Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 10 декабря 2014 г. N 31-АПГ14-5
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Анишиной В.И.,
судей Александрова В.Н. и Никифорова С.Б.
при секретаре Костереве Д.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по апелляционной жалобе Кабинета Министров Чувашской Республики
на решение Верховного Суда Чувашской Республики от 28 августа 2014 года, которым удовлетворено заявление заместителя прокурора Чувашской Республики
о признании недействующими отдельных положений Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам в Чувашской Республике медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 декабря 2013 г. N 539.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Анишиной В.И., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
25 декабря 2013 года Кабинетом Министров Чувашской Республики принято постановление N 539, которым утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам в Чувашской Республике медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов (далее - территориальная программа).
Первоначальный текст постановления опубликован в изданиях Портал органов власти Чувашской Республики в сети Интернет http://www.cap.ru, 30 декабря 2013 г., "Вести Чувашии" 18 января 2014 г., N 2, "Собрание законодательства Чувашской Республики", N 12, часть 1, 2013, ст. 1413 (дата выхода - 5 апреля 2014).
Заместитель прокурора Чувашской Республики обратился в суд с заявлением о признании не действующими со дня вступления решения суда в законную силу абзацев четыре, пять, семь, девять, одиннадцать, четырнадцать, пятнадцать, семнадцать, девятнадцать, двадцать первого в части установления нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики, а также абзацев двадцать второго и двадцать третьего раздела VI территориальной программы, ссылаясь на то, что установленные в них нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи и подушевые нормативы финансового обеспечения на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 г.г. ниже нормативов, установленных Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 932.
Решением Верховного Суда Чувашской Республики от 28 августа 2014 года заявление заместителя прокурора Чувашской Республики удовлетворено, признаны не действующими со дня вступления в законную силу решения суда абзацы четвертый, пятый, седьмой, девятый, одиннадцатый, четырнадцатый, пятнадцатый, семнадцатый, девятнадцатый, двадцать первый в части установления нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики и абзацы двадцать второй, двадцать третий раздела VI территориальной программы (в редакции постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 мая 2014 года N 151).
В апелляционной жалобе Кабинет Министров Чувашской Республики просит решение отменить, производство по делу прекратить.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления и апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, последние не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Полномочия и ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан определяются Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования, согласно пункту 3 части 1 статьи 16 названного Федерального закона относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
По смыслу части 1 статьи 81 указанного Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, которая утверждается Правительством Российской Федерации, утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
В рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают, в том числе, объем медицинской помощи в расчете на одного жителя, стоимость объема медицинской помощи с учетом условий ее оказания, подушевой норматив финансирования (часть 2 статьи 81 этого же Федерального закона).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 932 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов (далее - федеральная программа), включающая в себя базовую программу обязательного медицинского страхования, которая определяет права застрахованных лиц на бесплатное оказание им за счёт средств обязательного медицинского страхования на всей территории Российской Федерации медицинской помощи и устанавливает единые требования к территориальным программам обязательного медицинского страхования (статья 35 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 36 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" территориальная программа обязательного медицинского страхования также формируется в соответствии с требованиями и показателями, установленными базовой программой обязательного медицинского страхования.
Содержание приведённых норм федерального законодательства в системном единстве с положениями части 3 статьи 81 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ и статьи 8 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ, согласно которым субъекты Российской Федерации вправе предусмотреть при условии выполнения финансовых нормативов, установленных программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, дополнительные виды, условия и объёмы оказания медицинской помощи, в том числе предусматривающие возможность повышения усреднённых показателей, утверждённых стандартами медицинской помощи, а также дополнительных объёмов страхового обеспечения по страховым случаям, установленным базовой программой обязательного медицинского страхования, дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой обязательного медицинского страхования, подтверждает вывод суда первой инстанции о том, что программа должна соответствовать федеральной программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, что предусмотренные федеральной программой нормативы, рассчитанные как средние показатели, являются государственной гарантией равного права всех граждан Российской Федерации на получение бесплатной медицинской помощи, следовательно, не могут быть определены субъектами Российской Федерации в территориальных программах в меньшем размере.
Разрешая дело, суд установил, что средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, оказываемой в соответствии с федеральной программой, для целей формирования территориальных программ на 2014 год составляют:
средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи для целей формирования территориальных программ на 2014 год составляют:
на 1 посещение с профилактической и иными целями при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (далее - соответствующие бюджеты) - 360 рублей, за счет средств обязательного медицинского страхования - 318,4 рубля;
на 1 обращение по поводу заболевания при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств соответствующих бюджетов - 1044 рубля, за счет средств обязательного медицинского страхования - 932,8 рубля;
на 1 пациенто-день лечения в условиях дневных стационаров за счет средств соответствующих бюджетов - 559,4 рубля, за счет средств обязательного медицинского страхования - 1227,9 рубля;
на 1 случай госпитализации в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, за счет средств соответствующих бюджетов - 61732,8 рубля, за счет средств обязательного медицинского страхования - 19186,2 рубля;
на 1 койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих паллиативную медицинскую помощь в стационарных условиях (включая больницы сестринского ухода), за счет средств соответствующих бюджетов - 1654,3 рубля.
Средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, оказываемой в соответствии с Программой, на 2015 и 2016 годы составляют:
на 1 посещение с профилактической и иными целями при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств соответствующих бюджетов - 448,9 рубля на 2015 год, 468,2 рубля на 2016 год, за счет средств обязательного медицинского страхования - 351 рубль на 2015 год, 355,5 рубля на 2016 год;
на 1 обращение по поводу заболевания при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств соответствующих бюджетов - 1256,9 рубля на 2015 год, 1310,9 рубля на 2016 год, за счет средств обязательного медицинского страхования - 1023,2 рубля на 2015 год, 1066,5 рубля на 2016 год;
на 1 пациенто-день лечения в условиях дневных стационаров за счет средств соответствующих бюджетов - 734,5 рубля на 2015 год, 766,8 рубля на 2016 год, за счет средств обязательного медицинского страхования - 1309,1 рубля на 2015 год и 1323,4 рубля на 2016 год;
на 1 случай госпитализации в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, за счет средств соответствующих бюджетов - 79668,6 рубля на 2015 год, 83094 рубля на 2016 год, за счет средств обязательного медицинского страхования - 22452,3 рубля на 2015 год, 23544,2 рубля на 2016 год;
на 1 койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих паллиативную медицинскую помощь в стационарных условиях (включая больницы сестринского ухода), за счет средств соответствующих бюджетов - 2137 рублей на 2015 год, 2228,9 рубля на 2016 год.
Средние подушевые нормативы финансирования, предусмотренные Программой (без учета расходов федерального бюджета), составляют:
в 2014 году - 10294,4 рубля, в 2015 году - 12096,7 рубля, в 2016 году - 12642,1 рубля, в том числе за счет средств обязательного медицинского страхования на финансирование базовой программы обязательного медицинского страхования за счет субвенций Федерального фонда обязательного медицинского страхования в 2014 году - 6962,5 рубля, в 2015 году - 8481,5 рубля, в 2016 году - 8863,2 рубля.
Разделом VI территориальной программы установлены, в том числе нормативы объемов медицинской помощи и финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансового обеспечения территориальной программы.
Нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, оказываемой в соответствии с территориальной программой, на 2014 год составляют:
на 1 посещение с профилактической и иными целями при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики - 238,0 рубля, за счет средств ОМС - 358,4 рубля;
на 1 обращение по поводу заболевания при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики - 685,0 рубля, за счет средств ОМС - 1050,1 рубля;
на 1 пациенто-день лечения в условиях дневных стационаров за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики - 349,4 рубля, за счет средств ОМС (с учетом применения вспомогательных репродуктивных технологий (экстракорпорального оплодотворения) - 1317,4 рубля;
на 1 случай госпитализации в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики - 40114,3 рубля, за счет средств ОМС - 21790,3 рубля;
на 1 койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих паллиативную медицинскую помощь в стационарных условиях (включая больницы сестринского ухода), за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики - 348,2 рубля.
Нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, оказываемой в соответствии с Программой, на 2015 и 2016 годы в среднем составляют:
на 1 посещение с профилактической и иными целями при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики - 239,0 рубля на 2015 год, 218,3 рубля на 2016 год, за счет средств ОМС - 362,5 рубля на 2015 год, 372,5 рубля на 2016 год;
на 1 обращение по поводу заболевания при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики - 669,1 рубля на 2015 год, 611,9 рубля на 2016 год, за счет средств ОМС - 1056,8 рубля на 2015 год, 1117,6 рубля на 2016 год;
на 1 пациенто-день лечения в условиях дневных стационаров за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики - 391,0 рубля на 2015 год, 357,5 рубля на 2016 год, за счет средств ОМС (с учетом применения вспомогательных репродуктивных технологий (экстракорпорального оплодотворения) - 1350,4 рубля на 2015 год, 1384,4 рубля на 2016 год;
на 1 случай госпитализации в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики - 42402,3 рубля на 2015 год, 38740,6 рубля на 2016 год, за счет средств ОМС - 23188,8 рубля на 2015 год, 24671,7 рубля на 2016 год;
на 1 койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих паллиативную медицинскую помощь в стационарных условиях (включая больницы сестринского ухода), за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики - 326,9 рубля на 2015 год, 334,3 рубля на 2016 год.
Подушевые нормативы финансирования в Чувашской Республике, предусмотренные территориальной программой (без учета расходов федерального бюджета), составляют: в 2014 году - 9719,5 рубля, в 2015 году - 10184,1 рубля, в 2016 году - 10610,1 рубля, в том числе за счет средств ОМС на финансирование базовой программы ОМС в 2014 году - 8198,1 рубля, в 2015 году - 8618,5 рубля, в 2016 году - 9144,4 рубля.
Суд первой инстанции, сопоставив оспариваемые абзацы четвертый, пятый, седьмой, девятый, одиннадцатый, четырнадцатый, пятнадцатый, семнадцатый, девятнадцатый, двадцать первый в части установления нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики, а также абзацы двадцать второй и двадцать третий раздела VI указанной территориальной программы с нормами федеральной программы, сделал правильный вывод об установлении Кабинетом Министров Чувашской Республики перечисленных нормативов в меньшем объёме по сравнению с нормативами, утверждёнными Правительством Российской Федерации.
При таких обстоятельствах Судебная коллегия находит обоснованным вывод суда первой инстанции о противоречии указанных положений территориальной программы федеральному законодательству. Обжалуемое решение суда законно и обоснованно, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Чувашской Республики от 28 августа 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Кабинета Министров Чувашской Республики - без удовлетворения.
Председательствующий |
Анишина В.И. |
Судьи |
Александров В.Н. |
|
Никифоров С.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 10 декабря 2014 г. N 31-АПГ14-5
Текст определения официально опубликован не был