноэтапного конкурса требования к участнику конкурса обязательной регистрации по месту выполнения работ (оказания услуг), не соответствующего Положению о порядке обеспечения особого режима в ЗАТО, на территории которого расположены объекты государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.1996 N 693 (далее - Положение N 693).
Указанное требование о регистрации по месту выполнения работ (оказания услуг) суды посчитали противоречащим и закрепленным в статье 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) целям развития добросовестной конкуренции, предотвращения коррупции и других злоупотреблений, а также провозглашенным в статье 3 названного Закона принципам равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Суд кассационной инстанции, отменяя судебные акты, сделал вывод о том, что в пункте 2.4 статьи 3 Закона Российской Федерации от 14.07.1992 N 3297-I "О закрытом административно-территориальном образовании" (далее - Закон N 3297-I) и в пункте 30 Положения N 693 установлен особый режим функционирования ЗАТО, включающий ограничения на право осуществления хозяйственной и предпринимательской деятельности.
Заявитель не согласился с таким толкованием судом округа норм Закона N 3297-I и Положения N 693, которыми не предусмотрено требование об обязательной регистрации юридических лиц на территории ЗАТО.
УФАС, проанализировав пункт 30 Положения N 693 в совокупности с пунктом 25 названного Положения, указывает, что в них не содержится императивного требования о необходимости выполнения работ (оказания услуг) для потребностей населения ЗАТО исключительно лицами, зарегистрированными на территории ЗАТО. Нормы пункта 30 Положения N 693, регулирующие деятельность юридических лиц на территории закрытого образования и связанные с особым режимом функционирования ЗАТО, не являются условиями, ограничивающими применение законодательных и нормативных актов о закупках на территории ЗАТО. Такого ограничения нет и в Законе N 223-ФЗ.
По мнению антимонопольного органа, пунктом 2.4 статьи 3 Закона N 3297-I установлены условия осуществления предпринимательской деятельности на территории ЗАТО, не свидетельствующие о невозможности осуществления такой деятельности, в связи с чем выводы суда округа противоречат приведенным нормам, что повлияло на исход дела, и без устранения существенных нарушений норм материального права невозможно восстановление и защита нарушенных публичных интересов.
Изучив жалобу и материалы дела, судья находит приведенные УФАС доводы достаточным основанием для пересмотра постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 14.07.2014 в кассационном порядке.
С учетом изложенного, кассационная жалоба антимонопольного органа в силу части 7 статьи 291.6 и статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит передаче вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 291.6, 291.9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья определил:
кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области вместе с делом передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Назначить рассмотрение жалобы (заявления) на 14 января 2015 года в 11 часов 00 минут в помещении суда по адресу: Москва, улица Поварская, дом 15, зал N 3048 (подъезд 5).
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Г.Г. Кирейкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 11 декабря 2014 г. N 306-КГ14-1616
Текст определения официально опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
30.04.2015 Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда России N 70-ПЭК15
30.04.2015 Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда России N 70-ПЭК15
26.03.2015 Определение Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-23108/15
14.07.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-12328/13
22.04.2014 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-1416/2014
23.12.2013 Решение Арбитражного суда Пензенской области N А49-8135/2013