Распоряжение Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2014 г. N Р-225
"Об утверждении Методики по поэтапному переходу от действующих соотношений численности преподавателей и студентов, установленных нормативными правовыми актами для отдельных образовательных организаций высшего образования, к соотношениям численности преподавателей и студентов образовательных организаций высшего образования, определенным по специальностям и направлениям подготовки"
7 августа 2015 г.
Во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 31 мая 2014 г. N ОГ-П8-4007:
1. Утвердить прилагаемую Методику по поэтапному переходу от действующих соотношений численности преподавателей и студентов, установленных нормативными правовыми актами для отдельных образовательных организаций высшего образования, к соотношениям численности преподавателей и студентов образовательных организаций высшего образования, определенным по специальностям и направлениям подготовки (далее - Методика).
2. Установить, что положения Методики применяются к правоотношениям, возникающим с 2016 года, в том числе при формировании проекта федерального закона о федеральном бюджете на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов.
3. При подготовке нормативных правовых актов, предусматривающих отмену индивидуальных соотношений численности студентов и преподавателей в отношении образовательных организаций высшего образования, которым в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предоставлено право на утверждение и применение собственных образовательных стандартов, предусматривать в них положение, фиксирующее принцип сохранения уровня и объёма финансового обеспечения оказания этой категорией вузов государственных образовательных услуг в отношении контингента студентов и аспирантов, поступивших на обучение до 2015 года, исходя из значений индивидуальных нормативных затрат на оказание единицы государственной образовательной услуги по реализации основных образовательных программ высшего образования на уровне значений соответствующих нормативных затрат, сложившихся в 2014 году.
4. Директору департамента финансов, организации бюджетного процесса, методологи и экономики образования и науки Алашкевичу М.Ю. обеспечить внесение изменений в Методику определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, утвержденную приказом Минобрнауки России от 2 августа 2013 г. N 638, учитывающие положения Методики.
5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.
Заместитель Министра |
А.Б. Повалко |
Методика
по поэтапному переходу от действующих соотношений численности преподавателей и студентов, установленных нормативными правовыми актами для отдельных образовательных организаций высшего образования, к соотношениям численности преподавателей и студентов образовательных организаций высшего образования, определенным по специальностям и направлениям подготовки
(утв. распоряжением Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2014 г. N Р-225)
7 августа 2015 г.
I. Общие положения
1. Настоящая Методика устанавливает порядок поэтапного перехода от действующих соотношений численности преподавателей и студентов, установленных нормативными правовыми актами для отдельных образовательных организаций высшего образования (далее - индивидуальные соотношения), к соотношениям численности преподавателей и студентов образовательных организаций высшего образования, определенным по специальностям и направлениям подготовки.
2. Методика по поэтапному переходу от действующих соотношений численности преподавателей и студентов, установленных нормативными правовыми актами для отдельных образовательных организаций высшего образования, к соотношениям численности преподавателей и студентов образовательных организаций высшего образования, определенным по специальностям и направлениям подготовки (далее - Методика), разработана с целью методического обеспечения отмены индивидуальных соотношений преподавателей и студентов, а также встраивания инструментов минимизации финансовых последствий отмены индивидуальных соотношений для образовательных организаций высшего образования (далее - образовательные организации) при переходе к нормативно-подушевому финансированию основных профессиональных образовательных программ высшего образования федеральными органами исполнительной власти (государственными органами), осуществляющими функции и полномочия учредителя, главного распорядителя средств федерального бюджета в отношении федеральных государственных автономных и бюджетных образовательных организаций высшего образования, образовательными организациями, осуществляющими в соответствии с законодательством Российской Федерации функции и полномочия главных распорядителей средств федерального бюджета (далее - учредитель, ГРБС, организация-ГРБС соответственно).
3. Положения Методики учитываются учредителями, ГРБС, образовательными организациями и организациями-ГРБС, начиная с бюджетных правоотношений 2016 года в отношении контингента, принятого на обучение по итогам проведения Министерством образования и науки Российской Федерации конкурса по распределению контрольных цифр приема граждан по специальностям и направлениям подготовки для обучения по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета (далее - конкурс КЦП), проводимого ежегодно начиная с 2015 года в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2013 г. N 350 "Об утверждении Правил установления организациям, осуществляющим образовательную деятельность, контрольных цифр приема граждан по профессиям, специальностям и направлениям подготовки для обучения по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального и высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 16, ст. 1977; N 49, ст. 6449; 2014, N 15, ст. 1750).
4. Для целей Методики используются следующие понятия:
стоимостные группы специальностей и направлений подготовки*(1) - группы, объединяющие специальности и направления подготовки, по которым устанавливаются равные минимальные значения затрат на оказание единицы государственной услуги по специальностям и направлениям подготовки по очной форме обучения (далее - базовые нормативные затраты);
составляющие базовых нормативных затрат*(2) - направления расходов, входящие в состав базовых нормативных затрат на оказание государственных услуг;
корректирующие коэффициенты*(2) - коэффициенты, применяемые к базовым нормативным затратам, отдельным составляющим базовых нормативных затрат при определении нормативных затрат на оказание государственных услуг, отражающие особенности реализации образовательных программ по специальностям и направлениям подготовки и/или иные объективные характеристики, которые оказывают влияние на величину составляющих нормативных затрат и нормативных затрат на оказание государственных услуг;
нормативные затраты - значения базовых нормативных затрат на оказание единицы государственной услуги по специальностям и направлениям подготовки по очной форме обучения с учетом применения корректирующих коэффициентов;
объективные характеристики - характеристики, которые оказывают влияние на величину базовых нормативных затрат или составляющих базовых нормативных затрат на оказание государственных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации;
пороговые значения объективных характеристик - минимальное количественное значение показателя соответствующей объективной характеристики, принимаемое для цели установления значения корректирующих коэффициентов;
ведущие вузы - федеральные государственные образовательные организации высшего образования в соответствии с частью 10 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2013 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
II. Этапы перехода от действующих соотношений численности преподавателей и студентов, установленных нормативными правовыми актами для отдельных образовательных организаций высшего образования, к соотношениям численности преподавателей и студентов образовательных организаций высшего образования, определенным по специальностям и направлениям подготовки
5. При определении финансового обеспечения оказания образовательными организациями, для которых установлены индивидуальные соотношения численности преподавателей и студентов, государственных услуг по реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования для контингента обучающихся, принимаемых на обучение в 2016/17 учебном году и в последующие годы, соотношения численности преподавателей и студентов не учитываются.
6. При определении объемов финансового обеспечения выполнения ведущими вузами и образовательными организациями, в отношении которых установлены индивидуальные соотношения численности преподавателей и студентов государственного задания на оказание государственных услуг по реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования, расчет соответствующих объемов финансового обеспечения в отношении контингента, принятого на обучение до 2015 года осуществляется исходя из значений индивидуальных нормативных затрат на оказание единицы государственной услуги по реализации основных образовательных программ высшего образования, устанавливаемых на уровне не ниже значений соответствующих нормативных затрат, сложившихся в 2014 году, в том числе с учетом требований абзаца 6 подпункта "а" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики".
7. При внесении изменений в правовые акты Правительства Российской Федерации и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие индивидуальные соотношения количества студентов в расчете на одного преподавателя для образовательных организаций в соответствии с пунктами 3 и 4 Плана мероприятий по обеспечению поэтапного перехода от действующих соотношений численности преподавателей и студентов, установленных нормативными правовыми актами для отдельных образовательных организаций высшего образования, к соотношениям численности преподавателей и студентов образовательных организаций высшего образования, определенным по специальностям и направлениям подготовки, утвержденным поручением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2014 г. ОГ-П8-4007 (далее - План мероприятий), предусматривать поэтапную отмену указанных индивидуальных соотношений в соответствии с пунктами 5 и 6 Методики, обеспечив полную отмену указанных индивидуальных соотношений для образовательных организаций к 1 сентября 2020 года.
8. При внесении изменений в акты, указанные в пункте 7 Методики предусматривать положения о расчете субсидии на финансовое обеспечение государственного задания на оказание государственных услуг по реализации основных образовательных программ высшего образования в отношении контингента, принятого на обучение 2015 года, исходя из значений индивидуальных нормативных затрат на оказание единицы государственной услуги по реализации основных образовательных программ высшего образования на уровне не ниже значений соответствующих нормативных затрат, сложившихся в 2014 году, в том числе с учетом требований абзаца 6 подпункта "а" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики".
9. При внесении изменений в соответствии с Планом мероприятий в Методику определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, утвержденную приказом Минобрнауки России от 2 августа 2013 г. N 638 (далее - Методика определения нормативных затрат), предусмотреть корректирующие коэффициенты, приведенные в разделе III настоящей Методики, порядок их расчета и применения.
III. Перечень, порядок расчета и применения корректирующих коэффициентов, вводимых для минимизации финансовых последствий отмены индивидуально установленных соотношений преподавателей и студентов для ведущих вузов
10. Ежегодно одновременно с объявлением конкурса КЦП Минобрнауки России определяет значения следующих видов корректирующих коэффициентов, установленных в отношении ведущих вузов с учетом объема бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным бюджетом на указанные цели.
Распоряжением Минобрнауки России от 7 августа 2015 г. N Р-122 в подпункт 10.1 внесены изменения
10.1. Корректирующий коэффициент, отражающий право образовательной организации самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты по всем уровням высшего образования*(3).
Распоряжением Минобрнауки России от 7 августа 2015 г. N Р-122 в подпункт 10.2 внесены изменения
10.2. Корректирующий коэффициент, отражающий использование ведущим вузом права самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты по всем уровням высшего образования.
10.3. Корректирующий коэффициент, отражающий законодательно закрепленные особенности реализации государственных программ в образовательных организациях, являющихся уникальными научно-образовательными комплексами*(4).
10.4. Корректирующие коэффициенты, отражающие оценку качества реализации профессиональных образовательных программ высшего образования на очередной финансовый год, учитывающие:
10.4.1. Качество приема на обучение по программам высшего образования;
10.4.2. Научный потенциал образовательной организации.
10.5. Коэффициент бюджетных ограничений, применяемый к объему нормативных затрат на оказание государственных услуг, отдельным составляющим нормативных затрат на оказание государственных услуг и/или корректирующим коэффициентам, для приведения объема нормативных затрат на оказание государственных услуг в соответствие с объемами бюджетных ассигнований, предусмотренными федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период на эти цели.
Распоряжением Минобрнауки России от 7 августа 2015 г. N Р-122 в пункт 11 внесены изменения
11. Корректирующие коэффициенты качества приема на обучение по программам высшего образования устанавливаются исходя из:
среднего балла единого государственного экзамена для специальности или направления подготовки (далее - ЕГЭ) и результатов творческих испытаний по программам подготовки бакалавров и специалистов в разрезе укрупненных групп специальностей и направлений подготовки и применяются к составляющим базовых нормативных затрат на реализацию образовательных программ по соответствующим специальностям и направлениям подготовки;
доли студентов победителей и призеров олимпиад школьников, принятых на обучение по программам бакалавриата и специалитета в общей численности принятых на обучение по программам бакалавриата и специалитета.
Расчет среднего балла ЕГЭ для специальности или направления подготовки и результатов творческих испытаний осуществляется в соответствии с методикой проведения конкурсного отбора и критериями принятия решения об установлении контрольных цифр приема граждан по специальностям и направлениям подготовки для обучения по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, утвержденной приказом Минобрнауки России от 15 июля 2013 г. N 560.
Расчет доли студентов победителей и призеров олимпиад школьников, принятых на обучение по программам бакалавриата и специалитета в общей численности принятых на обучение по программам бакалавриата и специалитета осуществляется путем суммирования значений показателей "численности студентов, победителей и призеров заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников, членов сборных команд Российской Федерации, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам*(5), принятых на очную форму обучения на первый курс по программам бакалавриата и специалитета без вступительных испытаний" и "численности студентов, победителей и призеров олимпиад школьников, принятых на очную форму обучения на первый курс по программам бакалавриата и специалитета по специальностям и (или) направлениям подготовки, соответствующим профилю олимпиады школьников, без вступительных испытаний" ежегодного мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования (проводимого за период, предшествующий году, в котором определяется значение корректирующих коэффициентов) и деления получившейся суммы на общую численность принятых на очную форму обучения на первый курс по программам бакалавриата и специалитета.
Корректирующие коэффициенты, учитывающие научный потенциал образовательной организации устанавливаются исходя из:
объема доходов от научных исследований на 1 научно-педагогического работника (далее - НПР);
публикационной активности НПР образовательной организации.
Корректирующий коэффициент, отражающий объем доходов от научных исследований на одного НПР, устанавливается исходя из объемов доходов от научных исследований и разработок, за исключением полученных за счет средств федерального бюджета в форме субсидии на выполнение государственного задания на работы в сфере науки не на конкурсной основе, в расчете на одного НПР, включая работающих на условиях штатного совместительства, без работающих по договорам гражданско-правового характера, за год, предшествующий дате определения значений корректирующих коэффициентов.
Корректирующий коэффициент, отражающий публикационную активность образовательной организации, устанавливается исходя из количества публикаций в изданиях, индексируемых в реферативно-библиографических базах научного цитирования Web of Science и Scopus, в расчете на 100 НПР, за год, предшествующий дате определения значений корректирующих коэффициентов.
12. Пороговые значения показателей объективных характеристик образовательных организаций высшего образования для установления значений корректирующих коэффициентов, отражающих оценку качества реализации профессиональных образовательных программ высшего образования, утверждаются Минобрнауки России не позднее одного месяца со дня официального опубликования федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Распоряжением Минобрнауки России от 7 августа 2015 г. N Р-122 в пункт 13 внесены изменения
13. Корректирующий коэффициент, отражающий оценку качества приема применяется в отношении составляющих базовых нормативных затрат на оказание государственных услуг на реализацию образовательных программ по уровням образования - бакалавриат, специалитет.
Распоряжением Минобрнауки России от 7 августа 2015 г. N Р-122 пункт 14 изложен в новой редакции
14. Корректирующий коэффициент, отражающий оценку научного потенциала образовательной организации, применяется в отношении составляющих базовых нормативных затрат на оказание государственных услуг на реализацию образовательных программ по уровням образования - магистратура, аспирантура, адъюнктура, ассистентура-стажировка, интернатура, ординатура, докторантура.
Распоряжением Минобрнауки России от 7 августа 2015 г. N Р-122 в пункт 15 внесены изменения
15. Корректирующий коэффициент, отражающий право образовательной организации самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты по всем уровням высшего образования, применяется в отношении составляющих базовых нормативных затрат на оказание государственных услуг на реализацию образовательных программ по уровням образования - бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура, адъюнктура, ассистентура-стажировка, ординатура.
Распоряжением Минобрнауки России от 7 августа 2015 г. N Р-122 в пункт 16 внесены изменения
16. Корректирующий коэффициент, отражающий использование ведущим вузом права самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты по всем уровням высшего образования, рассчитывается исходя из доли соответствующих образовательных программ, реализуемых ведущим вузом в году, в котором устанавливаются корректирующие коэффициенты в отношении контингента, принятого на обучение по данным образовательным стандартам, в общем количестве реализуемых ведущим вузом образовательных программ, и применяется в отношении составляющих базовых нормативных затрат на оказание государственных услуг на реализацию образовательных программ и по уровням образования - бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура, адъюнктура, ассистентура-стажировка, ординатура.
Распоряжением Минобрнауки России от 7 августа 2015 г. N Р-122 в пункт 17 внесены изменения
17. Корректирующий коэффициент, отражающий законодательно закрепленные особенности реализации государственных программ в образовательных организациях, являющихся уникальными научно-образовательными комплексами, применяется в отношении составляющих базовых нормативных затрат на оказание государственных услуг на реализацию образовательных программ по уровням образования - бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура, адъюнктура, ассистентура-стажировка, ординатура в соответствующих образовательных организациях.
18. Коэффициент бюджетных ограничений, применяемый к объему нормативных затрат на оказание государственных услуг, отдельным составляющим нормативных затрат на оказание государственных услуг и/или корректирующим коэффициентам, для приведения объема нормативных затрат на оказание государственных услуг в соответствие с объемами бюджетных ассигнований, предусмотренными федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период на эти цели.
______________________________
*(1) Приказ Минобрнауки России от 3 августа 2013 г. N 638 "Об утверждении методики определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ высшего образования по специальностям и направлениям подготовки".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного приказа Минобрнауки России N 638 следует читать как "2 августа 2013 г."
*(2) То же.
*(3) Часть 10 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
*(4) Часть 1 статьи 1 Федерального закона от 10 ноября 2009 г. N 259-ФЗ "О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете".
*(5) Пункт 1 части 4 статьи 71 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Приложение 1
к Методике по поэтапному
переходу от действующих
соотношений численности
преподавателей и студентов,
установленных нормативными
правовыми актами для отдельных
образовательных организаций
высшего образования, к
соотношениям численности
преподавателей и студентов
образовательных организаций
высшего образования,
определенным по специальностям и
направлениям подготовки,
утвержденной распоряжением
Министерства образования и науки РФ
от 17 декабря 2014 г. N Р-225
Перечень
образовательных организаций высшего образования, в отношении которых требуется внесение изменений в акты Правительства Российской Федерации в связи с отменой индивидуальных соотношений численности преподавателей и студентов
Приложение 2
к Методике по поэтапному
переходу от действующих
соотношений численности
преподавателей и студентов,
установленных нормативными
правовыми актами для отдельных
образовательных организаций
высшего образования, к
соотношениям численности
преподавателей и студентов
образовательных организаций
высшего образования,
определенным по специальностям и
направлениям подготовки,
утвержденной распоряжением
Министерства образования и науки РФ
от 17 декабря 2014 г. N Р-225
Перечень
образовательных организаций высшего образования, в отношении которых требуется внесение изменений в акты федеральных органов исполнительной власти в связи с отменой индивидуальных соотношений численности преподавателей и студентов
Приложение 3
к Методике по поэтапному
переходу от действующих
соотношений численности
преподавателей и студентов,
установленных нормативными
правовыми актами для отдельных
образовательных организаций
высшего образования, к
соотношениям численности
преподавателей и студентов
образовательных организаций
высшего образования,
определенным по специальностям и
направлениям подготовки,
утвержденной распоряжением
Министерства образования и науки РФ
от 17 декабря 2014 г. N Р-225
Перечень
корректирующих коэффициентов, отражающих оценку качества реализации профессиональных образовательных программ высшего образования
7 августа 2015 г.
См. текст приложения
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2014 г. N Р-225 "Об утверждении Методики по поэтапному переходу от действующих соотношений численности преподавателей и студентов, установленных нормативными правовыми актами для отдельных образовательных организаций высшего образования, к соотношениям численности преподавателей и студентов образовательных организаций высшего образования, определенным по специальностям и направлениям подготовки"
Текст распоряжения официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Минобрнауки России от 7 августа 2015 г. N Р-122