Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Центральной избирательной комиссии РФ
от 17 декабря 2014 г. N 264/1602-6
Информация
о работе избирательных комиссий по организации обучения и тестирования членов территориальных и участковых избирательных комиссий, резерва составов участковых комиссий при подготовке к проведению выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления 14 сентября 2014 года
1. Планирование обучающих мероприятий
В ходе подготовки к выборам высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также выборам в органы местного самоуправления в единый день голосования 14 сентября 2014 года избирательные комиссии субъектов Российской Федерации и нижестоящие избирательные комиссии вели работу по организации и проведению обучения членов территориальных и участковых избирательных комиссий, резерва составов участковых комиссий.
В организации и проведении указанных избирательных кампаний по выборам, прошедшим в единый день голосования в 84 субъектах Российской Федерации, принимали участие 1992 территориальные избирательные комиссии (19 321 член) и 64 642 участковые избирательные комиссии (578 390 членов). В регионах, где проводились выборы в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, исполняли свои полномочия 1488 территориальных избирательных комиссий (14 594 человека) и 51 456 участковых избирательных комиссий (460 806 человек). В свою очередь, 504 территориальные избирательные комиссии (4 727 человек) и 13 186 участковых избирательных комиссий (117 584 человека) были задействованы в проведении выборов в органы местного самоуправления.
Работа избирательных комиссий в области обучения организаторов выборов осуществлялась в соответствии с Единым комплексом мероприятий по обучению кадров избирательных комиссий и других участников избирательного (референдумного) процесса в Российской Федерации на 2014 год, утвержденным постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 19 февраля 2014 N 218/1419-6, Сводным планом основных мероприятий по повышению правовой культуры избирателей (участников референдума) и других участников избирательного процесса, обучению кадров избирательных комиссий, мониторингу и совершенствованию избирательных технологий в Российской Федерации на 2014 год, утвержденным постановлением ЦИК России от 25 декабря 2013 года N 211/1394-6, и соответствующими планами обучающих мероприятий избирательных комиссий субъектов Российской Федерации.
Главным образом, учебные мероприятия для членов территориальных и участковых избирательных комиссий были обозначены в годовых планах работы избирательных комиссий субъектов Российской Федерации по повышению правовой культуры участников избирательного процесса и обучению организаторов выборов, а также соответствующих разделах региональных календарных планов мероприятий по подготовке и проведению выборов в единый день голосования 14 сентября 2014 года.
В то же время некоторые избирательные комиссии составляли отдельные специализированные планы по обучению организаторов выборов. В качестве примера можно привести разработанный и утвержденный Избирательной комиссией Астраханской области "План обучения членов участковых избирательных комиссий и резерва составов участковых избирательных комиссий на 2014 год", "План мероприятий по обучению кадров избирательных комиссий и других участников избирательного (референдумного) процесса" и "Модельный план обучения членов участковых избирательных комиссий", разработанные Избирательной комиссией Пензенской области.
2. Финансирование обучающих мероприятий
В целях реализации планов и обучающих мероприятий избирательные комиссии субъектов Российской Федерации расходовали средства федерального бюджета, выделенные на совместные мероприятия по повышению правовой культуры избирателей (участников референдума) и обучению организаторов выборов и референдумов, а также средства региональных бюджетов субъектов Российской Федерации.
Всего за 9 месяцев 2014 года избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации было выделено из федерального бюджета 67 081 400,00 руб., из которых израсходовано 33 302 725,82 руб., в том числе на проведение обучения кадров избирательных комиссий - 18 988 093,31 руб., что составляет 28,3 процента от общего количества выделенных средств.
В соответствии с рекомендациями, содержащимися в постановлении ЦИК России от 5 марта 2014 года N 220/1427-6 "Об основных направлениях расходования средств федерального бюджета, выделенных избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации на совместные мероприятия по повышению правовой культуры избирателей (участников референдума) и обучению организаторов выборов и референдумов на 2014 год", ряд избирательных комиссий субъектов Российской Федерации на организацию обучения кадров избирательных комиссий за 9 месяцев 2014 года израсходовал более 50 процентов выделенных средств федерального бюджета, в том числе: Ростовская область (88,8%), Рязанская область (80,9%), Пермский край (75,4%), Орловская область (64,6%), Магаданская область (64,3%), Хабаровский край (61,7%), Калининградская область (59,6%), Республика Марий Эл (57,7%), Амурская область (56,4%), Астраханская область (52,97%), Томская область (52,5%), Республика Коми (51,5%), Республика Хакасия (50,24%).
3. Разработка учебных программ
На основании перспективных и текущих планов избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации для обучения кадров избирательных комиссий были подготовлены комплексные учебные программы, составлены расписания занятий, организаторами которых, в зависимости от целевой аудитории слушателей, уровня и тематики занятий, выступали избирательные комиссии вышестоящего уровня, а именно: избирательные комиссии субъектов Российской Федерации проводили занятия для членов территориальных избирательных комиссий и избирательных комиссий муниципальных образований (в случае возложения на них полномочий территориальных избирательных комиссий), в свою очередь территориальные избирательные комиссии и избирательные комиссии муниципальных образований осуществляли подготовку работников своих аппаратов и членов участковых избирательных комиссий.
Следует отметить работу ряда избирательных комиссий, которые разработали учебные программы для подготовки организаторов выборов к проведению конкретных избирательных кампаний. Так, Центральной избирательной комиссией Республики Башкортостан была подготовлена учебная программа "Особенности выборов Президента Республики Башкортостан". Избирательной комиссией Республики Коми разработан учебный курс "Организация работы избирательных комиссий в Республике Коми в единый день голосования 14 сентября 2014 года". Аналогичные учебные программы были подготовлены избирательными комиссиями Республики Саха (Якутия) - "Организация и подготовка выборов, назначенных на 14.09.2014", Кировской области - "О задачах участковых избирательных комиссий в период подготовки к единому дню голосования 14 сентября 2014 года", Самарской области - "Подготовка и проведение досрочных выборов Губернатора Самарской области, назначенных на 14 сентября 2014 года" и другими.
Многие избирательные комиссии субъектов Российской Федерации специально разрабатывали учебные программы для обучения членов территориальных избирательных комиссий. В связи с этим заслуживает внимания работа избирательных комиссий Новосибирской области ("Правовые основы избирательного процесса и организация деятельности территориальной избирательной комиссии" - 50 академических часов), Тверской области ("Работа территориальной избирательной комиссии по организации и проведению выборов" - 36 академических часов), Волгоградской области ("Правовые основы избирательного процесса и организации работы территориальной избирательной комиссии, избирательной комиссии муниципального образования" - 14 академических часов), Вологодской области ("Юридическая и организационная составляющие в деятельности территориальных избирательных комиссий в период подготовки и проведения выборов Губернатора Вологодской области 14 сентября 2014 года" - 6 академических часов), Курганской области ("Организация работы территориальных избирательных комиссий по подготовке и проведению единого дня голосования 14 сентября 2014 года" - 6 академических часов) и ряда других регионов.
В большинстве субъектов Российской Федерации обучение организаторов выборов из числа членов участковых избирательных комиссий проходило по Типовой учебной программе "Правовые основы избирательного процесса и организации работы участковой избирательной комиссии" (далее - Типовая учебная программа), разработанной ЦИК России и Российским центром обучения избирательным технологиям при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, и ее адаптированным региональным версиям, где предусмотрены лекционные и практические занятия с председателями, заместителями председателей и секретарями участковых избирательных комиссий в объеме 14 академических часов, иными членами участковых избирательных комиссий - 12 академических часов.
В ряде регионов при обучении членов участковых избирательных комиссий, наряду с вышеуказанной Типовой учебной программой, вышестоящие избирательные комиссии дополнительно проводили учебные занятия в рамках собственных программ обучения, в том числе: "Новшества в избирательном законодательстве Российской Федерации и Карачаево-Черкесской Республики" - 12 академических часов (Карачаево-Черкесская Республика); "Организация работы участковой избирательной комиссии при проведении выборов Губернатора Алтайского края" - 16 академических часов (Алтайский край); "Программа обучения по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов в единый день голосования 14 сентября 2014 года" - 5 академических часов (Ставропольский край); "Подготовка к выборам Губернатора Воронежской области и в органы местного самоуправления в единый день голосования 14 сентября 2014 года" - 20 академических часов (Воронежская область); учебная программа "Школа избирательного права" - 16 академических часов (Иркутская область); "Избирательное право и избирательный процесс. Организация проведения муниципальных выборов" - 5 академических часов (Сахалинская область).
4. Взаимодействие с высшими учебными заведениями
В процессе организации и проведения обучения большинство избирательных комиссий субъектов Российской Федерации при проведении обучающих мероприятий активно взаимодействовали с высшими учебными заведениями регионов, в том числе организуя на площадке вузов обучение кадров избирательных комиссий, привлекая профессорско-преподавательский состав для проведения занятий с организаторами выборов на базе вышестоящих избирательных комиссий или специализированных учебных центров, а также участвуя в совместной разработке учебно-методических материалов.
В связи с этим заслуживает внимания совместная работа избирательных комиссий и высших учебных заведений ряда субъектов Российской Федерации по проведению обучения, повышения квалификации и подготовки кадрового резерва организаторов выборов.
К примеру, на базе ведущих вузов Алтайского края краевая избирательная комиссия посредством организации курсов повышения квалификации осуществляла подготовку руководящего состава территориальных избирательных комиссий и избирательных комиссий муниципальных образований края, организаторов выборов городских округов и муниципальных районов, операторов комплексов обработки избирательных бюллетеней. Подготовка организаторов выборов включала обязательное изучение основ конституционного, избирательного, гражданского, административного и финансового права, иных смежных отраслей права и законодательства. Программы обучения строились на основе сочетания и изучения теории и практики организации избирательного процесса, предусматривали проведение анализа проблемных ситуаций, тренингов, дискуссий, семинаров, заседаний "круглых столов" и других активных форм занятий.
Избирательная комиссия Ставропольского края при обучении организаторов выборов активно взаимодействовала с ведущими вузами региона в части подготовки учебных программ и методических пособий. В связи с этим отдельного внимания заслуживает изданное Избирательной комиссией Ставропольского края совместно со ФГБОУ ВПО "Ставропольский государственный аграрный университет" методическое пособие "Управление конфликтами в избирательном процессе" для членов территориальных и участковых избирательных комиссий.
Для повышения квалификации кадров избирательных комиссий на базе Белгородского государственного института искусств и культуры по инициативе Избирательной комиссии Белгородской области действует общественный факультет подготовки организаторов выборов. Ежегодно для обучения на факультете формируется группа в составе 30 человек из числа действующих кадров избирательных комиссий различных уровней. Руководители и работники аппарата Избирательной комиссии Белгородской области читают лекции, проводят семинарские занятия, консультации, осуществляют научное руководство курсовыми работами, организуют внеучебные мероприятия, проверяют знания обучаемых организаторов выборов в ходе итогового тестирования. Весь курс рассчитан на 60 часов. По окончании обучения и прохождения тестирования слушателям вручаются свидетельства.
Аналогичная практика работы общественного факультета подготовки организаторов выборов реализуется также на базе Юридического института Белгородского государственного национального исследовательского университета.
Избирательная комиссия Орловской области проводила обучение различных категорий организаторов выборов на базе учреждений высшего профессионального образования: ФГБОУ ВПО "Орловский государственный университет", ФГБОУ ВПО "Государственный университет - учебно-научно-производственный комплекс", ФГБОУ ВПО "Орловский государственный институт экономики и торговли", ФГБОУ ВПО "Орловский государственный аграрный университет", ФГБОУ ВПО "Орловский государственный институт искусств и культуры", а также приглашала представителей профессорско-преподавательского состава юридических и других факультетов юридических вузов для выступлений в качестве преподавателей и авторов-разработчиков методических материалов для организаторов выборов.
Избирательная комиссия Ростовской области во взаимодействии с вузами на основе Единого комплекса мероприятий по обучению кадров избирательных комиссий и других участников избирательного (референдумного) процесса в Российской Федерации, проводила обучающие мероприятия в рамках трехуровневой системы обучения организаторов выборов.
Первый уровень - обучение на базе территориальных избирательных комиссий, которое проводилось по Типовой учебной программе, утвержденной ЦИК России. В разработке методической базы принимали участие Южный федеральный университет (ЮФУ), Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС), Ростовский государственный экономический университет РГЭУ (РИНХ).
Второй уровень - сессии в областном учебном центре организаторов выборов, созданным совместно с Северо-Кавказским научным центром высшей школы ЮФУ, предусматривающие обучение слушателей с полным отрывом от производства по учебной программе "Избирательное право и избирательный процесс", разработанной Северо-Кавказским научным центром высшей школы ЮФУ и утвержденной на ученом совете указанного университета. Удостоверения установленного образца о профессиональном повышении квалификации организаторов выборов получили 6122 слушателя учебного центра - члена УИК, обучившиеся по данной программе.
Третий уровень - обучение на базе профильных вузов, включая переподготовку, курсы повышения квалификации сотрудников аппарата, председателей территориальных избирательных комиссий, резерва на должность председателей территориальных избирательных комиссий, дополнительное обучение в магистратуре, аспирантуре.
В 2014 году в указанных вузах Ростовской области повысили квалификацию 38 представителей территориальных избирательных комиссий.
Избирательной комиссией Свердловской области и Уральским государственным юридическим университетом в 2014 году был заключен договор на проведение 32-часовых лекционных занятий с 80 председателями территориальных избирательных комиссий. Лекции для слушателей читали ведущие преподаватели, доктора и кандидаты наук университета. Учебно-методический комплекс для повышения квалификации кадров избирательных комиссий разрабатывался преподавателями университета на основании учебной программы, разработанной избирательной комиссией.
Московской городской избирательной комиссией в плановом порядке проводилась работа по повышению квалификации руководителей (председателей, заместителей председателей и секретарей) участковых избирательных комиссий, резерва составов участковых комиссий, членов территориальных комиссий и других организаторов выборов, в том числе на базе высших учебных заведений, определяемых по результатам проведения торгов на право заключения государственного контракта на проведение обучения.
Например, в 2013 и 2014 годах совместно с одним из победителей конкурса - Российским государственным социальным университетом управления (РГСУ) - в IV квартале 2013 года и во II-III кварталах 2014 года организовано заочно-дистанционное обучение для 3600 руководителей участковых избирательных комиссий по 16-часовой учебной программе. Кроме того, проведено обучение 150 руководителей, членов территориальных избирательных комиссий, иных организаторов выборов, которые получили удостоверения о краткосрочном повышении квалификации (72 часа).
Другим учебным заведением, осуществлявшим подготовку кадров избирательных комиссий в 2014 году, являлась Образовательная автономная некоммерческая организация "Учебно-методический центр документов и управления", специалисты которой также привлекались Московской городской избирательной комиссией к разработке учебных материалов.
5. Формы обучения
При осуществлении обучения на региональном и муниципальном уровнях избирательные комиссии использовали различные формы (очная, дистанционная, очно-дистанционная, самоподготовка) и виды обучения - лекции, лекции-дискуссии, семинары (вебинары), семинары-совещания, семинары-инструктажи, "круглые столы", видеоконференции, деловые игры, мастер-классы, тренинги.
Среди новаций в процессе подготовки организаторов выборов можно отметить то, что во многих субъектах Российской Федерации (Республика Коми, Республика Марий Эл, Удмуртская Республика, Алтайский, Красноярский, Приморский, Ставропольский края, Ивановская, Липецкая, Московская, Мурманская, Новосибирская, Оренбургская, Орловская, Ростовская, Сахалинская, Тюменская, Челябинская области, Москва и ряд других) обучающие мероприятия проходили на базе специально созданных учебных центров при избирательных комиссиях, позволяющих проводить обучение кадров избирательных комиссий как очно, так и дистанционно с использованием современных информационных технологий, а также обеспечивать тиражирование и распространение большого числа учебно-методических материалов через Интернет.
Кроме того, в рамках подготовки к выборам в единый день голосования избирательные комиссии активно использовали ресурсы информационно-обучающего комплекса РЦОИТ при ЦИК России, в том числе обучающего интернет-портала, на котором размещены учебные планы и программы для организаторов выборов, нормативные акты в области избирательного права и избирательного процесса, учебно-методическая и иная литература для кадров избирательных комиссий различного уровня и других участников избирательного процесса.
5.1. Дистанционное обучение
По данным, представленным избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации, в период подготовки к единому дню голосования 14 сентября 2014 года в большинстве субъектов Российской Федерации обучающие мероприятия для организаторов выборов, наряду с традиционными очными видами учебных занятий, проходили в дистанционной форме с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.
Наиболее распространенной формой дистанционного обучения кадров избирательных комиссий в исследуемый период была организация учебных занятий с использованием технологий видеконференцсвязи. Так, обучающие занятия в режиме видеоконференции проводили 42 избирательные комиссии субъектов Российской Федерации (Республики Башкортостан, Республики Татарстан, Республики Коми; Алтайского, Забайкальского, Красноярского, Хабаровского краев; Амурской, Астраханской, Владимирской, Воронежской, Иркутской, Курганской, Кировской, Липецкой, Московской, Новосибирской, Орловской, Пензенской, Смоленской, Томской областей; Санкт-Петербурга; Ненецкого, Ханты-Мансийского автономных округов и других).
В связи с этим можно отметить работу Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан, которая на протяжении всего периода подготовки к выборам депутатов Государственного Совета Республики Татарстан еженедельно проводила обучающие занятия в режиме видеоконференции с организаторами выборов, где рассматривались вопросы по проведению конкретных этапов избирательной кампании, в том числе по выдвижению кандидатов, проверке избирательной документации, досрочному голосованию, порядку подведения итогов голосования и заполнения протоколов.
Так, например, 14 августа 2014 года ЦИК Республики Татарстан провела видеоконференцию с руководителями территориальных избирательных комиссий по вопросам подготовки и проведения дня голосования. Особое внимание ЦИК Республики Татарстан было уделено вопросам организации территориальными избирательными комиссиями обучения членов участковых избирательных комиссий, информационно-разъяснительной деятельности избирательных комиссий, организации досрочного голосования, взаимодействию со средствами массовой информации по вопросам их работы в период предвыборной агитации.
Также стоит отметить, что в качестве помощи членам нижестоящих избирательных комиссий в закреплении полученных по итогам очного обучения знаний в подразделе "Интерактивные курсы обучения участников избирательного процесса" раздела "Обучение" сайта ЦИК Республики Татарстан интернет-портала ГАС "Выборы" размещены лекционные материалы по 9 темам, в которых подробно раскрыты основные аспекты деятельности УИК.
Избирательная комиссия Новосибирской области с марта 2013 года по август 2014 года провела серию семинаров в режиме видеоконференций с организаторами выборов, в том числе "Муниципальный избирательный процесс и особенности его правового регулирования" (члены ТИК и избирательных комиссий муниципальных образований (далее - ИКМО), 902 человека), "О подготовке и проведении муниципальных выборов, назначенных на 2 марта 2014 года" (члены ТИК и ИКМО, 47 человек), "Организация и проведение муниципальных выборов в единый день голосования 14 сентября 2014 года" (члены ТИК и ИКМО, 178 человек), "Финансирование и финансовая отчетность избирательных комиссий на выборах Губернатора Новосибирской области" (члены и бухгалтеры ТИК, 99 человек), "Организация работы участковой избирательной комиссии" (члены ТИК, ИКМО, УИК, 658 человек), "Организация досрочного голосования в участковых избирательных комиссиях" (члены ТИК, 87 человек).
Еще одной эффективной дистанционной формой обучения организаторов выборов, обеспечивающей широкий охват слушателей, является организуемый избирательными комиссиями в сети Интернет тематический вебинар. Данный вид обучения успешно использовался для профессиональной подготовки кадров избирательных комиссий к указанным выборам в 16 субъектах Российской Федерации, в том числе Краснодарском крае, Астраханской, Волгоградской, Ивановской, Новгородской, Ростовской, Тамбовской областях и ряде других регионов.
Например, при подготовке к выборам Губернатора Астраханской области 14 сентября 2014 года Избирательной комиссией Астраханской области был проведен вебинар с членами ТИК на тему "Работа контрольно-ревизионных служб при избирательных комиссиях по сбору, вводу и пересылке данных в задачах "Агитация", "Контроль избирательных фондов".
Помимо обучения организаторов выборов в рамках разработанных ЦИК России, РЦОИТ при ЦИК России и региональными избирательными комиссиями учебных программ и тематических занятий, 15 избирательных комиссий субъектов Российской Федерации (Омской, Саратовской, Челябинской областей, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и ряда других) в качестве дополнительного инструмента повышения уровня профессиональных знаний членов нижестоящих избирательных комиссий использовали такую форму, как консультирование в режиме онлайн посредством использования ресурсов интернет-сайтов портала ГАС "Выборы" и специализированных обучающих интернет-сайтов, а также специальных электронных программ.
Например, Избирательная комиссия Астраханской области и территориальные избирательные комиссии в ходе подготовки к единому дню голосования 14 сентября 2014 года проводили консультирование членов УИК и резерва составов участковых комиссий с использованием программы Skype и электронной почты.
Избирательная комиссия Ханты-Мансийского автономного округа - Югры организовала интернет-сервис "Интерактивная конференция", где члены избирательных комиссий в ходе подготовки к выборам задавали свои вопросы и получали квалифицированные ответы специалистов комиссии округа в оперативном режиме.
Избирательная комиссия Саратовской области использовала такую форму дистанционного обучения и консультирования членов УИК, расположенных на удаленных территориях, в которых существовали проблемы с каналами интернет-связи, как проведение лекций в формате аудиоконференций посредством телефонной связи.
Одним из перспективных направлений развития дистанционного обучения организаторов выборов является создание специальных обучающих интернет-порталов избирательных комиссий. В этой части заслуживает высокой оценки работа избирательных комиссий ряда субъектов Российской Федерации (Республика Коми, Республика Татарстан, Ставропольский, Хабаровский края, Ивановская, Иркутская, Кировская, Волгоградская, Костромская, Липецкая, Московская, Орловская, Самарская области и другие). Интернет-порталы этих комиссий являются современными и своеобразно оформленными обучающими интернет-ресурсами с возможностью наполнения, использования и хранения обучающего контента, тестов, методических материалов различных форматов.
5.2. Дистанционное тестирование
Необходимо отметить, что в 51 субъекте Российской Федерации по итогам обучения организаторов выборов проводилось электронное тестирование, из них в 21 субъекте Российской Федерации тестирование осуществлялось с использованием специальной программы, размещенной на сайтах ЦИК России, РЦОИТ при ЦИК России, в 11 субъектах Российской Федерации тестирование проходило на собственных интернет-порталах региональных избирательных комиссий. Остальные избирательные комиссии проводили электронное тестирование в очном режиме с использованием компьютерной техники.
При проведении тестирования в дистанционном режиме в целях идентификации слушателей и учета полученных результатов предусматривалась отдельная регистрация для входа в систему тестирования, при которой запрашивались персональные данные, в том числе должность в системе избирательных комиссий Российской Федерации и адрес личной электронной почты, после чего слушателю выдавался индивидуальный пароль.
Например, Избирательная комиссия Нижегородской области в целях определения уровня полученных организаторами выборов знаний по итогам обучения к выборам Губернатора Нижегородской области использовала специально разработанный универсальный программный комплекс "Экзамен", предназначенный для проведения и обработки результатов удаленного компьютерного тестирования.
В свою очередь, по итогам серии обучающих семинаров, организованных ЦИК России и РЦОИТ при ЦИК России в июле - августе 2014 года для членов территориальных и участковых избирательных комиссий Крымского федерального округа, с использованием ресурса обучающего интернет-портала РЦОИТ при ЦИК России прошли тестирование около 2,5 тысячи организаторов выборов, из них тестирование на специальных мобильных переносных комплексах РЦОИТ при ЦИК России, которые были развернуты непосредственно в учебных аудиториях, прошли 86 членов территориальных избирательных комиссий Республики Крым и 12 членов территориальных избирательных комиссий города Севастополя.
5.3. Обучение в очной форме
Наряду с активным применением организаторами выборов современных информационно-коммуникационных технологий, большинство учебных мероприятий при подготовке к единому дню голосования 14 сентября 2014 года проходили в традиционной очной форме. Обучающие мероприятия для кадров избирательных комиссий в очной форме проходили как на базе вышестоящих избирательных комиссий, так и на учебных площадках, организованных непосредственно в районах республик, краев и областей в форме выездных межтерриториальных групповых учебных занятий.
Анализ работы избирательных комиссий по организации и проведению очного обучения в период подготовки к выборам 14 сентября 2014 года показал, что наиболее эффективными в данный период являлись практические учебные занятия. В связи с этим заслуживает внимания опыт работы Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики, которая совместно с ТИК провела серию практических занятий в форме деловых игр в различных районах республики с членами УИК по теме "Досрочное голосование, организация и проведение голосования участковой избирательной комиссией в день голосования и подведение итогов выборов".
В ходе подготовки к выборам Главы Республики Коми 14 сентября 2014 года Избирательная комиссия Республики Коми при реализации учебной программы "Взаимодействие избирательных комиссий с участниками избирательного процесса" в ходе практических занятий с членами ТИК и УИК проводила разбор ситуаций, реально возникавших на избирательных участках, исходя из практики работы избирательных комиссий в Республике Коми.
Избирательная комиссия Мурманской области в период подготовки избирательных кампаний по выборам Губернатора Мурманской области и депутатов Совета депутатов города Мурманска провела серию обучающих семинаров для организаторов выборов по следующим темам: "Вопросы применения избирательного законодательства на выборах Губернатора Мурманской области, выборах органов местного самоуправления Мурманской области", "Организация работы избирательных комиссий по подготовке единого дня голосования", "Составление и уточнение списков избирателей", "Организация и проведение досрочного голосования в территориальных и участковых избирательных комиссиях", "Финансирование избирательных кампаний", "Организация информационно-разъяснительной деятельности комиссий" и другим.
В рамках учебно-методического обеспечения процесса обучения организаторов выборов избирательные комиссии субъектов Российской Федерации в период подготовки к единому дню голосования 14 сентября 2014 года использовали Сборник методических материалов, подготовленный в соответствии с Типовой программой обучения, который состоит из 21 брошюры, каждая из которых, кроме содержательной тематической части, дополнена планом лекции, вопросами для самоконтроля, практическими задачами, решение которых позволяет самостоятельно закрепить пройденный материал.
Наряду с этим, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации изготавливали и тиражировали собственные инструктивные, методические, информационно-справочные материалы, рабочие блокноты УИК как в печатном, так и электронном виде.
Например, Избирательная комиссия Иркутской области издала сборник "Учебный портфель члена участковой избирательной комиссии", который содержит методические пособия по вопросам организации голосования, работы с избирательными бюллетенями, открепительными удостоверениями, делопроизводства, финансовой отчетности.
Аналогичный комплект методических пособий, куда входят Рабочий блокнот УИК, календарный план по подготовке и проведению выборов и текст соответствующего закона, разработан Избирательной комиссией Тюменской области к выборам Губернатора Тюменской области.
Заслуживает внимания подготовленный Центральной избирательной комиссией Республики Северная Осетия - Алания к выборам депутатов Собрания представителей города Владикавказа шестого созыва Рабочий блокнот УИК.
Избирательная комиссия Новосибирской области оформила методические материалы для организаторов выборов в двух различных стилях. В одном представлены методические пособия по вопросам взаимодействия избирательных комиссий с правоохранительными органами, алгоритм действия членов участковых избирательных комиссий при возникновении чрезвычайных ситуаций, правила пользования техническими средствами подсчета голосов избирателей и другие материалы.
Брошюры, выполненные в другом стиле оформления, содержат рекомендации по организации работы УИК в период подготовки и проведения выборов Губернатора Новосибирской области, раскрывают тему ответственности за нарушение избирательного законодательства. Обращает на себя внимание материал, также изданный Избирательной комиссией Новосибирской области в целях организации делопроизводства в избирательных комиссиях, который направлен на организацию четкой работы по регистрации жалоб, обращений граждан, решений УИК, телефонограмм, входящих и исходящих документов в ходе всего срока полномочий УИК.
Можно отметить оригинальный подход Избирательной комиссии Оренбургской области, которая, помимо обеспечения организаторов выборов печатными методическими материалами, изготовила инструкции для членов УИК в виде электронных презентаций. В данных презентационных материалах подробно рассмотрен порядок работы с открепительными удостоверениями, списками избирателей, организации голосования в помещении для голосования и вне помещения для голосования избирателей, а также вопросы открытости и гласности в работе УИК.
Следует отметить, что РЦОИТ при ЦИК России и избирательные комиссии Республики Крым и города Севастополя при методическом содействии работников Аппарата ЦИК России к выборам депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления первого созыва Республики Крым и города Севастополя разработали методические материалы для избирательных комиссий Крымского федерального округа, в том числе рабочие блокноты УИК и методические пособия.
5.4. Учебные видеофильмы
Ряд избирательных комиссий субъектов Российской Федерации подготовил обучающие видеофильмы, в которых были подробно раскрыты стадии избирательного процесса.
К примеру, Избирательная комиссия Алтайского края к выборам Губернатора Алтайского края выпустила учебный видеофильм для организаторов выборов "Модельный избирательный участок", в котором подробно показаны все стадии работы УИК при организации досрочного голосования и в день голосования. Избирательная комиссия Красноярского края подготовила обучающий видеофильм для УИК о порядке досрочного голосования. Избирательная комиссия Иркутской области подготовила серию обучающих видеофильмов по вопросам работы избирательных комиссий со списками избирателей и работы УИК в день голосования.
Кроме того, в ходе обучающих мероприятий избирательные комиссии использовали и обучающие видеофильмы, подготовленные РЦОИТ при ЦИК России, в том числе: "Организация проведения голосования и подведение его итогов на избирательном участке", "Деловая игра по выдвижению и регистрации кандидатов", "Деловая игра по досрочному голосованию", "Деловая игра по агитации и информированию", "Взаимодействие избирательных комиссий с правоохранительными органами в обеспечении избирательных прав граждан".
6. Статистика
Всего по данным, представленным избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации, в период подготовки к единому дню голосования 14 сентября 2014 года прошли обучение 23 108 членов ТИК из 26 763 назначенных, что составляет 86,34 процента.
В регионах, где проходили выборы высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, из 10 248 членов ТИК обучение прошли 9747 человек, или 95,11 процента. В свою очередь, из 4356 членов ТИК, участвующих в проведении выборов депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, обучение прошли 3536 человек, что составляет 81,17 процента.
Таким образом, в большинстве субъектов Российской Федерации, в которых проходили выборы в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, прошли обучение практически все назначенные члены ТИК, за исключением Карачаево-Черкесской Республики (74,55%), Республики Саха (Якутия) (70,61%), города Москвы (72,5%).
Основная тематика занятий с членами ТИК была посвящена организации работы ТИК в период подготовки и проведения выборов в единый день голосования, например: полномочия ТИК и подготовка списков избирателей, организация досрочного голосования, составление протоколов об итогах голосования в УИК и организация их приема в ТИК, использование ГАС "Выборы" в работе ТИК, информационно-разъяснительная деятельность, взаимодействие членов ТИК с другими участниками избирательного процесса, порядок рассмотрения жалоб, порядок хранения и передачи документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, в архив, финансовое обеспечение выборов.
Контроль полученных знаний по итогам обучения в виде тестирования прошли 18 727 членов ТИК, или 69,97 процента от общего количества назначенных. При этом всего 2,28 процента членов ТИК дали менее 50 процентов правильных ответов на тестовые вопросы; 47,11 процента членов ТИК дали от 50 до 90 процентов правильных ответов и 50,61 процента членов ТИК - более 90 процентов правильных ответов.
В регионах, где проходили выборы высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, было протестировано 7667 членов ТИК, что составляет 74,81 процента от числа назначенных. При этом 2,8 процента членов ТИК дали менее 50 процентов правильных ответов на тестовые вопросы; 47,2 процента членов ТИК дали от 50 до 90 процентов правильных ответов и 50 процентов членов ТИК - более 90 процентов правильных ответов.
При тестировании членов ТИК, участвовавших в проведении выборов депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, тестирование прошли 2490 человек, что составляет 57,16 процента от числа назначенных. При этом 2,2 процента членов ТИК дали менее 50 процентов правильных ответов на тестовые вопросы; 49,3 процента членов ТИК дали от 50 до 90 процентов правильных ответов и 48,5 процента членов ТИК - более 90 процентов правильных ответов.
В рамках программ обучения членов УИК особое внимание уделялось следующим вопросам: организация работы со списками избирателей; работа по информированию избирателей и осуществлению контроля за соблюдением правил предвыборной агитации; организация работы в день голосования и в предшествующий ему день; использование технических средств подсчета голосов, средств видеонаблюдения и трансляции изображения; открытость и гласность в деятельности УИК; предотвращение правонарушающих ситуаций на избирательном участке и взаимодействие с правоохранительными органами; юридическая ответственность и правовые санкции за нарушение избирательного законодательства; финансовая отчетность и другим.
Всего, по данным избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, в период подготовки к выборам в единый день голосования 14 сентября 2014 года прошли обучение 673 501 из 838 773 назначенных членов УИК, что составляет 80,3 процента.
В регионах, где проходили выборы высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, из 342 447 членов УИК обучение прошли 325 554 человека, или 95,06 процента.
В то же время из 133 261 члена УИК, участвовавших в проведении выборов депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, обучение прошли 99 105 человек, что составляет 74,4 процента.
Наименьшее число (в относительном выражении) членов УИК, прошедших обучение и участвующих в проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, наблюдалось в Республике Алтай (64%), Карачаево-Черкесской Республике (47,3%), Нижегородской области (65,11%), Псковской области (40,65%) и городе Москве (63,05%).
В свою очередь в ряде субъектов Российской Федерации обучение полного состава участковых избирательных комиссий проводилось в 2013 и в 2014 годах (избирательные комиссии Новосибирской, Ростовской и Тамбовской областей).
По итогам обучения итоговую аттестацию в форме тестирования в субъектах Российской Федерации прошли 588 672 человека, или 70,18 процента от всех назначенных членов УИК. При этом всего 3,84 процента членов УИК дали менее 50 процентов правильных ответов; 57,29 процента членов УИК дали от 50 до 90 процентов правильных ответов и 38,87 процента членов УИК - более 90 процентов правильных ответов.
В регионах, где проходили выборы высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, было протестировано 235 762 члена УИК, что составляет 68,85 процента от числа назначенных членов комиссий. При этом 4 процента членов УИК дали менее 50 процентов правильных ответов на тестовые вопросы; 60,7 процента членов УИК дали от 50 до 90 процентов правильных ответов и 34,9 процента членов УИК - более 90 процентов правильных ответов.
При тестировании членов УИК, участвовавших в проведении выборов депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, тестирование прошли 99 671 человек, или 74,8 процента от числа назначенных членов комиссий. При этом 3,4 процента членов УИК дали менее 50 процентов правильных ответов на тестовые вопросы; 59,3 процента членов УИК дали от 50 до 90 процентов правильных ответов и 37,3 процента членов УИК - более 90 процентов правильных ответов.
В ходе подготовки к выборам в единый день голосования 14 сентября 2014 года избирательные комиссии субъектов Российской Федерации проводили обучающие занятия по отдельным программам с членами УИК, обеспечивающими работу специализированного технического оборудования на избирательных участках. Так, в исследуемый период прошли обучение 194 оператора автоматизированных рабочих мест УИК (АРМ УИК), 11 338 операторов комплексов обработки избирательных бюллетеней (КОИБ), 1721 оператор комплексов для электронного голосования (КЭГ) и 2739 операторов программно-аппаратных комплексов видеонаблюдения и трансляции изображения (ПАК).
7. Обучение резерва составов участковых комиссий
Важно отметить, что помимо обучения действующих членов УИК в большинстве регионов (за исключением Республики Тыва, Нижегородской, Рязанской областей, Санкт-Петербурга) в 2013-2014 годах проходили учебные занятия для лиц, зачисленных в резерв составов участковых комиссий. В ряде субъектов Российской Федерации (Республика Коми, Белгородская область, Кемеровская область, Ленинградская область, Липецкая область, Орловская область, Тульская область, Тюменская область) прошли обучение все лица, зачисленные в резерв составов участковых комиссий.
Данное обучение в основном проходило также в соответствии с указанной Типовой учебной программой, которой учебные занятия для указанной категории лиц предусмотрены в объеме 6 академических часов.
Всего в период с июня 2013 года по октябрь 2014 года в субъектах Российской Федерации из 570 634 лиц, зачисленных в резерв составов участковых комиссий, прошло обучение 294 799 (51,66%).
Итоговое тестирование прошли 237 884 человека, зачисленных в резерв составов участковых комиссий (41,69%), при этом всего 11,35 процента от их числа дали менее 50 процентов правильных ответов; 59,54 процента дали от 50 до 90 процентов правильных ответов и 29,11 процента - более 90 процентов правильных ответов.
8. Имеющиеся проблемы
Следует отметить, что при проведении обучения членов УИК к выборам 14 сентября 2014 года в ряде субъектов Российской Федерации региональные избирательные комиссии сталкивались с определенными проблемами.
По информации избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, в большинстве случаев проблемы носили организационный характер, в том числе связанные с вопросами освобождения от основной работы на период обучения лиц, назначенных в УИК; организацией приезда слушателей из отдаленных районов на обучающие мероприятия; оснащением помещений для проведения занятий необходимой компьютерной техникой, отсутствием удовлетворительного качества интернет-связи. Также в некоторых регионах затруднения в процессе обучения данной категории организаторов выборов были связаны с отсутствием в законодательстве Российской Федерации норм, позволяющих осуществлять за счет бюджетных средств оплату расходов на проезд и проживание членов ТИК, УИК, работающих не на постоянной (штатной) основе, и резерва состава УИК, приглашаемых для прохождения обучения.
Кроме того, с учетом проведения в единый день голосования 14 сентября 2014 года избирательных кампаний различного уровня, значительно усложняется работа УИК в связи с необходимостью проведения несходных избирательных действий, связанных с различными основаниями наделения граждан активным избирательным правом, возможностью одновременного проведения досрочного голосования и голосования по открепительным удостоверениям, разными правилами подсчета голосов избирателей в зависимости от вида избирательных округов.
9. Выводы и предложения
Анализ работы избирательных комиссий субъектов Российской Федерации по обучению членов ТИК и УИК к выборам в единый день голосования 14 сентября 2014 года, а также аналогичной работы в предыдущие периоды показал, что в целях достижения необходимого уровня эффективности обучения следует осуществлять непрерывный процесс обучения организаторов выборов как в период проведения избирательных кампаний, так и в межвыборный период, используя такие формы, как очные обучающие лекции и семинары, дистанционное обучение в режиме видеолекции и вебинара, заочное обучение с использованием учебно-методических пособий, обучение по интерактивным курсам на обучающих интернет-порталах.
Так, по мнению большинства избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, наиболее оптимальной формой обучения членов ТИК и УИК в межвыборный период является организация лекционных занятий по тематике, связанной с системой, статусом и полномочиями избирательных комиссий, структурой избирательного процесса, информационным обеспечением выборов, гласностью в деятельности избирательных комиссий, юридической ответственностью участников избирательного процесса.
В указанный период наиболее целесообразным представляется проведение обучения в дистанционной форме, что позволит решить ряд финансовых и организационных вопросов, в том числе связанных с отрывом от основной деятельности членов избирательных комиссий.
В свою очередь, в ходе проведения избирательных кампаний в процессе обучения кадров избирательных комиссий целесообразно проведение практических занятий, на которых необходимо детально рассматривать вопросы, касающиеся особенностей работы избирательных комиссий при совмещении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, подсчета голосов избирателей и установлению итогов голосования, в том числе в многомандатных избирательных округах, предусматривать проведение занятий в форме деловых игр, ситуационных тренингов. Наиболее эффективной формой проведения таких видов занятий является традиционная очная форма обучения.
Одновременно следует обратить внимание избирательных комиссий субъектов Российской Федерации на необходимость более тщательной проработки вопросов обучения членов УИК и резерва составов участковых комиссий, а также избирательных комиссий муниципальных образований,в том числе подготовки единых обучающих методических материалов для УИК при проведении совмещенных избирательных кампаний регионального и муниципального уровней. Целесообразно подготовить типовые методические материалы по данному направлению непосредственно в ЦИК России и РЦОИТ при ЦИК России.
Также предлагается рекомендовать избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации:
при ежегодном планировании мероприятий по обучению организаторов выборов наряду с очной и заочной формами обучения предусматривать обучающие мероприятия в дистанционной форме с использованием современных информационных технологий (видеоконференции, вебинары, электронное тестирование, онлайн консультирование и другие);
в целях повышения эффективности обучения организаторов выборов, обеспечения оперативного доступа к обучающим материалам, учебно-методической и иной литературе, проведения дистанционного контроля знаний, полученных по итогам обучения, проводить работу по созданию и совершенствованию функционала учебных центров, а также обучающих интернет-порталов избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, на которых размещать, в том числе, и все необходимые для работы ТИК и УИК формы документов в формате Word для обеспечения возможности их оперативного копирования и использования в практической работе территориальных и участковых избирательных комиссий;
в процессе подготовки и проведения обучающих мероприятий активнее взаимодействовать с высшими учебными заведениями, действующими в субъекте Российской Федерации, для разработки учебных программ и методической литературы, в том числе с учетом необходимости подготовки единых методических материалов для УИК в случае совмещения выборов регионального и муниципального уровней, организации обучения и повышения квалификации организаторов выборов;
обеспечивать ввод сведений об обучении и тестировании членов избирательных комиссий в ГАС "Выборы" в соответствии с Регламентом использования ГАС "Выборы" для решения задач, связанных с формированием УИК и резерва составов участковых комиссий, назначением новых членов УИК из резерва составов участковых комиссий, обучением членов УИК и резерва составов участковых комиссий;
при подготовке к проведению выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления до дня голосования обеспечивать обучение и тестирование всего состава избирательных комиссий.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Центральной избирательной комиссии РФ от 17 декабря 2014 г. N 264/1602-6 "О работе избирательных комиссий... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.