Санитарные правила по оформлению школьных учебников
(утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 5 марта 1976 г. N 1405-76)
19 ноября 1993 г.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 апреля 1998 г. N 17 с 1 августа 1998 г. взамен настоящих Санитарных правил введены в действие СанПиН 2.4.7.702-98
Чтение является одним из основных способов восприятия учебного материала школьниками, а также основным видом учебной деятельности детей в школе и дома.
Процесс чтения связан с напряжением органа зрения, которое в значительной степени определяется качеством оформления учебника: размером наборного знака (шрифта), его рисунком и начертанием, интенсивностью и равномерностью печати, цветом бумаги и другими элементами оформления. Особенно велико значение качества издания для детей младшего школьного возраста в связи с возрастными особенностями зрительного восприятия и недостаточным развитием у них навыка чтения, что делает сам по себе процесс чтения трудным и утомительным.
Качество полиграфических материалов и бумаги определяет санитарное состояние учебника. Низкое качество переплета, использование шероховатой, рыхлой, непроклеенной бумаги (легко впитывающей влагу) способствует быстрому загрязнению и порче учебника, что затрудняет воспитание гигиенических навыков и может оказаться небезопасным в эпидемическом отношении.
Употребление больших форматов, утяжеленных переплетов, толстой бумаги, завышение объема учебника делают его неудобным в использовании, увеличивают вес ежедневно переносимого школьниками груза.
Государственный санитарный надзор за изданием школьных учебников осуществляется путем:
а) выборочной проверки соответствия производственной спецификации на каждое издание учебников до их массового выпуска, гигиеническим требованиям, изложенным в настоящих "Санитарных правилах". Сопоставляются основные элементы внешнего оформления учебника, переплета, способ комплектования и скрепления (брошюровки), наименование и номер бумаги, плотность набора, гарнитура, кегель основного шрифта, выделения в тексте и др;
б) выборочного отбора изданных учебников и последующего проведения их гигиенической экспертизы. Схема проведения гигиенической экспертизы дана в приложении 1.
Гигиенические требования, предъявляемые к основным элементам оформления учебников (гарнитура, размер шрифта, длина строки и другие показатели) определяются возрастными особенностями детей, в частности особенностями развития зрительного анализатора.
Величина зрительной нагрузки при чтении зависит от условий видимости и удобочитаемости.
Видимость текста определяется: качеством бумаги (цвет, просвечиваемость, гладкость); качеством печати (контрастность наборного знака и фона, насыщенность и прочность краски).
Удобочитаемость определяется: характером печатных знаков (размер шрифта - кегель), гарнитурой (рисунок шрифта) и цветом печатной краски; форматом полосы набора и характером расположения на странице (длина строки, межстрочные расстояния-интерлиньяж, размер полей).
1. Гигиенические требования к бумаге
1.1. Бумага, предназначенная для изготовления учебников, должна обеспечивать хорошую видимость печатного текста и способствовать удовлетворительному санитарному состоянию учебника - быть белой или слегка желтоватого цвета, с коэффициентом отражения от 70% до 80%, что обеспечивает достаточный контраст между печатными знаками и фоном.
1.2. Поверхность бумаги должна быть ровной, гладкой (не менее 30-40 сек. для бумаги машинной гладкости и 100-150 сек. для глазированной бумаги), чистой, без волосков и пятен, равномерно выделанной, без значительного глянца (8-10° по Кизеру; 4-5% по гляриметру).
1.3. Исключен.
См. текст пункта 1.3
Изменением N 1 от 19 ноября 1993 г. пункт 1.4 изложен в новой редакции
Из существующих видов бумаги гигиеническим требованиям в большей степени удовлетворяют типографская 1 по ГОСТ 9095-89 и офсетная 1 и 2 по ГОСТ 9094-89. При отсутствии этих видов бумаги и до разработки и внедрения специальной бумаги, предназначенной для школьных учебников, допускается использование типографской бумаги 2 по ГОСТ 9095-89, при этом качество бумаги должно соответствовать всем показателям, указанным в этих ГОСТах (обращая особое внимание на плотность и белизну).
Запрещается для печатания учебников применять бумагу типографскую 3 и газетную.
1.5. Для форзаца * используется плотная бумага - офсетная N 1 и форзацная.
1.6. Бумага, отобранная или специально изготовленная для издания учебников, должна получать выборочную гигиеническую оценку как в чистом виде, так и с напечатанным на ней текстом или рисунками, выполненными в черно-белом и цветном вариантах, в количестве не менее одного печатного листа.
Приборы, применяемые для исследования бумаги см. приложение 2.
2. Гигиенические требования к печати текста
2.1. Печать школьных учебников должна быть четкой, интенсивно черного цвета и равномерной. Не допускается печать текста с нечетким, "рваным" и серым очком.
2.1.1. Для заголовков, обозначения структурных элементов учебника, выводов и правил, выделения отдельных слов, элементов формул могут использоваться:
а) печать текста цветными красками - голубой и красной средней насыщенности - на белой бумаге (белом фоне);
б) черный текст (шрифт) на цветной плашке (желтой, оранжевой, светло-зеленой, светло-голубой);
в) выворотка (белый текст) на красной плашке.
2.2. Гигиенические требования к шрифту
2.2.1. При оценке шрифта определению подлежит рисунок шрифта (гарнитура) и основные его размеры (высота, толщина штрихов и т.д.).
2.2.2. Основные требования к рисунку шрифта для издания учебников, особенно для детей младшего возраста, обеспечивающие удобочитаемость шрифта, состоят в:
- простоте очертания букв, четкости, определяемой индивидуальной выразительностью букв и достаточной величиной внутрибуквенных просветов, создающих приближение формы буквы к квадрату (для детей старшего школьного возраста можно допустить отношение ширины буквы к высоте 1:1,5 и 1:1,75);
- умеренной контрастностью между основными (вертикальными) и соединительными (горизонтальными и наклонными) штрихами. Наилучшее соотношение толщины основных и соединительных штрихов 2:1 или 3:1.
2.2.3. Учебники должны набираться гарнитурами, отвечающими требованиям удобочитаемости и особенностям зрительного восприятия (таблица 1).
Рисунки шрифтов и образцы гарнитур приведены в ГОСТах 3489.2, 7, 9, 15, 17, 23, 26-71 и 3489.33, 35-72 "Шрифты типографские".
2.2.4. Гарнитуры Букварная, Азбука, а также крупные кегели Журнальной рубленой (до 20-го включительно) наиболее соответствуют особенностям "опознания" букв для начинающего обучаться чтению.
Буквари и другие учебники для I класса должны набираться Букварной, Азбукой или Журнальной рубленой гарнитурой прямого светлого начертания с небольшой разницей в толщине основных и соединительных штрихов, без засечек на концах букв.
Весь основной текст (печатный) букваря должен набираться одной гарнитурой. Смена рисунка шрифта на протяжении букваря недопустима. Новые буквы в букварях должны быть не рисованными, а наборными, не мельче кегеля 48.
Изменением N 1 от 19 ноября 1993 г. в пункт 2.2.5 внесены изменения
2.2.5. В младшем школьном возрасте (со II класса), когда дети переходят от опознавания отдельных букв к связному чтению, наиболее удобочитаемым становится шрифт с засечками на концах букв, которые как бы ведут взор читающего от буквы к букве. Этим требованиям удовлетворяет Школьная гарнитура.
В среднем и старшем школьном возрасте хорошие результаты по удобочитаемости наряду со Школьной дает Литературная гарнитура.
При использовании настольно-издательских систем для набора учебников для 8-11 классов допускается применение гарнитур Таймс, Гельветика".
2.2.6. Основной текст в учебниках должен набираться шрифтом прямым нормального светлого начертания.
Таблица 1
Шрифты, рекомендуемые для набора текстов учебников (для алфавитов на русской и латинской графических основах)
Учебники по классам |
Гарнитура |
Кегель *(1) |
Примечание |
|||
Основного шрифта |
ГОСТ 3489 Индекс, N |
дополнительного шрифта |
основного шрифта |
дополнительного шрифта |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Буквари |
Букварная Азбука Журнальная рубленая |
БI 7-71 AЗI не тестирован ЖРI 2-71 |
- |
48, 36, 28, 24, 20 |
- |
|
Учебники I класса |
Букварная Азбука Журнальная рубленая |
БI 7-71 AЗI не гостирован ЖРI 2-71 |
- |
16
18 *(3) |
- |
|
Учебники II класса |
Школьная Журнальная рубленая |
ШI 23-71 ЖРI 2-71 |
то же, что и в основном шрифте |
12 н/ш, 10 н/ш *(5) |
|
|
Учебники III-IV классов |
Школьная Литературная |
ШI 23-71 ЛI 33-72 |
то же, что и в основном шрифте Журнальная рубленая (для пояснительного текста) *(2) |
14, 12 н/ш |
10 н/ш |
|
Учебники V-VII классов |
Школьная Литературная |
ШI 23-71 ЛI 33-72 |
" |
10 н/ш |
9,8 н/ш *(6) |
Учебники иностранного языка для массовых школ (без углубленного изучения иностранного языка) кегель основного шрифта 12 |
Учебники VIII-X классов |
Школьная Литературная |
ШI 23-71 ЛI 33-72 |
" |
10 н/ш, 10 |
9,8 н/ш, 8 |
______________________________
*(1) Кегель - высота площадки литеры, выраженная в типографских пунктах (пункт равен 0,376 мм).
*(2) При применении этой гарнитуры кегель 10 в пояснительном тексте должен быть заменен на кегель 11.
*(3) Кегель 16 и 14 Журнальной рубленой гарнитуры имеет меньшую высоту, чем эти кегели других рекомендуемых гарнитур, поэтому при употреблении Журнальной рубленой гарнитуры требуются кегели большей величины.
*(4) Н/Ш - на шпонах. Шпоны - пробельный материал, устанавливаемый между строками для увеличения интерлиньяжа.
*(5) Только для подрисуночных подписей.
*(6) Об использовании петита в учебниках для среднего и старшего возраста см. п. 2.2.11.
В учебниках III-X классов дополнительный текст** допускается печатать шрифтом прямого и курсивного нормального, полужирного начертания, гарнитурой указанной в таблице 1.
Не допускается включать в текст рисованный шрифт, за исключением образцов прописей.
2.2.7. Выделение слов и фраз в тексте рекомендуется набирать прямым полужирным или жирным шрифтом; допускается курсив светлый или полужирный. Разрядка допускается лишь для отдельных слов.
2.2.8. Для набора заглавия учебника на титуле рекомендуется кегель 20 и выше.
Для набора титула и шмуцтитула *** следует употреблять только наборные крупнокегельные шрифты.
2.2.9. При санитарной оценке шрифта имеют значение размеры букв и их элементов, влияющих на степень удобочитаемости шрифта: высота букв, толщина основных и соединительных штрихов, расстояние между основными штрихами, определяемых по строчной букве "Н".
2.2.10. Размер шрифта в учебниках должен соответствовать возрастным особенностям зрительного восприятия и степени развития навыка чтения. От младшего к старшему школьному возрасту следует постепенно переходить от крупного кегеля к меньшему, причем кегель основного шрифта в учебниках VIII-X классов должен быть не менее 10.
Гигиенические нормы размеров шрифта для школьников разного возраста представлены в таблице 2.
2.2.11. Петитом (кегель 8) в учебниках для среднего и старшего школьного возрастов допускается набирать все дополнительные тексты, причем сплошной текст не должен превышать 12 строк. Петит без ограничений может быть использован при наборе списков литературы, указателей, словарей.
Таблица 2
Основные размеры шрифта, рекомендуемые для набора учебников
Учебники по частям и классам |
Примерный кегель основного шрифта |
Высота строчной буквы Н в мм |
Толщина основных штрихов в мм |
Толщина соединительных штрихов в мм (горизонтального и наклонного) |
Новые буквы подготовительной части букваря |
48-36 |
8,0-6,0 |
1,5 |
1,2 |
Букварная часть букваря |
28-24-20 |
4,5-4,0-3,5 |
0,5 |
0,5 |
Послебукварная часть букваря, учебники I класса |
16 |
2,8 |
0,5 |
0,45 |
Учебники II класса |
14 н/ш, 16 н/ш * |
2,3-2,52 * |
0,3 |
0,15 |
Учебники III-IV класса |
14, 12 н/ш |
2,3-2,0 |
0,3 |
0,15 |
Учебники V-VII классов |
10 н/ш |
1,75 |
0,25 |
0,15 |
Учебники VIII-X классов |
10 н/ш, 10 |
1,75-1,7 |
0,25 |
0,15 |
______________________________
* При использовании Журнальной рубленой гарнитуры.
Стихотворный текст печатать петитом разрешается в учебниках для VII-VIII классов - до четырех строк, а в учебниках для IX-X классов не более 16 строк на страницу. Стихотворный текст, набранный петитом, может чередоваться с обычным текстом не чаще двух раз на страницу.
Допускается набор петитом вопросов и заданий в учебниках только для учащихся VIII-X классов и при условии, что текст каждого вопроса (задания) не превышает двух строк, а сплошной текст петита не составляет более 16 строк на страницу.
В оглавлении набирать петитом разрешается только подпараграф (в учебниках для VIII-X классов). Во всех случаях заголовок должен начинаться с новой строки.
Для набора надписей на картах (всех типов) и в атласах до V класса запрещается использовать петит, а в картах и атласах для последующих классов запрещается применять кегель ниже 8.
3. Гигиенические требования к набору
3.1. Взаимосвязанность и взаимообусловленность отдельных элементов полиграфического оформления учебника требует в рекомендациях к набору исходить из учета оптимального гигиенического сочетания основных элементов - размера шрифта, длины строки и интерлиньяжа. Эти требования отражены в таблице 3.
3.2. Для малоопытных читателей, которыми являются младшие школьники, при крупном шрифте на 20, 16, 14 кегелей определенное преимущество для зрительной работоспособности имеет длина строки 126-130 мм.
С возрастом, при уменьшении шрифта до 12-10 кегелей, рекомендуется использовать относительно короткие строки 98-113 мм.
Изменением N 1 от 19 ноября 1993 г. в пункт 3.3 внесены изменения
3.3. При оформлении учебника для младшего и среднего школьного возраста недопустимо применение двухколонного набора, так как частые движения глаз от строки к строке представляют трудность и утомляют читателей.
Таблица 3
Рекомендации к набору учебников
(ГОСТ 5773-90)
Учебники по классам |
Кегель основного шрифта |
Длина строки набора в мм |
Формат бумаги в см и доля листа |
Формат полосы набора в квадратах * |
Формат полосы набора в мм |
Межстрочные расстояния в мм (интерлиньяж) |
Межбуквенные расстояния в мм (аппрош) |
Учебники I-II классов |
16,14 |
130 |
130 х 172 |
не менее 2,8 мм |
4-11 |
||
|
126 |
" |
126 х 176 |
|
|
||
Учебники III-IV классов |
14, 12 н/ш |
126 |
126 х 172 - 176 |
" |
3 |
||
Учебники для среднего школьного возраста, начиная с V класса и для старшего школьного возраста |
|
113 |
113 х 180 |
не менее 2,7 |
2 |
||
|
|
113 х 167 |
|
|
|||
10 н/ш, 10 |
108 |
6 х 9 |
108 х 162 |
|
|
||
|
98 |
98 х 162 |
|
|
|||
|
95 |
95 х 162 |
|
|
|||
|
Двухколонный набор ** |
(67 + 9 + 67) х 185 |
|
|
|||
|
|
" |
(63 + 9 + 63) х 180 |
|
" |
______________________________
* Квадрат - типографская мера; 1 квадрат равен 48 типографским пунктам или 18,051 мм.
** О применении двухколонного набора смотри пункт 3.3.
В учебниках для 8-11 классов допускается двухколонный набор кеглем 10 при длине строки в колонке не менее 63 мм и расстояния между колонками не менее 9-10 мм, в дополнительных текстах расстояние между колонками не менее 4,5 мм.
Допускается во всех учебниках двухколонный набор словарей и указателей.
Двумя и более колонками могут быть размещены математические столбики примеров, задач, а также списки слов и словосочетаний в лингвистических текстах.
3.4. Удобочитаемость текста в значительной степени определяется четкостью отграничения полосы набора от окружения наличием полей. Поля должны контрастировать с полосой набора, быть белыми и иметь достаточные размеры, чтобы при движении глаз вдоль строки и при переходе со строки на строку боковым зрением ясно воспринимались конец и начало строки.
Изменением N 1 от 19 ноября 1993 г. пункт 3.5 изложен в новой редакции
3.5. Поля должны иметь размеры в соответствии с OCT 29.62. Корешковые (внутренние) поля на развороте не менее 26 мм, ширина внутреннего поля в пределах 13 мм +- 2 мм.
3.6. Для обеспечивания четкого восприятия текста между ним и иллюстрациями должны быть белые пробелы. Предельный минимум пробела должен быть для тоновых и штриховых иллюстраций 12, для цветных - 18 пунктов.
Изменением N 1 от 19 ноября 1993 г. в пункт 3.7 внесены изменения
3.7. Плотность набора, т.е. количество знаков на площади в 1 , определяет качество набора в целом и должна соответствовать таблице 4.
Таблица 4
Размер кегеля |
Плотность набора на 1 |
14 и выше |
Не более 10 знаков |
9-12 |
Не более 15 знаков |
3.8. Все строки, за исключением заголовков и абзацев, должны начинаться с одного вертикального уровня, что продиктовано правильным ритмом движения глаз вдоль строки. Дополнительный текст можно давать с небольшим отступом от вертикали, что позволит учащимся быстро находить его в тексте учебника.
Изменением N 1 от 19 ноября 1993 г. в пункт 3.9 внесены изменения
3.9. Число переносов на страницу должно быть ограничено. В учебниках для младшего школьного возраста количество переносов на страницу не более 8 для 1-4 классов: не более 12 для 5-11 классов.
3.10. Во всех иллюстрациях учебников, в том числе фотографиях, детали должны быть четко проработаны.
В учебниках, особенно для детей младшего школьного возраста, рекомендуются цветные иллюстрации. Географические и исторические карты следует раскрашивать светлыми, малонасыщенными красками. Броскую краску могут иметь лишь отдельные элементы карты, если этого требует ее содержание и функциональное назначение.
4. Гигиенические требования к формату, переплету и весу
4.1. Гигиенические требования к форматам учебников определяются удобством пользования книгой при занятиях и рекомендациями к набору (таблица 3).
4.2. Переплет учебников должен быть прочен, сделан из материала, минимально подвергающегося загрязнению.
Для учебников используются переплеты:
N 5 - твердый, составной с кантом, тканевым корешком и со сторонками, крытыми бумажной обложкой (лакирование или припрессовка пленки);
N 4 - твердый, цельнобумажный с кантом, крытый бумажной обложкой с лакировкой или переплетным материалом на бумажной основе с синтетическим покрытием (с пигментированным полимерным покрытием).
N 3 - мягкий обрезной из переплетного материала на бумажной или нетканой основе с синтетическим покрытием;
N 7 - твердый цельнотканный с кантом из материала на тканевой основе типа "модерн".
Для переплета допускаются синтетические материалы, которые не оказывают вредного влияния на организм детей и рекомендованы "Санитарными правилами по производству и продаже игрушек" N 867-70 (с изменениями по состоянию на 1 января 1973 г.), утвержденными по согласованию с Министерством легкой промышленности СССР Главным государственным санитарным врачом СССР 9 августа 1973 г.
4.3. Для учебников, учебных пособий и дидактических материалов (кроме начальных классов) объемом до 12 печатных листов рекомендуется в качестве обложки применять переплетный материал на бумажной или нетканой основе с полимерным покрытием, а для пособий объемом не более 6 печатных листов, не рассчитанных для длительного пользования, допускается обложечная бумага.
Изменением N 1 от 19 ноября 1993 г. в пункт 4.4 внесены изменения
4.4. Учебники, выпускаемые в твердом переплете, должны быть скреплены нитками на марле или без нее с последующей приклейкой марли на корешок. Рекомендуется сплошная окантовка корешка блока, сшитого нитками с выходом клапанов материала на форзацы блока по 20 мм не допускается бесшвейное скрепление и скрепление проволокой.
Учебники, выпускаемые в обложке, должны быть сшиты нитками без марли; рекомендуется дополнительная заклейка корешка; допускается потетрадная проклейка корешка при шитье блоков.
Не допускается бесшвейное скрепление в учебниках 1-4 классов.
Изменением N 1 от 19 ноября 1993 г. в пункт 4.5 внесены изменения
4.5. Вес учебников из расчета на один учебный день (без веса ранца или портфеля и письменных принадлежностей), не должен превышать допустимых норм переноса тяжестей на расстояние до 3 км учащимся:
I-III |
классов |
от 1,5 до 2,0 кг |
IV-V |
" |
от 2,0 до 2,5 кг |
VI-VII |
" |
от 3,0 до 3,5 кг |
VIII-X |
" |
от 4,0 до 4,5 кг |
Санитарные правила распространяются на все виды школьных учебников, в том числе на экспериментальные и пробные, еще не находящиеся в производстве к моменту введения в действие настоящих "Санитарных правил".
Исключение составляет учебная литература для детей с дефектами слуха, речи, зрения, а также экспериментальные и пробные учебники, которые создаются в целях поиска наиболее эффективных решений внешнего их оформления.
Гигиеническая экспертиза экспериментальных вариантов полиграфического оформления учебников (применение новых шрифтов, форматов и т.д.) должна осуществляться на специально подготовленных образцах, макетах. Параметры экспериментального учебника определяются Министерством просвещения (народного образования) союзной республики и издательством по согласованию с учреждениями санитарно-эпидемиологической службы страны.
Ответственность за выполнение "Санитарных правил" возлагается на Госкомиздаты СССР, союзных и автономных республик, в ведении которых находятся издательства, выпускающие учебники.
Контроль за выполнением настоящих "Санитарных правил" возлагается на санитарно-эпидемиологические станции, на территории обслуживания которых имеются издательства, выпускающие учебники.
Органы и учреждения санитарно-эпидемиологической службы могут запретить или приостановить издание и реализацию школьных учебников в случае несоответствия производственной спецификации на их издание настоящим "Санитарным правилам".
Настоящими "Санитарными правилами" отменяется методическое письмо "О предупредительном санитарном надзоре за изданием школьных учебников и детских книг", утвержденное Заместителем Главного государственного санитарного инспектора СССР 31 августа 1962 года N 125-5/6-35.
______________________________
* Форзац - два четырехстраничных листа, один из которых соединяет первый лист книжного блока с передней стороной переплета, а второй - последний лист блока с задней стороной.
** К дополнительным текстам относятся примечания, пояснения, указатели, словари, всякого рода списки, надписи в атласах и картах всех типов и т.п.
*** Шмуцтитул - заголовок части учебника (рубрика) на отдельной, чистой, без текста, обычно нечетной странице.
Заместитель Министра здравоохранения СССР |
П.Н. Бургасов |
Согласовано
Заместитель председателя |
А.А. Небензя |
1 марта 1976 г.
Заместитель Министра |
М.И. Кондаков |
4 марта 1976 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Санитарные правила по оформлению школьных учебников (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 5 марта 1976 г. N 1405-76)
Текст документа приводится по изданию Министерства здравоохранения (Москва, 1976 г.)
"Санитарные правила" разработаны Главным санитарно-эпидемиологическим управлением Минздрава СССР, Институтом гигиены детей и подростков Минздрава СССР, издательством "Просвещение" и Московской городской санитарно-эпидемиологической станцией с использованием материалов Научно-исследовательского института физиологии детей и подростков АПН СССР, Всесоюзного научно-исследовательского института комплексных проблем полиграфии, Всесоюзного научно-исследовательского института оборудования для печатных изданий, картонной и бумажной тары, Республиканской санэпидстанции Минздрава Латвийской ССР, Белорусского научно-исследовательского санитарно-гигиенического института, Всесоюзного научно-исследовательского института железнодорожной гигиены, рекомендаций Межведомственного совещания при издательстве "Просвещение" (Москва, 15 июля 1970 г. и 9 августа 1974 г.)
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 апреля 1998 г. N 17 с 1 августа1998 г. взамен настоящих Санитарных правил введены в действие СанПиН 2.4.7.702-98
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Изменение N 1 к Санитарным правилам по оформлению школьных учебников от 19 ноября 1993 г.