Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 26 ноября 2014 г. N 74-АПГ14-17
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Анишиной В.И.,
судей Калининой Л.A. и Меркулова В.П.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело
по апелляционной жалобе Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
на решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 21 июля 2014 года, которым признаны противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению часть 2 статьи 8 Закона Республики Саха (Якутия) от 17 октября 2002 года 56-З N 449-II "Об Уполномоченном по правам человека в Республике Саха (Якутия)" в той части, в какой эта норма не устанавливает сроки принятия Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) постановления о назначении Уполномоченного по правам человека в Республике Саха (Якутия) в случае досрочного прекращения полномочий предыдущего Уполномоченного, и статья 11 указанного Закона Республики Саха (Якутия), со дня вступления в законную силу решения суда.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.A., объяснения представителя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Оконешникова В.Ю., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение законным и обоснованным и поэтому не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:
согласно части 2 статьи 8 Закона Республики Саха (Якутия) от 17 октября 2002 года 56-З N 449-II "Об Уполномоченном по правам человека в Республике Саха (Якутия)" Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) принимает постановление о назначении на должность Уполномоченного не позднее 30 дней со дня истечения срока полномочий предыдущего Уполномоченного.
В силу статьи 11 Закона Республики Саха (Якутия) от 17 октября 2002 года 56-З N 449-II "Об Уполномоченном по правам человека в Республике Саха (Якутия)" Уполномоченный по правам человека в Республике Саха (Якутия) не может находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной либо иной творческой деятельности (часть 1), а также не может открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами (часть 3).
Заместитель прокурора Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению части 2 статьи 8 и статьи 11 Закона Республики Саха (Якутия) от 17 октября 2002 года 56-З N 449-II "Об Уполномоченном по правам человека в Республике Саха (Якутия)" (далее - Закон).
В обоснование заявления прокурор сослался на то, что в части 2 статьи 8 Закона нет ясности в вопросе о сроках принятия решения о назначении Уполномоченного по правам человека в Республике Саха (Якутия) в случае досрочного прекращения полномочий предыдущего лица, замещавшего эту должность, что свидетельствует о неясности правового регулирования; в статье 11 Закона не в полном объёме предусмотрены ограничения, установленные статьёй 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", что противоречит федеральному законодательству.
Решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 21 июля 2014 года признаны недействующими часть 2 статьи 8 Закона Республики Саха (Якутия) от 17 октября 2002 года 56-З N 449-II "Об Уполномоченном по правам человека в Республике Саха (Якутия)" в той части, в какой эта норма не устанавливает сроки принятия Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) постановления о назначении Уполномоченного по правам человека в Республике Саха (Якутия) в случае досрочного прекращения полномочий предыдущего Уполномоченного, и статья 11 этого же Закона субъекта Российской Федерации.
В апелляционной жалобе Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции в части признания противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению части 2 статьи 8 Закона Республики Саха (Якутия) от 17 октября 2002 года 56-З N 449-II "Об Уполномоченном по правам человека в Республике Саха (Якутия)" в той части, в какой эта норма не устанавливает сроки принятия Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) постановления о назначении Уполномоченного по правам человека в Республике Саха (Якутия) в случае досрочного прекращения полномочий предыдущего Уполномоченного.
В остальной части решение не оспаривается.
Относительно апелляционной жалобы прокурором отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Республики Саха (Якутия) представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно апелляционной жалобы, представления, и вправе в интересах законности проверить решение суда первой инстанции в полном объёме (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Под законностью, как это следует из содержания статьи 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, законодатель понимает правильное рассмотрение и разрешение дела в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Основаниями для отмены решения в апелляционном порядке являются обстоятельства, перечисленные в статье 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене ввиду отсутствия обстоятельств, влекущих отмену решения в апелляционном порядке.
Порядок назначения на должность и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека в Республике Саха (Якутия) регулируется главой II Закона Республики Саха (Якутия) от 17 октября 2002 года 56-З N 449-II "Об Уполномоченном по правам человека в Республике Саха (Якутия)" (статьи 6-12), которой предусматривается, что полномочия Уполномоченного по правам человека в Республике Саха (Якутия) прекращаются либо по истечении пятилетнего срока осуществления полномочий (часть 1 статьи 10), либо в связи с досрочным освобождением от должности в случаях, установленных статьёй 12 Закона.
С учётом возможности прекращения полномочий Уполномоченного по правам человека в Республике Саха (Якутия) как в связи с истечением срока их осуществления, так и досрочно, частью 2 статьи 7 Закона Республики Саха (Якутия) от 17 октября 2002 года 56-З N 449-II "Об Уполномоченном по правам человека в Республике Саха (Якутия)" установлено, что предложение о кандидатуре на должность Уполномоченного вносится Президентом Республики Саха (Якутия) в Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) в течение месяца до окончания срока полномочий предыдущего Уполномоченного либо со дня досрочного освобождения от должности Уполномоченного.
Между тем, часть 2 статьи 8 Закона Республики Саха (Якутия) от 17 октября 2002 года 56-З N 449-II "Об Уполномоченном по правам человека в Республике Саха (Якутия)", предусматривая срок принятия Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) постановления о назначении на должность Уполномоченного по правам человека в Республике Саха (Якутия) в случае истечения срока осуществления полномочий предыдущего Уполномоченного, в то же время не определяет срок принятия такого постановления в случае досрочного освобождения от должности Уполномоченного.
В связи с этим, суд сделал правильный вывод о том, что часть 2 статьи 8 Закона Республики Саха (Якутия) от 17 октября 2002 года 56-З N 449-II "Об Уполномоченном по правам человека в Республике Саха (Якутия)" допускает неопределённость в правовом регулировании, которая исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", является самостоятельным основанием для признания оспариваемой нормы не действующей в части, указанной судом.
Ввиду изложенного и принимая во внимание, что доводов, влекущих безусловную отмену решения суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приводится, Судебная коллегия не находит поводов для отмены правильного по существу решения суда.
Руководствуясь статьями 199, 327, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 21 июля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) - без удовлетворения.
Председательствующий |
Анишина В.И. |
Судьи |
Калинина Л.A. |
|
Меркулов В.П. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 26 ноября 2014 г. N 74-АПГ14-17
Текст определения официально опубликован не был