Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 3 октября 2014 г. N 03-07-08/49635
Вопрос
Об определении в целях НДС места реализации строительных работ и проектных услуг, осуществляемых российской организацией в Абхазии, Южной Осетии, Кыргызстане и Таджикистане.
Ответ
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о применении налога на добавленную стоимость в отношении строительных работ и проектных услуг, осуществляемых российскими организациями в Абхазии, Южной Осетии, Кыргызстане, Таджикистане, и сообщает.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен статьей 148 Кодекса.
Согласно положениям подпункта 1 пункта 1 и подпункта 1 пункта 1.1 статьи 148 Кодекса место реализации работ (услуг), непосредственно связанных с недвижимым имуществом (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов), определяется по месту нахождения недвижимого имущества, в отношении которого выполняются работы (оказываются услуги). При этом к таким работам (услугам) относятся, в частности, строительные работы.
Таким образом, местом реализации строительных работ, выполняемых российскими организациями на территории иностранного государства, в том числе на территориях Республики Абхазия, Республики Южная Осетия, Кыргызской Республики, Республики Таджикистан, территория Российской Федерации не признается независимо от того, кому (российским или иностранным лицам) принадлежит право собственности на объекты недвижимого имущества. Соответственно, такие работы налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации не облагаются.
Согласно пункту 3 статьи 148 Кодекса в случае, если организацией выполняется (оказывается) несколько видов работ (услуг) и реализация одних работ (услуг) носит вспомогательный характер по отношению к реализации других работ (услуг), местом реализации вспомогательных работ (услуг) признается место реализации основных работ (услуг). В связи с этим если российская организация является исполнителем как строительных работ, так и проектных услуг и выполнение проектных услуг носит вспомогательный характер по отношению к строительным работам, то место реализации таких вспомогательных проектных услуг определяется по месту реализации основных строительных работ и их налогообложение налогом на добавленную стоимость осуществляется в порядке, предусмотренном для этих основных работ.
Что касается применения налога на добавленную стоимость в отношении проектных услуг, оказываемых в качестве основных услуг, то в соответствии с положениями подпункта 4 пункта 1 и подпункта 4 пункта 1.1 статьи 148 Кодекса место реализации таких услуг определяется по месту осуществления деятельности покупателя услуг. При этом местом осуществления деятельности покупателя услуг считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия покупателя данных услуг на основу государственной регистрации организации, а при ее отсутствии или в отношении филиалов и представительств указанной организации - на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организацией, места нахождения ее постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства (если услуги приобретены через это постоянное представительство). Поэтому местом реализации проектных услуг, оказываемых российской организацией на основании договора с другой российской организацией, признается территория Российской Федерации и такие услуги облагаются налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации в общеустановленном порядке.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора |
О.Ф. Цибизова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 3 октября 2014 г. N 03-07-08/49635
Текст письма опубликован в журнале "Акты и комментарии для бухгалтера", декабрь 2014 г., N 23