Приказ Федеральной налоговой службы от 12 декабря 2014 г. N ММВ-7-12/643@
"Об утверждении Концепции создания централизованной системы обработки и хранения документов, образующихся в процессе деятельности налоговых органов"
В целях совершенствования организации хранения, использования и уничтожения документов ФНС России и во исполнение распоряжения ФНС России от 19.06.2014 N 92@ приказываю:
1. Утвердить Концепцию создания централизованной системы обработки и хранения документов, образующихся в процессе деятельности налоговых органов (далее - Концепция), согласно приложению к настоящему приказу.
2. Реализация Концепции осуществляется ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России (Р.В. Филимошин) в пределах установленной штатной численности, а также в пределах и за счет лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России на соответствующий год.
3. Признать утратившим силу приказ ФНС России от 24.06.2009 N ММ-7-6/335@ "О создании Централизованной системы обработки и хранения документов, образующихся в процессе деятельности ФНС России".
4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Руководитель Федеральной |
М.В. Мишустин |
Концепция
создания централизованной системы обработки и хранения документов, образующихся в процессе деятельности налоговых органов
(утв. приказом Федеральной налоговой службы от 12 декабря 2014 г. N ММВ-7-12/643@)
I. Введение
Концепция создания централизованной системы обработки и хранения документов, образующихся в процессе деятельности ФНС России и ее территориальных органов (далее - налоговые органы), разработана в целях повышения эффективности деятельности сотрудников налоговых органов при работе с документами, совершенствования организации хранения, использования и уничтожения документов ФНС России.
Настоящая Концепция определяет основные цели и задачи создания централизованной системы обработки и хранения документов, образующихся в процессе деятельности налоговых органов (далее - Система), ее информационно-технологическую архитектуру, порядок обеспечения информационной безопасности, этапы создания, функционирования и развития Системы.
II. Предпосылки создания Системы
Темпы роста объема документооборота в налоговых органах превышают текущие возможности налоговых органов по обеспечению учета документов, организации надежного хранения и своевременного доступа.
Значительные объемы уже накопленных документов, рост их количества, нехватка у налоговых органов помещений для хранения документов на бумажных носителях, необходимость обеспечения сохранности электронных документов наряду с документами на бумажных носителях, необходимость оперативного доступа к ним требуют системного решения при организации их учета, хранения и использования.
В настоящее время осуществляется хранение:
- в технологических комплексах хранения налоговых органов - всех типов документов (данные технологические комплексы хранения, как правило, не оснащены средствами автоматизации размещения, учета и извлечения хранимых документов). Для размещения, учета и извлечения хранимых документов, представляемых при государственной регистрации, используется программный комплекс "Система обслуживания архива регистрационных дел" (ПО СОАРД) в составе автоматизированной информационной системы "Регистрация", остальные типы документов хранятся без использования программного обеспечения;
- в технологических комплексах хранения налоговых органов в г. Санкт-Петербурге и Республике Башкортостан - отдельных типов документов всех налоговых органов данных субъектов Российской Федерации с использованием следующего программного обеспечения: программный комплекс "Система электронной обработки документов" (ПК СЭОД), система оперативного хранилища документов налогового органа (ПК "Архивист"), информационная система "Централизованная обработка и хранение документов" (ИС ЦОХД);
- в технологических комплексах хранения структурных подразделений ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России - документов налоговой и бухгалтерской отчетности, прошедших централизованную обработку с использованием АИС "Налог-ЦОД" (СПОНИ), которая также обеспечивает автоматизацию размещения, учета и извлечения хранимых документов. На основании приказов ФНС России от 26.12.2011 N ММВ-7-1/981@, от 15.02.2012 N ММВ-7-1/89@, от 28.04.2012 N ММВ-7-1/285@, от 16.10.2012 N ММВ-7-1/747@, от 11.12.2012 N ММВ-7-1/937@ функции по централизованному хранению налоговой и бухгалтерской отчетности на бумажных носителях, прошедших централизованную обработку, в полном объеме переданы в ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России в 63 субъектах Российской Федерации.
Существующие технологические комплексы хранения, обслуживаемые налоговыми органами и ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России, не объединены единой информационной системой.
Отдельные элементы будущей Системы уже созданы:
- завершено строительство региональных технологических комплексов хранения: в Московской области, Краснодарском крае, Ростовской области, Республике Татарстан и Республике Башкортостан;
- подготовлена к I этапу внедрения автоматизированная информационная система ФНС России нового поколения - АИС "Налог-3".
Организация централизованного хранения документов в переходный период (до внедрения АИС "Налог-3") на базе созданных и создаваемых технологических комплексов хранения осуществляется с использованием имеющихся вышеуказанных программных средств.
Сроки и порядок перехода в технологических комплексах хранения на АИС "Налог-3" определяются отдельными организационно-распорядительными документами ФНС России.
Создание Системы на новом качественном уровне становится возможным с учетом возможностей архитектуры АИС "Налог-3", планируемых мероприятий по реализации принципа экстерриториального обслуживания налогоплательщиков и передачи функций централизованного хранения документов на бумажных носителях и электронных документов, образующихся в процессе деятельности налоговых органов, в ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России.
III. Нормативная база создания Системы
Концепция разработана с учетом требований следующих нормативных правовых и ведомственных актов в сфере информации, документооборота и хранения документов:
- федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации";
- указ Президента Российской Федерации от 06.03.1997 N 188 "Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера";
- постановление Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе";
- постановление Правительства Российской Федерации от 15.06.2009 N 477 "Об утверждении Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти";
- приказ ФНС России от 23.10.2007 N ММ-4-27/29дсп@ "Об утверждении руководства по организации информационной безопасности на объектах информатизации Федеральной налоговой службы";
- приказ ФНС России от 31.12.2009 N ММ-7-6/728@ "Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в налоговых органах";
- приказ ФНС России от 25.07.2011 N ММВ-7-10/463 "Об обмене документами в системе Федеральной налоговой службы";
- приказ ФНС России от 13.01.2012 N ММВ-7-4/6@ "Об утверждении Концепции информационной безопасности ФНС России";
- приказ ФНС России от 15.02.2012 N ММВ-7-10/88@ "Об утверждении Перечня документов, образующихся в деятельности Федеральной налоговой службы, её территориальных органов и подведомственных организаций, с указанием сроков хранения" (с последующими изменениями и дополнениями);
- приказ ФНС России от 17.02.2014 N ММВ-7-7/53@ "Об утверждении Регламента Федеральной налоговой службы".
IV. Цели и задачи создания Системы
Целью создания Системы является обеспечение сохранности документов на бумажных носителях и электронных документов, гарантированного оперативного доступа к ним (поиск, извлечение документов из технологического комплекса хранения, преобразование в электронный вид, предоставление) и увеличение плотности хранения документов на бумажных носителях.
Основными задачами, требующими решения для достижения данной цели, являются:
- создание единого информационного пространства на основе подсистем "Управление документами" и "Электронный архив налоговой информации" АИС "Налог-3" для учета информации на всех стадиях жизненного цикла документов на бумажных носителях и электронных документов, образующихся в деятельности налоговых органов, объединяющего территориально распределенную сеть технологических комплексов хранения, обслуживаемых налоговыми органами и ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России;
- обеспечение полнофункциональной работы автоматизированных систем управления делопроизводством и данными на протяжении всего жизненного цикла документов с учетом действующих норм делопроизводства;
- оптимизация документооборота и максимальное использование безбумажных технологий в процессе осуществления деятельности налоговых органов;
- освобождение налоговых органов от рутинных функций по обработке и хранению документов за счет их передачи в ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России;
- сокращение затрат налоговых органов на обеспечение процедур обработки и хранения документов;
- автоматизация информационно-справочной работы налоговых органов;
- унификация и оптимизация процедур хранения и использования документов на бумажных носителях и электронных документов;
- обеспечение рационального использования эксплуатируемых технологических комплексов хранения, помещений, стеллажей, тар (коробов, папок);
- создание необходимого научно-справочного аппарата (справочно-поисковых средств);
- модернизация материально-технической базы технологических комплексов хранения;
- модернизация информационно-вычислительных ресурсов.
По результатам создания Системы прогнозируется повышение:
- оперативности выполнения процессов налогового администрирования, реализуемых налоговыми органами;
- достоверности данных, используемых должностными лицами налоговых органов в процессе выполнения своих функциональных обязанностей;
- оперативности и эффективности принятия налоговыми органами решений, предусмотренных законодательством;
- своевременности, полноты и достоверности представления отчетной и аналитической информации о деятельности налоговых органов в органы государственного управления;
- эффективности взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками и внешними организациями,
а также снижение общих затрат на обеспечение деятельности по хранению документов.
V. Перечень документов, подлежащих централизованной обработке и хранению, сроки хранения документов
Обработке в рамках Системы подлежат документы, образующиеся в деятельности налоговых органов, перечень которых утвержден приказом ФНС России от 15.02.2012 N ММВ-7-10/88@ (с учетом изменений и дополнений).
В рамках реализации настоящей Концепции предполагается поэтапный переход к хранению в Системе всех документов, образующихся в деятельности налоговых органов.
VI. Информационно-технологическая архитектура Системы
Структура технологических комплексов хранения будет включать объединенные в единое информационное пространство технологические комплексы хранения, обслуживаемые как налоговыми органами, так и структурными подразделениями ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России.
Технологические комплексы хранения, обслуживаемые структурными подразделениями ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России, будут обеспечивать услугами налоговые органы одного или нескольких субъектов Российской Федерации в зависимости от объема технологического комплекса хранения.
При эксплуатации технологических комплексов хранения обработка и хранение документов должны осуществляться по единой технологии, должно использоваться единое программное обеспечение. Технологические комплексы хранения должны быть объединены единой управляющей и информационной основой, обеспечивающей, в том числе, единое виртуальное хранилище электронных документов и учетных сведений (метаданных) всех документов.
Управляющая и информационная основа Системы должна строиться на базе архитектуры АИС "Налог-3". Для указанных целей в составе АИС "Налог-3" должна быть создана единая централизованная электронная база документов и обеспечено централизованное управление распределенным хранением документов на бумажных носителях.
Подсистемы АИС "Налог-3" "Электронный архив налоговой информации" и "Управление документами" обеспечивают единую систему учета и хранения электронных документов (в том числе подписанных электронной подписью), а также организацию взаимодействия с блоком управления логистикой обработки и хранения документов на бумажных носителях.
Для управления логистикой обработки и хранения документов на бумажных носителях в технологических комплексах хранения, обслуживаемых налоговыми органами, должна использоваться подсистема АИС "Налог-3" "Управление документами".
Для управления логистикой обработки и хранения документов на бумажных носителях в технологических комплексах хранения, обслуживаемых структурными подразделениями ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России, должен использоваться Комплекс задач ведения бумажных архивов в составе АИС3 "Налог-ЦОД". В данном комплексе задач будет обеспечиваться обработка и хранение документов на основе минимальной учетной информации о документе. Полные учетные сведения о документах, данные, полученные после массового ввода документов, и электронные образы документов на бумажных носителях будут храниться в подсистемах "Электронный архив налоговой информации" и "Управление документами" АИС "Налог-3".
С использованием АИС "Налог-3", в том числе АИС3 "Налог-ЦОД", будут выполняться следующие функции:
- выделение мест хранения поступающим объектам хранения в зависимости от срока хранения и принадлежности к фонду хранения (виду документа);
- создание и поддержка в актуальном состоянии информационного ресурса, состоящего из структурированного массива электронных документов, включая электронные образы бумажных документов, учетной и индексной информации, сведений о местонахождении и движении документов на бумажных носителях и электронных документов, и использование данного ресурса в соответствии с установленными правами доступа к информации;
- контроль статусов состояний документов;
- обеспечение учета, качества обработки, поиска, отбора и использования документов, хранящихся в технологических комплексах хранения, обслуживаемых налоговыми органами и ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России;
- предоставление доступа к документам и информации о них со стороны пользователей и внешних подсистем АИС "Налог-3" независимо от места их хранения;
- формирование необходимых статистических, учетных и отчетных сведений о размещении и движении документов, а также свободных мест хранения;
- согласование объемов и сроков (графиков) поступления документов в технологические комплексы хранения, обслуживаемые структурными подразделениями ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России, от налоговых органов и контроль исполнения этих графиков;
- отбор документов с истекшим сроком хранения для уничтожения;
- планирование и контроль работы в технологических комплексах хранения при необходимости оптимизации хранения документов после проведения процедур извлечения документов из технологического комплекса хранения, их уничтожения или изменения сроков хранения.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
VI. Этапы создания, функционирования и развития Системы
Первый этап
На первом этапе осуществляется ввод в промышленную эксплуатацию региональных технологических комплексов хранения в Московской области, в Краснодарском крае, Ростовской области, Республике Татарстан и Республике Башкортостан, передача их на обслуживание структурным подразделениям ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России.
Кроме того, на первом этапе осуществляется пилотный проект и передача функции обеспечения централизованного хранения документов в ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России в 22 субъектах Российской Федерации:
- г. Москва;
- Республика Татарстан;
- Республика Башкортостан;
- Белгородская область;
- Брянская область;
- Владимирская область;
- Воронежская область;
- Ивановская область;
- Калужская область;
- Костромская область;
- Курская область;
- Липецкая область;
- Московская область;
- Орловская область;
- Рязанская область;
- Смоленская область;
- Тамбовская область;
- Тверская область;
- Тульская область;
- Ярославская область;
- Краснодарский край;
- Ростовская область,
а также в части межрегиональных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам.
После ввода АИС "Налог-3" в промышленную эксплуатацию с использованием АИС3 "Налог-ЦОД" осуществляется перемещение в данные технологические комплексы хранения документов, представляемых при государственной регистрации, из технологических комплексов хранения, обслуживаемых налоговыми органами. Вновь обрабатываемые с использованием АИС3 "Налог-ЦОД" документы, представляемые при государственной регистрации, размещаются на хранение в данные технологические комплексы хранения.
На первом этапе в указанных региональных технологических комплексах хранения размещается налоговая и бухгалтерская отчетность, обрабатываемая структурными подразделениями ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России с использованием АИС "Налог-ЦОД" (СПОНИ) в интересах налоговых органов вышеуказанных 22 субъектов Российской Федерации.
После реализации функциональности в соответствующем программном обеспечении осуществляется размещение истребованных документов на хранение в технологические комплексы хранения, обслуживаемые ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России.
По итогам проведения пилотного проекта принимается решение о передаче функции обеспечения централизованного хранения документов в ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России в остальных субъектах Российской Федерации.
Срок выполнения мероприятий данного этапа: до 01 июля 2015 года.
Второй этап
На втором этапе осуществляется передача функции обеспечения централизованного хранения документов в ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России в следующих субъектах Российской Федерации:
- г. Санкт-Петербург;
- Астраханская область;
- Кемеровская область;
- Ленинградская область;
- Новгородская область;
- Омская область;
- Пензенская область;
- Псковская область;
- Саратовская область;
- Челябинская область.
С использованием АИС3 "Налог-ЦОД" осуществляется перемещение в технологические комплексы хранения, обслуживаемые структурными подразделениями ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России документов, представляемых при государственной регистрации, из технологических комплексов хранения, обслуживаемых налоговыми органами.
Вновь обрабатываемые с использованием АИС3 "Налог-ЦОД" документы, а также истребованные документы (после реализации функциональности в соответствующем программном обеспечении) размещаются на хранение в технологические комплексы хранения, обслуживаемые ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России.
Срок выполнения мероприятий данного этапа: до 01 июля 2016 года.
Третий этап
На третьем этапе осуществляется передача функции обеспечения централизованного хранения документов в ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России в следующих субъектах Российской Федерации:
- Республика Дагестан;
- Республика Ингушетия;
- Кабардино-Балкарская Республика;
- Карачаево-Черкесская Республика;
- Республика Северная Осетия (Алания);
- Чеченская Республика;
- Ставропольский край.
Вновь обрабатываемые с использованием АИС3 "Налог-ЦОД" документы, а также истребованные документы размещаются на хранение в технологические комплексы хранения, обслуживаемые ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России.
Срок выполнения мероприятий данного этапа: до 01 декабря 2016 года.
Четвертый этап
На четвертом этапе осуществляется передача функции обеспечения централизованного хранения документов в ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России во всех остальных субъектах Российской Федерации.
Срок выполнения мероприятий данного этапа: 2017-2019 годы.
Сроки выполнения этапов создания, функционирования и развития Системы уточняются отдельными организационно-распорядительными документами ФНС России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной налоговой службы от 12 декабря 2014 г. N ММВ-7-12/643@ "Об утверждении Концепции создания централизованной системы обработки и хранения документов, образующихся в процессе деятельности налоговых органов"
Текст приказа официально опубликован не был
Приказом ФНС России от 9 апреля 2020 г. N ЕД-7-10/242@ настоящий документ признан утратившим силу с 9 апреля 2020 г.