Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 19 ноября 2014 г. N 83-АПГ14-26
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Анишиной В.И.,
судей Абакумовой И.Д. и Александрова В.Н.
при секретаре Акулове Д.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по апелляционной жалобе Миронова Ю.Н.
на решение Брянского областного суда от 25 августа 2014 года, которым ему отказано в удовлетворении заявления
о признании недействующими отдельных положений статьи 9 Закона Брянской области от 26 июня 2008 г. N 54-З "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Брянской области".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Анишиной В.И., возражения против удовлетворения апелляционной жалобы представителей Правительства Брянской области Зубаревой К.В. и Мариной М.Д., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
26 июня 2008 года Брянской областной Думой принят Закон Брянской области N 54-З "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Брянской области" (далее - Закон), первоначальный текст Закона опубликован в издании Информационный бюллетень "Официальная Брянщина" 27 июня 2008 г., N 12.
В соответствии с пунктом 2 статьи 9 указанного Закона (в редакции Закона Брянской области от 7 февраля 2014 г. N 8-З) списки избирателей составляются избирательной комиссией муниципального образования не позднее чем за 10 дней до дня голосования на основании сведений об избирателях, представляемых главой местной администрации муниципального района, городского округа, командиром воинской части, руководителем организации, в которой избиратели временно пребывают, руководителем образовательного учреждения с очной формой обучения, за которым закреплены на праве оперативного управления или в чьем самостоятельном распоряжении находятся общежития. По избирательному участку, образованному на территории воинской части, список избирателей - военнослужащих, находящихся в воинской части, членов их семей и других избирателей, если они проживают в пределах расположения воинской части, составляется участковой избирательной комиссией не позднее чем за 10 дней до дня голосования, а в исключительных случаях - не позднее чем в день формирования участковой избирательной комиссии на основании сведений об избирателях, представляемых командиром воинской части.
Пунктом 7 статьи 9 указанного Закона (в редакции Закона Брянской области от 7 февраля 2014 г. N 8-З) установлено, что избиратели, обучающиеся по очной форме обучения и зарегистрированные по месту пребывания в общежитии (по месту нахождения образовательного учреждения), включаются в список избирателей по месту нахождения общежития (образовательного учреждения). Информация об этом передается в участковую избирательную комиссию избирательного участка, где данный избиратель включен в список избирателей по месту жительства, через территориальную избирательную комиссию. Участковая избирательная комиссия в соответствующей строке списка избирателей делает отметку: "Включен в список избирателей на избирательном участке N ... с указанием номера избирательного участка.
Миронов Ю.Н. обратился в суд с заявлением о признании недействующими пункта 2 статьи 9 указанного Закона (в редакции Закона Брянской области от 7 февраля 2014 г. N 8-З) в части слов "списки избирателей составляются избирательной комиссией муниципального образования не позднее чем за 10 дней до дня голосования на основании сведений об избирателях, представляемых главой местной администрации муниципального района, городского округа, командиром воинской части, руководителем организации, в которой избиратели временно пребывают, руководителем образовательного учреждения с очной формой обучения, за которым закреплены на праве оперативного управления или в чьем самостоятельном распоряжении находятся общежития" и пункта 7 статьи 9 названного Закона (в редакции Закона Брянской области от 7 февраля 2014 г. N 8-З) в части слов "избиратели, обучающиеся по очной форме обучения и зарегистрированные по месту пребывания в общежитии (по месту нахождения образовательного учреждения), включаются в список избирателей по месту нахождения общежития (образовательного учреждения)", ссылаясь на их противоречие статье 17 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Так, оспариваемые им положения пункта 2 статьи 9 Закона предусматривают автоматическое включение в список избирателей депутатов Брянского городского совета, студентов очной формы обучения, иногородних, проживающих в общежитиях, как правило, не имеющих регистрации по месту пребывания. Однако, по мнению заявителя, нельзя включать автоматически в списки избирателей на конкретном избирательном участке лиц, временно пребывающих в какой-либо организации и студентов очной формы обучения, проживающих в общежитиях, только по факту самого проживания.
Кроме того, Миронов Ю.Н. считает, что пункт 7 статьи 9 Закона допускает двоякое толкование, поскольку по буквальному содержанию оспариваемых им норм, регистрация студентов допускается как по месту нахождения общежития, так и по месту нахождения образовательного учреждения, которые, как правило, находятся в районах разных избирательных участков, что позволит сфальсифицировать волеизъявление граждан.
Решением Брянского областного суда от 25 августа 2014 года заявление Миронова Ю.Н. оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Миронов Ю.Н. просит решение отменить, считая его незаконным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 3 Конституции Российской Федерации народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
Согласно части 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Законодательной основой регулирования отношений, связанных с реализацией конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, является Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", имеющий прямое действие и подлежащий применению на всей территории Российской Федерации (пункты 1 и 2 статьи 1).
В силу подпункта 18 статьи 2 указанного Федерального закона избиратель - гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом.
Пунктом 1 статьи 4 этого же Федерального закона установлено, что гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать, быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования, голосовать на референдуме, а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, - быть избранным депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, выборным должностным лицом.
Реализуется активное избирательное право граждан по месту их жительства, в пределах сформированного в установленном законом порядке избирательного округа. Пребывание гражданина Российской Федерации вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено его место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления. Законом возможность реализовать активное избирательное право предоставляется гражданину, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа (пункт 4 статьи 4 названного Федерального закона).
Регистрация (учет) избирателей, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, осуществляется главой местной администрации муниципального района, городского округа; основанием для регистрации (учета) избирателей на территории муниципального образования является факт нахождения места жительства (в отношении вынужденных переселенцев - факт временного пребывания) избирателей на соответствующей территории; указанный факт устанавливается на основании сведений, представляемых органами, осуществляющими регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (пункт 2 статьи 16 приведенного Федерального закона).
Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт нахождения его места жительства на территории этого участка, а в случаях, предусмотренных законом, - факт временного пребывания гражданина на территории этого участка (при наличии у гражданина активного избирательного права) либо наличие у гражданина открепительного удостоверения; факт нахождения места жительства или временного пребывания гражданина на территории определенного избирательного участка устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, - другими уполномоченными на то органами, организациями и должностными лицами (пункт 4 статьи 17 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ).
Пунктом 10 статьи 17 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ закреплено, что гражданин Российской Федерации включается в список избирателей, участников референдума только на одном избирательном участке, участке референдума. При выявлении территориальной комиссией (окружной избирательной комиссией, избирательной комиссией муниципального образования) факта включения гражданина Российской Федерации в списки избирателей, участников референдума на разных избирательных участках, участках референдума на одних и тех же выборах, одном и том же референдуме соответствующая комиссия до передачи списков избирателей, участников референдума в участковые комиссии проводит работу по устранению ошибки или неточности в указанных списках.
Отказывая в удовлетворении заявленных Мироновым Ю.Н. требований о признании недействующим пункта 2 статьи 9 Закона в оспариваемой части, суд пришел к правильному выводу о его соответствии требованиям Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ о предоставлении сведений об избирателях в соответствующую избирательную комиссию руководителем образовательного учреждения с очной формой обучения, за которым закреплены на праве оперативного управления или в чьем самостоятельном распоряжении находятся общежития.
Судебная коллегия находит верным суждение суда о том, что факт места жительства или пребывания по месту жительства подлежит регистрации в соответствии с положениями Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", в связи с чем ссылки Миронова Ю.Н. о включении в списки избирателей только по факту самого проживания в общежитии, в том числе и без регистрации, являются необоснованными.
Таких положений оспариваемые им положения Закона не содержат.
Судом был проверен и обоснованно отклонен, как не нашедший своего подтверждения довод заявителя об "автоматическом" включении в списки избирателей на конкретном избирательном участке лиц, временно пребывающих в какой-либо организации, и студентов очной формы обучения, проживающих в общежитиях, только по факту самого проживания, поскольку оспариваемый Закон не содержит нормы об "автоматическом" включении лиц в списки избирателей.
Оставляя без удовлетворения заявление Миронова Ю.Н. о признании недействующими отдельных положений пункта 7 статьи 9 Закона, суд исходил из вывода о том, что вопрос о подаче соответствующего заявления в избирательную комиссию в установленные сроки избирателями, находящимися в местах временного пребывания, урегулирован в пункте 15 статьи 9 оспариваемого Закона, в соответствии с которым избиратели, находящиеся в местах временного пребывания, работающие на предприятиях с непрерывным циклом работы и занятые на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены), а также избиратели из числа военнослужащих, находящихся вне места расположения воинской части, решением участковой избирательной комиссии могут быть включены в список избирателей на избирательном участке по месту их временного пребывания по личному письменному заявлению, поданному в участковую избирательную комиссию не позднее чем за три дня до дня голосования. Информация об этом передается в участковую избирательную комиссию, где данный избиратель включен в список избирателей по месту жительства через соответствующую избирательную комиссию муниципального образования. Участковая избирательная комиссия в графе "особые отметки" списка избирателей делает отметку "Включен в список избирателей на избирательном участке N ... с указанием номера избирательного участка.
Доводы заявителя о том, что регистрация студентов допускается как по месту нахождения общежития, так и по месту нахождения образовательного учреждения, сами по себе о незаконности приведенной оспариваемой нормы не свидетельствуют. В этой связи суд правильно отметил, что в соответствии с пунктом 8 статьи 9 Закона гражданин Российской Федерации включается в список избирателей только на одном избирательном участке. При выявлении избирательной комиссией муниципального образования (окружной избирательной комиссией) факта включения гражданина Российской Федерации в списки избирателей на разных избирательных участках указанные комиссии до передачи списков избирателей в участковые избирательные комиссии проводят работу по устранению ошибки или неточности в списках. Аналогичные положения содержатся в пункте 10 статьи 17 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
При таких обстоятельствах обжалуемое решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется. При этом Судебная коллегия приходит к выводу и о том, что каких-либо избирательных прав Миронова Ю.Н. оспариваемые им нормы не регулируют, а, соответственно, и не могут их нарушать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Брянского областного суда от 25 августа 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Миронова Ю.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Анишина В.И. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Александров В.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 19 ноября 2014 г. N 83-АПГ14-26
Текст определения официально опубликован не был