Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказом МЧС России от 25 февраля 2013 г. N 123 приказ дополнен приложением N 4
Приложение N 4
к приказу МЧС России
от 26 октября 2012 г. N 640
Положение
об оперативных группах, оперативных штабах ликвидации чрезвычайных ситуаций и подвижных пунктах управления
25 февраля 2013 г.
См. Методические рекомендации по организации деятельности оперативных штабов ликвидации чрезвычайных ситуаций и оперативных групп территориальных органов МЧС России, местных гарнизонов пожарной охраны, утвержденные МЧС России 1 ноября 2013 г. N 2-4-87-34-14
1. Оперативные группы
1.1. Оперативные группы создаются в территориальных органах МЧС России и центрах управления в кризисных ситуациях территориальных органов МЧС России, как нештатные органы управления, предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и происшествия (далее - ЧС) на соответствующих территориях.
1.1.1. Оперативная группа территориального органа МЧС России формируется из должностных лиц территориального органа МЧС России.
Оперативную группу регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - региональный центр МЧС России) возглавляет один из заместителей начальника регионального центра МЧС России (при возникновении ЧС регионального характера и выше - начальник регионального центра МЧС России).
Оперативную группу главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации возглавляет один из заместителей начальника главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации (при возникновении ЧС муниципального характера и выше - начальник главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации).
Состав оперативной группы территориального органа МЧС России определяется решением руководителя территориального органа МЧС России в соответствии с особенностями ЧС и выполнением задач, возложенных на структурные подразделения территориального органа МЧС России при реагировании на ЧС.
Для обеспечения деятельности личного состава оперативной группы территориального органа МЧС России в район ЧС может направляться подвижный пункт управления территориального органа МЧС России.
Доставка в район ЧС личного состава оперативной группы регионального центра МЧС России может осуществляться авиационным транспортом. Для обеспечения деятельности личного состава оперативной группы регионального центра МЧС России в районе ЧС может использоваться подвижный пункт управления главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации.
Решение на выдвижение оперативной группы территориального органа МЧС России в район ЧС принимается руководителем территориального органа МЧС России.
Время готовности оперативной группы территориального органа МЧС России к выполнению задач не должно превышать
в рабочее время - тридцать минут;
в нерабочее время - два часа.
1.1.2. Оперативная группа центра управления в кризисных ситуациях (далее - ЦУКС) территориального органа МЧС России формируется из должностных лиц оперативной дежурной смены ЦУКС территориального органа МЧС России.
Оперативную группу ЦУКС территориального органа МЧС России возглавляет должностное лицо из состава оперативной дежурной смены ЦУКС территориального органа МЧС России, определяемое решением руководителя территориального органа МЧС России.
Решение на выдвижение оперативной группы ЦУКС территориального органа МЧС России в район ЧС принимается старшим оперативным дежурным ЦУКС территориального органа МЧС России с последующим докладом руководителю территориального органа МЧС России.
Время готовности оперативной группы ЦУКС территориального органа МЧС России к выполнению задач не должно превышать десяти минут.
1.2. Основные задачи оперативных групп:
1.2.1. Территориального органа МЧС России:
непрерывный сбор, анализ данных обстановки в зоне ЧС и их представление в оперативный штаб ликвидации ЧС и ЦУКС территориального органа МЧС России;
проведение оперативных расчетов и подготовка предложений для принятия решения руководителя работ по ликвидации ЧС на применение сил и средств РСЧС для ликвидации ЧС;
осуществление управления подчиненными силами и средствами, привлекаемыми к ликвидации ЧС в соответствии с решениями руководителя работ по ликвидации ЧС;
организация и поддержание устойчивого взаимодействия с органами управления и силами РСЧС, привлекаемыми к ликвидации ЧС;
обеспечение функционирования оперативного штаба рабочей группы Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в районе ЧС;
организация связи (в том числе видео-конференц-связи) с вышестоящими органами управления и в районе ЧС.
1.2.2. ЦУКС территориального органа МЧС России:
проведение разведки, уточнение характера и общих масштабов ЧС (происшествия);
оценка обстановки в зоне ЧС и подготовка предложений по организации аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее - АСДНР);
организация взаимодействия с силами единой государственной системы по предупреждению и ликвидации ЧС (далее - РСЧС), координация их действий по ликвидации ЧС (при возникновении ЧС) или принятию оперативных мер по предупреждению возникновения и развития ЧС, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения (при угрозе возникновения ЧС);
непрерывный сбор, анализ данных обстановки в зоне ЧС и их представление в оперативный штаб ликвидации ЧС и ЦУКС территориального органа МЧС России;
проведение оперативной фото- и видеосъемки, передача объективной информации в ЦУКС территориального органа МЧС России;
организация связи с вышестоящими органами управления МЧС России, в том числе с использованием видео-конференц-связи.
1.3. Оперативные группы заблаговременно укомплектовываются формализованными, информационными и справочными документами, позволяющими обеспечить работу ОШ рабочей группы в районе ЧС и принятие решения руководителя работ по ликвидации ЧС, в том числе:
проектом плана заседания рабочей группы Правительственной комиссии (ОШ рабочей группы);
списком участников заседаний рабочей группы Правительственной комиссии (ОШ рабочей группы);
проектами доклада руководителя рабочей группы Правительственной комиссии (ОШ рабочей группы) и доклада руководителя оперативной группы;
проектами решений по ликвидации ЧС, характерных для территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
паспортами территорий соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципальных образований, населенных пунктов, паспортами потенциально опасных объектов, объектов системы социальной защиты населения и объектов с массовым пребыванием людей.
2. Оперативная группа местного гарнизона пожарной охраны
2.1. Оперативная группа местного гарнизона пожарной охраны - нештатный орган управления, предназначенный для оперативного реагирования на пожары, ЧС и происшествия на территории муниципального района или иной территории, определенной соответствующим Расписанием выездов для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ (далее - Расписание выездов).
Оперативную группу местного гарнизона пожарной охраны возглавляет начальник местного гарнизона пожарной охраны.
В состав оперативной группы местного гарнизона пожарной охраны включаются сотрудник государственного пожарного надзора или начальник (сотрудник, работник) подразделения пожарной охраны, а также водитель дежурного (служебного) автомобиля.
2.2. Основные задачи оперативной группы местного гарнизона пожарной охраны:
проведение разведки, уточнение характера и общих масштабов пожара, ЧС или происшествия;
оценка обстановки в зоне ЧС и подготовка предложений по организации АСДНР;
организация взаимодействия с силами РСЧС и органа местного самоуправления, координация их действий по ликвидации ЧС (при возникновении ЧС) или принятию оперативных мер по предупреждению возникновения и развития ЧС, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения (при угрозе возникновения ЧС);
непрерывный сбор, анализ данных обстановки в зоне ЧС и их представление в оперативный штаб ликвидации ЧС и ЦУКС территориального органа МЧС России;
проведение оперативной фото- и видеосъемки, передача объективной информации в ЦУКС территориального органа МЧС России;
организация связи с вышестоящими органами управления, в том числе с использованием видео-конференц-связи.
2.3. Решение на выдвижение оперативной группы местного гарнизона пожарной охраны в район ЧС принимается старшим оперативным дежурным ЦУКС территориального органа МЧС России либо начальником территориального гарнизона пожарной охраны или начальником местного гарнизона пожарной охраны с последующим докладом старшему оперативному дежурному ЦУКС территориального органа МЧС России, при возникновении (угрозе возникновения) ЧС на территории муниципального района или другой территории, определенной Расписанием выездов.
Время готовности оперативной группы местного гарнизона пожарной охраны к выполнению задач не должно превышать:
в рабочее время - десять минут;
в нерабочее время - один час.
2.4. Оперативная группа заблаговременно укомплектовывается формализованными, информационными и справочными документами, позволяющими обеспечить принятие решения руководителя работ по ликвидации ЧС, в том числе:
проектами решений по ликвидации ЧС по всем типам ЧС, характерным для территории муниципального района;
паспортами территорий соответствующих муниципальных образований, населенных пунктов, паспортами потенциально опасных объектов, объектов системы социальной защиты населения и объектов с массовым пребыванием людей.
3. Оперативный штаб ликвидации ЧС
3.1. Оперативный штаб ликвидации ЧС создается в территориальном органе МЧС России (далее - ОШ ЛЧС) как нештатный орган управления, предназначенный для организации и обеспечения устойчивого управления подчиненными силами, организации и поддержания взаимодействия с органами управления и силами РСЧС при ликвидации ЧС, а также всестороннего обеспечения работ по ликвидации ЧС.
3.2. Руководителем ОШ ЛЧС является:
а) регионального центра МЧС России:
при ЧС регионального характера - один из заместителей начальника регионального центра МЧС России;
при ЧС межрегионального характера - начальник регионального центра МЧС России;
б) главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации:
при ЧС межмуниципального и муниципального характера - один из заместителей начальника главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации;
при ЧС регионального характера - начальник главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации;
Время готовности ОШ ЛЧС к выполнению задач не должно превышать:
в рабочее время - тридцать минут;
в нерабочее время - два часа.
3.3. ОШ ЛЧС функционирует в составе групп:
управления и взаимодействия;
мониторинга и защиты;
кадров и психологического обеспечения;
применения сил и средств;
материально-технического и финансово-экономического обеспечения.
Дополнительно в состав ОШ ЛЧС включается группа представителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений (по согласованию).
3.4. Работа ОШ ЛЧС организуется в пункте постоянной дислокации территориального органа МЧС России в отдельном помещении, на специально оборудованных автоматизированных рабочих местах, оснащенном средствами телефонной, радио- и видео-конференц-связи, а также средствами коллективного отображения информации круглосуточно, посменно. Количество смен, а также их состав определяется решением руководителя ОШ ЛЧС с учетом качественного выполнения возложенных на ОШ ЛЧС задач.
Взаимодействие автоматизированных рабочих мест (далее - АРМ) ОШ ЛЧС с АРМ ЦУКС территориального органа МЧС России осуществляется посредством работы в едином информационном пространстве.
3.5. Основные задачи ОШ ЛЧС:
сбор, обработка и анализ данных об обстановке в зоне ЧС, передача необходимой информации руководителю работ по ликвидации ЧС;
прогнозирование развития ЧС и их последствий;
определение потребности в силах и средствах РСЧС для ликвидации ЧС, подготовка предложений для руководителя работ по ликвидации ЧС по их привлечению;
обеспечение контроля выполнения поставленных задач по ликвидации ЧС;
ведение учета сил и средств в зоне ЧС;
создание резерва сил и средств для ликвидации ЧС;
обработка и представление информации о ходе ликвидации ЧС;
планирование и организация работ по предупреждению и ликвидации ЧС;
организация и обеспечение взаимодействия с органами управления и силами функциональных и территориальных подсистем РСЧС;
организация всестороннего обеспечения группировки сил и средств РСЧС при ликвидации ЧС;
организация информирования населения через средства массовой информации и по иным средствам;
подготовка проектов и оформление решений комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности субъекта Российской Федерации по ликвидации ЧС.
3.6. Управление и взаимодействие при функционировании ОШ ЛЧС осуществляется в соответствии со Схемой организации управления и взаимодействия согласно приложению.
4. Подвижный пункт управления
Подвижный пункт управления (далее - ППУ) - это специально оборудованные и оснащенные техническими средствами транспортные средства, обеспечивающие функционирование оперативной группы территориального органа МЧС России (местного гарнизона пожарной охраны) при осуществлении управления силами и средствами непосредственно в районе ЧС.
ППУ должен иметь в своем составе системы телекоммуникации, автоматизации, удаленного мониторинга, контроля физического доступа, защиты информации, жизнеобеспечения и другие системы.
4.1. ППУ территориального органа МЧС России.
4.1.1. Основные задачи ППУ территориального органа МЧС России:
обеспечение устойчивого управления силами и средствами РСЧС, привлекаемыми к ликвидации ЧС как мирного, так и военного времени;
обеспечение своевременной и устойчивой связи с пунктами управления Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, а также со стационарными и ППУ МЧС России;
обеспечение мониторинга и прогнозирования возникновения и развития ЧС, оценка возможной обстановки, обеспечение оперативного планирования действий по предупреждению и ликвидации крупных пожаров;
размещение должностных лиц оперативной группы территориального органа МЧС России и органов управления РСЧС, обеспечение выполнения ими своих функциональных обязанностей;
создание условий для работы и отдыха должностных лиц оперативной группы и технического персонала (в автономном режиме до трех суток);
перемещение в район ЧС своим ходом, железнодорожным, воздушным и водным транспортом.
4.1.2. ППУ территориального органа МЧС России приводится в готовность к применению по предназначению в мирное время за счет штатной численности структурных подразделений и ЦУКС территориального органа МЧС России по решению начальника территориального органа МЧС России.
4.1.3. Работа оперативной группы территориального органа МЧС России на ППУ организуется в соответствии с оперативным расчетом посменно.
4.1.4. Состав ППУ территориального органа МЧС России:
ППУ должен состоять из трех основных функциональных групп:
управления;
связи;
обеспечения.
В состав ППУ также включается выездной пресс-центр.
Группа управления предназначена для:
осуществления непосредственного руководства и координации действий сил и средств РСЧС при проведении АСДНР;
организации и поддержания непосредственного взаимодействия с органами управления и силами РСЧС, привлекаемыми к ликвидации ЧС;
передачи информации в ОШ ЛЧС территориального органа МЧС России.
Группа связи предназначена для обеспечения органов управления и сил, привлекаемых для ликвидации ЧС, устойчивой связью в зоне ЧС, с пунктами управления РСЧС, а также обмена информацией между ними.
Группа обеспечения предназначена для автономного обеспечения работы и отдыха личного состава оперативной группы территориального органа МЧС России.
Кроме того, в состав ППУ главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации для обеспечения работы КЧС и ОПБ субъекта Российской Федерации могут включаться технические средства и оборудование органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (автомобили, пневмокаркасные модули с оборудованием, имуществом, средствами связи и передачи данных), а также пункты управления иных федеральных органов исполнительной власти.
Общее руководство работой ППУ осуществляет старший оперативной группы территориального органа МЧС России.
4.1.5. Время готовности ППУ к выдвижению в район ЧС:
в рабочее время - один час;
в нерабочее время - два часа.
В зимний период время готовности ППУ увеличивается на один час.
ППУ считается развернутым и подготовленным к работе если весь личный состав оперативной группы территориального органа МЧС России занял свои рабочие места и готов к работе, с вышестоящим органом управления организована связь, между элементами ППУ (машинами, кунгами, модулями и т.д.) организована связь, системы жизнеобеспечения (электропитания, теплоснабжения) включены.
4.2. Подвижный пункт управления местного гарнизона пожарной охраны.
4.2.1. Подвижный пункт управления местного гарнизона пожарной охраны (ППУ МГПО) может создаваться для обеспечения управления и координации действия сил и средств РСЧС при ликвидации ЧС муниципального и локального характера на базе легкового автомобиля повышенной проходимости.
Развертывание и организация работы ППУ МГПО может осуществляться силами личного состава подразделений пожарной охраны, предназначенного для усиления группировки сил и при введении в расчет резервной техники.
При возникновении ЧС муниципального характера ППУ МГПО должен обеспечивать работу руководителя работ по ликвидации ЧС с учетом возможности организации двух рабочих мест для должностных лиц, привлекаемых к ликвидации ЧС, а также связь с вышестоящими органами управления, подчиненными и взаимодействующими силами, привлеченными для ликвидации ЧС.
4.2.2. Время готовности ППУ МГПО к выдвижению в район ЧС не должно превышать:
в рабочее время - десять минут;
в нерабочее время - один час.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.