Пенсионный фонд Российской Федерации по вопросу исчисления и уплаты страховых взносов главами крестьянских (фермерских) хозяйств (далее - КФХ) сообщает, что в соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) главы КФХ уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированном размере за себя и за каждого члена КФХ.
Для целей исчисления и уплаты страховых взносов указанная категория плательщиков страховых взносов приравнена к индивидуальным предпринимателям, что следует из следующей формулировки, изложенной в пункте 3 статьи 2 Федерального закона N 212-ФЗ: "индивидуальные предприниматели - физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств".
При непредставлении расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам (далее - РСВ-2) главами КФХ за себя и членов КФХ в двенадцатидневный срок с даты государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве главы КФХ, орган контроля вправе провести выездную проверку физического лица за период его деятельности после внесения записи в ЕГРИП о прекращении деятельности лица в качестве главы КФХ, так как утрата физическим лицом статуса главы КФХ не является основанием прекращения обязанности по уплате страховых взносов. Это следует по аналогии из судебной практики по налоговым спорам. Так, Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 25.01.2007 N 95-0-0 указал истцу, что контроль в форме налоговых проверок направлен на обеспечение исполнения обязанности по уплате налога, которая прекращается с ликвидацией организации, а в случае с физическим лицом - со смертью налогоплательщика либо с признанием его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации (статья 44 Налогового кодекса Российской Федерации).
По результатам проведенной выездной проверки физического лица, утратившего статус главы КФХ, за период его деятельности в таком качестве орган контроля за уплатой страховых взносов доначисляет страховые взносы, выносит решение о привлечении его к ответственности и направляет требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также осуществляет процедуру взыскания в судебном порядке путем подачи искового заявления в суд общей юрисдикции. Срок для обращения в суд территориальным органом ПФР составляет 6 месяцев со дня истечения срока уплаты, указанного в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов (часть 5.5 статьи 19 Федерального закона N 212-ФЗ).
Вместе с тем в соответствии со статьей 36 Федерального закона N 212-ФЗ в случаях отказа плательщика допустить должностных лиц органа контроля за уплатой страховых взносов для проведения выездной проверки на территорию (в помещение) плательщика, отсутствия учета объектов обложения страховыми взносами или ведения такого учета с нарушением установленного порядка, приведшим к невозможности исчислить страховые взносы, руководитель группы, проводящий выездную проверку, составляет акт, подписываемый им и проверяемым лицом. В случае отказа проверяемого лица подписать указанный акт в нем делается соответствующая запись. На основании такого акта орган контроля за уплатой страховых взносов по имеющимся у него данным о проверяемом лице или по аналогии вправе самостоятельно определить сумму страховых взносов, подлежащую уплате. Это закреплено также в статье 29 Федерального закона N 212-ФЗ, где содержится норма о том, что орган контроля за уплатой страховых взносов в вышеуказанных случаях наделен правом осуществлять расчет обязательств по страховым взносам, подлежащим уплате плательщиком в бюджет ПФР, расчетным путем на основании имеющейся у него информации о плательщике, а также данных об иных аналогичных плательщиках. Например, за основу можно взять последний представленный плательщиком РСВ-2 и рассчитать фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате за главу КФХ и членов КФХ, исходя из данных такого РСВ-2.
При этом в соответствии с частью 3 статьи 25 Федерального закона N 212-ФЗ начисление пени за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов производится со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов. Для снявшихся с регистрационного учета ИП, а соответственно и для глав КФХ, которые в целях исчисления и уплаты страховых взносов приравнены к ИП, срок уплаты установлен - не позднее 15-ти календарных дней с даты государственной регистрации прекращения их деятельности включительно. С 01.01.2015 указанный срок уплаты для глав КФХ выделен отдельным положением в части 6 статьи 16 Федерального закона N 212-ФЗ на основании пункта "б" части 4 статьи 5 Федерального закона от 28.06.2014 N 188-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования". Таким образом, начиная с 16-го дня с даты государственной регистрации прекращения указанными категориями плательщиков предпринимательской деятельности включительно осуществляется начисление пени на неуплаченную в установленный законодательством Российской Федерации срок сумму страховых взносов.
Ввод расчета обязательств по форме РСВ-2 является внутренней операцией и частью технологического процесса при осуществлении ПФР как органом контроля за уплатой страховых взносов функций администрирования страховых взносов.
В связи с изложенным, если при подготовке документов по взысканию недоимки есть необходимость ввода расчета обязательств по форме РСВ-2, формирование указанных обязательств допустимо в рамках внутреннего документооборота и подготовки документов для осуществления мероприятий по взысканию недоимки по страховым взносам, а также пеней и штрафов.
Заместитель председателя |
Н.В. Петрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъяснено, что в целях исчисления и уплаты страховых взносов главы крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ) приравнены к ИП. Они перечисляют взносы в ПФР и ФФОМС в фиксированном размере за себя и каждого члена хозяйства.
Если расчет по взносам (РСВ-2) не представлен в двенадцатидневный срок с даты госрегистрации прекращения деятельности в качестве главы КФХ, орган контроля вправе после внесения записи в ЕГРИП провести выездную проверку за период этой деятельности.
Дело в том, что утрата физлицом статуса главы КФХ не является основанием прекращения обязанности по уплате страховых взносов. Как указал Конституционный Суд РФ, контроль в форме налоговых проверок направлен на обеспечение исполнения обязанности по уплате налога. Она прекращается с ликвидацией организации, а в случае с физлицом - с его смертью либо с признанием умершим.
По результатам выездной проверки орган контроля доначисляет страховые взносы, выносит решение о привлечении физлица к ответственности и направляет требование об уплате недоимки, пеней и штрафов. В течение 6 месяцев со дня истечения срока уплаты, указанного в требовании, территориальный орган ПФР обращается в суд общей юрисдикции для принудительного взыскания.
Если плательщик отказался пустить должностных лиц органа контроля на свою территорию или в случае невозможности исчислить страховые взносы, составляется акт. На основании него орган контроля по имеющимся у него данным о проверяемом лице или по аналогии вправе самостоятельно определить сумму страховых взносов, подлежащую уплате. Например, можно взять последний представленный плательщиком РСВ-2 и исходя из него рассчитать фиксированный размер страховых взносов.
Пени на не уплаченную в установленный срок сумму страховых взносов начисляются начиная с 16-го дня с даты госрегистрации прекращения деятельности в качестве главы КФХ включительно.
Ввод расчета обязательств по форме РСВ-2 является внутренней операцией и частью технологического процесса при осуществлении ПФР функций администрирования страховых взносов.
В связи с этим, если при подготовке документов по взысканию недоимки есть необходимость ввода расчета обязательств по форме РСВ-2, формирование указанных обязательств допустимо в рамках внутреннего документооборота и подготовки документов для осуществления мероприятий по взысканию недоимки по страховым взносам, а также пеней и штрафов.
Письмо Пенсионного фонда России от 25 ноября 2014 г. N НП-30-26/15223 "О страховых взносах"
Текст письма опубликован в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 16 - 22 декабря 2014 г. N 47, в "Вестнике Пенсионного фонда России", 2015 г., N 1