Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 10 декабря 2014 г. N 83-АПГ14-25
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Анишиной В.И.,
судей Абакумовой И.Д. и Александрова В.Н.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по апелляционной жалобе Миронова Ю.Н.
на решение Брянского областного суда от 11 августа 2014 года, которым ему отказано в удовлетворении заявления о признании недействующими отдельных положений пунктов 6 и 7 статьи 9 Закона Брянской области от 23 января 2008 г. N 4-З "О выборах депутатов Брянской областной Думы".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Анишиной В.И., объяснения представителя Правительства Брянской области Зубаревой К.В., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
27 декабря 2007 года Брянской областной Думой принят и 23 января 2008 года Губернатором Брянской области подписан Закон Брянской области N 4-З "О выборах депутатов Брянской областной Думы" (далее - Закон), первоначальный текст которого опубликован в издании Информационный бюллетень "Официальная Брянщина" 28 января 2008 г., N 2.
В соответствии с пунктом 6 статьи 9 указанного Закона списки избирателей по избирательным участкам, образованным в местах временного пребывания избирателей (больницы, санатории, дома отдыха, места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и другие места временного пребывания), составляются участковыми избирательными комиссиями не позднее дня, предшествующего дню голосования, на основании данных, представляемых руководителями соответствующих учреждений. При этом сообщения о факте включения указанных избирателей в список избирателей по месту временного пребывания избирателей направляются в территориальную избирательную комиссию.
Согласно пункту 7 статьи 9 этого же Закона в списки избирателей включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным правом. Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт нахождения его места жительства на территории этого участка, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом, настоящим Законом, - факт временного пребывания гражданина на территории этого участка (при наличии у гражданина активного избирательного права). Факт нахождения места жительства либо временного пребывания гражданина на территории определенного избирательного участка устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом, настоящим Законом, - другими уполномоченными на то органами, организациями и должностными лицами.
Избиратели, обучающиеся по очной форме обучения и зарегистрированные по месту пребывания в общежитии (по месту нахождения образовательного учреждения), включаются в список избирателей по месту нахождения общежития (образовательного учреждения). Информация об этом передается в участковую избирательную комиссию избирательного участка, где данный избиратель включен в список избирателей по месту жительства, через территориальную избирательную комиссию. Участковая избирательная комиссия в соответствующей строке списка избирателей делает отметку: "Включен в список избирателей на избирательном участке N" с указанием номера избирательного участка.
Миронов Ю.Н. обратился в Брянский областной суд с заявлением о признании недействующими пункта 6 статьи 9 Закона в части слов "списки избирателей по избирательным участкам, образованным в местах временного пребывания избирателей (больницы, санатории, дома отдыха, места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и другие места временного пребывания), составляются участковыми избирательными комиссиями не позднее дня, предшествующего дню голосования, на основании данных, представляемых руководителями соответствующих учреждений" и пункта 7 статьи 9 Закона в части слов "основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт нахождения его места жительства на территории этого участка", ссылаясь на то, что оспариваемыми им положениями Закона его право избирать угодного ему кандидата нивелируется другими избирателями, не имеющими такого права, что приводит к искажению результатов выборов из-за приписывания голосов таких избирателей.
По мнению заявителя, оспариваемые нормы не соответствуют пункту 17 статьи 17 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Решением Брянского областного суда от 11 августа 2014 года заявление Миронова Ю.Н. оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Миронов Ю.Н. просит решение суда отменить, как вынесенное с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда и считает его по существу правильным.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 3 Конституции Российской Федерации народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
Согласно части 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Законодательной основой регулирования отношений, связанных с реализацией конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, является Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", имеющий прямое действие и подлежащий применению на всей территории Российской Федерации (пункты 1 и 2 статьи 1).
В силу подпункта 18 статьи 2 указанного Федерального закона избиратель - гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом.
Пунктом 1 статьи 4 этого же Федерального закона установлено, что гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать, быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования, голосовать на референдуме, а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, - быть избранным депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, выборным должностным лицом.
Реализуется активное избирательное право граждан по месту их жительства, в пределах сформированного в установленном законом порядке избирательного округа. Пребывание гражданина Российской Федерации вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено его место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления. Законом возможность реализовать активное избирательное право предоставляется гражданину, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа (пункт 4 статьи 4 названного Федерального закона).
Регистрация (учет) избирателей, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, осуществляется главой местной администрации муниципального района, городского округа; основанием для регистрации (учета) избирателей на территории муниципального образования является факт нахождения места жительства (в отношении вынужденных переселенцев - факт временного пребывания) избирателей на соответствующей территории; указанный факт устанавливается на основании сведений, представляемых органами, осуществляющими регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (пункт 2 статьи 16 приведенного Федерального закона).
Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт нахождения его места жительства на территории этого участка, а в случаях, предусмотренных законом, - факт временного пребывания гражданина на территории этого участка (при наличии у гражданина активного избирательного права) либо наличие у гражданина открепительного удостоверения; факт нахождения места жительства или временного пребывания гражданина на территории определенного избирательного участка устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, - другими уполномоченными на то органами, организациями и должностными лицами (пункт 4 статьи 17 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ).
Согласно пункту 17 статьи 17 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ избиратели, участники референдума, находящиеся в местах временного пребывания, работающие на предприятиях с непрерывным циклом работы и занятые на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены), а также избиратели, участники референдума из числа военнослужащих, находящихся вне места расположения воинской части, решением участковой комиссии могут быть включены в список избирателей, участников референдума на избирательном участке, участке референдума по месту их временного пребывания по личному письменному заявлению, поданному в участковую комиссию не позднее чем за три дня до дня голосования.
В соответствии с частью 6 статьи 5 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания и снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания в гостинице, санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в медицинской организации или другом подобном учреждении, учреждении уголовно исполнительной системы, исполняющем наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, производятся соответственно по его прибытии и выбытии администрацией соответствующего учреждения.
Отказывая в удовлетворении заявленных Мироновым Ю.Н. требований, суд исходил из того, что оспариваемые им нормы полностью соответствуют пункту 4 статьи 17 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и направлены на реализацию гарантий активного избирательного права граждан, путем предоставления им возможности проголосовать в местах, где они в силу различных обстоятельств (служебных, семейных, по состоянию здоровья и т.д.) вынуждены пребывать в день голосования.
Судебная коллегия считает верным вывод суда о том, что предусмотренный оспариваемым Законом Брянской области порядок предоставления данных об избирателях, находящихся в местах временного пребывания, руководителем соответствующего учреждения, не противоречит положениям Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, поскольку в силу части 6 статьи 5 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I регистрация граждан по месту временного пребывания производится именно администрацией соответствующего учреждения.
Суждения заявителя о противоречии оспариваемых норм федеральному законодательству основаны на неправильном, произвольном толковании норм права, а указание на нарушение его избирательных прав данным регулированием избирательных процедур носит надуманный, не подтвержденный какими-либо доказательствами, характер.
Проверяя положения оспариваемых пунктов 6 и 7 статьи 9 Закона на соответствие пункту 17 статьи 17 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ суд не установил каких-либо противоречий, обоснованно указав на то, что данный вопрос разрешён в пункте 15 статьи 9 Закона Брянской области, согласно которому избиратели, находящиеся в местах временно пребывания, работающие на предприятиях с непрерывном циклом работы и занятые на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены), а также избиратели из числа военнослужащих, находящихся вне места расположения воинской части, решением участковой избирательной комиссии могут быть включены в список избирателей на избирательном участке по месту их временного пребывания по личному письменному заявлению, поданному в участковую избирательную комиссию не позднее чем за три дня до дня голосования.
Оспариваемые положения никоим образом не исключают необходимость обращения граждан с таким заявлением, в связи с чем ссылки заявителя в названной части являются так же необоснованными.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Брянского областного суда от 11 августа 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Миронова Ю.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Анишина В.И. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Александров В.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 10 декабря 2014 г. N 83-АПГ14-25
Текст определения официально опубликован не был