Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 10 декабря 2014 г. N 72-АПГ14-6
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Анишиной В.И.,
судей Абакумовой И.Д., Александрова В.Н.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Региональная строительная компания" о признании недействующими пункта 1 и приложения к приказу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 24 декабря 2013 г. N 766 "Об утверждении тарифов на услугу водоотведения, оказываемую ОАО "103 бронетанковым ремонтным заводом" муниципального образования городское поселение "Атамановское" муниципального района "Читинский район", на 2014 год" по апелляционной жалобе Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края на решение Забайкальского краевого суда от 21 августа 2014 г., которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
общество с ограниченной ответственностью "Региональная строительная компания" (далее - заявитель, общество "РСК") обратилось в Забайкальский краевой суд с заявлением о признании недействующими пункта 1 и приложения к приказу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (далее - Служба по тарифам) от 24 декабря 2013 г. N 766 "Об утверждении тарифов на услугу водоотведения, оказываемую ОАО "103 бронетанковым ремонтным заводом" муниципального образования городское поселение "Атамановское" муниципального района "Читинский район", на 2014 год".
Решением Забайкальского краевого суда от 21 августа 2014 г. заявление удовлетворено. Суд исходил из того, что приём и транспортировку сточных вод от абонентов открытое акционерное общество "103 бронетанковый ремонтный завод" (далее - общество "103 БТРЗ") не осуществляет, однако тариф рассчитан за услугу по водоотведению в целом.
Не согласившись с решением суда, Служба по тарифам обратилась в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
Заявитель, Служба по тарифам и общество "103 БТРЗ" в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены в установленном законом порядке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно статье 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении) под водоотведением понимается приём, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.
В силу части 7 статьи 31 Закона о водоснабжении и водоотведении к регулируемым видам деятельности в сфере водоотведения относятся водоотведение, в том числе очистка сточных вод, обращение с осадком сточных вод; приём и транспортировка сточных вод; подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения.
В сфере водоотведения регулированию подлежат тариф на водоотведение, тариф на транспортировку сточных вод, тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения (часть 8 статьи 31 Закона о водоснабжении и водоотведении).
Указанный перечень подлежащих регулированию тарифов является исчерпывающим. Вместе с тем из части 11 указанной нормы следует, что при установлении тарифов организации, осуществляющей водоотведение, тарифы для отдельных регулируемых видов деятельности, осуществляемых этой организацией при водоотведении, не устанавливаются, за исключением случаев оказания абонентам отдельных видов услуг.
Пунктом 1 приказа Службы по тарифам от 24 декабря 2013 г. N 766 с 1 января 2014 г. установлены тарифы на услугу водоотведения, оказываемую обществом "103 БТРЗ" в муниципальном образовании городское поселение "Атамановское" муниципального района "Читинский район".
Согласно приложению к данному приказу для населения с учётом НДС установлен тариф в размере 19,21 руб./куб.м, для бюджетных потребителей - 16,28 руб./куб.м, для прочих потребителей - 16,28 руб./куб.м.
Из заключения органа регулирования по расчёту тарифов на услугу водоотведения на 2014 год следует, что общество "103 БТРЗ" осуществляет услугу водоотведения населению и бюджетным потребителям. Расчёт тарифа произведён методом экономически обоснованных расходов (затрат). При этом Служба по тарифам рассчитала себестоимость водоотведения с учётом затрат на приём и транспортировку сточных вод от населения и бюджетных потребителей, в том числе расходов на амортизацию и расходов на ремонт и техническое обслуживание канализационных сетей.
Вместе с тем часть канализационных сетей, предназначенных для водоотведения и находящихся в собственности городского поселения "Атамановское" муниципального района "Читинский район", переданы Администрацией поселения (арендодателем) во временное владение и пользование по результатам открытого конкурса обществу "РСК" (арендатору) по договору аренды объекта муниципального имущества (нежилого фонда) от 6 мая 2013 г. N 6/13.
Из материалов дела следует, что именно общество "РСК", эксплуатируя арендованные канализационные сети, осуществляет приём сточных вод от абонентов городского поселения и их дальнейшую транспортировку до очистных сооружений общества "103 БТРЗ".
В свою очередь, общество "103 БТРЗ" принимает от заявителя сточные воды, производит их очистку и осуществляет сброс.
Служба по тарифам установила обществу "РСК" как организации коммунального комплекса тарифы на услуги по централизованному водоотведению: для населения с учётом НДС в размере 14,03 руб./куб.м, для бюджетных потребителей и прочих потребителей - 11,89 руб./куб.м, то есть размер этих тарифов существенно занижен по сравнению с тарифами на водоотведение, установленными на услуги общества "103 БТРЗ".
При расчёте тарифа для общества "РСК" орган регулирования также включил расходы на приём и транспортировку сточных вод от населения, бюджетных и прочих потребителей, включая ремонт и техническое обслуживание.
В рассматриваемом случае общество "РСК" не наделено статусом гарантирующей организации по определению, изложенному в статье 2 Закона о водоснабжении и водоотведении, поскольку Администрацией городского поселения не принято соответствующего решения в порядке, установленном статьёй 12 данного закона. Вместе с тем в силу части 7 статьи 7 этого же закона отсутствие такого решения не препятствует организации, которая является фактически гарантирующей, заключать договоры с абонентами, объекты капитального строительства которых подключены к её канализационным сетям.
Согласно пункту 6 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406, орган регулирования устанавливает для гарантирующей организации тарифы на водоотведение, а также тарифы для отдельных регулируемых видов деятельности в случае, если гарантирующая организация оказывает абонентам такие отдельные виды услуг в сфере водоотведения (тарифы на водоотведение, на транспортировку сточных вод, на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения); для иных регулируемых организаций - тарифы на транспортировку сточных вод, на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения, а также на водоотведение в случае, если регулируемая организация осуществляет очистку сточных вод и (или) обращение с осадком сточных вод.
В связи с тем, что общество "103 БТРЗ" осуществляет только отдельный регулируемый вид деятельности - очистку сточных вод, Служба по тарифам должна была установить тарифы на этот вид деятельности.
Учёт в составе расходов общества "103 БТРЗ" затрат по тем видам деятельности, которые данная организация не осуществляет, привело к ошибочному завышению тарифов.
На основании изложенного тарифы, установленные обществу "103 БТРЗ", нельзя признать законными и экономически обоснованными.
При таких обстоятельствах решение суда отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 327, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Забайкальского краевого суда от 21 августа 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края - без удовлетворения.
Председательствующий |
Анишина В.И. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Александров В.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 10 декабря 2014 г. N 72-АПГ14-6
Текст определения официально опубликован не был