В соответствии с положениями Федерального закона от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении", положением о Федеральной службе по тарифам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 332, на основании заявления ЗАО "Строительный центр" (регистрационный номер 4-164 эл. п. от 05.03.2014 г.) о рассмотрении спора, связанного с установлением и применением регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, с Комиссией по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области, рассмотрев представленные со стороны ЗАО "Строительный центр" и Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области материалы, связанные с оспариванием в досудебном порядке приказа Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области от 28.11.2013 г. N 12/9 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, по Белгородской области на 2014 год", установлено следующее.
В поданном заявлении о досудебном рассмотрении спора ЗАО "Строительный центр" заявляет требование к Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области признать экономически обоснованными и подлежащими учету в тарифах в сфере теплоснабжения на 2014 год расходы по статьям затрат: "Топливо на технологические цели" - 49 879,93 тыс. руб., "Электроэнергия" - 6 021,11 тыс. руб., "Общехозяйственные расходы" - 1 935,88 тыс. руб., а также объем выработки тепловой энергии в размере 67 219 Гкал и объем полезного отпуска тепловой энергии в размере 63 072 Гкал.
Общая сумма подлежащих дополнительному учету экономически обоснованных расходов в тарифах в сфере теплоснабжения на 2014 год, по мнению ЗАО "Строительный центр", составляет 2 639,06 тыс. руб.
Проведенный анализ представленного со стороны Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области в адрес ФСТ России письмом (исх. N 29-12/2041-к от 28.05.2014 г., вх. N 4-4614 от 03.06.2014 г.) экспертного заключения по результатам рассмотрения материалов, представленных ЗАО "Строительный центр" на регулирование тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям, на 2014 год (далее - экспертное заключение) в разрезе оспариваемых в досудебном порядке объемных показателей и статей расходов установил следующее.
Комиссией по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области был использован метод экономически обоснованных расходов (затрат) в процессе расчета и установления тарифов в сфере теплоснабжения для ЗАО "Строительный центр" на 2014 год.
В случае применения метода экономически обоснованных расходов (затрат) расчет соответствующих тарифов должен осуществляется региональным органом регулирования с учетом всех экономически обоснованных расходов (затрат), необходимых регулируемой организации для реализации инвестиционных и производственных программ на основании соответствующих документальных обоснований.
В соответствии с п. 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 г. N 1075 (далее - Правила регулирования тарифов), экспертное заключение по делу об установлении цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, помимо общих мотивировочных выводов и рекомендаций должно содержать:
а) анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат и обоснование объемов полезного отпуска тепловой энергии (мощности);
б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемых организаций;
в) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования.
В рамках досудебного рассмотрения спора ФСТ России был произведен анализ соответствия экспертного заключения Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области по делу об установлении тарифов на тепловую энергию для ЗАО "Строительный центр" на 2014 год положениям действующего законодательства в разрезе оспариваемых организацией в досудебном порядке объемных показателей и статей расходов, по результатам которого отмечено следующее.
При определении экономически обоснованных расходов ЗАО "Строительный центр" по статье спора "Топливо на технологические цели" Комиссия по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области должна была руководствоваться действующим законодательством о государственном регулировании цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, в том числе п. 28, 34-37 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 г. N 1075 (далее - Основы ценообразования).
ФСТ России отмечает, что анализ экономической обоснованности расходов ЗАО "Строительный центр" на 2014 год по статье спора "Топливо на технологические цели", который приведен Комиссией по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области на стр. 3 экспертного заключения, является объективным и произведенным в соответствии с положениями действующего законодательства с учетом экспертных оценок и имеющихся в распоряжении регулирующего органа обосновывающих материалов.
На основании вышеизложенных доводов, ФСТ России считает требования ЗАО "Строительный центр" по данной статье спора некорректными и не подлежащими удовлетворению.
При определении экономически обоснованных расходов ЗАО "Строительный центр" по статье спора "Электроэнергия" Комиссия по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области должна была руководствоваться действующим законодательством о государственном регулировании цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, в том числе п. 38 Основ ценообразования.
ФСТ России отмечает, что анализ экономической обоснованности расходов ЗАО "Строительный центр" на 2014 год по статье спора "Электроэнергия", который приведен Комиссией по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области на стр. 3 экспертного заключения, является объективным и произведенным в соответствии с положениями действующего законодательства с учетом экспертных оценок и имеющихся в распоряжении регулирующего органа обосновывающих материалов.
На основании вышеизложенных доводов, ФСТ России считает требования ЗАО "Строительный центр" по данной статье спора не подлежащими удовлетворению.
При определении экономически обоснованных расходов ЗАО "Строительный центр" по статье спора "Общехозяйственные расходы" Комиссия по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области должна была руководствоваться действующим законодательством о государственном регулировании цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, в том числе п. 28-31, 33, 44 Основ ценообразования.
ФСТ России отмечает, что анализ экономической обоснованности расходов ЗАО "Строительный центр" на 2014 год по статье спора "Общехозяйственные расходы" Комиссией по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области в экспертном заключении не представлен в нарушение п. 29 Правил регулирования тарифов.
На основании вышеизложенных доводов, ФСТ России считает требования ЗАО "Строительный центр" по данной статье спора подлежащими частичному удовлетворению.
При определении экономически обоснованного объема полезного отпуска расходов ЗАО "Строительный центр" Комиссия по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области должна была руководствоваться действующим законодательством о государственном регулировании цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, в том числе п. 16-22 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013 г. N 760-э (далее - Методические указания).
Анализ экономической обоснованности объемов выработки и полезного отпуска тепловой энергии ЗАО "Строительный центр" на 2014 год, который приведен Комиссией по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области на стр. 2 экспертного заключения, содержит информацию о том, что Комиссией по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области объем полезного отпуска тепловой энергии учтен в размере 67 035,07 Гкал на основании фактического потребления тепловой энергии за 2012 год услуг отопления жилого фонда и услуг горячего водоснабжения, оказываемых населению. Объем потерь тепловой энергии в теплосетях принимается на уровне тарифного регулирования 2013 года в размере 2 780,00 Гкал. Исходя из сложившегося объема потерь в тепловых сетях объем выработки собственной тепловой энергии принимается в размере 69 815,07 Гкал.
ФСТ России отмечает, что подход Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области по определению объема полезного отпуска и, как следствие, объема выработки тепловой энергии не соответствует законодательству Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, в том числе п. 18 Методических указаний, согласно которому формирование органами регулирования расчетных объемов, используемых при расчете тарифов в сфере теплоснабжения (за исключением поставки тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более), осуществляется с учетом:
необходимости обеспечения баланса тепловой нагрузки и тепловой мощности, баланса теплоносителя по системам теплоснабжения с учетом технологических ограничений в соответствии с планами вводов источников тепловой энергии и тепловых сетей на расчетный период регулирования, определенными в соответствии с инвестиционными программами регулируемых организаций;
соблюдения требований законодательства Российской Федерации;
количественной оценки ожидаемого уровня потребления тепловой энергии, тепловой нагрузки с учетом данных, предоставляемых регулируемыми организациями при установлении тарифов в сфере теплоснабжения, в том числе договорных (заявленных на расчетный период регулирования потребителями) объемов, и статистических данных, в том числе среднегодового фактического потребления за три предыдущих года и планов регионального развития, в том числе с учетом фактического отключения (подключения) потребителей, объемов потерь и других параметров, используемых при расчете объемов в соответствии с настоящей главой;
минимизации с учетом технологических ограничений и потерь в тепловых сетях расходов на топливо для обеспечения теплоснабжения потребителей в системах теплоснабжения без возможности перераспределения тепловой нагрузки между источниками тепловой энергии (для систем теплоснабжения с единственным источником тепловой энергии или без избытка тепловых мощностей) в соответствии с пунктом 19 настоящих Методических указаний;
минимизации с учетом технологических ограничений полных расходов на обеспечение теплоснабжения потребителей в системах теплоснабжения с возможностью перераспределения тепловой нагрузки между источниками тепловой энергии в соответствии с пунктом 20 настоящих Методических указаний.
На основании вышеизложенных доводов, ФСТ России считает требования ЗАО "Строительный центр" по объемам выработки и полезного отпуска тепловой энергии подлежащими частичному удовлетворению.
С учетом всех вышеизложенных доводов, в связи с выявленными нарушениями действующего законодательства о государственном регулировании цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, а также с учетом рассмотрения данного вопроса на заседании Контрольной комиссии ФСТ России (протокол от 26.11.2014 г. N CЗ-239), приказываю:
1. Частично удовлетворить требования, изложенные ЗАО "Строительный центр" в заявлении о досудебном рассмотрении спора с Комиссией по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области.
2. Органу исполнительной власти Белгородской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения:
а) прекратить нарушения законодательства Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, выражающиеся в установлении приказом от 28.11.2013 г. N 12/9 для ЗАО "Строительный центр" на 2014 год тарифов на тепловую энергию, экономическая обоснованность которых не подтверждена документально в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов) в сфере теплоснабжения;
б) произвести перерасчет экономически обоснованных расходов ЗАО "Строительный центр" по статье спора "Общехозяйственные расходы", а также перерасчет объемов выработки и полезного отпуска тепловой энергии на 2014 год в соответствии с законодательством о государственном регулировании цен (тарифов) в сфере теплоснабжения на основании всех обосновывающих материалов, имеющихся в распоряжении Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области с учетом запроса недостающих обосновывающих материалов у регулируемой организации, и в случае выявления по результатам проведенного анализа, предписанного настоящим пунктом, неучтенных экономически обоснованных расходов ЗАО "Строительный центр", учесть их в установленном порядке при установлении тарифов на тепловую энергию для регулируемой организации на 2015 год.
3. Отказать в остальной части заявленных ЗАО "Строительный центр" в заявлении о досудебном рассмотрении спора требований.
4. Об исполнении настоящего приказа органу исполнительной власти Белгородской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения письменно проинформировать Федеральную службу по тарифам, представив в Контрольно-ревизионное управление ФСТ России надлежащим образом заверенные копии:
- решения об установлении цен (тарифов) в сфере теплоснабжения для ЗАО "Строительный центр" на 2015 год;
- протокола заседания правления органа исполнительной власти Белгородской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на котором принимались решения, принятие которых было предписано настоящим приказом;
- экспертного заключения по делу об установлении для ЗАО "Строительный центр" цен (тарифов) в сфере теплоснабжения на 2015 год (с приложением сводной калькуляции затрат) с указанием в ней результатов анализа и расчетов, проведение которых предписано настоящим приказом.
Руководитель Федеральной |
С. Новиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной службы по тарифам от 3 декабря 2014 г. N 2130-д "О частичном удовлетворении требований, указанных в заявлении ЗАО "Строительный центр" о рассмотрении спора с Комиссией по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области"
Текст приказа опубликован в Информационном бюллетене Федеральной службы по тарифам от 26 декабря 2014 г. N 48