Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 декабря 2014 г. N 17-3/В-609
Департамент развития социального страхования рассмотрел обращение по вопросу начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на суммы средств, выданных под отчет работнику на приобретение товаров, и сообщает свое мнение.
Из запроса следует, что работник организации получил в под отчет денежные средства на хозяйственные нужды. Отчитаться и сдать неиспользованный остаток денежных средств он должен был не позднее 30 сентября 2014 года. Фактически сдал авансовый отчет и вернул остаток неиспользованных денежных средств 10 ноября 2014 года.
Частью 1 статьи 7 и статьи 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) установлено, что объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов (работодателей) признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц, в том числе в рамках трудовых отношений, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Федерального закона N 212-ФЗ.
В соответствии с пунктом 6.3 Указания Банка России от 11.03.2014 N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства" для выдачи наличных денег работнику под отчет (далее - подотчетное лицо) на расходы, связанные с осуществлением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, расходный кассовый ордер оформляется согласно письменному заявлению подотчетного лица, составленному в произвольной форме и содержащему запись о сумме наличных денег и о сроке, на который выдаются наличные деньги, подпись руководителя и дату.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо пункта 6.3 имеется в виду подпункт 6.3
Подотчетное лицо обязано в срок, не превышающий трех рабочих дней после дня истечения срока, на который выданы наличные деньги под отчет, или со дня выхода на работу, предъявить главному бухгалтеру или бухгалтеру (при их отсутствии - руководителю) авансовый отчет с прилагаемыми подтверждающими документами.
Исходя из положений статьи 137 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс) выданные под отчет денежные средства, по которым работником своевременно не представлен авансовый отчет, признаются задолженностью работника перед организацией и данные суммы могут быть удержаны из заработной платы работника. Работодатель вправе принять решение об удержании из заработной платы работника не позднее одного месяца со дня окончания срока, установленного для возвращения аванса, погашения задолженности или неправильно исчисленных выплат, и при условии, если работник не оспаривает оснований и размеров удержания.
В случае, если работодатель удержал из заработной платы работника вышеуказанные денежные средства на основании статьи 137 Трудового кодекса, то, по мнению Департамента, объекта обложения по страховым взносам не возникает.
В том случае, когда работодатель принимает решение не удерживать упомянутые суммы, то данные суммы рассматриваются как выплаты в пользу работников в рамках трудовых отношений и будут облагаться страховыми взносами в общеустановленном порядке.
Исходя из запроса, организация на основании статьи 137 Трудового кодекса вправе была удержать сумму денежных средств, выданных работнику организации в под отчет, не позднее 30 октября 2014 года.
Поскольку организация эти удержания не произвела, то данная сумма денежных средств облагается страховыми взносами.
Если 10 ноября 2014 года работник представил авансовый отчет с подтверждающими документами (с копиями товарных чеков на приобретение товаров, работ (услуг), счетами, накладными), то в случае, когда организация уже произвела начисление страховых взносов на упомянутую сумму выплат, она вправе произвести перерасчет базы для начисления страховых взносов и сумм начисленных и уплаченных страховых взносов.
Директор департамента |
Л.Ю. Чикмачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 декабря 2014 г. N 17-3/В-609
Текст письма опубликован в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 23 - 29 декабря 2014 г. N 48, в журнале "Оплата труда: акты и комментарии для бухгалтера", февраль 2015 г., N 2, в журнале "Нормативные акты для бухгалтера" от 27 января 2015 г. N 3, в журнале "Строительство: акты и комментарии для бухгалтера", февраль 2015 г., N 2, в журнале "Акты и комментарии для бухгалтера", март 2015 г., N 3