Скорректированы Устав ж/д транспорта и Закон о ж/д транспорте.
Введен принцип платности занятия инфраструктуры общего пользования сверх нормативного времени. Усилена ответственность пользователей услугами ж/д транспорта за несвоевременную уборку с путей общего пользования порожних вагонов после выгрузки. Законодательно закреплены особенности перевозок порожних грузовых вагонов.
В частности, поправки предусматривают следующее.
В случаях, установленных законодательством России, перевозчики, операторы, иные владельцы ж/д подвижного состава, контейнеров обязаны их предоставить уполномоченной организации ж/д транспорта по ее обращению для использования на время перевозок в интересах Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, а также создаваемых на военное время специальных формирований. Порядок возмещения возникающих в связи с этим убытков должно определить Правительство РФ.
В случае подачи перевозчиком вагонов, контейнеров, непригодных для перевозки конкретного груза, он обязан их заменить на исправные, только если непригодные вагоны, контейнеры принадлежат перевозчику (прежде он должен был это сделать в любом случае). Если непригодные вагоны, контейнеры перевозчику не принадлежат, их замена обеспечивается грузоотправителем или их владельцем на основании соответствующего договора.
Уточнены положения о плате за пользование вагонами в период ожидания их переадресовки и за нахождение их на ж/д путях общего пользования в этот период.
Прописаны основания отказа получателя от приема порожнего грузового вагона. О таком отказе перевозчик уведомляет отправителя. Последний обязан распорядиться вагоном в течение 3 суток с момента получения уведомления.
За нахождение на ж/д путях общего пользования ж/д подвижного состава независимо от его принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит ему плату в течение всего времени ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров; нахождения вагонов под таможенными операциями; их задержки в пути следования; задержки под погрузкой, выгрузкой свыше установленного технологического времени. За не связанное с перевозочным процессом нахождение порожних вагонов на ж/д путях общего пользования по причинам, зависящим от владельцев вагонов, плату владельцу инфраструктуры вносят владельцы вагонов. Размеры указанных видов платы определяются в тарифном руководстве. От нее освобождаются соответствующие лица в случае, если вагоны находятся на ж/д путях общего пользования по причинам, не зависящим от отправителей, получателей, владельцев ж/д путей необщего пользования или владельцев вагонов, а также в ряде других случаев.
Перевозчик за подачу и уборку вагонов, осуществляемые им на не принадлежащих ему ж/д путях необщего пользования, взимает с отправителей, получателей сбор, включающий в себя плату за работу локомотива, принадлежащего перевозчику.
Федеральный закон вступает в силу по истечении 90 дней после даты его официального опубликования.
Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 503-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" и статью 2 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации"
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования
Текст Федерального закона опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 31 декабря 2014 г., в "Российской газете" от 12 января 2015 г. N 1, в Собрании законодательства Российской Федерации от 5 января 2015 г. N 1 (часть I) ст. 56