Данная памятка разработана в целях предупреждения нарушений служебного поведения и коррупционных правонарушений, связанных с планируемым увольнением федеральных государственных гражданских служащих Минпромторга России (далее - Министерство) с государственной гражданской службы, а также в целях разъяснения практики применения статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", содержащей ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора.
В нее вошли основные требования, изложенные в Федеральных законах от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 79-ФЗ) и от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон 273-ФЗ), а также в других нормативных правовых актах.
В соответствии с частью 11 статьи 15 Федерального закона N 79-ФЗ государственный служащий обязан соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены указанным федеральным законом и другими федеральными законами.
Статьей 12 Федерального закона N 273-ФЗ и статьей 17 Федерального закона N 79-ФЗ установлены ограничения и запреты, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора.
Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона N 273-ФЗ и части 3.1 статьи 17 Федерального закона N 79-ФЗ гражданин, замещавший должность государственной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (далее - Комиссия).
Круг лиц, на которых распространяется данное ограничение, установлен пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 21 июня 2010 г. N 925 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Указа следует читать как "21 июля 2010 г."
К данному кругу лиц относятся граждане, которые ранее замещали должность государственной службы, включенную в перечень должностей федеральной государственной гражданской службы в Министерстве, при назначении на которые граждане и при замещении которых государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, в соответствии с разделом III перечня, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 557.
Период, в течение которого действует указанное ограничение, начинается со дня увольнения с государственной службы и заканчивается через два календарных года.
Гражданин обязан получать согласие Комиссии на замещение на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнение в данной организации работы (оказание данной организации услуг) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) при наличии двух факторов:
1) включение должности государственной службы в соответствующий перечень должностей;
2) осуществление отдельных функций государственного (административного) управления в отношении данной организации во время прохождения государственной службы в Министерстве.
В целях получения указанного согласия гражданин в письменной форме обращается в Комиссию и представляет в отдел по профилактике коррупционных и иных правонарушений Административного департамента Министерства свое обращение.
Письменное обращение гражданина направляется в Комиссию, которая в соответствии с частью 1.1 статьи 12 Федерального закона N 273-ФЗ обязана рассмотреть его в течение семи дней со дня поступления в порядке, установленном Указом Президента Российской Федерации от 01 июня 2010 г. N 821 "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов" (далее - Указ N 821) и о принятом решении направить гражданину письменное уведомление в течение одного рабочего дня и уведомить его устно в течение трех рабочих дней.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Указа следует читать как "01 июля 2010 г."
По итогам заседания Комиссии принимается одно из следующих решений:
а) дать гражданину согласие на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации либо на выполнение работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации, если отдельные функции по государственному управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности;
б) отказать гражданину в замещении должности в коммерческой или некоммерческой организации либо в выполнении работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации, если отдельные функции по государственному управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, и мотивировать свой отказ.
Решение Комиссии, принимаемое по итогам рассмотрения данного вопроса, для Министра носит обязательный характер.
Необходимо учитывать, что в соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона N 273-ФЗ на гражданина, замещавшего должность государственной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной службы возложена обязанность при заключении трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг), сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы.
Обязанность информирования работодателя о замещении должности, включенной в указанный перечень, распространяется на все случаи замещения на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнения в данной организации работы (оказания данной организации услуг) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) вне зависимости от того, входили или нет отдельные функции государственного (административного) управления данной организацией в должностные (служебные) обязанности по замещаемой гражданином ранее должности государственной службы. При информировании работодателя гражданину рекомендуется одновременно сообщить об ограничениях, налагаемых на него статьей 12 Федерального закона N 273-ФЗ, об обязанности работодателя во исполнение части 4 статьи 12 указанного федерального закона сообщить в десятидневный срок о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) по последнему месту его службы в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 08 сентября 2010 г. N 700, а также о том, что неисполнение работодателем данной обязанности в соответствии с частью 5 статьи 12 упомянутого федерального закона является правонарушением и влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Принятие решения о необходимости получения согласия Комиссии является обязанностью гражданина (бывшего государственного служащего). При этом необходимо учитывать, что несоблюдение гражданином данного требования в соответствии с частью 3 статьи 12 Федерального закона N 273-ФЗ влечет прекращение трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), заключенного с ним.
В этой связи гражданин при определении необходимости получения согласия Комиссии должен оценить свои должностные (служебные) обязанности на предмет взаимодействия с организацией, ознакомиться с правоустанавливающими, отчетными и иными документами организации в части возможного наличия взаимосвязи сферы деятельности организации с полномочиями (функциями) государственного органа, в котором он ранее замещал должность, в целях принятия решения об осуществлении либо неосуществлении им в отношении данной организации отдельных функций государственного (административного) управления.
В пункте 4 статьи 1 Федерального закона N 273-ФЗ определено, что к функциям государственного (административного) управления организацией относятся полномочия государственного служащего принимать обязательные для исполнения решения по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении данной организации, в том числе решения, связанные с выдачей разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) отдельных действий данной организацией, либо готовить проекты таких решений.
Случаями, когда дача согласия Комиссией не требуется, являются следующие ситуации:
1) гражданин переходит на работу по трудовому договору в другой государственный орган;
2) гражданин участвует в деятельности органа управления коммерческой организацией в случаях, установленных федеральным законом;
3) гражданин осуществлял отдельные функции государственного управления, направленные на неопределенный круг лиц в конкретной сфере, в которой функционирует организация (подготовка правовых актов и иных управленческих решений, связанных с регулированием данной сферы деятельности), и при этом не совершал действий, которые могли создать для данной организации наряду с другими организациями в данной сфере привилегии и приоритет.
Частью 6 статьи 12 Федерального закона N 273-ФЗ предусмотрено, что проверка соблюдения гражданином запрета на замещение на условиях трудового договора должности в организации и (или) на выполнение в данной организации работ (оказание данной организации услуг) на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного служащего, и соблюдения работодателем условий заключения трудового договора или соблюдения условий заключения гражданско-правового договора с таким гражданином осуществляется в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона N 273-ФЗ граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральным законом N 273-ФЗ установлено, что несоблюдение гражданином, замещавшим должности государственной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, после увольнения с государственной службы требования, предусмотренного частью 2 статьи 12 данного закона, влечет прекращение заключенного с указанным гражданином трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).
Получение гражданином согласия или отсутствие необходимости получения согласия от соответствующей Комиссии не освобождает работодателя от обязанности сообщать о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) представителю нанимателя (работодателю) государственного служащего по последнему месту его службы.
Работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в части 1 статьи 12 Федерального закона N 273-ФЗ, с гражданином, замещавшим должности государственной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации. Письмо оформляется на бланке организаций и подписывается ее руководителем либо уполномоченным лицом, подписавшим трудовой договор со стороны работодателя. Подпись работодателя заверяется печатью организации (печатью кадровой службы).
В соответствии со ст. 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом N 273-ФЗ, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух до четырех тысяч рублей, на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Неисполнение работодателем обязанности, установленной частью 4 статьи 12 Федерального закона N 273-ФЗ, является правонарушением и влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Конфликт интересов, связанный с взаимодействием государственного служащего с бывшим работодателем и его трудоустройством после увольнения с государственной службы, отнесен к типовым ситуациям конфликта интересов на государственной гражданской службе Российской Федерации.
Описание ситуации:
Государственный служащий ведет переговоры о трудоустройстве после увольнения с государственной службы на работу в организацию, в отношении которой он осуществляет отдельные функции государственного (административного) управления.
Меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов:
Государственному служащему рекомендуется воздерживаться от ведения переговоров о последующем трудоустройстве с организациями, в отношении которых он осуществляет отдельные функции государственного (административного) управления. При поступлении соответствующих предложений от такой организации государственному служащему рекомендуется отказаться от их обсуждения до момента увольнения с государственной службы.
В случае если указанные переговоры о последующем трудоустройстве начались, государственному служащему следует уведомить представителя нанимателя, непосредственного начальника в письменной форме о наличии личной заинтересованности.
Представителю нанимателя рекомендуется отстранить государственного служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении организации, с которой он ведет переговоры о трудоустройстве после его увольнения с государственной службы.
С трудоустройством бывших государственных служащих также связан целый ряд ситуаций, которые могут повлечь конфликт интересов и нанести ущерб репутации государственного органа, но при этом не могут быть в необходимой степени урегулированы в рамках действующего законодательства, например:
- бывший государственный служащий поступает на работу в частную организацию, регулярно взаимодействующую с государственным органом, в котором государственный служащий ранее замещал должность;
- бывший государственный служащий создает собственную организацию, существенной частью деятельности которой является взаимодействие с государственным органом, в котором государственный служащий ранее замещал должность;
- государственный служащий продвигает определенные проекты с тем, чтобы после увольнения с государственной службы заниматься их реализацией.
Отдел по профилактике коррупционных и иных правонарушений |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Памятка Федеральному государственному гражданскому служащему Минпромторга России, планирующему увольнение с федеральной государственной гражданской службы (ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной службы)
Текст документа официально опубликован не был