Санитарные правила работы со светосоставами постоянного действия
(утв. заместителем Главного государственного санитарного инспектора СССР 7 сентября 1961 г. N 377-61)
Приказом Минздрава СССР от 29 августа 1972 г. N 709 "Об отмене некоторых санитарных правил" настоящие санитарные правила признаны утратившими силу
Введение
Санитарные правила работы со светосоставами постоянного действия* распространяются на учреждения и предприятия всех министерств и ведомств, в которых производятся, применяются или ремонтируются изделия со светомассой постоянного действия (СПД).
Правила являются обязательными для действующих предприятий и для предприятий, которые вновь строятся, переоборудуются или проектируются.
Настоящие правила являются развитием "Санитарных правил работы с радиоактивными веществами и источниками ионизирующих излучений" N 333-60. Ответственность за выполнение правил несет администрация участков, мастерских, цехов, предприятий.
Применяемые в светосоставах постоянного действия естественные радиоактивные вещества (радий, радиоторий и мезоторий) относятся к группе веществ с особо высокой токсичностью "А". При работе с СПД на различных рабочих операциях создается опасность внутреннего облучения организма при попадании в организм радия (или радиотория и мезотория), радона (или торона) и продуктов распада радона (или торона) через загрязненный воздух, а также через загрязненные руки, тело и спецодежду и внешнего облучения организма гамма- и бета-излучением. Загрязнение воздуха аэрозолями материнских продуктов (радия или радиотория и мезотория) происходит при приготовлении светомассы из светопорошка, при осыпании высохшей светомассы с окрашенных или загрязненных поверхностей, при подчистке окрашенных изделий и т.п. Загрязнение воздуха радоном (или тороном) и их продуктами распада происходит при эманировании радона (или торона) из емкостей со светопорошком и светомассой, а также из светомассы на окрашенных и загрязненных поверхностях. Источниками гамма- и бета-излучения являются светопорошок и светомасса в емкостях, а также изделия с нанесенной светомассой и загрязненные СПД поверхности.
Для создания безопасных условий труда на производствах, связанных с нанесением СПД, сборкой и ремонтом приборов с СПД необходимо осуществление комплекса гигиенических, защитных мероприятий, включающих правильное расположение участков, планировку помещений, обеспечение необходимым защитным оборудованием, устройство рациональной вентиляции, отделку помещений, дезактивацию, удаление отходов, дозиметрический контроль и соблюдение мер личной гигиены, снижающих дозы от внутреннего и внешнего облучения до уровней ниже предельно допустимых.
I. Общие положения
1. Проекты строящихся или переоборудуемых предприятий, изготовляющих или ремонтирующих изделия с СПД должны согласовываться с органами санитарного надзора.
2. Перед пуском в эксплуатацию участки по занесению СПД на изделия, сборочные цеха, ремонтные мастерские, хранилища СПД и изделий с СПД должны быть приняты комиссией в составе представителей органов санитарного надзора, предприятия, заинтересованных организаций. Комиссия устанавливает соответствие участков, цехов, мастерских требованиям настоящих правил и наличие условий для хранения СПД.
3. На основании акта о приемке помещений для работы с СПД или ремонта изделий с СПД санитарно-эпидемиологическая станция города или района выдает паспорт на срок не более 3-х лет, разрешающий проведение соответствующих работ. Паспорт составляется в 4-х экземплярах. В паспорте указывается назначение помещений, максимальная программа работ, которую допускается проводить в данных помещениях, максимальный расход СПД, максимальное количество рабочих мест, количество смен.
4. Всякие изменения условий производства, которые могут быть связаны с ухудшением условий труда: увеличение производственной программы, увеличение расхода СПД, увеличение количества работающих, числа смен, изменение технологии и т.п., должны быть согласованы с органами санитарного надзора до введения их в действие, причем в паспорт для данного производства должны быть внесены соответствующие коррективы.
5. Заявки на получение СПД должны приниматься и удовлетворяться только при наличии на них отметки "разрешено", скрепленной подписью и печатью Госсанинспектора района или города. Копии заявок должны храниться в делах санэпидстанций. Оформление разрешений должно производиться только на основании и в соответствии с паспортом данного предприятия.
6. Применение СПД должно быть максимально ограничено. Запрещается использование СПД для изделий бытового назначения. Кроме того, запрещается использование СПД для покрытия шкал, панелей, указателей и т.д., не имеющих покровных стекол или других защитных покрытий, устраняющих прямой контакт операторов с окрашенной поверхностью и снижающих интенсивность бета-излучения до уровней, ниже предельно допустимых. Использование СПД на изделиях промышленного назначения с покровными стеклами или другими покрытиями должно быть согласовано с органами санитарного надзора в каждом конкретном случае.
7. На каждом предприятии, изготовляющем или ремонтирующем изделия с СПД, должна быть детально разработанная на основании настоящих правил инструкция по технике безопасности, утвержденная директором предприятия. В инструкции необходимо указать правила работы, использования средств санитарной техники и защитных мероприятий, правила личной гигиены, мероприятия по дезактивации помещений, оборудования и инструментария, порядок ликвидации аварийных загрязнений, мероприятия по дозиметрическому контролю, обеспечению средствами индивидуальной защиты и спецодежды; должны быть указаны ответственные лица за хранение СПД и соблюдение всех правил при работе с СПД.
8. Все лица, работающие и поступающие на работу с СПД, должны быть ознакомлены с настоящими правилами, а также с инструкцией по технике безопасности (п. 7), действующей на данном предприятии. Работающие должны быть обучены пользованию средствами индивидуальной защиты, санитарно-защитными устройствами и должны сдать техминимум. Проверка знаний техники безопасности и правил личной гигиены работающих должна проводиться не реже 2 раз в год.
9. К работе с СПД допускаются лица не моложе 18 лет и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья, указанных в приложении N 1. Женщины в период беременности и кормления ребенка должны освобождаться от работы с СПД или ремонта изделий с СПД. Все лица, поступающие на работу, связанную с производством изделий или ремонтом изделий с СПД, должны подвергаться предварительному медицинскому осмотру. Все лица, работающие с СПД, должны подвергаться периодическому медицинскому осмотру. Работающие на участках нанесения СПД на изделия должны обследоваться 1 раз в 6 месяцев, работающие на участках сборки приборов и лица, занятые ремонтом изделий с СПД, - 1 раз в 12 месяцев.
10. По степени радиационной опасности все работы с СПД и изделиями с СПД разделяются на следующие операции:
N |
Наименование операций |
Количество на рабочем месте
СПД от и до ------------------- радия от и до |
Класс в соответствии с таблицей 2 санитарных правил N 333-60 |
Примечание |
1. |
Хранение СПД |
10-1000 г ------------------- 0,5-50 МС |
II |
К = 1/100 |
2. |
Приготовление светомассы |
10-100 г ------------------- 0,5-5 МС |
1 |
Пылеобразующая операция К = 100 |
3. |
Фасовка |
10-100 г ------------------- 0,5-5 МС |
1 |
Пылеобразующая операция К = 100 |
4. |
Нанесение (ручной способ) |
0-2 г ------------------- 0-0,1 МС |
II |
|
5. |
Нанесение (печатный станок) |
до 200 г до 100 МС |
II |
|
6. |
Ремонт шкал, очистка и подкраска |
0-2 г ------------------- 0-0,1 МС |
II |
|
7. |
Сушка и хранение шкал с нанесенным СПД |
0-200 г ------------------- 0-10 МС |
II |
|
8. |
Сборка изделий в сборочном цехе* |
до 2 г ------------------- до 0,1 МС |
III |
|
9. |
Ремонт прибора без контакта со шкалой |
до 2 г ------------------- 0-0,1 МС |
III |
|
10. |
Складское хранение приборов |
|
закрытые источники |
|
11. |
Пользование приборами (самолеты, суда и др.) |
до 60 г ------------------- до 3 МС |
закрытые источники |
|
______________________________
* Снижение класса радиационной опасности при операции сборки изделий со II до III класса проведено в связи с тем, что при этих работах внешнее излучение и загрязнение воздуха представляют незначительную опасность. При гигиенической оценке учтена опасность контактной загрязненности.
Определение класса работ по степени радиационной опасности при различных операциях произведено с учетом максимально используемых количеств светомассы на рабочих местах и технологии.
Если по условиям производства на рабочих местах необходимо размещение больших количеств светомассы по сравнению с указанными в таблице максимальными уровнями, необходимо особое согласование с органами санитарного надзора.
II. Требования к размещению и планировке участков
1) Требования к размещению и планировке участков нанесения СПД на изделия
11. Участки нанесения СПД должны располагаться вблизи от мест сборки (установки изделий с СПД на приборы) и изолированно от остальных помещений.
12. При количестве рабочих мест нанесения СПД на участке более 10, участки целесообразно располагать в отдельном здании или изолированном крыле здания с отдельным входом.
При меньшем количестве рабочих мест участки могут располагаться среди других производственных помещений, но при условии изоляции от остальных помещений. Необходимо располагать участки на стороне здания, обеспеченной хорошим естественным освещением.
13. Участки нанесения СПД должны включать следующие помещения:
При числе рабочих мест более 5
Производственные помещения:
1) Помещение для нанесения СПД, если имеются печатные станки, то отдельно помещение для их размещения.
2) Помещение для хранения и приготовления СПД.
3) Помещение для дезактивации инструмента.
4) Помещение для сушки и хранения готовой продукции.
5) Санитарный пропускник с набором следующих помещений:
а) гардеробная верхней спецодежды,
б) гардеробная для спецбелья;
в) душевые и санузлы;
г) дозиметрическая (с темной комнатой);
д) гардеробная домашней одежды (платье и белье);
е) гардеробная верхней домашней одежды (при отсутствии общецеховой раздевалки).
При числе рабочих мест менее 5 допускаются следующие сокращения в наборе помещений:
а) допускается совмещение помещений для операций хранения и приготовления СПД и дезактивации инструмента (2 и 3);
б) не выделяется отдельная комната для дозиметрической, дозиметрические приборы располагаются в гардеробной домашней одежды у выхода из душевых.
14. Площади помещений должны быть не менее указанных в таблице:
N |
Наименование помещения |
Минимум площади на 1 рабочее место |
Примечание |
1 |
Помещение для нанесения СПД |
10 |
|
2. |
Помещение для хранения и приготовления СПД |
12 |
Как правило обслуживается одним человеком. |
3. |
Помещение для дезактивации инструмента |
10 |
При совмещении с операцией хранения и приготовления СПД - 12 . |
4. |
Помещение для хранения и сушки изделий |
10 плюс площадь, занимаемая шкафами |
Перед шкафами должен быть свободный проход не менее 1 м шириной. |
5. |
Гардеробная спец- белья |
В соответствии с нормами Н-101-54 |
Двойные закрытые шкафы с размерами 50х35х170 - число шкафов должно определяться суммарным числом работающих на участке. Проход между шкафами не менее 1 м в ширину. |
6. |
Гардеробная верхней спецодежды |
В соответствии с нормами Н-101-54 |
Открытые шкафы с размерами 20х25х150 - число шкафов должно соответствовать общему числу работающих на участке, проход между шкафами не менее 1 м 15 см. |
7. |
Гардеробная домашней одежды |
По Н-101-54 |
|
8. |
Дозиметрическая |
Из расчета 2 на 1 прибор и не более 10 работающих на 1 прибор |
Помещение не должно быть менее 5 . |
9. |
Душевые и санузлы |
По Н-101-54 |
Число душевых кабин из расчета не более 3-х работающих на 1 кабину. |
10. |
Темная комната |
|
|
15. Планировка участков нанесения СПД должна обеспечивать изоляцию участков от других производственных помещений. Вход на участок должен осуществляться через санитарный пропускник. Рекомендуется устройство на участках самостоятельного входа снаружи зданий. Выдача готовой продукции с участка и общение с персоналом предприятия должны осуществляться через окна в разделительных перегородках.
Взаимное расположение рабочих помещений на участке должно препятствовать переносу загрязнений из помещений более загрязненных в менее загрязняемые и отвечать требованиям поточности технологического процесса. Передача материалов из одних производственных помещений в другие также должно осуществляться через окна в разделительных перегородках.
2) Требования к размещению и планировке участков ремонта изделий с СПД
16. Для ремонта приборов с СПД должны быть выделены отдельные помещения, которые могут быть расположены среди других помещений мастерских.
17. Помещения для ремонта изделий с СПД должны быть изолированы от остальных помещений. Вход в помещения должен осуществляться только через санпропускник.
18. Набор помещений для ремонта приборов с СПД должен включать следующие помещения:
1) Помещение для очистки и подкраски шкал.
2) Помещение для хранения и приготовления СПД и дезактивации инструмента.
3) Санитарный пропускник для помещений N 1 и N 2.
4) Помещение для ремонта приборов без подкраски и очистки шкал.
5) Гардеробная для верхней спецодежды.
6) Душевые и санузел.
7) Гардеробная для домашней одежды.
19. Площади помещений должны быть не менее указанных в таблице:
N |
Помещение |
Площадь на 1 рабочее место |
Примечание |
1. |
Помещение для очистки и подкраски шкал |
10 |
Как правило обслуживается 1 человеком. |
2. |
Помещение для хранения и приготовления светомассы |
12 |
|
3. |
Санитарный пропускник к помещению 1 и 2 |
По Н-101-54 |
|
4. |
Помещение для ремонта приборов |
5 |
|
5. |
Гардеробная домашней одежды, душевые и санузел, гардеробная спецодежды |
По Н-101-54 |
Площадь гардеробной для спецодежды определяется из расчета: индивидуальные открытые двойные шкафы с размерами одной ячейки 20х25х150 - число шкафов должно быть равно суммарному числу работающих в мастерской. Ширина прохода между шкафами не менее 1 м. Число душевых из расчета не более 5 человек на 1 кабину для смены с наибольшим числом работающих. |
20. Планировка помещений ремонтных мастерских должна отвечать тем же требованиям, что и планировка участков нанесения СПД на изделия.
3) Требования к размещению и планировке участков сборки приборов
21. Все операции, связанные с установкой шкал или индексов с СПД, а также операции, связанные с приборами с установленными на них шкалами с СПД, до окончания сборки должны быть выделены в отдельное помещение, которое может располагаться в общем комплексе помещений сборочного цеха.
22. При конвейерном методе сборки технология сборки должна быть построена таким образом, чтобы указанные в п. 21 операции производились в отдельном помещении на отдельном конвейере или на участке общего конвейера, расположенном в отдельном помещении.
23. Площадь производственных помещений на участках сборки изделий с СПД должна быть не менее 5 на одного работающего.
24. Для работающих на участке сборки изделий с СПД должны оборудоваться отдельные душевые помещения и гардеробные домашней и спецодежды в соответствии с Н-101-54 (для предприятий 1 категории).
25. Для уменьшения переноса загрязнений из одних помещений в другие на участках нанесения, сборки и ремонта изделий с СПД передачу изделий на участках и внутри участков следует осуществлять через окна.
III. Санитарно-гигиенические требования к отделке помещений
26. При подборе материалов и отделке производственных и бытовых помещений, участков нанесения СПД, ремонта и сборки изделий с СПД необходимо учитывать возможность накопления СПД в строительных (материалах стен, потолка, пола. Для отделки должны использоваться материалы, мало сорбирующие радиоактивные загрязнения и допускающие очистку моющими растворами.
27. Полы в производственных помещениях участков нанесения должны покрываться пластикатом специальных рецептур. Полы в производственных помещениях участков сборки и ремонта изделий с СПД также должны покрываться пластикатом (пластикат рулонный рецептуры 57-40). Края покрытий должны быть приподняты на высоту не менее 20 см; углы между стенами и полом скруглены, стыки пластиката сварены, края заделываются заподлицо со стенами.
28. Полы рабочих помещений участков нанесения и ремонта приборов должны иметь уклон и трапы для стока воды и моющих средств в канализацию.
29. Коммуникации водопровода, газа, электросети, отопления, сжатого воздуха и др., во всех производственных помещениях должны быть скрытыми в стенах. Управление этими системами (электрощитки, счетчики и т.п.) должны быть вынесены из производственных помещений.
30. Стены производственных помещений участков нанесения рекомендуется покрывать пластикатом, полистироловой или глазурованной плиткой с тщательной заделкой стыков между плитками или масляной краской. Возможна отделка стен стеклом.
Стены в производственных помещениях участков сборки и "ремонта изделий без подкраски" следует до потолка покрывать масляной краской светлых тонов. Потолки во всех случаях рекомендуется окрашивать клеевой краской. Углы между стенами и потолком также должны округляться.
31. В производственных помещениях участков нанесения окна не должны открываться, устройство фрамуг или форточек не допускается. Окна производственных помещений участков нанесения и подкраски изделий должны быть без подоконников или иметь скошенные подоконники. Рамы должны иметь минимальное количество переплетов с простейшими профилями обвязок и горбыльков.
32. Во всех производственных помещениях косяки дверей должны быть гладкими. Двери между рабочими помещениями должны быть без ручек, их рекомендуется подвешивать на пружинные петли. Полотна дверей должны быть гладкими, щитовой конструкции для двухстороннего открывания. На уровне рук и ног двери следует покрывать пластикатом, стеклом или другими малосорбирующими материалами.
33. Воздуховоды приточно-вытяжных систем вентиляции должны иметь гладкие поверхности и крепиться на расстоянии не менее 20 см от стен или потолка, т.е. так, чтобы осуществлялась возможность влажной очистки стен, потолка и наружных поверхностей воздуховодов. Воздуховоды следует окрашивать белой масляной краской. Магистральные воздуховоды должны крепиться на высоте не менее 2-х метров.
34. Бытовые помещения участков нанесения, сборки и ремонта отделываются в соответствии с общими требованиями.
IV. Требования к оборудованию и производственным процессам
35. В рабочих помещениях участков нанесения, сборки и ремонта изделий с СПД не должно проводиться никаких работ, не связанных с СПД или изделиями с СПД, и не должно находиться никаких предметов, не имеющих отношения к технологическому процессу нанесения СПД, сборки или ремонта изделий с СПД.
На участках нанесения СПД запрещается хранение и нанесение светомасс временного действия, а также сушка и хранение изделий со светомассой временного действия.
Все работы, связанные со светомассой временного действия, должны производиться вне участков нанесения СПД.
36. Оборудование участков нанесения СПД, оборки и ремонта изделий с СПД (шкафы, столы, боксы и т.п.) должно препятствовать загрязнению воздуха производственных помещений радиоактивными веществами и парами растворителей и должно обеспечивать снижение внешнего облучения до уровней, не превышающих предельно допустимые.
37. На участках нанесения, сборки и ремонта там, где это возможно, рекомендуется механизировать ручные операции. В частности, рекомендуется использовать печатный метод нанесения СПД на шкалы.
При расстановке оборудования следует соблюдать поточность технологического процесса, а также обеспечивать достаточную естественную освещенность всех рабочих мест.
38. Оборудование и рабочая мебель должны изготовляться из малосорбирующих материалов. Поверхности должны быть сладкими, без щелей, с тщательно заделанными стыками. Металлические поверхности рекомендуется окрашивать нитроэмалевыми красками и углы должны, по возможности, округляться. Все внутренние и внешние поверхности оборудования должны быть доступными для очистки их дезактивирующими растворами. Не допускается использование мягкой мебели, подстилок, половиков, занавесок и т.п.
39. Рабочие поверхности оборудования (столешницы, подставки, полочки для инструментов и т.п.) должны выполняться из силикатного стекла, спецпластикатсв или нержавеющей стали.
40. Светопорошок, светомасса, изделия с нанесенной светомассой (шкалы, стрелки и т.п.) на всех стадиях технологического процесса должны находиться под вытяжкой, на столах или стендах с укрытиями с местной вытяжкой или в вытяжных шкафах. Не допускается хранение СПД или изделий с СПД до их окончательной сборки на столах или в шкафах, не имеющих вытяжной вентиляции.
1) Участок нанесения
41. Участки нанесения должны иметь следующее оборудование:
1) Бокс для хранения и приготовления СПД.
2) Столы для нанесения СПД ручным способом или стенды для печатных станков.
3) Ванна для дезактивации инструмента (под тягой).
4) Вытяжные шкафы для сушки изделий с СПД.
5) Вытяжные шкафы для хранения готовых изделий с СПД.
6) Вытяжные шкафы для хранения инструментов, заготовок, заделов и других деталей.
7) Шкаф для хранения уборочного инвентаря.
8) Шкаф для хранения отходов (в контейнерах).
Все перечисленное оборудование должно отвечать санитарно-гигиеническим требованиям.
42. Бокс для хранения светопорошка и приготовления светомассы должен быть по типу односекционной защитной перчаточной камеры для работы с гамма-активными веществами с активностью до 5 мг экв радия (одновременная расфасовка и приготовление 100 г светомассы).
Общее количество светопорошка на участке не должно превышать количества, необходимого для работы на квартал. Категорически запрещается хранить светопорошок на складе или других помещениях вне участков нанесения СПД или ремонта изделий с СПД.
43. Приготовленная светомасса в боксе разливается по тиглям, а тигли помещаются в защитные контейнеры с крышками, которые перед выносом их из бокса и переноской на рабочие столы должны дезактивироваться.
44. Приспособления, посуда, растворители, весы и т.п., используемые для приготовления светомассы, всегда должны находиться в боксе. Не допускается использование их для каких-либо других целей и хранение их вне бокса.
45. Инструмент и посуда для приготовления СПД должны периодически дезактивироваться в дезактивационной ванне.
46. При нанесении СПД печатными станками головка для светомассы должна наполняться в боксе для приготовления СПД. Перенос головок на рабочие места должен осуществляться в защитных контейнерах, с предварительной дезактивацией внешних поверхностей.
47. Наносить на изделия СПД при ручном способе рекомендуется стальными перьями. Ручки перьев должны изготовляться из пластмассы или металла.
48. Операция нанесения СПД на изделия должна производиться на специально оборудованных для этой цели столах. Столы для ручного нанесения должны иметь укрытие из силикатного стекла или оргстекла с рабочими проемами для рук и должны быть оборудованы местными отсосами. Укрытие и вытяжная вентиляция должны обеспечивать удаление образующихся на рабочих местах радиоактивного газа и аэрозолей, а также паров растворителей.
49. Тигель со светомассой должен помещаться в защитный контейнер, обеспечивающий снижение мощности дозы гамма-излучения до величины, не превышающей 2,8 мр/час на уровне тела (головы и груди) и не превышающей 14 мр/час на уровне рук в момент нанесения.
50. Очистку перьев во время работы следует производить бумажными или тряпочными тампонами разового пользования, категорически запрещается очищать перья о кожу рук или спецодежду.
51. Растворители на рабочих местах должны находиться в стеклянных бюксах с капельницами.
52. Для перьев, тиглей, бюксов с растворителями, чистых и грязных тампонов и т.п. на столах должны быть металлические, пластмассовые или пластикатовые подставки, пеналы или емкости, обеспечивающие удобства в работе и препятствующие загрязнению рабочей поверхности. Мелкие изделия, на которые наносится СПД, также должны располагаться на металлических или пластикатовых подставках - кассетах.
53. Весь инструмент и тигли со светомассой, закрытые крошками, должны храниться в нерабочее время под вытяжкой на рабочих местах или в специальных шкафах.
54. При нанесении СПД печатными станками - полуавтоматами, станки должны помещаться в специальные стенды - вытяжные камеры с рабочими проемами для рук и вделанными в них нарукавниками.
55. Наполнение головки станка СПД и хранение ее в нерабочее время следует производить в боксе для хранения и приготовления СПД.
56. Очищать клише в момент работы станка следует бумажными или тряпочными тампонами разового пользования.
Очистка головки станка и клише при наладке должна производиться в дезактивационной ванне.
57. Ремонт станка может производиться только после предварительной дезактивации до уровней, не превышающих предельно допустимые.
58. Окрашиваемые детали до и после нанесения СПД в стенде должны быть на подставках - кассетах. Для растворителей, тампонов и др. приспособлений в стенде должны быть соответствующие стеклянные емкости.
59. Сушить окрашенные детали и хранить их следует в вытяжных шкафах, разделенных на секции таким образом, чтобы каждая секция имела свою дверцу или выдвижной ящик. Размер дверец должен быть минимальным.
60. Окрашенные изделия в шкафах хранения и сушки должны находиться ка подставках - кассетах.
61. Переноска подставок - кассет с окрашенными изделиями должна производиться в металлических контейнерах.
2) Участок сборки
62. Участки сборки изделий с СПД должны иметь следующее оборудование:
1) Столы для сборки изделий
2) Вытяжные шкафы для хранения деталей.
3) Шкафы для хранения изделий после сборки
4) Контейнеры для переноски деталей с СПД.
Указанное оборудование должно отвечать санитарно-гигиеническим требованиям.
63. Сборку следует производить на индивидуальных специально оборудованных столах с укрытиями и местными отсосами. Детали с СПД на сборочных столах должны быть на подставках - кассетах. Инструменты и приспособления, необходимые для сборки также должны располагаться в предназначенных для этой цели соответствующих подставках из гладких малосорбирующих материалов.
64. На участках сборки запрещается подкрашивать изделия, очищать механически или с помощью растворителей окрашенные СПД поверхности, а также очищать изделия от загрязнения СПД. Изделия с дефектами на окрашенных поверхностях должны возвращаться на участок нанесения.
65. При сборке изделий окрашенные СПД детали, а также изделия, на которые уже установлены детали с СПД следует располагать на максимально удаленном расстоянии от сборщика. Количество деталей с СПД и изделий с установленными деталями на сборочном столе должно быть минимальным.
66. Для хранения необходимого технологического запаса деталей с СПД и задела для работы на смену рядом со столами для сборки должны быть, шкафы для хранения деталей и изделий с СПД.
67. При конвейерном методе сборки участок конвейера выносится в отдельное помещение и заключается в один непрерывный стенд, оборудованный вытяжной вентиляцией и укрытием. В непосредственной близости к рабочим местам сборщиков должны быть шкафы для хранения деталей с СПД для работы на одну смену.
3) Участок ремонта
68. Участки ремонта приборов с СПД должны иметь следующее оборудование:
1) Камеру для разборки приборов, в которой следует производить снятие корпусов и покровных стекол, снятие шкал и стрелок с СПД, очистку окрашенных СПД поверхностей.
2) Бокс для хранения и приготовления СПД.
3) Стол для подкраски окрашенных светосоставами поверхностей.
4) Столы для ремонта изделий.
5) Вытяжные шкафы для хранения шкал, стрелок или индексов с СПД.
6) Шкафы для хранения приборов.
7) Контейнеры для переноски шкал, стрелок и индексов с СПД.
8) Дезактивационная ванна.
Указанное оборудование должно отвечать основным санитарно-гигиеническим требованиям.
69. Первоначальную разборку приборов: изъятие прибора - из корпуса, продувка и очистка его должна осуществляться в герметичной перчаточной камере с подводкой сжатого воздуха, растворителей и моющих растворов. Камера должна быть оборудована вытяжной вентиляцией (рекомендуется использовать камеру 1 к-нж).
70. Подкраска и очистка шкал должна проводиться в условиях, аналогичных условиям участков нанесения СПД.
71. Ремонт изделий с СПД следует проводить на столах, аналогичных столам для сборки изделий с СПД.
72. На рабочем столе для ремонта приборов с СПД запрещается очищать окрашенную СПД поверхность шкал, запрещается подкрашивать шкалы и производить первоначальную разборку (снятие корпусов и покровных стекол) и чистку приборов. Указанные операции должны производиться в помещении для очистки и подкраски шкал. В тех случаях, где это возможно, ремонт приборов ведется без шкал. На рабочем столе должно быть минимальное количество приборов. Непосредственно перед рабочим не должно быть более одного прибора.
73. Шкалы и стрелки до установки их на приборы, а также приборы со шкалами, индексами или стрелками должны храниться в вытяжных шкафах.
74. После окончания ремонта внешние поверхности приборов должны контролироваться на альфа-загрязненность и при наличии загрязнений должны дезактивироваться.
V. Освещение
75. Естественное и искусственное освещение производственных и бытовых помещений участков нанесения СПД, ремонта и сборки изделий с СПД должно соответствовать Строительные нормам и Правилам 1959 года (глава СН и П 2 в 5 и гл. 2 в. 6 с изменением N 1, 1959 года). При этом необходимо учитывать, что помещения для нанесения СПД следует отнести к первому разряду работ по зрительным условиям.
76. Рабочие помещения участков оборки и ремонта изделий с СПД должны иметь естественное освещение с минимальным значением коэффициента естественной освещенности Е-мин не менее - 2 в точках наиболее удаленных от окон.
77. В производственных помещениях участков нанесения СПД, сборки и ремонта изделий с СПД рекомендуется устройство комбинированной системы освещения (общее и местное) люминесцентными лампами. При норме освещенности 2000 люкс (по разряду 16 при люминесцентном освещении) доля общего освещения не менее 200 (т.е. 10%) люкс. Общее освещение должно обеспечиваться светильниками отраженного света типа АОД с лампами 40-80 Вт дневного света (ДС-40).
Светильники местного освещения должны быть трехламповые с лампами ДС-15 Вт с включением ламп на разные фазы. Необходимо предусмотреть возможность включения порознь одной лампы или двух вместе для изменения величины освещенности. Входное отверстие светильника должно быть перекрыто светорассеивающим затемнителем.
78. Осветительная арматура и светильники местного освещения должны быть вынесены из-под укрытия во избежание их загрязнения СПД. Арматура должна быть гладкой, допускать мокрую очистку и дезактивацию растворами. Светильники и сетевые шнуры к ним рекомендуется делать съемными, чтобы они не препятствовали дезактивации оборудования.
VI. Вентиляция и отопление
79. Производственные помещения участков нанесения СПД, сборки и ремонта изделий с СПД должны быть оборудованы приточно-вытяжными системами вентиляции. Вентиляционные устройства должны препятствовать загрязнению воздуха производственных, бытовых и смежных к данным участкам помещений аэрозолями радиоактивных веществ, радиоактивными газами и продуктами их распада, а также парами растворителей.
80. Вытяжная вентиляционная система должна обеспечивать удаление загрязнений из мест их образования путем использования рациональных укрытий и местных отсосов.
81. Общеобменная вытяжная система вентиляции должна обеспечивать разбавление радиоактивных загрязнений и паров растворителей, возникающих из-за общего контактного загрязнения помещений, а также из-за проникновения загрязнений, не уловленных местными отсосами.
82. Местные вытяжные устройства для различного оборудования должны проектироваться из следующего расчета:
а) от герметичных перчаточных камер: бокса для хранения и приготовления СПД, ванны для дезактивации, камеры для очистки приборов - создание разрежения внутри камер, при закрытых дверцах, не менее 20 мм вод. ст. и скорости воздуха в проемах форкамер при открытых дверцах не менее 1,5 м/сек;
б) от рабочих столов для нанесения СПД: создание скорости воздуха в проемах при использовании столов с укрытиями и рабочими проемами не менее 1,5 м/сек. При использовании столов необходимо создание разрежения внутри рабочего объема при закрытых дверцах не менее 5 мм вод. ст. и скорости воздуха не менее 1 м/сек в проемах при открытой дверце;
в) от шкафов для сушки деталей с нанесенным СПД - создание скорости воздуха в проемах открытых дверец не менее 1 м/сек;
г) от шкафов для хранения деталей с СПД - создание скорости воздуха в проемах открытых дверец не менее 0,5 м/сек.
83. Приточно-вытяжные вентиляционные системы должны обеспечивать следующие воздухообмены в производственных и бытовых помещениях:
На участке нанесения СПД:
а) в помещениях для хранения и приготовления СПД и дезактивации инструмента - 10-кратный воздухообмен;
б) в помещении для нанесения СПД - 10-кратный;
в) в помещении для хранения и сушки изделий с СПД из расчета удаления теплоизбытков, но не менее 5-кратного.
На участках сборки и ремонта изделий во всех производственных помещениях - 5-кратный.
В душевых кабинах, санузлах, гардеробных - воздухообмены должны иметь кратность не менее указанных в правилах и нормах Н-101-54.
84. Если местные отсосы в производственных помещениях не обеспечивают при заданных режимах необходимых кратностей воздухообменов, помещения должны быть оборудованы общеобменными вытяжными устройствами. Объем воздуха, удаляемый общеобменными вытяжными устройствами, должен довести кратность воздухообмена до заданных величин.
85. Вентиляционный баланс в производственных помещениях должен быть отрицательным. Компенсация удаляемого из производственных помещений воздуха притоком должна производиться в пределах 80-85% объема вытяжки. Остальное количество притока должно подаваться в чистые помещения (гардеробные домашней одежды и в чистые коридоры).
86. Приток должен осуществляться с равномерной подачей воздуха с небольшими скоростями в районы расположения рабочих мест (рекомендуется использовать, например, щелевые воздухораспределители с направляющими лопатками). Подвижность воздуха в рабочей зоне должна быть не более 0,2 м/сек.
87. Воздух, удаляемый из боксов для хранения и приготовления СПД, ванны для дезактивации, укрытий столов для нанесения СПД, а также от шкафов для сушки и хранения изделий с СПД должен очищаться от радиоактивных аэрозолей. С этой целью в воздуховоды от указанного оборудования необходимо устанавливать фильтры. Фильтры устанавливаются непосредственно у оборудования для предохранения воздуховодов от загрязнения. Рекомендуется использовать фильтры из ткани ФПП-15.
Замена фильтров должна осуществляться при потере фильтрующей способности, а также при загрязнении до уровней, вызывающих дополнительную радиационную опасность. Отработанные фильтры должны удаляться на пункты захоронения, при этом необходимо принимать меры, препятствующие загрязнению помещений при снятии и удалении загрязненных фильтров.
88. Воздуховоды вытяжной и приточной системы вентиляции необходимо оборудовать шиберами или дроссель-клапанами, а также перепускными клапанами в перегородках, которые необходимы для регулирования воздушных потоков при вводе вентиляционной системы в эксплуатацию с целью достижения заданных режимов вентиляции и получения общего направленного потока воздуха из чистых бытовых помещений в производственные и из менее загрязняемых производственных помещений в помещения с более высоким уровнем загрязнения. После регулировки шиберы и дроссель-клапаны должны быть закреплены и опечатаны. Дальнейшая регулировка может производиться только с разрешения инженера по технике безопасности.
89. В помещениях, смежных с участками нанесения СПД или участками сборки и ремонта изделий с СПД, вентиляционный баланс должен быть таким, чтобы приток преобладал над вытяжкой. Это необходимо для того, чтобы не было опрокидывания тяги при выключенной вентиляции на участках использования СПД и загрязнения смежных с участками помещений.
90. Герметичные перчаточные камеры (баксы для хранения и приготовления СПД, ванны для дезактивации, камеры для разборки приборов) необходимо оборудовать клапанами подсоса, обеспечивающими разрежение до 20 мм вод. ст. Шкафы для хранения и сушки изделий с СПД - клапанами подсоса, обеспечивающими разрежение до 10 мм вод. ст.
91. Соединение воздуховодов со столами для нанесения СПД, а также столами и стендами для сборки и ремонта изделий с СПД для снижения вибрации рекомендуется осуществлять посредством мягкого перехода из полихлорвинилового пластиката, а вентиляторы и моторы к ним устанавливать на вибро- и звукоизолирующих основаниях.
92. На участках нанесения СПД, а также сборки и ремонта изделий с СПД для местных отсосов и общеобменной вытяжки рекомендуется иметь одну вентиляционную систему. Создание на участках нескольких вытяжных систем может привести к загрязнению производственных и бытовых помещений в случае опрокидывания тяги при выключении или выходе из строя одной или нескольких систем.
93. Вытяжная вентиляционная система на участках нанесения СПД должна работать круглосуточно, т.к. при выключенной вентиляции происходит накопление эманации и продуктов распада и при использовании недостаточно герметичного оборудования возможно ее распространение в смежные помещения.
94. Вытяжные вентиляторы, обслуживающие участки СПД, должны располагаться в отдельных помещениях. Параллельно с основным действующим вентилятором следует устанавливать дублирующий вентилятор той же производительности для (поддержания необходимого разрежения в шкафах и помещениях в случае неисправности основного вентилятора.
95. Вытяжные вентиляторы должны иметь звуковую или световую сигнализацию, оповещающую о неисправностях для своевременного их устранения. Сдвоенные вытяжные агрегаты (рабочий и дублирующий) рекомендуется оборудовать автоматическими устройствами, включающими второй агрегат при остановке первого.
96. Выброс воздуха должен осуществляться с учетом направления господствующих ветров через выбросную трубу высотой не менее 4 м над коньком крыши с подветренной стороны здания, но не ниже 25 м от уровня земли. При наличии других зданий в радиусе 50 м от места выброса, высота трубы должна быть на 4 м больше самого высокого здания. Скорость воздуха нa выбросе должна быть не менее 15 м/сек. Выброс должен быть факельным (выбросные трубы не должны иметь колпаков).
97. Приточные камеры следует располагать также с учетом направления господствующих ветров с наветренной по отношению места выброса стороны здания на расстоянии не менее 20 м от места выброса по горизонтали. Рекомендуется очищать приточный воздух с помощью бумажных, масляных или других аналогичных фильтров. При наличии на предприятии общей приточной системы с кондиционированием воздуха приточная система вентиляции участков использования СПД может быть подключена к общей приточкой системе с кондиционированием воздуха, с обязательным устройством в месте присоединения выключающего шибера и обратного клапана во избежание опрокидывания тяги и загрязнения приточной системы.
Вход в приточные камеры должен осуществляться с улицы или из чистых помещений.
98. Включение и выключение вентиляционных агрегатов должно производиться из двух мест - у входа в камеру и у входа в рабочее помещение.
99. В производственных помещениях участков использования СПД рекомендуется применять воздушное или панельное отопление. При применении водяного отопления в качестве нагревательных батарей рекомендуется использовать гладкие трубы и укреплять их на расстоянии не менее 15 см от стен.
VII. Требования к водоснабжению и канализации
100. Участки нанесения СПД, сборки и ремонта изделий с СПД должны иметь горячее и холодное водоснабжение и хозяйственно-фекальную канализацию. Водопровод и канализация должны соответствовать нормам Н-101-54.
101. Горячая и холодная вода в производственных помещениях должна быть подведена к следующему оборудованию:
1) к боксу хранения и приготовления СПД;
2) к камере для очистки приборов (при ремонте приборов);
3) к ванне для дезактивации;
4) к раковинам для мытья рук.
102. Во всех производственных помещениях участков нанесения СПД, ремонта изделий с СПД и сборки следует устраивать в полах трапы и уклоны для стока.
103. Боксы для хранения и приготовления СПД, ванны для дезактивации и камеры для очистки приборов следует присоединять к канализационной системе таким образом, чтобы обеспечить возможность сбора дезактивирующих растворов и воды в сборники-контейнеры для жидких отходов. Запрещается сливать в канализацию дезактивирующие растворы и воду после дезактивации инструмента в ванне, а также дезактивирующие растворы и воду после мытья бокса для хранения СПД и камер для очистки приборов. Указанные растворы и вода должны собираться в сборники-контейнеры для жидких отходов. Вода, используемая для вторичного мытья боксов и ванн может сливаться непосредственно в канализацию, с соблюдением требований Санитарных правил N 333-60.
104. Устройства для слива дезактивирующих жидкостей из боксов, ванн и камер должны быть выполнены из малосорбирующих коррозийно устойчивых материалов. Должна быть предусмотрена возможность их замены в случае загрязнения.
105. Каждое производственное помещение участков нанесения СПД, сборки и ремонта изделий с СПД должно иметь раковины для мытья рук. Раковины следует располагать у выхода из помещений.
Число раковин должно быть из расчета не более 3-х работающих в наибольшей смене на одну раковину. Раковины для мытья рук следует выполнять из малосорбирующих материалов. Раковины должны быть глубокими, конструкция их должна предохранять от разбрызгивания.
106. Смесители или краны у раковин для мытья рук должны иметь педальные или локтевые устройства для открывания. Раковины должны быть снабжены щетками для мытья рук индивидуального пользования и сосудами с моющими растворами, жидким мылом, глицерином или вазелиновым маслом. Рекомендуется также иметь полочки с салфетками разового пользования из гигроскопической бумаги для вытирания рук вместо полотенец.
107. Допускается сливать в канализацию воду и моющие растворы после мытья столов для нанесения СПД, столов и стендов для ремонта и сборки изделий с СПД, а также воды и моющие средства после мытья полов и стен в производственных помещениях, в соответствии с требованиями Санитарных правил N 333-60.
108. Сточные воды из бытовых помещений также сливаются в общую хозяйственно-фекальную систему канализации.
VIII. Требования к уборке и дезактивации помещений. Удаление отходов
109. На участках использования СПД должна производиться систематическая уборка и дезактивация рабочих поверхностей, оборудования, мебели и помещений. Уборка помещений должна препятствовать переносу загрязнений с более загрязненных поверхностей на менее загрязненные и чистые поверхности и накоплению загрязнений, превышающих предельно допустимые уровни загрязнения.
110. Ежедневно по окончании работы в конце каждой смены должна проводиться уборка рабочих мест, включающая следующие операции: удаление со столов или стендов оставшихся изделий с СПД в предназначенные для их хранения шкафы, удаление отходов; протирку всех инструментов, приспособлений и всех рабочих поверхностей, с которыми происходит непосредственный контакт работающего во время работы, растворителями и моющими средствами. Уборку рабочего места производит сам работающий и несет за нее ответственность перед администрацией участка.
111. На каждом рабочем месте необходимо иметь емкости для дезактивирующих растворов и банки для тампонов (бумажные, тряпочные, марлевые).
112. Ежедневно по окончании работы должна проводиться уборка производственных помещений, включающая следующие операции: уборку отходов из помещений (из сборников) в специальные пластикатовые или бумажные мешки и мытье полов, протирку растворителями и моющими средствами тех участков мебели, оборудования, стен, дверей и т.п., с которым и происходит непосредственный контакт работающих (ручки у дверей шкафов, ручки кранов, сидения и спинки стульев, двери помещений и т.п.), а также мытье полов. Ежедневная уборка помещений проводится специально выделенным для этой цели лицом.
113. Один раз в неделю должна проводиться общая уборка помещений, включающая дезактивацию инструмента и приспособлений, дезактивацию всего оборудования, уборку и очистку производственных помещений (мытье стен, полов, дверей, окон, протирку всех коммуникаций и батарей), уборку бытовых помещений.
114. При дезактивации инструмента и оборудования особое внимание следует уделять очередности очистки от менее загрязненных предметов к более загрязненным с тем, чтобы нe было переноса загрязнений с одних предметов на другие.
115. Очистку помещения следует начинать также от менее загрязненных или чистых поверхностей и заканчивать наиболее загрязненными: протирка потолков, протирка воздуховодов, мытье стен, окон, батарей отопления, дверей и полов.
116. По мере загрязнения, но не реже одного раза в полгода, должен производиться профилактический ремонт помещений и оборудования, включающий замену тех участков покрытий полов и стен, которые не поддаются дезактивации, замену загрязненного инструмента и приспособлений, замену загрязненных покрытий оборудования, покраску всех окрашиваемых поверхностей.
117. Замена перчаток в боксах, ваннах и камерах и нарукавников, от столов и стендов должна производиться по мере их загрязнения или износа, но не реже одного раза в месяц.
118. Уборочный инвентарь для уборки в производственных и бытовых помещениях участков должен быть раздельный. Запрещается использовать инвентарь, которым убираются производственные помещения, для уборки каких-либо других помещений. Хранение уборочного инвентаря должно проводиться в предназначенных для этой цели шкафах. Помимо указанного разделения, уборочный инвентарь должен делиться на категории в зависимости от степени загрязнения обрабатываемых поверхностей:
1) поверхностей оборудования;
2) поверхностей помещения;
3) для ликвидации аварийных загрязнений.
119. На участке нанесения необходимо иметь шкаф для хранения дополнительных средств защиты, уборочного инвентаря и дезактивирующих растворов для ликвидации аварийных загрязнений. Данный шкаф следует располагать у выхода из гардеробной для спецодежды в производственные помещения.
120. Все отходы с участков нанесения СПД могут быть загрязнены СПД и должны квалифицироваться как радиоактивные отходы. К твердым отходам относятся бракованные изделия с СПД, тряпки, бумага, инструменты, приспособления, оборудование, не поддающееся полной дезактивации, стеклянная посуда из-под светопорошка и т.п. К жидким отходам следует отнести дезактивирующие растворы и воды, сливаемые из боксов, камер и ванн после первичной дезактивации.
121. Отходы участков по ремонту изделий с СПД могут быть радиоактивными и нерадиоактивными. К радиоактивным отходам следует относить отходы, образующиеся при операциях разборки приборов, очистки и подкраски шкал, стрелок и индексов (устаревшие детали с СПД, тряпки, бумага, инструмент и оборудование, загрязненные СПД, стекло, посуда и т.п.), а также моющие растворы и воды, сливаемые из бокса, ванны для дезактивации и камеры для очистки приборов.
122. Отходы с участков сборки, а также отходы с участков ремонта из помещений, где ведется ремонт приборов, не связанный с ремонтом шкал, стрелок или индексов с СПД, как правило, не радиоактивны и могут удаляться вместе с обычными отходами, за исключением бракованных деталей с СПД, которые должны возвращаться на участки нанесения СПД или в помещение подкраски и очистки изделий с СПД.
123. Для сбора твердых радиоактивных отходов рекомендуется использовать пластикатовые или крафт-мешки разового пользования, помещаемые в контейнеры.
124. Жидкие отходы рекомендуется собирать в стеклянные бутылки с притертыми пробками, помещенные в металлические или пластикатовые контейнеры для механической защиты.
125. Жидкие и твердые радиоактивные отходы должны удаляться на пункты захоронения радиоактивных отходов по мере их накопления.
126. Радиоактивные отходы до их удаления с участков должны храниться в специально предназначенных шкафах в отведенных для этой цели местах.
IX. Меры индивидуальной защиты, спецодежда, правила личной гигиены
127. Работающие на участках нанесения СПД, а также сборки и ремонта изделий с СПД, должны иметь комплекты спецодежды согласно приложению N 3.
128. Стирка спецодежды должна производиться в специализированных прачечных для дезактивации спецодежды, загрязненной радиоактивными веществами. Запрещается стирка спецодежды в домашних условиях, прачечных общего типа и в помещениях участков.
129. Наружная поверхность спецобуви и пленочная одежда дезактивируются с помощью тампонов, смоченных моющими растворами.
130. В населенных пунктах, где отсутствуют специализированные прачечные, допускается стирка спецодежды на участках нанесения, сборки и ремонта изделий с СПД. Для этой цели дополнительно в комплексе производственных помещений необходимо иметь помещения для дезактивации и стирки спецодежды, оборудованные по типу наиболее загрязняемых производственных помещений участков нанесения и имеющих стиральные машины и ванны для дезактивации в соответствии с требованиями Санитарных правил N 382-61.
131. Смена спецодежды должна производиться всякий раз по мере загрязнения, превышающего предельно допустимые величины, но не реже одного раза в неделю - белье, халаты и комбинезоны, не реже одного раза в 10 дней - пластикатовую спецодежду и не реже одного раза в полгода - спецобувь.
132. Работающие на участках должны быть обеспечены полотенцами индивидуального пользования для вытирания после душа.
133. Запрещается вход в производственные помещения без соответствующей спецодежды, а также выход за пределы участков в спецодежде и спецобуви. При выходе из помещения участков нанесения СПД, сборки и ремонта необходимо вымыть руки, проверить чистоту рук на приборе, определяющем радиоактивные загрязнения снять спецодежду и при наличии загрязнений на теле принять душ.
По окончании работы на участках нанесения, обязателен прием душа и проверка чистоты тела на приборе, определяющем радиоактивные загрязнения.
134. В производственных помещениях участков нанесения СПД, сборки и ремонта изделий с СПД запрещается хранение или прием пищи, курение, пользование косметическими средствами. Каждый работающий должен выработать привычку не касаться руками во время работы лица, волос, чистой спецодежды и т.п. до очистки рук и контроля их чистоты.
135. Каждый работающий обязан выработать наиболее рациональные приемы работы на всех операциях, обеспечивающие минимальное загрязнение рук, спецодежды и оборудования.
136. При нанесении СПД запрещается производить очистку перьев, снятие ворсинок с перьев или клише о кожу рук или спецодежду. Очистку перьев, клише следует производить тряпочными или бумажными тампонами.
137. При сборке или ремонте приборов следует избегать контакта с окрашенными поверхностями.
138. Каждый работающий на участках использования СПД обязан производить работу, пользуясь всеми средствами защиты и спецодеждой. Запрещается производить работу при неисправном защитном оборудовании, отсутствии средств защиты или спецодежды.
139. Работающие на участках использования СПД должны следить за своими руками: ногти должны быть коротко острижены, кожа не должна иметь ран, царапин, трещин.
140. Уборка и дезактивация помещений должна проводиться в спецодежде, предназначенной для дезактивации помещений.
141. Нанесение СПД на шкалы ручным методом и при помощи станка, а также все операции, при которых неизбежен контакт работающего с СПД, сборку и ремонт следует производить в перчатках.
Ежедневно после окончания работы перчатки дезактивируются и проверяются на приборе, определяющем радиоактивную загрязненность. При наличии фиксированной загрязненности, превышающей предельно допустимый уровень, перчатки подлежат замене.
Порядок ликвидации аварийных загрязнений
142. На участках нанесения СПД в случае аварийных загрязнений: просыпание светопорошка, пролив светомассы - должен быть установлен следующий порядок их ликвидаций:
а) при просыпании светопорошка:
1) Немедленно выключаются приточная и вытяжная системы вентиляции.
2) Все работающие покидают участок, проверяют загрязненность рук и спецодежды, в случае загрязнения снимают загрязненную одежду и проходят обработку.
3) Лицо, ответственное за проведение уборки помещений, или один из работающих на участке одевает дополнительные средства защиты, предназначенные для ликвидации аварийных загрязнений (респиратор, пластикаторый комбинезон, бахилы), собирает специальным совком светопорошок и производит дезактивацию загрязненных мест.
4) Лицо, ответственное за проведение дозиметрического контроля на участке, после ликвидации аварийного загрязнения проводит дозиметрическое обследование, включающее определение загрязненности воздуха аэрозолями радия и радоном, а также загрязненности поверхностей и дает разрешение на продолжение работы в помещениях аварийного загрязнения только в том случае, если загрязнение помещений не превышает допустимых уровней.
5) После сбора светопорошка должна немедленно включаться вытяжная и приточная система вентиляции.
б) При проливании светомассы выключать вентиляцию не следует. Порядок ликвидации аварийного загрязнения в этом случае остается тот же. После ликвидации аварии спецодежда и использованный инструмент дезактивируются.
X. Дозиметрический контроль
143. При числе работающих на участке нанесения более 20 и на участке ремонта и сборки изделий более 50 дозиметрический контроль должен проводиться освобожденным от других обязанностей техником-дозиметристом. При меньшем числе работающих ответственным за проведение дозиметрического контроля может быть начальник или мастер участка.
144. Дозиметрический контроль должен включать:
1) периодическое, не реже одного раза в неделю, а также при аварийных загрязнениях определение загрязнения воздуха производственных помещений аэрозолями радия (радиотория и мезотория) и продуктами распада эманации;
2) периодический, не реже одного раза в неделю, и при аварийных загрязнениях контроль загрязненности помещений: стен, полов, дверей, коммуникаций и т.п., а также оборудования;
3) ежедневный контроль спецодежды, рук и тела работающих и рабочих поверхностей после окончания работы;
4) контроль рук и открытых частей тела всякий раз при выходе из производственных помещений участков;
5) периодический контроль защиты от гамма-излучения.
Необходимо проводить также контроль недельных индивидуальных доз гамма-излучения.
145. Для контроля загрязненности спецодежды, рук и тела работающих у выхода из производственных помещений и в дозиметрической (или у выхода из душевой) необходимо иметь альфа-радиометры из расчета не более 10 работающих в наибольшей смене на один прибор.
146. Для качественного, быстрого контроля всей поверхности тела и одежды на массивные загрязнения СПД целесообразно иметь на участках темные кабины с ультрафиолетовыми лампами.
147. Один раз в полгода на участках нанесения СПД, сборки и ремонта изделий с СПД органами санитарного надзора должно проводиться полное санитарно-дозиметрическое обследование участков, включающее контроль воздуха в производственных помещениях и выбрасываемого воздуха на аэрозоли радия, радон и продукты распада радона; контроль воздуха в смежных помещениях, контроль эффективности вентиляционных систем, эффективности фильтров для очистки выбрасываемого воздуха; контроль загрязненности помещений, оборудования, спецодежды, рук и тела работающих; контроль индивидуальных доз гамма-излучения, а также мощности дозы гамма-излучения и интенсивности потоков бета-излучений на рабочих местах. При этом должен также проводиться отбор проб воды, удаляемой в канализационную систему.
148. Данные дозиметрического контроля, проводимого дозиметрической службой участка и органами санитарного надзора должны регистрироваться в специальных журналах.
149. На всех работающих на участках нанесения СПД, сборки и ремонта изделий с СПД администрацией предприятий, инженером по технике безопасности, ответственным за проведение дозиметрического контроля, санитарно-промышленным врачом, мастером участка составляются индивидуальные карточки, в которых регистрируются дозы внешнего облучения, концентрации аэрозолей радия и продуктов распада радона, уровни загрязненности рук, спецодежды и оборудования по данным соответствующих измерений, зафиксированных в журнале. На участках нанесения СПД составление карточек должно производиться не реже двух раз в год с регистрацией средних полугодовых уровней. На участках ремонта изделий с СПД и сборки - не реже одного раза в год с занесением в карточки среднегодовых показаний.
150. По дозиметрическим данным, зарегистрированным в индивидуальных карточках, должны подсчитываться суммарные дозы облучения для работающего за год и за более длительный срок. Индивидуальные дозиметрические карточки должны храниться в медсанчасти или на медпунктах, где работающие на участках подвергаются периодическому медицинскому осмотру.
XI. Требования к изделиям с нанесенным СПД
151. Запрещается наносить СПД на открытые панели, а также на шкалы или индексы приборов, не имеющих защитных покровных стекол. Толщина покровных стекол должна быть не менее 2 мм.
152. Количество СПД, наносимое на прибор, должно быть минимальным. Уменьшение количества СПД может быть достигнуто сокращением площади покрытия и толщины слоя СПД, наносимого на поверхность.
153. Для приготовления светомассы из светопорошка необходимо пользоваться лаками, обеспечивающими наибольшую прочность сцепления СПД с подложкой.
154. Приборы с СПД после их сборки должны контролироваться на внешнюю загрязненность путем обтирания поверхностей тампонами, смоченными растворителями, с последующим определением активности тампонов. При наличии загрязнений внешние поверхности корпусов приборов должны дезактивироваться. Контроль чистоты приборов должен осуществляться ОТК завода-изготовителя или ремонтной мастерской.
155. При использовании большого количества приборов с СПД с общим количеством СПД более 6 г на пультах управлений, последние должны приниматься органами санитарного надзора и должны допускаться к серийному выпуску только при согласовании соответствующих технических условий по производству и эксплуатации пультов управлений с Госсанинспекцией СССР.
XII. О порядке ввода правил в действие
156. "Правила по устройству, содержанию помещений и мерам личной профилактики при работах с радиоактивными светящимися красками", утвержденные Главным государственным санитарным инспектором СССР 18 марта 1953 г. за N 126-53 отменяются.
157. Настоящие Правила вводятся в действие с момента их опубликования. Участки нанесения, ремонта и сборки изделий с СПД, требующие капитальных затрат на переоборудование, должны быть приведены в соответствие с настоящими правилами в сроки по согласованию с местными органами саннадзора, но не позднее 1 июля 1962 г.
Заместитель Главного |
К. Смирнов |
______________________________
* Санитарные правила разработаны сотрудниками Института гигиены труда и профзаболеваний АМН СССР Бодровой Д.А. и Вершининым Н.В. под руководством проф. Архипова А.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Санитарные правила работы со светосоставами постоянного действия (утв. заместителем Главного государственного санитарного инспектора СССР 7 сентября 1961 г. N 377-61)
Текст документа приводится по изданию Государственной санитарной инспекции Министерства здравоохранения СССР (Москва, 1961 г.)
Приказом Минздрава СССР от 29 августа 1972 г. N 709 настоящие санитарные правила признаны утратившими силу с 29 августа 1972 г.