Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 10 декабря 2014 г. N 9-АПГ14-9
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Анишиной В.И.,
судей Абакумовой И.Д., Александрова В.Н.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СТРИОТлэнд" о признании недействующим пункта 1 постановления Правительства Нижегородской области от 9 января 2008 г. N 1 "О порядке расчёта арендной платы за земельные участки на территории городского округа - город Нижний Новгород и внесении изменений в отдельные постановления Правительства Нижегородской области" в части слов "При превышении установленных сроков строительства размер арендной платы увеличивается в 5 (пять) раз" по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "СТРИОТлэнд" на решение Нижегородского областного суда от 29 июля 2014 г., которым в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителей Правительства Нижегородской области Гусевой О.Л., Рыбарчук О.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
общество с ограниченной ответственностью "СТРИОТлэнд" (далее - общество) обратилось в Нижегородский областной суд с заявлением о признании пункта 1 постановления Правительства Нижегородской области от 9 января 2008 г. N 1 "О порядке расчёта арендной платы за земельные участки на территории городского округа - город Нижний Новгород и внесении изменений в отдельные постановления Правительства Нижегородской области" в части слов "При превышении установленных сроков строительства размер арендной платы увеличивается в 5 (пять) раз" недействующим с 16 июля 2009 г.
Решением Нижегородского областного суда от 29 июля 2014 г. в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм права, регулирующих данные правоотношения, и принять новое решение об удовлетворении заявленного требования. В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на то, что оспариваемая норма противоречит принципу экономической обоснованности определения размера арендной платы за земельный участок и нарушает законодательство о защите конкуренции, устанавливающее запрет органам власти субъектов принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе запрет на создание дискриминационных условий. Также заявитель считает, что установление для арендатора повышенного коэффициента при нарушении им сроков использования земельного участка будет нарушать права добросовестных землепользователей.
В возражениях Правительство Нижегородской области просит оставить без изменения обжалуемое решение суда первой инстанции, как законное, обоснованное, вынесенное при правильном применении норм материального права и норм процессуального права с учётом фактических обстоятельств дела и имеющихся в нём доказательств.
Прокуратура Нижегородской области также представила возражения, в которых не соглашается с доводами апелляционной жалобы и просит оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Заявитель и прокуратура Нижегородской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены в установленном законом порядке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, заслушав объяснения представителей Правительства Нижегородской области, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Правительством Нижегородской области принято постановление от 9 января 2008 г. N 1 "О порядке расчёта арендной платы за земельные участки на территории городского округа - город Нижний Новгород и внесении изменений в отдельные постановления Правительства Нижегородской области".
Пунктом 1 названного постановления установлено, что при расчёте арендной платы за использование земельных участков, расположенных на территории городского округа - город Нижний Новгород, находящихся в государственной собственности Нижегородской области и государственная собственность на которые не разграничена, применяются ставки арендной платы, установленные постановлением главы Администрации города Нижний Новгород от 21 декабря 2004 г. N 66 "О ставках арендной платы за земельные участки в городе Нижнем Новгороде в 2005 году", с коэффициентом 2,470.
Указанным пунктом также предусмотрено следующее условие определения размера арендной платы: "При превышении установленных сроков строительства размер арендной платы увеличивается в 5 (пять) раз. В целях настоящего постановления под сроком строительства понимается срок действия договора аренды земельного участка, предоставленного в целях строительства".
Оспариваемое постановление является нормативным правовым актом, изданным уполномоченным органом и опубликованным 19 января 2008 г. в печатном издании "Правовая среда", N 4 (887) (приложение к газете "Нижегородские новости" от 19 января 2008 г. N 10 (3902).
Общество, которое являлось арендатором земельного участка, сочло, что условие об установлении повышающего коэффициента арендной платы за пользование земельным участком в зависимости от сроков строительства нарушает его права и законные интересы, поскольку создаёт дискриминационные условия и необоснованные препятствия для экономического развития и предпринимательской деятельности, в связи с чем обратилось с заявлением в областной суд.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемая норма соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Между тем судом первой инстанции не учтено следующее.
Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 22 Земельного кодекса).
Соответствующие условия арендной платы в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Во исполнение требований статей 22 и 65 Земельного кодекса Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", действующее с 4 августа 2009 г. (далее - постановление Правительства Российской Федерации N 582).
К основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчёта, запрета необоснованных предпочтений, учёта необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землёй.
С учётом единства экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие своё отражение в постановлении Правительства Российской Федерации N 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
Согласно принципу экономической обоснованности арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учётом категории земель и вида разрешённого использования, а также с учётом государственного регулирования цен и предоставления субсидий для организаций, осуществляющих деятельность на таком земельном участке.
Как следует из материалов дела, между Администрацией г. Нижний Новгород (арендодателем) и обществом (арендатором) 9 декабря 2005 г. заключён договор аренды земельного участка площадью 60 000 кв.метров, расположенный в г. Нижний Новгород, Приокский район, ул. Ларина, категория земель - земли поселений. Земельный участок предоставлен под проектирование и строительство торгово-складского комплекса. Срок действия договора установлен до 5 декабря 2010 г.
В соответствии с частью 3 статьи 65 Земельного кодекса в случае, если по истечении трёх лет с даты предоставления в аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства, за исключением случаев предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, не введён в эксплуатацию построенный на таком земельном участке объект недвижимости, арендная плата за такой земельный участок устанавливается в размере не менее двукратной налоговой ставки земельного налога на соответствующий земельный участок, если иное не установлено земельным законодательством.
Таким образом, с учётом того, что жилищное строительство относится к социально значимым видам деятельности, законодатель предусмотрел в указанном случае повышенную ставку арендной платы.
Каких-либо повышенных платежей в случае превышения сроков строительства за земельные участки, предоставленные под строительство объектов капитального строительства, не относящееся к жилищному строительству, федеральное законодательство не содержит, в связи с чем вывод суда о том, что Правительство Нижегородской области вправе было установить более высокий размер арендной платы, основан на неправильном толковании норм материального права.
Ссылка представителя Правительства Нижегородской области на то, что арендная плата по ставке "Строительство" является льготной, что позволяет арендаторам снизить бремя затрат на строительство, и без установления повышающего коэффициента, в случае если сроки строительства нарушаются, порождает недобросовестное поведение застройщиков, поскольку позволяет пользоваться льготой неопределённое время, не может быть признана обоснованной.
В данном случае правительством субъекта Российской Федерации при установлении ставок арендной платы при аренде земельных участков должен был быть применён принцип экономической обоснованности с учётом доходности земельного участка.
Применение коэффициента "5" к размеру арендной платы при превышении сроков строительства противоречит Земельному кодексу, постановлению Правительства Российской Федерации N 582 и подлежит признанию недействующим.
Само по себе нарушение сроков строительства объектов капитального строительства, не связанного с жилищным, не может рассматриваться как основание для повышения в пять раз арендной платы за земельный участок, предоставленный под такое строительство, без учёта принципа экономического обоснования, в противном случае такое повышение следует рассматривать как санкцию в случае нарушения сроков строительства, что не предусмотрено земельным законодательством.
Апелляционная инстанция полагает, что субъект Российской Федерации вправе использовать иные правовые механизмы к недобросовестным застройщикам, в том числе рассмотреть вопрос о возможности продления договора аренды земельного участка.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", в случае, если оспариваемый акт был принят ранее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, он или его часть могут быть признаны недействующими со дня вступления в силу нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть стали противоречить.
Поскольку оспариваемое постановление Правительства Нижегородской области принято ранее постановления Правительства Российской Федерации N 582, имеющего большую юридическую силу, нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации подлежит признанию недействующим с даты вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации N 582 - с 4 августа 2009 г.
С учётом изложенного и руководствуясь статьями 327, 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Нижегородского областного суда от 29 июля 2014 г. отменить, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СТРИОТлэнд" удовлетворить.
Признать пункт 1 постановления Правительства Нижегородской области от 9 января 2008 г. N 1 "О порядке расчёта арендной платы за земельные участки на территории городского округа - город Нижний Новгород и внесении изменений в отдельные постановления Правительства Нижегородской области" в части слов "При превышении установленных сроков строительства размер арендной платы увеличивается в 5 (пять) раз" недействующим с 4 августа 2009 г.
Председательствующий |
Анишина В.И. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Александров В.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 10 декабря 2014 г. N 9-АПГ14-9
Текст определения официально опубликован не был