Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Основные методологические и организационные положения выборочного наблюдения доходов населения и участия в социальных программах
(утв. приказом Федеральной службы государственной статистики от 31 декабря 2014 г. N 744)
См. Основные методологические и организационные положения выборочного наблюдения доходов населения и участия в социальных программах, утвержденные приказом Росстата от 14 июля 2017 г. N 469
I. Цели и задачи наблюдения
Выборочное наблюдение доходов населения и участия в социальных программах проводится во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. N 946 "Об организации в Российской Федерации системы федеральных статистических наблюдений по социально-демографическим проблемам и мониторинга экономических потерь от смертности, заболеваемости и инвалидизации населения".
Выборочное наблюдение доходов населения и участия в социальных программах организуется в целях получения статистической информации, отражающей роль оплаты труда, доходов от самостоятельной занятости и от собственности, пенсий и социальных пособий в обеспечении материального благосостояния семей, тенденции в изменении уровня дифференциации доходов и уровня бедности среди различных социально-экономических слоев населения, участие семей в социальных программах, пенсионном и медицинском страховании, материальное и социальное обеспечение малоимущих семей, и влияние мер социальной поддержки на уровень их благосостояния.
Задачей проведения Выборочного наблюдения доходов населения и участия в социальных программах является получение статистических данных о денежных и совокупных доходах домохозяйств, о видах доходных источников и количестве получателей доходов в семьях, об условиях получения и размерах доходов от работы по найму, самостоятельной занятости (включая личные подсобные хозяйства), об объемах натуральных поступлений товаров и услуг собственного производства в денежном эквиваленте, о видах и размерах назначенных пенсий и социальных пособий, страховых возмещениях и вкладе в добровольное страхование, о размерах доходов от участия в программах семейных пособий и социальной защиты, о наличии доходов от собственности, об объемах межсемейной помощи, о выплаченных налогах и налоговых льготах, об объеме обязательных платежей и долгового бремени.
Уровень представительности результатов наблюдения - в целом по России, по субъектам Российской Федерации, по городской и сельской местности, по социально-демографическим группам населения и домашних хозяйств.
Результаты Выборочного наблюдения доходов населения и участия в социальных программах предназначены для использования при разработке мер демографической и социальной политики, количественного измерения их эффективности, а также для оценки влияния на демографическую ситуацию в стране и уровень жизни различных групп населения и улучшения мониторинга реализации приоритетных национальных проектов и государственных программ.
II. Основные методологические положения проведения наблюдения
2.1. Общие положения
В соответствии с вышеназванным постановлением Правительства Российской Федерации Выборочное наблюдение доходов населения и участия в социальных программах основано на выборочном опросе представителей различных групп и слоев населения, проживающих во всех субъектах Российской Федерации, с охватом с 2017 года один раз в пять лет - 160 тыс. домохозяйств; ежегодно, в годы между 5-летними интервалами, - 45 тыс. домохозяйств.
2.2. Единица наблюдения
Единицей наблюдения при проведении Выборочного наблюдения доходов населения и участия в социальных программах является частное домохозяйство (далее - домохозяйство)*(1) и члены домохозяйства.
Домохозяйство*(2) представляет собой совокупность лиц, проживающих в одном жилом помещении (или его части), как связанных, так и не связанных отношениями родства, совместно обеспечивающих себя пищей и всем необходимым для жизни, то есть полностью или частично объединяющих и расходующих свои средства*(3).
Домохозяйство может состоять и из одного человека, живущего самостоятельно и обеспечивающего себя пищей и всем необходимым для жизни.
Членами домохозяйства*(2) являются лица, указанные в его составе согласно данному выше определению со слов одного из членов домохозяйства, который более других осведомлен о жизнедеятельности домохозяйства и в дальнейшем сможет ответить на вопросы, касающиеся домохозяйства в целом (далее - ответственное лицо). Состав домохозяйства устанавливается на момент проведения опроса.
В зависимости от места нахождения на момент опроса лица, учитываемые в составе домохозяйства, могут относиться к одной из следующих категорий:
1. лица, постоянно (обычно) проживающие в домохозяйстве*(4);
2. лица, продолжительно или временно отсутствующие в домохозяйстве:
отсутствующие продолжительные периоды времени или временно отсутствующие*(5), но имеющие родственные отношения с домохозяйством и продолжающие поддерживать тесную связь (или имеющие очевидные финансовые связи) с домохозяйством;
кратковременно отсутствующие, но обычно проживающие в домохозяйстве.
2.3. Применение выборочного метода
Выборочное наблюдение доходов населения и участия в социальных программах проводится выборочным методом во всех субъектах Российской Федерации.
План размещения выборочной совокупности домохозяйств по субъектам Российской Федерации разрабатывается Росстатом в соответствии с количеством обследуемых респондентов (домохозяйств), установленным вышеназванным постановлением Правительства Российской Федерации для каждого года проведения наблюдения с учетом необходимости обеспечения представительности итогов наблюдения по населению страны в целом, по субъектам Российской Федерации и по основным демографическим и социально-экономическим группам населения (исходя из приемлемого уровня ошибки выборки).
План размещения выборочной совокупности домохозяйств по субъектам Российской Федерации для проведения наблюдения утверждается приказом Росстата.
Генеральной совокупностью при формировании выборки для организации наблюдения служит территориальная выборка многоцелевого назначения на базе информационного массива Всероссийской переписи населения 2010 года (далее - ВПН 2010). Единицей отбора является счетный участок ВПН 2010.
Генеральную совокупность, служащая основой для построения выборочной совокупности при проведении наблюдения в соответствующих субъектах Российской Федерации, составляют все частные домохозяйства, проживающие на территории Российской Федерации. При формировании итогов наблюдения его результаты распространяются на все частные домохозяйства и на все население, проживающее в них, согласно специально разработанной и утвержденной методологии.
При формировании выборочной совокупности конечной единицей отбора является жилое помещение - индивидуальный дом, квартира, комната в коммунальной квартире, общежитии или в др. жилом строении. При проживании в одном жилом помещении (по одному отобранному адресу) более двух домохозяйств отбору подлежит одно домохозяйство, независимо от того, кто является фактическим собственником жилого помещения.
Формирование выборочной совокупности домохозяйств осуществляется на основе принципов случайного отбора, т.е. каждому домохозяйству в генеральной совокупности придается известная и ненулевая вероятность отбора.
Порядок отбора домохозяйств и распространения итогов наблюдения на генеральную совокупность определяется соответствующей научно-методологической разработкой и утверждается приказом Росстата.
2.4. Программа наблюдения
Программа Выборочного наблюдения доходов населения и участия в социальных программах представляет собой перечень признаков единиц наблюдения (домохозяйств и лиц, входящих в состав домохозяйств - членов домохозяйств), подлежащих регистрации в процессе проведения опросов населения в соответствии с его целями и задачами.
Перечень признаков единиц наблюдения содержит сведения об источниках доходов домохозяйств и членов домохозяйств, относящихся к различным возрастным группам, по следующим тематическим блокам:
|
Информация, собираемая на уровне: |
|
домохозяйства в целом |
членов домохозяйств в возрасте 16 лет и более |
|
Демографические характеристики и семейные отношения (пол; возраст; состояние в браке; родственные отношения) |
+ |
|
Социально-экономические характеристики (достигнутый уровень образования, участие в трудовой деятельности) |
|
+ |
Пенсионное обеспечение и социальная поддержка (вкл. выплаты на детей, социальные выплаты, иная помощь домохозяйству) |
+ |
+ |
Доходы от трудовой деятельности |
|
+ |
Доход от собственности, сельскохозяйственная и производственная деятельность |
+ |
|
Крупные расходы и финансовые обязательства, Оценка домохозяйством своего финансового положения |
+ |
|
Условия проживания |
+ |
|
Перечень учетных признаков по каждому тематическому блоку разрабатывается Росстатом совместно с представителями научных организаций (экспертами), владеющими соответствующими знаниями и опытом в области доходов и социальной поддержки населения, подлежащей наблюдению.
В рамках наблюдения обеспечивается получение информации о доходах населения и участия в социальных программах на основе двух типов данных:
перекрестные данные, относящиеся к определенной дате или периоду времени и наблюдаемые в течение каждого года проведения наблюдения;
лонгитюдные данные, позволяющие оценить изменения с течением времени ранее обследованных домохозяйств и членов домохозяйств и наблюдаемые для пятилетнего периода начиная с 2017 года.
2.5. Метод сбора сведений при проведении наблюдения
Выборочное наблюдение доходов населения и участия в социальных программах осуществляется на основе личного опроса членов домохозяйств (респондентов) по месту их проживания в составе отобранного для наблюдения домохозяйства.
Опросы респондентов проводятся специально обученными работниками - интервьюерами на условиях добровольного согласия респондентов принять участие в наблюдении.
Опросы респондентов проводятся на основании специальных форм федерального статистического наблюдения на бумажных носителях, содержащих конкретные формулировки вопросов для различных групп респондентов с указанием возможных вариантов ответов на них (в дальнейшем - Вопросников), и указаний по заполнению Вопросников.
Опросы респондентов и заполнение Вопросников производятся интервьюерами со слов респондентов и без предъявления каких-либо документов, подтверждающих правильность ответов.
Сведения, полученные от респондентов, и записанные интервьюером в Вопросники, не подлежат разглашению и предназначены только для получения сводных статистических данных.
Разработка и утверждение Вопросников и указаний по их заполнению производятся Росстатом в порядке, установленном для утверждения форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению.
При проведении Выборочного наблюдения доходов населения и участия в социальных программах личному опросу подлежат респонденты в возрасте 16 лет и более, установленные в составе домохозяйства, за исключением лиц, отсутствующих на момент проведения опроса, и лиц, не имеющих возможности дать информацию за себя лично по состоянию здоровья, в силу преклонного возраста и т.п.
Сбор сведений и заполнение Вопросников, содержащих информацию по домохозяйству в целом, производится со слов ответственного лица.
2.6. Период проведения наблюдения
Период проведения наблюдения - период, в течение которого осуществляется сбор сведений от населения, включая обход жилых помещений для установления контактов с респондентами (рекрутирование) и посещение домохозяйств для опросов респондентов.
Период проведения Выборочного наблюдения доходов населения и участия в социальных программах - II половина марта каждого года проведения наблюдения.
III. Основные организационные положения подготовки и проведения наблюдения
3.1. Распределение функций по уровням управления и организации работ
Подготовка, проведение и формирование итогов Выборочного наблюдения доходов населения и участия в социальных программах (далее - наблюдение) осуществляется органами государственной статистики на федеральном, региональном и полевом уровнях в соответствии с нижеследующим распределением функций.
3.1.1. На федеральном уровне при подготовке, проведении и формировании итогов наблюдения Росстатом выполняются следующие функции:
1) разработка официальной статистической методологии по вопросам проведения наблюдения, автоматизированной обработки и подведению итогов наблюдения;
2) разработка нормативных документов;
3) разработка Плана размещения объема выборочной совокупности домохозяйств по субъектам Российской Федерации и определение потребностей в кадровых и материально-технических ресурсах на подготовку и проведение наблюдения на региональном уровне;
4) координация и планирование работ по проведению наблюдения, контроль за ходом их реализации на всех уровнях;
5) разработка методологических и организационных положений наблюдения;
6) финансовое и материально-техническое обеспечение работ по подготовке наблюдения;
7) организация работы с экспертами по вопросам формирования программы наблюдения;
8) разработка статистического инструментария наблюдения (включая организацию работ и доработку Вопросников по результатам их предварительного тестирования на региональном уровне);
9) разработка рекомендаций по привлечению на условиях гражданско-правовых договоров временных работников для подготовки, проведения и автоматизированной обработки итогов наблюдения на региональном и полевом уровнях;
10) обеспечение деятельности временных работников, привлекаемых к выполнению работ на федеральном уровне на условиях гражданско-правовых договоров;
11) тиражирование инструментария наблюдения и его доведение до регионального уровня;
12) изготовление и доведение до регионального уровня удостоверений для обеспечения ими временных работников, привлекаемых к выполнению работ на региональном и полевом уровне;
13) разработка обучающих программ для специалистов ТОГС и временных работников, привлекаемых к выполнению работ на региональном и полевом уровне, и участие в проведении обучающих семинаров по вопросам подготовки и проведения наблюдения;
14) участие в контрольных мероприятиях, выполняемых на региональном и полевом уровнях;
15) методическое и материально-техническое обеспечение информационно-разъяснительной работы среди респондентов;
16) разработка технологии и программного обеспечения для автоматизированной обработки полученной информации наблюдения и подведения его итогов;
17) разработка инструктивных документов по подготовке, проведению и автоматизированной обработке итогов наблюдения; организация и проведение автоматизированной обработки итогов наблюдения;
18) подведение итогов наблюдения и их официальное опубликование в электронном виде в системе открытого доступа на официальном сайте Росстата в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - Интернет-сайт Росстата) и в тематическом сборнике Росстата.
На федеральном уровне методологическое и организационное руководство работами по подготовке, проведению, обработке полученной информации, подведению итогов наблюдения и их официальному опубликованию обеспечивается Росстатом.
Для участия в организации и проведении работ на федеральном уровне предусмотрено привлечение временных работников на условиях гражданско-правового договора.
3.1.2. На Региональном уровне при подготовке, проведении и формировании итогов наблюдения территориальными органами государственной статистики (ТОГС) выполняются следующие функции:
1) разработка и утверждение Организационного плана-графика по подготовке и проведению наблюдения на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
2) организация и координация работ по подготовке и проведению наблюдения на полевом уровне;
3) осуществление взаимодействия с органами исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления по вопросам организации и проведения наблюдения (по мере необходимости);
4) проведение информационно-разъяснительной работы среди респондентов;
5) подбор кандидатур и оформление гражданско-правовых договоров с работниками, привлекаемыми к выполнению работ на региональном и полевом уровне; подготовка и представление на Федеральный уровень отчета о привлечении временных работников;
6) обеспечение деятельности временных работников, привлекаемых к выполнению работ на региональном и полевом уровнях;
7) организация, проведение и участие в работе обучающих семинаров (кустовых и региональных) по вопросам подготовки и проведения наблюдения;
8) проведение обучения временных работников, привлекаемых к выполнению работ на полевом уровне;
9) проведение предварительного тестирования проектов Вопросников и направление на федеральный уровень обобщенных предложений по их доработке;
10) комплектование инструментария наблюдения и доведение до временных работников полевого уровня;
11) обеспечение подразделений, ответственных за подготовку и проведение наблюдения (включая вверенный им персонал временных работников), необходимыми канцелярскими товарами и средствами материально-хозяйственного и технического назначения;
12) организация работ по уточнению состава отобранных счетных участков, составление формы N 3-отбор на основе программного комплекса по составлению списков адресов домохозяйства и оказание содействия временным работникам по укомплектованию респондентской сети для проведения опросов;
13) организация работ по проведению опросов респондентов и осуществление контрольных мероприятий, в том числе с непосредственным выездом на отобранные счетные участки, закрепленные за временными работниками (участки наблюдения);
14) сбор и обобщение информации о проведении наблюдения, приемка материалов от временных работников полевого уровня;
15) подготовка и представление на Федеральный уровень отчета о найме персонала наблюдения, информации из отчетов интервьюеров о выполненной работе и об участии домохозяйств в наблюдении;
16) приемка результатов и выплата вознаграждения временным работникам в соответствии с условиями гражданско-правовых договоров на выполнение работ по подготовке и проведению наблюдения, автоматизированной обработке его итогов;
17) выполнение работ по подготовке к автоматизированной обработке и проведение автоматизированной обработки полученной информации (в том числе кодировка, ввод и контроль информации, содержащейся в Вопросниках);
18) обеспечение мер, направленных на сохранение конфиденциальности полученных данных и их защиту от несанкционированного доступа;
19) подготовка отчета о результатах проведения наблюдения на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и предложений по совершенствованию основных организационных положений наблюдения.
На региональном уровне ответственным за подготовку, проведение и обработку материалов наблюдения являются ТОГС, в структуре которых выполнение работ возлагается непосредственно на соответствующие структурные подразделения.
Для участия в организации и проведении работ на региональном уровне предусмотрено привлечение временных работников на условиях гражданско-правовых договоров.
3.1.3. На Полевом уровне при подготовке и проведении наблюдения выполняются следующие функции:
1) прохождение обучения по очной форме;
2) обеспечение работ по подготовке отбора домохозяйств в пределах отобранного счетного участка;
3) формирование участка наблюдения и графика посещений отобранных домохозяйств для проведения опросов;
4) проведение личного опроса респондентов и заполнение Вопросников, установленных для всех групп респондентов;
5) заполнение отчета о рекрутировании домохозяйств и передача на региональный уровень информации о ходе проведения наблюдения;
6) кодировка и контроль заполненных Вопросников, представление и сдача их на региональный уровень в установленном порядке;
7) подготовка отчета о выполненной работе.
На полевом уровне работа по подготовке и проведению наблюдения выполняется временными работниками - интервьюерами, привлекаемыми на условиях гражданско-правового договора.
3.2. Основные этапы подготовки и проведения наблюдения
3.2.1. Подготовительный этап
На подготовительном этапе выполняются следующие работы:
1. Разработка Календарного плана подготовки, проведения и обработки итогов наблюдения на федеральном уровне и Организационного плана-графика по подготовке и проведению наблюдения на региональном и полевом уровне.
Календарный план подготовки и проведения наблюдения на федеральном уровне утверждается приказом Росстата.
Организационный план-график по подготовке и проведению наблюдения на региональном и полевом уровне разрабатывается и утверждается ТОГС в соответствии с перечнем работ, выполняемых на региональном и полевом уровне, и сроками, установленными для выполнения каждого этапа работ, определяемыми и утверждаемыми Росстатом (в зависимости от объемов выборки для проведения наблюдения в соответствующем субъекте Российской Федерации) в составе организационных документов по подготовке и проведению наблюдения.
2. Определение потребности в кадровом, финансовом и материально-хозяйственном обеспечении на региональном и полевом уровне.
Определение потребности в кадровом, финансовом и материально-хозяйственном обеспечении на региональном и полевом уровне основывается на Плане размещения объема выборочной совокупности домохозяйств, разрабатываемом Росстатом на основе отбора населенных пунктов городской местности и административных районов сельской местности и определения числа обследуемых домохозяйств в каждом из них*(6).
Количество и распределение по должностям временных работников, привлекаемых к подготовке, проведению и автоматизированной обработке результатов наблюдения на региональном и полевом уровне, по субъектам Российской Федерации производится в зависимости от объема выборочной совокупности домохозяйств по каждому субъекту Российской Федерации и утверждается приказом Росстата.
3. Подбор, сроки работы и оформления договорных отношений с временными работниками, привлекаемыми для выполнения работ на региональном и полевом уровне.
Подбор временных работников, привлекаемых к выполнению работ на региональном и полевом уровне на условиях гражданско-правового договора, осуществляется ТОГС.
Сроки завершения работы по оформлению договорных отношений с временными работниками устанавливаются Росстатом в составе организационных документов по подготовке и проведению наблюдения. По завершении работы по подбору и оформлению договорных отношений с временными работниками на федеральный уровень направляется отчет по установленной Росстатом форме.
Устанавливаются следующие сроки работы временных работников при подготовке, проведении и автоматизированной обработке результатов наблюдения на региональном и полевом уровне на условиях гражданско-правового договора:
Руководитель подгруппы |
123 календарных дня; |
Инструктор |
96 календарных дней; |
Бригадир операторов |
22 календарных дня; |
Оператор ввода |
20 календарных дней; |
Интервьюер |
31 календарный день. |
Продолжительность работы и условия выплаты вознаграждения временных работников, привлекаемых к подготовке и проведению наблюдения, автоматизированной обработке его результатов на региональном и полевом уровне, устанавливаются приказом Росстата с учетом лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на подготовку и проведение наблюдения.
4. Разработка, тиражирование и доведение до регионального и полевого уровня инструментария наблюдения.
Инструментарий наблюдения состоит из Указаний по подготовке и проведению Выборочного наблюдения доходов населения и участия в социальных программах, Вопросников и указаний по их заполнению. Разработка статистического инструментария наблюдения выполняется в следующем порядке:
1) разработка проектов Вопросников и указаний по их заполнению, формируемых для групп опрашиваемых респондентов;
2) предварительное тестирование проектов Вопросников на региональном уровне;
3) доработка инструментария наблюдения по результатам тестирования и утверждение инструментария наблюдения для последующего тиражирования и проведения опросов.
Доведение до полевого уровня тиражей инструментария наблюдения производится в объемах, соответствующих установленным нормам по количеству обследуемых единиц наблюдения (домохозяйств и членов домохозяйств)*(7).
5. Обучение специалистов ТОГС и временных работников, привлекаемых к проведению наблюдения на региональном и полевом уровне.
Обучение специалистов ТОГС и временных работников, привлекаемых к проведению наблюдения на региональном и полевом уровне, проводится в три этапа.
На первом этапе проводится обучение специалистов ТОГС. Обучение проводится специалистами Росстата из числа представителей структурных подразделений, отвечающих за подготовку и проведение наблюдения на федеральном уровне.
Обучение организуется централизованно или в форме кустовых семинаров с участием представителей от каждого ТОГС. Кустовые семинары организуются по группам ТОГС, входящим в один федеральный округ.
Порядок и сроки организации обучающих семинаров, направление для участия в них специалистов Росстата и представителей ТОГС регламентируется приказом Росстата. Обучение проводится в течение 3-х рабочих дней.
На втором этапе проводится обучение руководителей подгрупп, инструкторов и на третьем этапе - интервьюеров. Обучение организуется и проводится по очной форме в каждом ТОГС.
Обучение возлагается на специалистов структурного подразделения ТОГС, ответственного за подготовку и проведение наблюдения на региональном уровне, прошедших соответствующую подготовку на обучающих семинарах. В обучении интервьюеров, кроме того, принимают участие руководители подгрупп и инструкторы согласно программе обучения, утверждаемой Росстатом.
Обучение завершается обязательной проверкой правильности усвоения изученного материала и степени готовности обучающегося к работе. Обучение проводится в течение 3 рабочих дней в форме семинаров или индивидуально.
6. Обеспечение деятельности временных работников, привлекаемых к проведению наблюдения на региональном и полевом уровне.
Для временных работников, привлекаемых к проведению наблюдения на региональном уровне (руководитель подгруппы, инструкторы) организуются рабочие места, оснащенные средствами связи, техническими средствами и необходимыми канцелярскими товарами.
Временные работники, привлекаемые к проведению наблюдения на полевом уровне, обеспечиваются необходимыми канцелярскими товарами.
Условиями гражданско-правового договора для временных работников, наряду с выплатой денежного вознаграждения по итогам выполнения установленного объема работ, предусматривается возмещение расходов в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств, связанных с:
а) проживанием по месту обучения, проездом до него и обратно - для интервьюеров, работающих в городских и сельских населенных пунктах, расположенных за пределами административного центра субъекта Российской Федерации;
б) проживанием по месту обучения, проездом до него и обратно - для руководителей подгрупп и инструкторов, если их место работы находится за пределами административного центра субъекта Российской Федерации;
в) проездом до места проживания обследуемых домохозяйств (и обратно) - для интервьюеров, работающих в городских и сельских населенных пунктах и имеющих место проживания вне шаговой доступности от места расположения участка наблюдения;
г) проживанием по месту сдачи материалов наблюдения (заполненных Вопросников, отчета о выполненной работе, отчета интервьюера о проведении опроса, удостоверений), проездом до него и обратно - для интервьюеров, работающих в городских и сельских населенных пунктах и имеющих место проживания вне шаговой доступности от места получения и сдачи материалов;
д) проездом до места проведения контрольных мероприятий (и обратно) - для руководителя подгруппы и инструкторов, место работы которых расположено вне шаговой доступности от места проведения контрольных мероприятий.
Временным работникам, привлекаемым к подготовке и проведению наблюдения на региональном уровне (руководители подгрупп, инструкторы) и полевом уровне (интервьюеры), выдается удостоверение, изготовленное в централизованном порядке Росстатом.
3.2.2. Организация и проведение опросов
3.2.2.1. Рекрутирование респондентов и проведение опросов
В ходе подготовки к проведению наблюдения интервьюер посещает домохозяйства по адресам, указанным в доведенном до него Списке адресов, и договаривается о дате проведения опроса. При отсутствии договоренности (отказе) или недостижимости домохозяйств по иным причинам интервьюер самостоятельно производит замену данного домохозяйства на другое из резервного списка.
По результатам предварительного посещения домохозяйств (рекрутирования) интервьюер составляет график посещений домохозяйств для проведения опросов.
Интервьюер ежедневно фиксирует информацию по факту посещения домохозяйств (в т.ч. об отказах от участия в наблюдении) и о ходе проведения опросов в специальном бланке "Отчет о рекрутировании домохозяйств". По завершении опросов указанный отчет передается интервьюером на региональный уровень в порядке, установленном для приемки-сдачи результатов наблюдения.
Порядок проведения опросов на полевом уровне регламентируется Указаниями по подготовке и проведению Выборочного наблюдения доходов населения и участия в социальных программах, которые утверждаются приказом Росстата. Основными разделами данных Указаний являются указания по заполнению Вопросников, порядок подготовки материалов наблюдения к автоматизированной обработке (на полевом уровне), порядок проведения контрольных мероприятий, указания по приемке-сдаче материалов наблюдения.
3.2.2.2. Взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления
В целях обеспечения выполнения работ по проведению Выборочного наблюдения доходов населения и участия в социальных программах ТОГС, на основании пункта 9 постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. N 946 "Об организации в Российской Федерации системы федеральных статистических наблюдений по социально-демографическим проблемам и мониторинга экономических потерь от смертности, заболеваемости и инвалидизации населения", должны взаимодействовать с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления по следующим направлениям:
проведение информационно-разъяснительной работы среди населения;
получение информации для составления списков жилых помещений по запросу ТОГС;
обеспечение безопасности интервьюеров при рекрутировании и проведении опросов респондентов.
ТОГС доводят до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления информацию, необходимую для оказания содействия в организации и проведении наблюдения, в том числе для подготовки ответов при обращениях граждан по возникающим вопросам в связи с проведением наблюдения.
3.2.3. Контрольные мероприятия, выполняемые на полевом уровне
Для обеспечения полноты и правильности получаемой от населения информации на региональном уровне проводятся контрольные мероприятия по проверке полноты и правильности заполнения Вопросников (далее - контрольные проверки).
Контрольные проверки осуществляются как штатными сотрудниками ТОГС, так и руководителем подгруппы и инструкторами (в пределах административного центра субъекта Российской Федерации) в период (или после) проведения опросов интервьюерами. Проведение контрольных проверок осуществляется с непосредственным выездом на участки наблюдения в пределах лимитов бюджетных обязательств, выделенных на эти цели.
В ходе контрольных проверок производится:
сверка адресов фактически посещенных домохозяйств и адресов домохозяйств, направленных интервьюеру в качестве основного и резервного списка домохозяйств;
наблюдение за ходом проведения опроса (выборочно в 1-2 домохозяйствах, в которых проводится опрос);
проведение контрольных опросов (выборочно в 2-3 домохозяйствах, в которых завершен опрос, по ограниченному кругу информации);
выяснение факта участия в обследовании (выборочно, в 10-15 домохозяйствах, в которых завершен опрос, по телефону).
Контрольные проверки проводятся в отношении каждого интервьюера.
В состав контрольных мероприятий на региональном уровне должны быть также включены проверки факта участия домохозяйства в обследовании посредством краткого интервью не менее 10% опрошенных домохозяйств по телефону.
3.2.4. Приемка-сдача результатов работ, выполненных на полевом уровне
Приемка-сдача результатов работ, выполненных на полевом уровне, производится после окончания контрольных мероприятий в соответствии с графиком приемки работ, утверждаемым ТОГС.
Сдача результатов работ производится интервьюерами с выездом в ТОГС или, в отдельных случаях, по почте через районные отделы статистики.
При приемке заполненных Вопросников на региональном уровне производится сплошная проверка полноты и правильности их заполнения на основе предварительного арифметического и логического контроля, а также правильность кодирования вопросов, кодировка которых возложена на интервьюеров.
По завершении приемки-сдачи на региональном уровне Вопросники комплектуются и подготавливаются к автоматизированной обработке (контроль, дополнительное кодирование информации и др.).
Порядок приемки-сдачи определяется соответствующим приказом ТОГС.
3.2.5. Контрольные мероприятия, выполняемые на региональном уровне
Контрольные мероприятия, выполняемые на региональном уровне, проводятся специалистами Росстата (с выездом в ТОГС) в период проведения опросов или в период приемки-сдачи результатов работ, выполняемых на полевом уровне.
В ходе проведения контрольных мероприятий производится:
проверка фактических сроков выполнения работ в соответствии с утвержденным Организационным планом-графиком;
выборочная проверка полноты и правильности заполнения Вопросников;
проверка графика проведения контрольных проверок интервьюеров и полноты их выполнения;
анализ причин возникновения и принятых мер по устранению недостатков, выявленных в ходе контрольных проверок интервьюеров.
IV. Обеспечение конфиденциальности данных, полученных в ходе наблюдения
Гарантии защиты содержащихся в вопросниках сведений о населении определены в статье 9 "Гарантии защиты первичных статистических данных, содержащихся в формах федерального статистического наблюдения" Федерального закона от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации".
Первичные статистические данные, содержащиеся в Вопросниках наблюдения, признаются конфиденциальными, не подлежат разглашению или распространению и используются только в целях формирования официальной статистический информации о потенциале и состоянии уровня жизни населения.
Обязанность не разглашать конфиденциальные сведения, полученные в ходе проведения наблюдения, предусматривается договорами, заключаемыми с лицами, осуществляющими сбор и обработку первичных данных, а в отношении должностных лиц - нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" обработка персональных данных осуществляется для статистических целей при условии их обязательного обезличивания.
При автоматизированной обработке материалов наблюдения все технические и программно-технологические средства используются с соблюдением мер по защите информации от несанкционированного доступа.
V. Автоматизированная обработка полученной информации, подведение итогов и их официальное опубликование, хранение материалов
Этап обработки полученной информации, подведения итогов, их официального опубликования, хранения материалов включает выполнение следующих работ:
автоматизированную обработку полученной информации и подведение итогов наблюдения на основе утвержденной технологии;
защиту персональных данных и конфиденциальной информации;
формирование официальной статистической информации на основе итогов наблюдения и их распространение.
Для автоматизации обработки информации наблюдения Росстатом дорабатывается программный комплекс - ПК СДП, разработанный на базе новейших унифицированных технологических решений, применяемых в системе Росстата.
Автоматизированная обработка полученной информации производится в соответствии с экономическим описанием и эксплуатационной документацией, разработанной и утвержденной в рамках доработки программного обеспечения на выполнение работ по автоматизированной обработке данных и получению итогов наблюдения.
Функции автоматизации наблюдения осуществляются в 2 этапа и распределены на региональном и федеральном уровнях.
1 этап. На региональном уровне осуществляется ввод на сервер ЦОДФУ первичных данных с бумажных носителей, формальный и логический контроль первичных данных с использованием предоставленного Росстатом программного обеспечения.
Работы по обработке данных на региональном уровне выполняются временными работниками, привлекаемыми к подготовке, проведению и автоматизированной обработке результатов наблюдения, в соответствии с функциями, изложенными в приложении N 2 к Основным методологическим и организационным положениям Выборочного наблюдения доходов населения и участия в социальных программах на условиях гражданско-правового договора.
2 этап. На федеральном уровне производится:
1) мониторинг хода автоматизированной обработки;
2) проведение повторного формального и логического контроля первичных данных;
3) формирование первичного информационного фонда данных наблюдения;
4) ведение нормативно-справочной информации;
5) редактирование и импутация данных наблюдения;
6) формирование единой базы первичных данных (обобщенного информационного фонда), дополнительный контроль полученной информации;
7) расчет коэффициентов взвешивания данных, обобщающих показателей, ошибок выборки;
8) формирование итоговых (регламентных) и публикационных таблиц.
В целях формирования официальной статистической информации на основе итогов Выборочного наблюдения доходов населения и участия в социальных программах на федеральном уровне осуществляется:
- подготовка базы данных наблюдения для публикации микроданных на сайте Росстата в системе открытого доступа (с соответствующим описанием метаданных в формате DDI (Data Documentation Initiative);
- распространение данных (статистические таблицы, в т.ч. интерактивные с применением OLAP-технологий, база микроданных, метаданные, тематический сборник).
При подготовке к публикации микроданные проходят дополнительные процедуры редактирования и импутации в автоматизированном режиме, а также в целях соблюдения принципов конфиденциальности - процедуры анонимизации, что исключает любую возможность не только прямой, но и косвенной идентификации домохозяйств и проживающих в них лиц.
В целях анонимизации публикуемых признаков домохозяйства и членов домохозяйства исключается ряд кодификационных признаков, производится изменение номеров домохозяйств по определенному алгоритму; значительная часть показателей, характеризующих доходы домохозяйства, агрегируется во избежание вероятности даже косвенного опознания респондентов; исключаются из публикации показатели, количество наблюдаемых единиц по которым имеет низкую частотность.
Публикация микроданных сопровождается описанием метаданных в формате DDI (the Data Documentation Initiative), а также размещением на данной странице Интернет-сайта Росстата агрегированных данных (статистических таблиц по итогам Выборочного наблюдения доходов населения и участия в социальных программах).
Метаданные представляют собой полную информацию о наблюдении (организационные документы, методика подготовки и проведения наблюдения, описание инструментария и т.д.) и описание микроданных.
Микроданные представляют собой файлы данных, содержащие информацию по каждой единице наблюдения (домашнему хозяйству и членам домашнего хозяйства), исключая данные, позволяющие идентифицировать респондентов. Публикация микроданных совместно с метаданными наблюдения дает возможность пользователям воспроизводить публикуемые итоговые таблицы, а также получать любые итоговые показатели по данным наблюдения.
Статистические итоговые таблицы представляют собой таблицы и диаграммы, построенные на основе микроданных наблюдения с учетом распространения итогов на генеральную совокупность.
Интерактивные средства построения таблиц представляют собой OLAP-кубы, предоставляющие возможность пользователям строить таблицы и диаграммы в интерактивном режиме в web-браузере, а также экспортировать полученные таблицы.
Опубликование итогов наблюдения в системе открытого доступа на официальном Интернет-сайте Росстата осуществляется в следующем порядке:
- публикация статистических таблиц 1-ой очереди с данными наблюдения в целом по Российской Федерации;
- публикация статистических таблиц 2-ой очереди с данными наблюдения по федеральным округам и субъектам Российской Федерации;
- публикация базы микроданных.
Публикация официальной статистической информации наблюдения осуществляется в сроки, предусмотренные Федеральным планом статистических работ, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 671-р.
Срок хранения заполненных Вопросников наблюдения на бумажных носителях - 5 лет. Место хранения Вопросников наблюдения до их уничтожения определяется руководством ТОГС с учетом требований сохранения конфиденциальности данных. Уничтожение Вопросников производится в установленном порядке.
VI. Материально-техническое и финансовое обеспечение наблюдения
Материально-техническое обеспечение Выборочного наблюдения доходов населения и участия в социальных программах осуществляется в период его подготовки и проведения на основе нормативов для обеспечения работы всех лиц, привлекаемых к подготовке и проведению наблюдения, обработке его итогов, утверждаемых соответствующими приказами Росстата.
Финансирование Выборочного наблюдения доходов населения и участия в социальных программах осуществляется в рамках лимитов бюджетных обязательств, выделенных на эти работы. Территориальным органам государственной статистики, принимающим участие в подготовке, проведении и автоматизированной обработке полученной информации, лимиты бюджетных обязательств доводятся в установленном порядке.
______________________________
*(1) За исключением коллективных домашних хозяйств (лиц, долговременно находящихся в больницах, домах-интернатах и других институциональных заведениях, монастырях, религиозных общинах и прочих коллективных жилых помещениях)
*(2) Понятие определено для целей проведения выборочных наблюдений по социально-демографическим проблемам
*(3) В том числе лица, чей фактический (или предполагаемый) период пребывания в домашнем хозяйстве длится более одного года
*(4) Лицо считается "постоянно (обычно) проживающим" в домашнем хозяйстве, если оно проводит ежесуточно в этом домашнем хозяйстве большую часть своего ежедневного ночного отдыха.
*(5) Фактическое (или предполагаемое) отсутствие длится более одного года или не более одного года соответственно
*(6) В качестве основы для отбора населенных пунктов и административных районов используются списки административно-территориальных единиц (городов, поселков городского типа, административных районов) с указанием численности постоянного населения на начало календарного года проведения наблюдения
*(7) С учетом обеспечения 5-ти процентного резерва, исходя из фактического числа респондентов, и возможного его увеличения при наличии финансовых средств
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.