1. О рассмотрении первых частей заявок на участие в электронном аукционе
Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрела жалобу заявителя, мотивированную тем, что аукционной комиссией принято необоснованное решение об отказе заявителю в допуске к участию в аукционе.
Комиссия, рассмотрев жалобу, установила, что заявителю отказано в допуске к участию в аукционе на основании предоставления заявителем недостоверных сведений о товаре. Однако, заявителем на заседание Комиссии представлено письмо официального дистрибьютора предлагаемого к поставке товара, подтверждающее, что представленный в заявке заявителя товар соответствует требованиям, установленным в документации.
Вместе с тем, при проведении внеплановой проверки Комиссией установлено, что в отношении заявок с номерами 1 и 4 аукционной комиссией неправомерно принято решение о допуске к участию в аукционе, поскольку в указанных заявках в нарушение положений инструкции по заполнению заявок, установленной заказчиком в документации, не указаны конкретные показатели длины трубопровода.
Учитывая установленные заказчиком сроки поставки товара, Комиссией принято решение выдать предписание об аннулировании определения поставщика.
Решение Комиссии ФАС России по делу от 03.12.2014 N К-1782/14
Номер извещения 0173100005714000030
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Аукционной комиссии, принявшей необоснованное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Аукционная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
1. В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг. Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае: 1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации; 2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе. Согласно части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе от 14.11.2014 N 0173100005714000030-1_1 (далее - Протокол рассмотрения первых частей) Заявителю отказано в допуске к участию в Аукционе на основании пункта 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе по причине несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66, требованиям пункта 13.9 Технического задания (Приложение N 2 к документации) документации об Аукционе, а именно: "1. Пределы эксплуатации кондиционера по температуре наружного воздуха: от - 30°C до + 46°С, в то время как оборудование производства компании Hiref (модель hts145) сохраняет свою работоспособность до - 20°C. 2. Допустимая эквивалентная длина трубопроводов между внутренним и наружным блоком - до 70 м, в то время как оборудование производства компании Hiref (модель hts145) допускает длину трассы не более 10 м, при использовании хладагента R407 и не более 15 м, при использовании хладагента R22".
Техническим заданием документации об Аукционе установлены следующие требования к кондиционерам: "Пределы эксплуатации кондиционера по температуре наружного воздуха: от - 30°C до + 46°С; Допустимая эквивалентная длина трубопроводов между внутренним и наружным блоком - до 70 м".
Изучив заявку Заявителя на участие в Аукционе, представленную представителями Заказчика, Комиссия установила, что Заявителем в заявке на участие в Аукционе представлены следующие технические требования к кондиционерам: Пределы эксплуатации кондиционера по температуре наружного воздуха в диапазоне: минимальное значение - 30°C, максимальное значение + 46°С; Допустимая эквивалентная длина трубопроводов между внутренним и наружным блоком - 70 м; HIREF Система кондиционирования технологических помещений. В составе: Кондиционеры HIREFHTS145 с комплектом материалов для установки кондиционеров.
На заседании Комиссии представители Заявителя представили доказательства, а именно письмо официального дистрибьютора оборудования HIREFS.p.A. в России ООО "***" (исх. N 58/1 от 25.11.2014), подтверждающие, что представленный товар в заявке Заявителя на участие в Аукционе соответствует требованиям, установленным в документации об Аукционе.
Вместе с тем, представители Заказчика не представили надлежащих доказательств о несоответствии предложенного товара в заявке Заявителя на участие в Аукционе требованиям документации об Аукционе.
Таким образом, действия Аукционной комиссии, принявшей решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе, нарушают часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. На заседании Комиссии установлено, что согласно Протоколу рассмотрения первых частей заявок, на участие в Аукционе, Аукционной комиссией допущены к участию участники закупок с порядковыми номерами NN 1, 4.
Вместе с тем, изучив заявки участников закупки с номерами NN 1, 4, представленные представителями Заказчика, Комиссией установлено, что указанные заявки содержат следующие сведения по пункту "Система кондиционирования технологических помещений": Эквивалентная длина трубопроводов между внутренним и наружным блоком - до 70 м. Следовательно, заявки участников закупки с порядковыми номерами NN 1, 4, допущенные к участию в Аукционе, не содержат конкретные показатели по пункту "Система кондиционирования технологических помещений".
При этом согласно инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе документации об Аукционе "при составлении заявки участником указываются конкретные показатели, характеристики поставляемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией, в соответствии с требованиями Технического задания (приложение N 2 к аукционной документации), а также спецификации (приложение N 3 к проекту государственного контракта)".
Таким образом, действия Аукционной комиссии, неправомерно допустившей к участию в Аукционе участников закупки с порядковыми номерами NN 1, 4, нарушают пункт 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. На заседании Комиссии установлено, что согласно пункту 4.3 части 4 документации об Аукционе "Срок поставки оборудования, программного обеспечения, расходных материалов и выполнения работ (услуг) по государственному контракту:
начало: с момента заключения государственного контракта
окончание: 15 декабря 2014 г.".
В этой связи, учитывая положения части 10 статьи 70 Закона о контрактной системе, Комиссия приходит к выводу о невозможности исполнения государственного контракта на условиях, установленных документацией об Аукционе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия решила признать жалобу обоснованной, признать в действиях Единой комиссии нарушение пункта 2 части 4, части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе, выдать Заказчику, Единой комиссии, Оператору электронной площадки предписание об аннулировании определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
2. О необоснованном отказе заявителю в допуске к участию в аукционе
Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрела жалобу заявителя, мотивированную тем, что аукционной комиссией принято необоснованное решение об отказе заявителю в допуске к участию в аукционе.
Комиссия, рассмотрев жалобу, установила, что заявителю отказано в допуске к участию в аукционе в связи с непредоставлением конкретных показателей предлагаемого участником закупки к поставке товара "маска медицинская нестерильная трехслойная из нетканого материала с резинками или с завязками".
На заседании Комиссии представитель Заявителя пояснил, что комплект индивидуальной защиты поставляется в запечатанном виде, укомплектованный в соответствии с приказом Министерства здравоохранения от 15.02.2013 N 70н. При этом в приказе указано, что комплект индивидуальной защиты комплектуется маской медицинской нестерильной трехслойной из нетканого материала "с резинками или с завязками". Кроме того, согласно представленным Заявителем товаросопроводительным документам на комплекты индивидуальной защиты маска содержит в наименовании словосочетание "с резинками или завязками".
Следовательно, заявителем представлен конкретный показатель в отношении маски медицинской, в связи с чем аукционной комиссией неправомерно принято решение об отказе заявителю в допуске к участию в аукционе. Для устранения нарушения выдано предписание о повторном рассмотрении первых частей заявок на участие в аукционе.
Решение Комиссии ФАС России по делу от 08.12.2014 N К-1800/14
Номер извещения 0273100000714000080
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии, при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Аукционной комиссии, принявшей необоснованное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Аукционная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 31.10.2014;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 107 794 460 рублей;
3) на участие в Аукционе подано 6 заявок от участников закупки;
4) к участию в Аукционе допущено 4 участника закупки;
5) дата проведения Аукциона - 21.11.2014;
6) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 2 участника Аукциона;
7) победителем Аукциона признано ООО "***" с минимальным предложением о цене контракта 106 716 515,4 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг. Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае: 1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации; 2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе от 18.11.2014 N 22 аэ/1 участнику закупки с порядковым номером заявки "1" (Заявителю) отказано в допуске к участию в Аукционе в связи с непредоставлением конкретных показателей предлагаемого участником закупки к поставке товара "маска медицинская нестерильная трехслойная из нетканого материала с резинками или с завязками".
Согласно инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе документации об Аукционе установлено, что "первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе".
Подпунктом б пункта 3 части V Технического задания на поставку средств индивидуальной защиты для нужд Фонда социального страхования Российской Федерации документации об Аукционе установлено следующее требование к комплекту индивидуальной защиты: вложение N 8 "Маска медицинская нестерильная трехслойная из нетканого материала с резинками или завязками".
В соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.02.2013 N 70н "Об утверждении требований к комплектации лекарственными препаратами и медицинскими изделиями комплекта индивидуального медицинского гражданской защиты для оказания первичной медико-санитарной помощи и первой помощи" "комплект индивидуальной защиты комплектуется медицинскими изделиям, в том числе, маской медицинской нестерильной трехслойной из нетканого материала с резинками или с завязками".
На заседании Комиссии представитель Заявителя пояснил, что комплект индивидуальной защиты поставляется в запечатанном виде, укомплектованный в соответствии с приказом Министерства здравоохранения от 15.02.2013 N 70н.
Кроме того, согласно представленным Заявителем товаросопроводительным документам на комплекты индивидуальной защиты изготовителей ООО "Торговый Дом "***" и ООО "Предприятие "***": вложение N 8 двух комплектов индивидуальной защиты "Маска медицинская нестерильная трехслойная из нетканого материала с резинками или завязками". Следовательно, характеристика "Маска медицинская нестерильная трехслойная из нетканого материала с резинками или завязками" является конкретным показателем.
Изучив первую часть заявки Заявителя на участие в Аукционе, представленную представителями Заказчика, Комиссия установила, что заявка Заявителя на участие в Аукционе содержит конкретный показатель предлагаемого участником закупки к поставке товара "маска медицинская нестерильная трехслойная из нетканого материала с резинками или с завязками", что соответствует требованиям подпункта б пункта 3 части V Технического задания на поставку средств индивидуальной защиты для нужд Фонда социального страхования Российской Федерации документации об Аукционе.
Таким образом, действия Аукционной комиссии, принявшей решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе, нарушают часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия решила признать жалобу обоснованной, признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе, выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе путем повторного рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе.
3. О предквалификационном отборе
Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрела жалобу, мотивированную тем, что конкурсной комиссией принято необоснованное решение о признании заявки заявителя не соответствующей дополнительным требованиям, установленным в конкурсной документации, по результатам предквалификационного отбора.
Комиссия, рассмотрев жалобу, установила, что согласно положениям документации, участнику закупки в составе заявки на участие в конкурсе необходимо представить, в том числе, копию (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ, исполненных в течение 3 лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в настоящей документации.
Изучив заявку заявителя на участие в конкурсе, комиссия установила, что в составе заявки заявителя на участие в конкурсе содержится копия договора строительного подряда от 16.11.2012 N 2012/11/37. Вместе с тем, заявка заявителя на участие в Конкурсе не содержит акта выполненных работ по договору, что не соответствует требованиям Конкурсной документации, в связи с чем довод заявителя признан необоснованным.
При проведении внеплановой проверки в действиях заказчика установлены нарушения Закона о контрактной системе, выразившиеся в неустановлении в документации надлежащего порядка оценки заявок, неустановлении надлежащего размера пени за каждый день просрочки исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом, а также в отказе от проведения закупки с нарушением срока, установленного Законом о контрактной системе.
Решение Комиссии ФАС России по делу от 08.12.2014 N К-1802-1/14
Номер извещения 0135200000514001421
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Конкурса. По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа, принявших необоснованное решение о признании заявки Заявителя не соответствующей дополнительным требованиям, установленным в Конкурсной документации, по результатам предквалификационного отбора.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) - 17.10.2014;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 1 612 025 470 рублей;
3) на участие в Конкурсе подано 4 заявки от участников закупки;
4) по результатам предквалификационного отбора к участию в Конкурсе допущено 3 участника закупки;
5) извещение об отмене поставщика (подрядчика, исполнителя) опубликовано на Официальном сайте 05.12.2014.
1. Согласно части 4 статьи 56 Закона о контрактной системе в отношении участников конкурса с ограниченным участием наряду с требованиями, установленными частью 1, частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе, предъявляются дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе. При этом дополнительные требования применяются для осуществления предквалификационного отбора и не могут использоваться в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию: 1) финансовых ресурсов для исполнения контракта; 2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; 3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; 4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с частью 5 статьи 56 Закона о контрактной системе извещение о проведении конкурса с ограниченным участием и конкурсная документация наряду с информацией, предусмотренной статьями 49 и 50 Закона о контрактной системе, должны содержать указание на установленные в соответствии с частью 4 статьи 56 Закона о контрактной системе дополнительные требования к участникам закупки.
Согласно части 7 статьи 56 Закона о контрактной системе в течение не более чем десяти рабочих дней с даты вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе с ограниченным участием и (или) даты открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в таком конкурсе заказчик проводит предквалификационный отбор для выявления участников закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с частью 4 статьи 56 Закона о контрактной системе.
В соответствии с протоколом предквалификационного отбора от 26.11.2014 N 0135200000514001420-2 Заявитель признан несоответствующим дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, а именно: "требованию, установленному в ч. 2 п. 30 раздела 2 "Информационная карта конкурса с ограниченным участием" конкурсной документации и п. 1 Дополнительных требований, предъявляемых к участникам закупки отдельных товаров, работ, услуг, которые по причине их технической сложности, инновационного, высокотехнического или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1089. В составе заявки участника закупки не представлены документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, предусмотренным пп. 6.1 п. 20 раздела 2 "Информационная карта конкурса с ограниченным участием", а именно: копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ, исполненные в течение 3 лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в настоящей документации".
Подпунктом 6 пункта 20 информационной карты Конкурсной документации установлено, что участнику закупки в составе заявки на участие в Конкурсе необходимо представить, в том числе, копию (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ, исполненных в течение 3 лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в настоящей документации.
Изучив заявку Заявителя на участие в Конкурсе, представленную представителями Заказчика, Уполномоченного органа, Комиссия установила, что в составе заявки Заявителя на участие в Конкурсе содержится копия договора строительного подряда от 16.11.2012 N 2012/11/37 (далее - Договор), при этом стоимость Договора составляет 323 798 821,83 рубль. Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что заявка Заявителя на участие в Конкурсе не содержит акта выполненных работ по Договору, что не соответствует требованиям Конкурсной документации.
Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчиком, Уполномоченным органом, принято необоснованное решение о признании заявки Заявителя не соответствующей дополнительным требованиям, установленным в Конкурсной документации, по результатам предквалификационного отбора, не нашел своего подтверждения.
2. В соответствии с положениями Закона о контрактной системе заказчик обязан приложить к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок, проект контракта. При этом по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о закупке положениями Закона о контрактной системе не предусмотрена возможность изменения заказчиком положений проекта контракта, за исключением необходимости включения в проект контракта цены, условий или информации о товаре, предложенных победителем соответствующей закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
При этом частями 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определённый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила).
Следовательно, учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, размер неустойки (штрафа, пени) подлежит включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок.
Пунктом 6 Правил установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле, указанной в Правилах.
В пункте 8.3.1 проекта государственного контракта Заявителем установлено: "При нарушении Генеральным подрядчиком сроков начала и окончания выполнения Работ, предусмотренных Контрактом и Календарным графиком, а также в случае нарушения Генеральным подрядчиком установленных Государственным заказчиком сроков устранения обнаруженных последним недостатков (дефектов) Генеральный подрядчик по требованию Государственного заказчика уплачивает пеню, в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка РФ от цены Контракта, уменьшенную на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных Контрактом и фактически исполненных Генеральным подрядчиком за каждый день просрочки исполнения обязательства. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного Контрактом, до фактического его выполнения, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063".
Таким образом, Заказчиком, Уполномоченным органом в проекте контракта Конкурсной документации не установлен соответствующий требованиям Правил размер пени за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом.
Вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают часть 7 статьи 34 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с частью 3 статьи 56 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных статьей 56 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
При этом согласно пункту 3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила оценки), "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил оценки, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил оценки установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил оценки в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В Конкурсной документации установлен, в том числе критерий оценки заявок "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
По указанному критерию оценки установлен показатель "Деловая репутация участника закупки":
"Предметом оценки по данному показателю является количество копий положительных отзывов о деловой репутации участника закупки, представленных от заказчиков.
В качестве подтверждения по данному показателю участник конкурса представляет копии положительных отзывов заказчиков о ранее выполненных участником конкурса работах по строительству объектов аналогичных настоящему объекту закупки, с приложением копий контрактов (договоров), исполненных участником закупки в полном объеме в течение 3 лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе.
Оцениваться будут только копии положительных отзывов заказчиков о ранее выполненных участником конкурса работах по строительству объектов аналогичных настоящему объекту закупки, с приложением копий контрактов (договоров), исполненных участником закупки в полном объеме в течение 3 лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе".
Вместе с тем, Заказчиком, Уполномоченным органом в Конкурсной документации не указаны показатели, определяющие критерии отнесения ранее выполненных работ по строительству к аналогичным предмету Конкурса.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, не установивших в Конкурсной документации надлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, не соответствуют пункту 9 части 1 статьи 50 и нарушают часть 3 статьи 56 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. В соответствии с частью 1 статьи 36 Закона о контрактной системе заказчик вправе отменить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) по одному и более лоту, за исключением проведения запроса предложений, не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе либо не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок. После размещения в единой информационной системе извещения об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик не вправе вскрывать конверты с заявками участников закупки или открывать доступ к поданным в форме электронных документов заявкам. В этом случае заказчик не позднее следующего рабочего дня после даты принятия решения об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) обязан внести соответствующие изменения в план-график.
Согласно извещению о проведении Конкурса, дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 17.11.2014.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что Заказчиком, Уполномоченным органом после окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе, а именно 05.12.2014, на Официальном сайте размещено извещение об отмене поставщика (подрядчика, исполнителя) от 05.12.2014 N ИО1.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, отменивших определение поставщика (подрядчика, исполнителя) после окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе, нарушают часть 1 статьи 36 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В связи с тем, что Заказчиком, Уполномоченным органом отменено определение поставщика (подрядчика, исполнителя), Комиссия приходит к выводу о невозможности выдачи предписания об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия решила признать жалобу необоснованной, признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения части 7 статьи 34, части 1 статьи 36, части 3 статьи 56 Закона о контрактной системе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, январь 2015)
Материал подготовлен для компании "Гарант" заместителем начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Гриненко А.В.